Вокалотерапия
рабочая программа (подготовительная группа)

Пивкина Юлия Михайловна

Программа по дополнительному образованию для детей подготовительных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokaloterapiya.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №88»

 городского округа  Саранск

Согласовано                                                                 Утверждаю

Педагогическим Советом №6                                    Заведующая МДОУ «Детский сад №88»                                                            

От _____________2023г.                                                 ___________________О.В. Борисова

                                                                               Приказ №________от ________ 2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

 «ВОКАЛОТЕРАПИЯ-ЛЕЧЕНИЕ ПЕНИЕМ»

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

                    Составитель:

                    Пивкина Ю.М.

Саранск 2023-2024

СОДЕРЖАНИЕ

1

Паспорт  программы

3

2

Пояснительная записка

5

3

Учебно-тематический план

11

5

Содержание программы

12

6

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

25

7

Список литературы

26

8

Приложение

28

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная общеразвивающая программа

Руководитель программы

Пивкина Юлия  Михайловна

Организация-исполнитель

МДОУ «Детский сад №88 »

Адрес организации

исполнителя

г.о. Саранск, ул Лихачёва 13 А

Цель программы

Профилактика и ранняя коррекция нарушений здоровья ребенка дошкольного возраста методом вокалотерапии.

Направленность программы

Художественно-эстетическая

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 Адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

 У детей обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Так же  корректируется  личностная  и эмоционально – волевая  сфера;  устраняются негативные  качества  характера. У детей   развиты  положительные  качества  характера (доброта, сопереживания, отзывчивость, честность и т.д.);  сформированы психические функции. В результате также  развит фонематический  слух и скорректировано правильное  произношение.

  1. Пояснительная записка.

       Сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление деятельности всего современного российского общества. В последние годы заметно усилился интерес к использованию искусства в коррекционно-развивающей работе с детьми.  Как показывает изучение детской популяции,  вступающие в жизнь новые поколения физически и психически более ослаблены, чем предыдущие. Исследования показывают, что 85% детей - воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи психологического и коррекционного характера. Число детей нарушениями психического развития, так называемых «детей группы риска», велико и всё возрастает. В работоспособности таких детей отмечаются: быстрая утомляемость, непоседливость, сниженный интерес к занятиям, частые изменения эмоционального фона настроения. У большинства таких детей уровень знаний об окружающем мире сформирован недостаточно. Внимание неустойчивое. Состояние речи характеризуется  дефектным звукопроизношением, страдает связная речь. Недостатки эмоционально - волевой сферы проявляются наличием у детей негативных черт характера (вспыльчивость, агрессивность, замкнутость,  упрямство, и т.д.) страдает так же сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально - теплым отношениям со сверстниками, слабо ориентируются в нравственно - эстетических нормах поведения.

Такие дети нуждаются в особом подходе, психологической помощи и  коррекции.

Новизна программы   заключается в том, что в ней используется  метод ВОКАЛОТЕРАПИЯ – это  один из важных и особенных видов арттерапии, который формирует не только эмоциональную сферу, образное мышление ребёнка, но и способствует развитию художественных-эстетических  способностей,  тренирует  координацию всех мышечных систем, улучшает  обменные процессы в организме, является профилактикой простудных заболеваний.

 Актуальность. Актуальностью является то, что  работы, определяющие  теоретические и методические основы вокалотерапии в системе дошкольного образования в  практических разработках  в этом направлении представлены недостаточно. Поэтому и возникла потребность  изучить данную тему создать  и внедрить   программу, которая  будет адресована музыкальным руководителям ДОУ, так же возможно использование  в работе логопеда в  детском саду,  в группах с ОВЗ,  для детей с задержкой психического развития.

Отличительная особенность программы. Для использования арт-терапевтических методик, включая вокалотерапию, в коррекционной работе с дошкольниками является возраст 6-7 лет, в отдельных случаях и с 5 лет. В этом возрасте у ребенка уже сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные умения в художественных видах деятельности,  а так же развито самосознание, что является основой для использования арт-терапевтических методик.  Отличительными особенностями программы так же являются:

 а)не ставить ребенка в строго определенные рамки, без суеты и натаскивания;

б)последовательное, пошаговое движение вперед с целью коррекционного  исправляющего воздействия;

в) особая здоровье - сберегающая система отношений между педагогом и

детьми.

Также программа построена в двух направлениях:

1.Терапия - направление медицины, лечебное воздействие;

2. Педагогика -  направление из области научного знания, наука об обучении, воспитании и развитии, а в специальном образовании - и коррекции.

Важно отметить следующее – занятия по вокалотерапии необходимо  проводить  наряду с комплексным обследованием организма особого ребёнка. Здесь важна гармоничная и слаженная работа всего коллектива: логопеда, дефектолога, психолога, музыкального руководителя, других специалистов, работающих в том или ином школьном или дошкольном учреждении.

Педагогическая  целесообразность   программы   заключается в том, что метод вокалотерапии может применяться в работе со старшими дошкольниками, так и с детьми с ОВЗ( с нарушением речи, зрения, задержкой психического развития) :

-для активизации работы левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания;

-для  развития и укрепления дыхательной системы;

-для тренировки мышц гортани, голосовых связок;

-для улучшения тембра голоса, что содействует выразительности речи и пения;

-для создания самых благоприятных условий для формирования общей музыкальной культуры.

В основе программы лежит вокальная  методика доктора медицинских наук, музыкотерапевта  С. В. Шушарджана.

Цель: профилактика и ранняя коррекция нарушений здоровья ребенка дошкольного возраста методом вокалотерапии.

Задачи:

Коррекционные:

- коррекция недостатков в личностной и эмоционально - волевой сфере:

-формирование у детей волевых качеств;

-устранение и предупреждение негативных качеств характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость и пр.);

-формирование у детей навыков психологической адаптации в коллективе;

-развитие у детей положительных качеств характера (доброты, сопереживания, отзывчивости, честности и т.д.);

-преодоление невротических проявлений (страхов, тревожности и т.д.)

-преодоление недостатков в речевом развитии.

Развивающие:

- формирование высших психических функций:

- развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;

- развитие творческих способностей (воображения, фантазии).

Воспитательные:

-формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству:

-формирование чувства ритма;

-обеспечение всех и каждого ребенка в эмоционально-двигательном самовыражении;

-создание благоприятных условий для формирования общей музыкальной культуры.

-формирование   музыкально-релаксационной культуры .

Образовательные:

-обучение правильному  пению, дыханию.

-пропевание  лечебных звуков, распевание на разные слоги.

-использование  целительных  возможностей музыки.

-формирование певческих навыков.

-тренировка фонематического слуха, правильного произношения.

     Форма и режим занятий.

 Программа рассчитана на 1 год обучения и рекомендуется для занятий детей старшего дошкольного возраста     6-7 лет, в отдельных случаях и с 5 лет. Программа предлагает проведение занятий 1 раз в неделю, исходя из календарного года. Продолжительность занятия учитывается по возрастным и физическим особенностям детей.

     Структура занятия.

Для достижения максимального эффекта структуру занятия по вокалотерапии  предлагаю  строить в игровой форме  таким образом:

1.Упражнения на снятия зажимов в различных областях.

2.Дыхательная гимнастика.

3.Артикуляционная гимнастика.

4.Пропевание лечебных звуков, распевание на разные слоги в зависимости от задачи, которая стоит перед педагогом.

5.Песенки короткой продолжительности, желательно шуточного содержания, сопровождающиеся наглядностью.

6. Релаксация и медитация.

      Специфические принципы:

 Принцип- Активная форма слушания музыки.

Музыка – самое эффективное и быстродействующее воздействие на наши слуховые анализаторы. Она может исправить эмоциональное состояние человека. Воздействие музыки происходит через звуковой регулятор жизненных ритмов: пульс, дыхание, движение. У взрослого и ребенка они разные. Поэтому музыка должна быть специфической. Ребенка необходимо подготовить к её восприятию (предложить сесть поудобней, расслабиться, сосредоточиться на музыке и предварительном рассказе). Музыка, звучащая на занятиях, специально подобрана, благотворно влияющая на организм, с негромкой динамикой.

      Принцип-Ритмодикломация.

У детей с ЗПР и речевым нарушением наблюдается стойкое недоразвитие в двигательной сфере. А любое движение взрослого или ребенка совершается в определенном ритме: ритме стихотворения, сердца, дыхания, ритма дня, работы и т.д. Здесь приходит на помощь коррекционная ритмика. Ритм, который вовлекает ребенка в движение, организует его и дисциплинирует. А стихотворная речь, которая сопровождает движение, подсказывает ребенку и он запоминает их на уровне сознания и мышечного, и музыкального.

 Пальчиковый игротренинг.

О влиянии движений пальцев и кистей рук на развитие мозга человека было известно ещё в II веке до нашей эры в Китае. В настоящее время о влиянии мелкой моторики рук на развитие речи ребенка написано много работ.  Использование на занятиях вокалотерапии  пальчиковых игр  позволяет развивать у детей двигательную активность, мелкую моторику рук в определенном порядке.

Принцип-Контактный и бесконтактный массаж.

После выполнения ритмических упражнений, ладони детей становятся разогретыми и готовыми для проведения контактного и бесконтактного массажа, которые проводятся под плавную и ритмическую музыку. В первом случае дети мысленно произносят слова добра, любви и нежности к тому, кому массируют биополе. Во втором случае разминаются мышцы спины (топорики), шеи и крестца (4 щипка пальцами) и опять под плавную музыку проводится успокоительный массаж шеи и плеч стоящего впереди партнера через 5 минут группа поворачивается кругом и меняется партнерами.

Принцип-Релаксация

Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться также остро, как и взрослые. Ведь дети тоже бывают напряжены физически и эмоционально. Это приводит к раздражению и иррациональному поведению. С помощью глубокого и спокойного дыхания можно предупредить перепады настроения. Специально подобранная музыка, с частотой ритма 60 ударов в минуту, помогает ребенку расслабиться, сосредоточиться на создаваемых образах, почувствовать мышечные расслабления.

Ожидаемый результат.

    В результате проделанной работы при использовании метода вокалотерапии и при правильном психолого-педагогическом подходе  у детей обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Так же корректируется личностная и эмоционально – волевая сфера;  устраняются негативные  качества  характера. У детей будут развиты положительные характера (доброта, сопереживания, отзывчивость, честность и т.д.); сформированы психические функции. В результате также будет развит фонематический слух и скорректировано правильное произношение.

 Заключение

       Таким образом, вокалотерапия – это метод, который на практике, возможно, использовать в образовательной деятельности. Её целебные свойства доказаны, а значит, педагогам, музыкальным руководителям и другим узким специалистам важно применять вокалотерапию, как фактор здоровьесбережения в совместной образовательной деятельности педагогов и детей дошкольного возраста.

Учебно-тематический план работы.

п/п

Наименование блоков и тем

Количество часов

Количество занятий

мин

Теория

Практика

1

Знакомство. Диагностика

1

30

-

30

2

Что такое вокалотерапия?

1

30

15

15

3

Целебные свойства музыки.

1

30

10

20

4

Мелодия здоровой жизни.

1

30

10

20

5

Петь значит не болеть!

1

30

10

20

6

Музыка и здоровье.

Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровожд

1

30

10

20

7

Для чего нужно петь?

1

30

10

20

8

Где живет голос?

1

30

10

20

9

Голос и его возможности.

1

30

10

20

10

Сила голоса.

1

30

10

20

11

Энергия голоса.

 

1

30

10

20

12

Рисуем голосом.

1

30

10

20

13

Что такое релаксация?                                

1  

30

10

20

14

Голосовые медитации.

1

30

10

20

15

Петь приятно и удобно.

1

30

10

20

16

Учимся петь играя.

1

30

10

20

17

Учимся правильно дышать.

1

30

10

20

18

Дышим на здоровье.

1

30

10

20

19

Дышим и поем.

1

30

10

20

20

Важность дыхательной гимнастики.

1

30

10

20

21

Слушаем и поем.

1

30

10

20

22

Лечебные звуки.

1

30

10

20

23

Импровизация пения.

1

30

10

20

24

Что такое интонация?

1

30

10

20

25

Любимые песни

1

30

10

20

26

Дикция –что это?

1

30

10

20

27

Артикуляционный аппарат

1

30

10

20

28

Гимнастика для язычка

1

30

10

20

29

Музыкальные скороговорки

1

30

10

20

30

Песни про здоровье

1

30

10

20

31

Песни на каждый день.

1

30

10

20

32

Поем для здоровья!

1

30

10

20

Всего

32

32

     

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Рекомендации и методические указания по проведению бесед, теоретических и практических занятий разработаны в соответствии с основными принципами педагогики и психологии.

      В организации художественно-эстетической деятельности, развитию самостоятельности    и    творчества    детей    используются     эффективные методы и приёмы.

     Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Наглядные: (наблюдения, показ картины, показ способов изображения и способов действия).
Словесные: (беседа, объяснение, вопросы)
Практические: (игровая ситуация,  обыгрывание готовых изображений)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:
Фронтальная: одновременная работа со всеми детьми.
Коллективная: организация творческого взаимодействия между всеми детьми.
Индивидуально-фронтальная - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.

Оборудование:  мультимедийное   оборудование.

Материалы: нотное приложение, аудиозаписи.

     Реализация  программы  невозможна   без   программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания развивающей среды. Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов.

Методы и приёмы диагностики

    Для достижения основной цели проводится обследование детей, которое проходит  в форме диагностики и строится  на основе коммуникативного подхода к развитию деятельности.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Шушарджан С.В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека. /Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук/ — Москва: РУДН, 1994. — 345 с.

2. Шушарджан СВ., Еремина Н.И., Шушарджан Р.С. Музыкальные

архетипы, как биорезонансный фактор активизации структур коллективного

бессознательного. - М., «Имедис», Сб. Трудов XIV Международной

конференции «Теоретические и клинические аспекты применения

биорезонансной и мультирезонансной терапии», 2008, С. 147-149.

3. Еремина Н.И. Перспективы использования ИВТ в психологическом

оздоровлении школьников. - М., «Асвомед - 2008».Сб. трудов X юбилейной

международной Конференции "Современные технологии восстановительной

медицины (диагностика, оздоровление, реабилитация), С. 118-119.

4. Шушарджан СВ., Еремина Н.И., Шушарджан Р.С. Лечебно-

оздоровительные эффекты музыкальной терапии в свете рефлекторно-

резонансной теории акустических воздействий. - М., «Асвомед - 2008».Сб.

трудов X юбилейной международной Конференции "Современные

технологии восстановительной медицины (диагностика, оздоровление,

реабилитация), с. 289-291.

5. Еремина Н.И. Игровая вокалотерапия, как новый способ музыкально-

педагогической психокоррекции и оздоровления детей. -М., Материалы

конгресса 4 Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания

России», 2008, Зт, С.Публикации в журналах, рекомендованных ВАК:

6. Шушарджан СВ., Еремина Н.И., Шушарджан Р.С. Традиционная

концепция музыкальной терапии и резонансно-рефлекторная теория

акустических воздействий. -М., Журнал «Традиционная медицина», 2008, №2 (13), С.32-37.

7.Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 – 384с.

8.Шереметьев, В.А. Хоровое пение в детском саду / В.А. Шереметьев. – Челябинск, издатель Татьяна Лурье, 2001 – 132с., ил.

9.Покровская, С. В. Музыкотерапия и вокалотерапия / С. В. Покровская // Институт психотерапии и клинической психологии. – (http://www.psyinst.ru/seminar.php?id=381).

 10.Ходосевич, Е. Д. Роль музыкального искусства в сохранении и укреплении здоровья школьников / Е. Д. Ходосевич // Ваш психолог. – (http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119).

11.Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия /Л. С. Брусиловский // Руководство по психотерапии /под ред. проф. В.Е. Рожнова. — Ташкент. — 2011. — 275 с.

12.Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — Москва: Просвещение, 1967. — 207 с.

13.Копытин, А.И. Свистовская ,Е.Е. Арт — терапия детей и подростков. — Москва: Когито— Центр, 2007. — 207 с.

14.Сусанина И. Введение в арт-терапию. — Москва: Когито, 2007. — 356с.

15. Здоровье ребенка в детском саду [электронный ресурс] – URL: www.sympaty.net/ (дата обращения 17.01.2017)

16. Лечение звуками, звукотерапия на страже здоровья [электронный ресурс] – URL: http://monamo.ru/netrad-lechenie/zvukoterapiya/lechenie-zvukami (дата обращения 19.01.2017)

17. Мастер голоса: развитие речи, техника речи, упражнения для голоса и дикции [электронный ресурс] –URL:http://www.mastergolosa.ru/artikulyaciya/upragneniya (дата обращения 21.01.2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Вокалотерапия"

Музыка - это искусство, которое благотворно действует на здоровье человека. Она влияет на организм физиологически и психологически. Поэтому вопрос об использовании музыки, как средства укрепления здор...

вокалотерапия

Искусство это та привлекательная среда, к которой по разным причинам стремится каждый из нас, ибо оно является институтом воспитания выражения чувств.Творчество, как путь самореализации создае...

ОСОБАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И НЕКОТОРЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ В ВОКАЛОТЕРАПИИ.

В настоящее время все большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов п...

консультация для родителей .Музыкотерапия.Вокалотерапия

Музыкатерапия-метод где музыка используется как лечебное средство. Вокалотерапия - одно из проявлений музыкотерапии....

Консультация для родителей "Вокалотерапия - исцеление звуком"

«Звук может изменить мир, потому что звук –  это движение и возбуждение жизненных сил организма»....

Методическое пособие "Вокалотерапия для дошкольников на музыкальных занятиях"

В методическом пособии автор обращается к специфике профессии музыкального руководителя, раскрывает  роль вокалотерапии на музыкальных занятиях и в режимных моментах ребенка, уделяет ос...