Вокалотерапия
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа по дополнительному образованию для детей подготовительных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №88»
городского округа Саранск
Согласовано Утверждаю
Педагогическим Советом №6 Заведующая МДОУ «Детский сад №88»
От _____________2023г. ___________________О.В. Борисова
Приказ №________от ________ 2023г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«ВОКАЛОТЕРАПИЯ-ЛЕЧЕНИЕ ПЕНИЕМ»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Пивкина Ю.М.
Саранск 2023-2024
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Паспорт программы | 3 |
2 | Пояснительная записка | 5 |
3 | Учебно-тематический план | 11 |
5 | Содержание программы | 12 |
6 | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 25 |
7 | Список литературы | 26 |
8 | Приложение | 28 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная общеразвивающая программа |
Руководитель программы | Пивкина Юлия Михайловна |
Организация-исполнитель | МДОУ «Детский сад №88 » |
Адрес организации исполнителя | г.о. Саранск, ул Лихачёва 13 А |
Цель программы | Профилактика и ранняя коррекция нарушений здоровья ребенка дошкольного возраста методом вокалотерапии. |
Направленность программы | Художественно-эстетическая |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | Адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | У детей обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Так же корректируется личностная и эмоционально – волевая сфера; устраняются негативные качества характера. У детей развиты положительные качества характера (доброта, сопереживания, отзывчивость, честность и т.д.); сформированы психические функции. В результате также развит фонематический слух и скорректировано правильное произношение. |
- Пояснительная записка.
Сохранение и укрепление здоровья детей – приоритетное направление деятельности всего современного российского общества. В последние годы заметно усилился интерес к использованию искусства в коррекционно-развивающей работе с детьми. Как показывает изучение детской популяции, вступающие в жизнь новые поколения физически и психически более ослаблены, чем предыдущие. Исследования показывают, что 85% детей - воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи психологического и коррекционного характера. Число детей нарушениями психического развития, так называемых «детей группы риска», велико и всё возрастает. В работоспособности таких детей отмечаются: быстрая утомляемость, непоседливость, сниженный интерес к занятиям, частые изменения эмоционального фона настроения. У большинства таких детей уровень знаний об окружающем мире сформирован недостаточно. Внимание неустойчивое. Состояние речи характеризуется дефектным звукопроизношением, страдает связная речь. Недостатки эмоционально - волевой сферы проявляются наличием у детей негативных черт характера (вспыльчивость, агрессивность, замкнутость, упрямство, и т.д.) страдает так же сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально - теплым отношениям со сверстниками, слабо ориентируются в нравственно - эстетических нормах поведения.
Такие дети нуждаются в особом подходе, психологической помощи и коррекции.
Новизна программы заключается в том, что в ней используется метод ВОКАЛОТЕРАПИЯ – это один из важных и особенных видов арттерапии, который формирует не только эмоциональную сферу, образное мышление ребёнка, но и способствует развитию художественных-эстетических способностей, тренирует координацию всех мышечных систем, улучшает обменные процессы в организме, является профилактикой простудных заболеваний.
Актуальность. Актуальностью является то, что работы, определяющие теоретические и методические основы вокалотерапии в системе дошкольного образования в практических разработках в этом направлении представлены недостаточно. Поэтому и возникла потребность изучить данную тему создать и внедрить программу, которая будет адресована музыкальным руководителям ДОУ, так же возможно использование в работе логопеда в детском саду, в группах с ОВЗ, для детей с задержкой психического развития.
Отличительная особенность программы. Для использования арт-терапевтических методик, включая вокалотерапию, в коррекционной работе с дошкольниками является возраст 6-7 лет, в отдельных случаях и с 5 лет. В этом возрасте у ребенка уже сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные умения в художественных видах деятельности, а так же развито самосознание, что является основой для использования арт-терапевтических методик. Отличительными особенностями программы так же являются:
а)не ставить ребенка в строго определенные рамки, без суеты и натаскивания;
б)последовательное, пошаговое движение вперед с целью коррекционного исправляющего воздействия;
в) особая здоровье - сберегающая система отношений между педагогом и
детьми.
Также программа построена в двух направлениях:
1.Терапия - направление медицины, лечебное воздействие;
2. Педагогика - направление из области научного знания, наука об обучении, воспитании и развитии, а в специальном образовании - и коррекции.
Важно отметить следующее – занятия по вокалотерапии необходимо проводить наряду с комплексным обследованием организма особого ребёнка. Здесь важна гармоничная и слаженная работа всего коллектива: логопеда, дефектолога, психолога, музыкального руководителя, других специалистов, работающих в том или ином школьном или дошкольном учреждении.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что метод вокалотерапии может применяться в работе со старшими дошкольниками, так и с детьми с ОВЗ( с нарушением речи, зрения, задержкой психического развития) :
-для активизации работы левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания;
-для развития и укрепления дыхательной системы;
-для тренировки мышц гортани, голосовых связок;
-для улучшения тембра голоса, что содействует выразительности речи и пения;
-для создания самых благоприятных условий для формирования общей музыкальной культуры.
В основе программы лежит вокальная методика доктора медицинских наук, музыкотерапевта С. В. Шушарджана.
Цель: профилактика и ранняя коррекция нарушений здоровья ребенка дошкольного возраста методом вокалотерапии.
Задачи:
Коррекционные:
- коррекция недостатков в личностной и эмоционально - волевой сфере:
-формирование у детей волевых качеств;
-устранение и предупреждение негативных качеств характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость и пр.);
-формирование у детей навыков психологической адаптации в коллективе;
-развитие у детей положительных качеств характера (доброты, сопереживания, отзывчивости, честности и т.д.);
-преодоление невротических проявлений (страхов, тревожности и т.д.)
-преодоление недостатков в речевом развитии.
Развивающие:
- формирование высших психических функций:
- развитие зрительной, слуховой и вербальной памяти;
- развитие творческих способностей (воображения, фантазии).
Воспитательные:
-формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству:
-формирование чувства ритма;
-обеспечение всех и каждого ребенка в эмоционально-двигательном самовыражении;
-создание благоприятных условий для формирования общей музыкальной культуры.
-формирование музыкально-релаксационной культуры .
Образовательные:
-обучение правильному пению, дыханию.
-пропевание лечебных звуков, распевание на разные слоги.
-использование целительных возможностей музыки.
-формирование певческих навыков.
-тренировка фонематического слуха, правильного произношения.
Форма и режим занятий.
Программа рассчитана на 1 год обучения и рекомендуется для занятий детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, в отдельных случаях и с 5 лет. Программа предлагает проведение занятий 1 раз в неделю, исходя из календарного года. Продолжительность занятия учитывается по возрастным и физическим особенностям детей.
Структура занятия.
Для достижения максимального эффекта структуру занятия по вокалотерапии предлагаю строить в игровой форме таким образом:
1.Упражнения на снятия зажимов в различных областях.
2.Дыхательная гимнастика.
3.Артикуляционная гимнастика.
4.Пропевание лечебных звуков, распевание на разные слоги в зависимости от задачи, которая стоит перед педагогом.
5.Песенки короткой продолжительности, желательно шуточного содержания, сопровождающиеся наглядностью.
6. Релаксация и медитация.
Специфические принципы:
Принцип- Активная форма слушания музыки.
Музыка – самое эффективное и быстродействующее воздействие на наши слуховые анализаторы. Она может исправить эмоциональное состояние человека. Воздействие музыки происходит через звуковой регулятор жизненных ритмов: пульс, дыхание, движение. У взрослого и ребенка они разные. Поэтому музыка должна быть специфической. Ребенка необходимо подготовить к её восприятию (предложить сесть поудобней, расслабиться, сосредоточиться на музыке и предварительном рассказе). Музыка, звучащая на занятиях, специально подобрана, благотворно влияющая на организм, с негромкой динамикой.
Принцип-Ритмодикломация.
У детей с ЗПР и речевым нарушением наблюдается стойкое недоразвитие в двигательной сфере. А любое движение взрослого или ребенка совершается в определенном ритме: ритме стихотворения, сердца, дыхания, ритма дня, работы и т.д. Здесь приходит на помощь коррекционная ритмика. Ритм, который вовлекает ребенка в движение, организует его и дисциплинирует. А стихотворная речь, которая сопровождает движение, подсказывает ребенку и он запоминает их на уровне сознания и мышечного, и музыкального.
Пальчиковый игротренинг.
О влиянии движений пальцев и кистей рук на развитие мозга человека было известно ещё в II веке до нашей эры в Китае. В настоящее время о влиянии мелкой моторики рук на развитие речи ребенка написано много работ. Использование на занятиях вокалотерапии пальчиковых игр позволяет развивать у детей двигательную активность, мелкую моторику рук в определенном порядке.
Принцип-Контактный и бесконтактный массаж.
После выполнения ритмических упражнений, ладони детей становятся разогретыми и готовыми для проведения контактного и бесконтактного массажа, которые проводятся под плавную и ритмическую музыку. В первом случае дети мысленно произносят слова добра, любви и нежности к тому, кому массируют биополе. Во втором случае разминаются мышцы спины (топорики), шеи и крестца (4 щипка пальцами) и опять под плавную музыку проводится успокоительный массаж шеи и плеч стоящего впереди партнера через 5 минут группа поворачивается кругом и меняется партнерами.
Принцип-Релаксация
Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться также остро, как и взрослые. Ведь дети тоже бывают напряжены физически и эмоционально. Это приводит к раздражению и иррациональному поведению. С помощью глубокого и спокойного дыхания можно предупредить перепады настроения. Специально подобранная музыка, с частотой ритма 60 ударов в минуту, помогает ребенку расслабиться, сосредоточиться на создаваемых образах, почувствовать мышечные расслабления.
Ожидаемый результат.
В результате проделанной работы при использовании метода вокалотерапии и при правильном психолого-педагогическом подходе у детей обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Так же корректируется личностная и эмоционально – волевая сфера; устраняются негативные качества характера. У детей будут развиты положительные характера (доброта, сопереживания, отзывчивость, честность и т.д.); сформированы психические функции. В результате также будет развит фонематический слух и скорректировано правильное произношение.
Заключение
Таким образом, вокалотерапия – это метод, который на практике, возможно, использовать в образовательной деятельности. Её целебные свойства доказаны, а значит, педагогам, музыкальным руководителям и другим узким специалистам важно применять вокалотерапию, как фактор здоровьесбережения в совместной образовательной деятельности педагогов и детей дошкольного возраста.
Учебно-тематический план работы.
№ п/п | Наименование блоков и тем | Количество часов | |||
Количество занятий | мин | Теория | Практика | ||
1 | Знакомство. Диагностика | 1 | 30 | - | 30 |
2 | Что такое вокалотерапия? | 1 | 30 | 15 | 15 |
3 | Целебные свойства музыки. | 1 | 30 | 10 | 20 |
4 | Мелодия здоровой жизни. | 1 | 30 | 10 | 20 |
5 | Петь значит не болеть! | 1 | 30 | 10 | 20 |
6 | Музыка и здоровье. Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровожд | 1 | 30 | 10 | 20 |
7 | Для чего нужно петь? | 1 | 30 | 10 | 20 |
8 | Где живет голос? | 1 | 30 | 10 | 20 |
9 | Голос и его возможности. | 1 | 30 | 10 | 20 |
10 | Сила голоса. | 1 | 30 | 10 | 20 |
11 | Энергия голоса.
| 1 | 30 | 10 | 20 |
12 | Рисуем голосом. | 1 | 30 | 10 | 20 |
13 | Что такое релаксация? | 1 | 30 | 10 | 20 |
14 | Голосовые медитации. | 1 | 30 | 10 | 20 |
15 | Петь приятно и удобно. | 1 | 30 | 10 | 20 |
16 | Учимся петь играя. | 1 | 30 | 10 | 20 |
17 | Учимся правильно дышать. | 1 | 30 | 10 | 20 |
18 | Дышим на здоровье. | 1 | 30 | 10 | 20 |
19 | Дышим и поем. | 1 | 30 | 10 | 20 |
20 | Важность дыхательной гимнастики. | 1 | 30 | 10 | 20 |
21 | Слушаем и поем. | 1 | 30 | 10 | 20 |
22 | Лечебные звуки. | 1 | 30 | 10 | 20 |
23 | Импровизация пения. | 1 | 30 | 10 | 20 |
24 | Что такое интонация? | 1 | 30 | 10 | 20 |
25 | Любимые песни | 1 | 30 | 10 | 20 |
26 | Дикция –что это? | 1 | 30 | 10 | 20 |
27 | Артикуляционный аппарат | 1 | 30 | 10 | 20 |
28 | Гимнастика для язычка | 1 | 30 | 10 | 20 |
29 | Музыкальные скороговорки | 1 | 30 | 10 | 20 |
30 | Песни про здоровье | 1 | 30 | 10 | 20 |
31 | Песни на каждый день. | 1 | 30 | 10 | 20 |
32 | Поем для здоровья! | 1 | 30 | 10 | 20 |
Всего | 32 | 32 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Рекомендации и методические указания по проведению бесед, теоретических и практических занятий разработаны в соответствии с основными принципами педагогики и психологии.
В организации художественно-эстетической деятельности, развитию самостоятельности и творчества детей используются эффективные методы и приёмы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Наглядные: (наблюдения, показ картины, показ способов изображения и способов действия).
Словесные: (беседа, объяснение, вопросы)
Практические: (игровая ситуация, обыгрывание готовых изображений)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:
Фронтальная: одновременная работа со всеми детьми.
Коллективная: организация творческого взаимодействия между всеми детьми.
Индивидуально-фронтальная - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Материалы: нотное приложение, аудиозаписи.
Реализация программы невозможна без программно-методического обеспечения материала, соответствующего возрастным особенностям детей и создания развивающей среды. Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов.
Методы и приёмы диагностики
Для достижения основной цели проводится обследование детей, которое проходит в форме диагностики и строится на основе коммуникативного подхода к развитию деятельности.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Шушарджан С.В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека. /Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук/ — Москва: РУДН, 1994. — 345 с.
2. Шушарджан СВ., Еремина Н.И., Шушарджан Р.С. Музыкальные
архетипы, как биорезонансный фактор активизации структур коллективного
бессознательного. - М., «Имедис», Сб. Трудов XIV Международной
конференции «Теоретические и клинические аспекты применения
биорезонансной и мультирезонансной терапии», 2008, С. 147-149.
3. Еремина Н.И. Перспективы использования ИВТ в психологическом
оздоровлении школьников. - М., «Асвомед - 2008».Сб. трудов X юбилейной
международной Конференции "Современные технологии восстановительной
медицины (диагностика, оздоровление, реабилитация), С. 118-119.
4. Шушарджан СВ., Еремина Н.И., Шушарджан Р.С. Лечебно-
оздоровительные эффекты музыкальной терапии в свете рефлекторно-
резонансной теории акустических воздействий. - М., «Асвомед - 2008».Сб.
трудов X юбилейной международной Конференции "Современные
технологии восстановительной медицины (диагностика, оздоровление,
реабилитация), с. 289-291.
5. Еремина Н.И. Игровая вокалотерапия, как новый способ музыкально-
педагогической психокоррекции и оздоровления детей. -М., Материалы
конгресса 4 Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания
России», 2008, Зт, С.Публикации в журналах, рекомендованных ВАК:
6. Шушарджан СВ., Еремина Н.И., Шушарджан Р.С. Традиционная
концепция музыкальной терапии и резонансно-рефлекторная теория
акустических воздействий. -М., Журнал «Традиционная медицина», 2008, №2 (13), С.32-37.
7.Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 – 384с.
8.Шереметьев, В.А. Хоровое пение в детском саду / В.А. Шереметьев. – Челябинск, издатель Татьяна Лурье, 2001 – 132с., ил.
9.Покровская, С. В. Музыкотерапия и вокалотерапия / С. В. Покровская // Институт психотерапии и клинической психологии. – (http://www.psyinst.ru/seminar.php?id=381).
10.Ходосевич, Е. Д. Роль музыкального искусства в сохранении и укреплении здоровья школьников / Е. Д. Ходосевич // Ваш психолог. – (http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119).
11.Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия /Л. С. Брусиловский // Руководство по психотерапии /под ред. проф. В.Е. Рожнова. — Ташкент. — 2011. — 275 с.
12.Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — Москва: Просвещение, 1967. — 207 с.
13.Копытин, А.И. Свистовская ,Е.Е. Арт — терапия детей и подростков. — Москва: Когито— Центр, 2007. — 207 с.
14.Сусанина И. Введение в арт-терапию. — Москва: Когито, 2007. — 356с.
15. Здоровье ребенка в детском саду [электронный ресурс] – URL: www.sympaty.net/ (дата обращения 17.01.2017)
16. Лечение звуками, звукотерапия на страже здоровья [электронный ресурс] – URL: http://monamo.ru/netrad-lechenie/zvukoterapiya/lechenie-zvukami (дата обращения 19.01.2017)
17. Мастер голоса: развитие речи, техника речи, упражнения для голоса и дикции [электронный ресурс] –URL:http://www.mastergolosa.ru/artikulyaciya/upragneniya (дата обращения 21.01.2017)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/13/picture-58984-1413220605.jpg)
Мастер - класс "Вокалотерапия"
Музыка - это искусство, которое благотворно действует на здоровье человека. Она влияет на организм физиологически и психологически. Поэтому вопрос об использовании музыки, как средства укрепления здор...
вокалотерапия
Искусство это та привлекательная среда, к которой по разным причинам стремится каждый из нас, ибо оно является институтом воспитания выражения чувств.Творчество, как путь самореализации создае...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/18/picture-482339-1426691739.jpg)
ОСОБАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И НЕКОТОРЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ В ВОКАЛОТЕРАПИИ.
В настоящее время все большую популярность приобретают интегративные методы восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Одним из таких перспективных методов п...
консультация для родителей .Музыкотерапия.Вокалотерапия
Музыкатерапия-метод где музыка используется как лечебное средство. Вокалотерапия - одно из проявлений музыкотерапии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/04/picture-897326-1599195957.jpg)
Консультация для родителей "Вокалотерапия - исцеление звуком"
«Звук может изменить мир, потому что звук – это движение и возбуждение жизненных сил организма»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/29/picture-761642-1461931851.jpg)
Методическое пособие "Вокалотерапия для дошкольников на музыкальных занятиях"
В методическом пособии автор обращается к специфике профессии музыкального руководителя, раскрывает роль вокалотерапии на музыкальных занятиях и в режимных моментах ребенка, уделяет ос...