Опыт реализации парциальной программы социально-коммуникативного развития детей «Волшебный песочек».
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье освящается опыт реализации парциальной программы по социально-коммуникативному развитию детей 4-7 лет "Волшебный песочек". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_volshebnyy_pesochek.docx719.24 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт реализации парциальной программы

социально-коммуникативного развития детей «Волшебный песочек».

Современные дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где еще сильнее укрепится директив по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты.…Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым!

Где же ребенку найти  пространство, чтобы выразить  все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.

Такое пространство, в котором дети могут выразить свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты  предоставляет детям «Волшебница-песочница». Но где найти время в образовательном процессе для такой работы?

Чтобы предоставить детям такую возможность в нашем детском саду педагогом-психологом была разработана парциальная образовательная программа по социально-коммуникативному развитию детей 4-7 лет «Волшебный песочек».

Цель программы - содействие развитию социально-коммуникативной сферы детей.

 Занятия с песком способствуют:

  • развитию у детей понимания эмоционального мира своего и других людей;
  •  развитию навыков саморегуляции поведения;
  • стабилизации эмоционального состояния детей;
  • формированию позитивного отношение к своему «Я»;
  • укреплению у детей чувства доверия к окружающему миру;
  • формированию позитивного отношения к сверстникам;
  • развитию навыков социального поведения;
  • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
  • освоению ребенком позитивных способов поведения в различных ситуациях.

Данная программа универсальна тем, что её можно использовать для решения как профилактических, так  и коррекционно-развивающих задач.

Программа рассчитана на 7 месяцев. Общее количество часов  - 22. По одному занятию в неделю. Продолжительность занятий: 25-30 минут с учетом смены деятельности. Форма организации занятия – подгрупповая (4-5 человек). 

Отбор детей для участия в Программе осуществляется в результате анализа педагогического мониторинга, основанного на наблюдениях воспитателей и специалистов за развитием детей.

Занятия по программе проводит педагог-психолог д/с в кабинете, специально оборудованном педагогическими песочницами и полками с большим количеством мелких игрушек. Также занятия могут проводить воспитатели в групповых помещениях, специально оборудованных для этого.

 Вся деятельность на занятиях проходит в «Песочной стране», у которой есть свои законы и правила, которые нужно соблюдать. При этом они не предоставляются детям в назидательной, директивной форме, а разрабатываются, принимаются и зарисовываются совместно с детьми.C:\Documents and Settings\All Users\Документы\Мои рисунки\фото статья песок 001.jpg

Начинаются и заканчиваются занятия с ритуалов «входа» и «выхода» из «Песочной страны», которые помогают настроить детей, как на предстоящую деятельность, так и на ее завершение.

В основе занятий по программе  лежит совместная деятельность педагога-психолога и детей по преодолению каких-либо затруднений или задач предлагаемых «жителями» «Песочной страны».

Например, у золотой рыбки нет друзей и ей одной очень грустно плавать в море или в «Песочной стране» прошел ураган, который, разрушил  все дома, и героям стало негде жить. В начале года психолог помогает детям найти ответ с помощью наводящих вопросов, подсказок, постепенно предоставляя возможность детям действовать самостоятельно. В ходе такой совместной деятельности дети учатся преодолевать трудности, соблюдать границы друг друга, договариваться, решать конфликтные ситуации. В конце занятия проводится рефлексия и «жители» «Песочной страны» благодарят детей за проделанную работу. Таким образом, закрепляются понятия дружба, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, доброта, любовь.

Наблюдения за детьми по ходу занятий помогают выявить индивидуальные особенности детей, в том числе такие нарушения в эмоционально-волевой сфере, как замкнутость, агрессивность и тревожность детей, что является поводом для консультативной работы с родителями  и педагогами и дополнительной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога  с детьми.

В результате реализации Программы педагогами и родителями отмечается положительная динамика в социально-коммуникативном развитии детей: они стали более коммуникабельными, научились соблюдать правила поведения и общения, у них снизилась тревожность, повысилась самооценка, уменьшилась конфликтность и количество страхов.

Материал подготовила педагог-психолог высшей категории

Головко Оксана Валерьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт реализации парциальной программы социально- коммуникативного развития и социального воспитания Л.Н. Коломийченко «Дорогою добра» с применение современных образовательных технологий»

Доклад на  районный семинар из моего опыта работы по  парциальной программе Л.Н. Коломийченко" Дорогою добра"Идите по жизни дорогой добра!Доброта – это чувство, причём, быть ...

Дополнительная образовательная программа социально-коммуникативной направленности для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет "Зеленый светофор Здоровья"

Работа воспитателя по оздоровлению детей не подменяет систему лечебных мероприятий, назначенных врачом, а являются  системой  и комплексом тех мероприятий, которые должны выполняться в систе...

Программа социально-коммуникативной направленности для детей подготовительной к школе группы «РАЗВИВАЙКА»

Программа «Развивайка» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организац...

Программа социально-коммуникативной направленности для детей подготовительной к школе группы «РАЗВИВАЙКА»

Программа «Развивайка» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организац...

«Ниточки и палочки, волшебные рисовалочки» Парциальная программа художественно- эстетического развития детей от 3 до 5лет посредством нетрадиционных техник рисования

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо. Актуальность программы в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования являетс...

Методическая разработка в рамках парциальной программы "Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста"

Сценарий занятия "Колыбелька для Снежинки"(для детей старшего дошкольного возраста)Блок; "Палитра Эмоций""Разнообразие эмоций в цвете"....

Презентация программы И. Лыковой _Цветные ладошки_ как парциальная программа художественно-эстетического развития детей раннего возраста в изобразительной деятельности.

Цель программы - формирование у детей раннего возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....