«Развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей в изобразительной деятельности с помощью ТРИЗ- технологии методом «Кольца Луллия».
статья

Технология ТРИЗ в ДОУ кольца Луллия

Скачать:


Предварительный просмотр:

  На современном этапе работы в условиях обновления образования, внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта,  каждое дошкольное учреждение имеет свою основную образовательную программу,  по которой осуществляется образовательная деятельность, направленная на   сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

  Для  успешной реализации программы необходимо использовать в работе современные подходы, методы и технологии такие,   например, как: игровой метод, метод проблемной ситуации, ИКТ, проектная деятельность и т. д. Одной из эффективных, на мой взгляд,  технологий являеся ТРИЗ технология, которую я использую в своей работе  для развития у дошкольников творческих способностей через изодеятельность. Творческая личность – особая ценность для  общества, государства. Современный мир нуждается в людях, способных мыслить неординарно, нестандартно, которые подходят к преобразованию окружающей жизни креативно, инициативно и творчески. И нам, педагогам дошкольного образования здесь отводится особая роль – заложить в детях фундамент будущей творческой личности.          Дошкольный возраст – уникальный и решающий период развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатывается воля,  произвольное поведение, активно развиваются воображение, творческие способности, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются  в главной деятельности дошкольника – игре. Поэтому, я решила использовать в своей работе один из современных и интереснейших игровых методов - «Кольца Луллия» ТРИЗ технологии, который вовлекает ребёнка в творческую деятельность, развивает мышление, способность к умственным операциям, классифицированию, созданию собственных вариантов классификаций, что является составляющими творческих способностей.  

  Хочу кратко познакомить вас с тем, кто является основоположником этого метода. Раймунд Луллий (1235-1315 гг.) - поэт, философ, миссионер; один из оригинальнейших представителей средневекового миросозерцания с положительной его стороны. Луллий родился на о.Майорка, в г.Пальме. Молодость провёл при Арагонском дворе. На 32 году он имел видение Христа, это произвело в нём переворот, Луллий оставил двор, семью и поселился на пустынной горе Мирамар, где стал размышлять над смыслом жизни, с точки зрения христианства. Путём этих размышлений он заложил основы комбинаторики, считал, что можно путём различных комбинаций уже известных понятий выводить новые истины (подобно тому, как из отдельных букв складываются отдельные слова в том числе и новые…) Метод луллизма распадается на две части: первая знакомит нас с операциями, которые должен производить человек для совершения открытий (субъекты); вторая заключает в себя сжатую энциклопедию знаний, уже приобретённых человеком (атрибуты). Всего было шесть концентрических кругов. На одних обозначались субъекты, на других атрибуты. Комбинаций кругов нельзя было исчерпать и за тысячу лет. Так, Раймунд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. На наш взгляд Кольца Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и обучения детей по всем разделам программы.очень эффективно использование данного метода для развития речи детей, для познавательного развития. Я использую свой вариант колец Луллия  для развития у дошкольников творческих способностей  в изодеятельности. Я сама очень люблю рисовать, вышивать, вязать, т.е. заниматься творчеством. И свооих детей я тоже приучаю к творческой деятельности. А кольца Луллия помогают развить у дошкольников  воображение, мышление, создавать новые изобразительные сюжеты, добиться определенного сочетания цветовой гаммы.

Таким образом, я определила цель для своей работы в данном направлении:

Цель: развитие у дошкольниковов творческих способностей в изодеятельности  используя  игровой метод «Кольца Луллия» ТРИЗ технологии.

 Для достижения поставленной цели я определила для себя следующие задачи:

  1. Изучить необходимую литературу.
  2. Составить план работы в данном направлении.
  3. Продиагностировать детей.
  4. Пополнить развивающую предметно-пространственную  среду разнообразными необходимыми  материаламим для работы с детьми.
  5. Развивать воображение у детей, стимулировать творческую активность.
  6.  Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов в изодеятельности.
  7. Развивать у детей желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать  совместно со взрослыми и самостоятельно.

  Для решения поставленной цели и задач,  я изучила соответствующую литературу, еще раз убедилась, что  данный метод очень интересен и полезен для дошкольников. Для практической работы мне необходимо было изготовить дидактический материал, т.е. непосредственно кольца Луллия. В этом мне помогли родители моих воспитанников. Совместно с родителями мы изготовили несколько вариантов колец, учитывая возрастные особенности детей. Провела диагностику детей средней группы выявления творческого развития в изодеятельности с помощью методики О.М.Дьяченко. по результатам вы явила, что в основном удетей средний и низкий уровень.

    Я использую круги Луллия в работе с детьми, как в непосредственно образовательной деятельности,  так и  в свободной деятельности детей. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала. Кольца Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами. Не имея достаточного багажа знаний об окружающем мире, ребенку с трудом удается отобразить его в своих рисунках. Изобретение Р. Луллия помогают решить эту проблему и решают следующие задачи:

 -  выстраивать сюжетную линию в рисунке,

 - развивает образное мышление,

 -формирует способность решать проблемные ситуации,

 -формирует  умение творчески подходить к работе,

 -видеть фантастическое сочетание разнообразных объектов.

   Кольца Луллия способны превратить  банальное занятие по рисованию в увлекательную игру-путешествие по бескрайнему миру предметов, явлений, событий. Существует несколько вариантов игры в кольца: «Что за чудо овощи, что за чудо фрукты», «Загадочный натюрморт», «Вкусное настроение», «Необычный пейзаж», «Невиданные звери» «Перепутанные сказки», и т. д.  Об одной из них я расскажу подробнее. Называется игра  «Смешные профессии» 1-ый круг: картинки с изображением людей разных профессий. (врач, учитель, космонавт, дворник, плотник, полицейский, продавец, повар). 2-ой круг: картинки с изображением места работы представителей той или иной профессии (для повара картинка с изображением кухни, для дворника с изображением двора, для учителя – парты и доска, и т.д.) 3-ий круг: картинки с изображением инструментов и инвентаря для работы (дляпродавца - весы, для врача – бинты, вата, для полицейского – жезл и т.д. ) Задание: 1-й вариант Ребенку предлагается в случайном порядке раскрутить круги, и по выпавшим рисункам он придумывает сюжет для будущего рисунка. 2-й вариант. Ребенку предлагается специально раскручивать круги выбирая для себя более подходящий вариант. Пример: повар варит суп в кастрюле сидя во дворе дома и помешивает его топором.

  Помощниками в моей работе являются родители воспитанников. Чтобы работа продолжалась и в домашних условиях, консультировала родителей по данной теме, организовывала с ними мастер-классы, оформляла папки-передвижки.

Результатом моей работы стало то, что теперь  у детей не возникает  проблем и затруднений  в игре с  кольцами Луллия. Они легко справляются со всеми игровыми заданиями.  Работы детей стали ярче, красочней, интересней и разнообразней по сюжету.  Заметно улучшилось восприятие цветовой гаммы, дети научились располагать правильно картинку на листе, фантазии детей стали богаче. Многие работы детей были достойно оценины  в различных творческих интернет-конкурсах.Ну и конечно по результатам  промежуточной диагностики я увидела , что детей с высоким уровнем стало больше и не осталось детей с низким уровнем. Работы детей украшают нашу групповую комнату и детский сад. Совместно с родителями организовываем выставки работ детей и совместных работ детей и родителей.

И хотя опыт моей работы в этом направлении не велик - всего два года, но  уже вполне уверенно делилась им со своими коллегами в детском саду, организовывала так же консультации и мастер-классы.

  В дальнейшем я планирую продолжить работу в данном направлении …

БДОУ г. Омска «Детский сад №198»

Тема: «Развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей в изобразительной деятельности  с помощью  ТРИЗ- технологии  методом «Кольца Луллия».

                                         

                                        Воспитатель: Поморгайло Надежда Александровна.

                                                       Омск 2022г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей дошкольного возраста творческого воображения, элементарного изобразительного творчества.

Обобщила многолетний опыт работы на тему: "Развитие творческих способностей детей средствами изодеятельности" Проводя занятия по изодеятельности, общаясь в свободное от занятий время, отметила, ...

"Современный подход к развитию у детей раннего возраста творческих способностей в изобразительной деятельности"

Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, на мой взгляд,необходимо постоянно зажигать в детях огоньки творчества, поэтому свою задачу определяю следующим образом - стремитьс...

Современный подход к развитию у детей раннего возраста творческих способностей в изобразительной деятельности

Группа раннего возраста МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»работает по программе:  «От рождения до школы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильев...

Современный подход к развитию у детей раннего возраста творческих способностей в изобразительной деятельности

"Современный подход  к  развитию у детей раннего возраста творческих способностей в изобразительной деятельности"Группа раннего возраста МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №69»раб...

консультация: "Развитие у детей дошкольного возраста творческого воображения, элементарного изобразительного творчества"

Изодеятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. детское рисование - это средство умственого, моторного, эмоционально-эстетического и ...

Самоанализ педагогической деятельности "Развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования."

Самоанализ педагогической деятельности по теме"Развитие и формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования."...