Дидактические игры как средство развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
методическая разработка

Терзикян Марина Жоровна

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного

вида № 11 «Василёк» города Белореченска  муниципального образования Белореченский   район

Районная методическая неделя

«Организация системы работы по развитию речи детей дошкольного возраста»»

Дидактические игры как средство развития

звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Мастер-класс для педагогов МАДОУ Д/С 11

                                                                                                                                                                               

Подготовила: Терзикян Марина Жоровна,

воспитатель высшей  квалификационной категории

Цель: обмен опытом с коллегами по вопросу речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования дидактической игры.

Задачи:

- обосновать актуальность выбранной темы;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике дидактических игр по развитию речи;

- познакомить педагогов с вариантами дидактических игр по развитию звуковой культуры речи детей 5 – 7 лет;

        Оборудование: 

     Добрый день, уважаемые коллеги!

    Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе. В качестве темы в рамках методической недели, посвящённой развитию речи детей дошкольного возраста я выбрала следующую: «Дидактическая игра как средство развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста». 

      Немного теории. Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

     Одним из средств, способных решить проблему развития речи детей дошкольного возраста – это дидактическая игра. Речь формируется в деятельности. Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, через неё дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребёнка! Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка. В речевой игре от ребёнка требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах.

     Согласно педагогическому словарю, дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление. Главная цель дидактической игры – обучающая. Дидактическая игра для детей наиболее доступный вид деятельности и способ переработки полученных знаний. Дидактические игры стимулируют мыслительные процессы, а следовательно, и речь ребёнка. Она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Именно поэтому значительное место у нас на занятиях по развитию речи  и вне занятий занимают дидактические игры.

     Для речевого развития дидактическая игра  выполняет следующие функции:

- способствует обогащению словаря;

- способствует формированию грамматического строя речи;

- способствует развитию связной речи;

- способствует развитию умения правильно выражать собственные мысли,

- способствует совершенствованию звуковой культуры речи.

      На последнем пункте  - развитии звуковой культуры речи, поговорим более подробно. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи - многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение), таких как:

- развитие речевого слуха;

- обучение правильному звукопроизношению;

- овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);

- выработка чёткой дикции.

       В группе имеется картотека игр по развитию речи, которые используются во всех режимных моментах, кроме этого их можно использовать во всей образовательной деятельности. Такие игры, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и чётко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.

      В работе над дикцией, силы голоса, темпа речи используем скороговорки, чистоговорки, загадки, стихи. Дети произносят их громко, шёпотом, вполголоса и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро). Игра «Скажи с разной интонацией» - позволяет дошкольникам пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

     А сейчас мы с вами рассмотрим на примере дидактических игр для детей 5 – 7 лет развитие и совершенствование звуковой культуры речи и поиграем с вами в следующие игры!

Практическая часть.

1. С целью развития речевого слуха, предлагаю поиграть в игру «Назови слово».

Участники образуют круг, ведущий становится в центр, бросает мяч участнику и называет любой согласный звук, задача участника вернуть мяч, назвав слово, начинающееся на этот звук.

2. Д/и «Лодочки и пароходы»

Предложить участникам разделиться на две группы: одна группа — лодочки, другая – пароходы.

     Когда плывёт лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух», когда плывёт пароход, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (участники повторяют звукосочетание).      

     По сигналу «Плывут лодочки» первая группа идёт по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух». По сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа. Затем участники меняются ролями, и игра повторяется.

3. Д/игра «Любопытный» 

     На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К)

- Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)

- Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик, консультант, корреспондент, каменщик)

- Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)

- Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)

4. Игра «Аквариум» (на примере звука Ш):
- Я произнесу 10 слов. Если звук Ш в начале слова, опусти рыбку в первый аквариум, если в конце - в третий и т.п.
- Так вы узнаете в каком аквариуме больше рыбок.
    Слова: шест, сушка, солнышко, камыш, шахматист, душ, шелест, спешить, стишок, малыш.

5. Д/игра «Придумай рассказ»

Правила: Придумать рассказ, в котором все слова начинались бы на определенный звук.

Например, на звук (П). Папа пришел поздно. Поцеловал Павлика, погладил по плечу Петю. Подумал, попробовал пирог. Поужинал. Поднялся, постелил постель, потянулся. Присел, поправил подушку. Прилег.

       Итак, уважаемые коллеги, наш мастер-класс показал, что использование дидактических игр в развитии звуковой культуры речи помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения. Хочется надеяться, что  игры и пособия показанные и перечисленные сегодня Вам пригодятся в работе. Большое спасибо всем за помощь и внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль развитию мелкой моторики. Такие умения и навыки, как расстегивание одежды, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии м...

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Дидактическая игра – одно из средств уточнения,  закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности...

Презентация " Дидактическая игра как средство формирования правильной речи у детей дошкольного возраста "

Дидактическая игра- средство обучения , поэтому она может быть использована при усвоении любого материала и проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях , может включаться в любое зан...

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" учитель-логопед Борисовская Л.В.

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста"...