Консультация для педагогов «Театрализованная игра, как средство формирования личности ребенка».
консультация

Оксана Михайловна Тищенко

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как то сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

 Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Они полезны детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребёнка об окружающем, готовя его к тонкому восприятию различных видов искусств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «ЦО№23».  Г.Тулы.

Воспитатель Тищенко Оксана Михайловна.

Консультация для педагогов
«Театрализованная игра, как средство формирования личности ребенка».


«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать

создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого

ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей

звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение

у нас, профессиональных артистов».

К.С.Станиславского



Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить - значит можно творить, фантазировать, воображать. 
Выдающийся режиссёр и актёр К. С. Станиславский в своей книге "Работа актёра над собой", характеризуя детскую игру говорит, что игра ребёнка отличается верой в подлинность и правду вымысла стоит ребёнку только сказать себе       "… как будто бы", и вымысел живёт уже в нём. При этом у ребёнка замечается ещё одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать. 
В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учиться жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, т. е. умения держать себя в обществе). 


Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как то сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

 Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Они полезны детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребёнка об окружающем, готовя его к тонкому восприятию различных видов искусств.

Не являясь курсом актёрского мастерства, театрализованные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. К. С. Станиславский призывал актёров учиться вере и правде игры у детей, поскольку "дети очень серьёзно искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре» Поставленные в ряд стулья могут превратиться в салон автобуса или самолёта, мамино платье - в бальный наряд принцессы, а комната становится то сказочным лесом, то королевским замком. 
Проблемами развития театрализованной игры в дошкольном возрасте занимались следующие учёные: Менджерицкая Д. В., Шульга О., Петрова Т. И., Петрова Е. С., Сергеева Е. Л., Артёмова Л. В., Чурилова Э. Г., Маханёва М. Д., Теплов Б. М. и другие. К примеру, Маханёва М. Д. утверждала, что "… театральные игры являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям… ". Но не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. "В процессе этого сопереживания - как отмечал психолог и педагог, академик Теплов Б. М. - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые и усваиваемые… "

 Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные игры должны одновременно выполнять познавательную, воспитательную и развивающую функции и в коей мере не сводить только к подготовке выступлений. К решению данной проблемы ряд исследований провела Чурилова Э. Г.

 
В наше время тема развития театрализованных игр дошкольников не потеряла свою актуальность и требует своего дальнейшего развития, т. к. большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое средство воспитания ребёнка, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, естественно. 
Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача - сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в ходе театрализованных игр.

Не секрет, что педагоги используют театрализованную деятельность в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно,     эпизодически, по своему усмотрению, зачастую, для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдается на откуп детям.

Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения. 

Каким образом эти задачи можно решить в рамках театрализованной деятельности? 
1. познакомить с разными типами театров
2. поставить спектакли разных жанров, где дети актеры, декораторы, гримеры, осветители
3. организовать сцену
4. создать костюмы – на занятиях по ручному труду
5. работать над каждым спектаклем не менее 2 месяцев


Общая система организации работы:
1. знакомство с театром данного жанра
2. знакомство с текстом художественного произведения
3. освоение выразительных средств передачи образа                                                  4. изготовление макетов, атрибутов, декораций
5. проигрывание содержания на макете
6. организация театральной постановки




                         


Значение театрализованных игр во всестороннем развитии дошкольника. 

Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театрализованные игры, которые близки и понятны как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д. 
Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру. 


Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. 
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

 Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами театрализованных игр способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы, которые изучает театральная педагогика. 

Театрализованная игра как один из видов игр является эффективным средством и социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. 
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. 
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. 
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности. 

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. 
Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения. 
Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую, для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдается на откуп детям. Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения. 
В сфере познавательного развития:
-развитие разносторонних представлений о действительности
-наблюдение за явлениями природы, поведением животных
-обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы
-развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата
В сфере социального развития:
-формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности
-воспитание культуры познания взрослых и детей
-воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе
-развитие эмоций
В сфере речевого развития:
-содействие развитию монологической и диалогической речи
-обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов
-овладение выразительными средствами общения
В сфере эстетического развития:
- приобщение к высокохудожественной литературе
- развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа
-приобщение к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов
-создание выразительного художественного образа
-развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата
-организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций
-обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов
В сфере развития движений:
-согласование действий и сопровождающей их речи
-развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа
-поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений. 

Каким образом эти задачи можно решить в рамках театрализованной деятельности? 
1. познакомить с разными типами театров
2. поставить спектакли разных жанров, где дети актеры, декораторы, гримеры, осветители
3. организовать сцену
4. создать костюмы – на занятиях по ручному труду
5. работать над каждым спектаклем не менее 2 месяцев

Общая система организации работы:
1. знакомство с театром данного жанра
2. знакомство с текстом художественного произведения
3. освоение выразительных средств передачи образа
4. изготовление макетов, атрибутов, декораций
5. проигрывание содержания на макете
6. организация театральной постановки

Таким образом, театрализованная деятельность способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственному развитию дошкольника, формированию творческого воображения, способствующего пониманию ребёнком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание. Однако такое большое значение для развития творческого потенциала ребёнка театральная деятельность обретает только в том случае, если она обогащена психолого – педагогическими средствами развития   сценического образа в процессе его создания, переживания и воплощения ребёнком.

Классификация театрализованных игр.

Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. 
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. 

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой. 
Л. В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:
Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. 
• Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. 
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи. 
• Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно. 
• Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тень на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием. 

Л. В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников. 
• Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате. 
• Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки. 
• Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. 
В традиционной педагогике игры — драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений. 

Рассматривая вопрос о театрализованной игре, необходимо раскрыть классификацию данного вида деятельности в дошкольном детстве. 
Авторы Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова предлагают следующую классификацию театрализованных игр:

игры в кукольный театр:
• настольный театр
• театр на руке
• напольные куклы
• стендовый театр
• верховые куклы
• театр живой куклы
игры-драматизации:
• инсценирование потешек
• инсценирование песен, сказок
• инсценирование небольших литературных текстов
• творчество детей
игры-спектакли:
• драматический спектакль
• музыкально-драматический спектакль
• детская опера
• спектакль на хореографической основе
• спектакль ритмопластики
• пантомима
• мюзикл
театрализованное действие:
• праздники
• развлечения
• театрализованные шоу


Таким образом, я считаю, что данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения. 

Система работы по социально-личностному развитию  дошкольников через театрализованные игры.

2.1. Задачи социально-личностного развития детей в театрализованных играх.

Работая с детьми не один год, общаясь с ними из дня в день в процессе своих наблюдений, определила, что развитие социально-личностных отношений детей необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать приоритетных задач воспитания. Именно в дошкольном возрасте формируются такие качества личности ребенка, как доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам, сочувствие, сопереживание, уважение к чувству собственного достоинства, инициативность, самостоятельность в разных видах деятельности, открытость окружающему миру.

Изучив психолого-педагогическую литературу, выявила, что формирование социально-личностных отношений в процессе театрализованной игры, является одним из основных направлений в воспитательном процессе.

Театрализованная деятельность признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Для сохранения  эмоционального комфорта детей в условиях социального окружения, я выбрала тему: «Развитие социально-личностных отношений через театрализованные игры».

Цель: формирование социально-личностных отношений у детей дошкольного возраста через театрализованную игру.

Для достижения этой цели поставила перед собой следующие задачи:

- развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, добрых чувств к животным и растениям, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, при согласовании своих действий с действиями партнера (слушать не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру);

- формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

-  приобщение детей к сотрудничеству с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы;

- развитие способности выражать эмоции в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

2.2. Методическое обеспечение работы с детьми дошкольного возраста.

При планировании работы по развитию социально-личностных отношений разработала план, подобрала и оформила картотеку театрализованных игр (Приложение 1). Разработала рекомендации педагогам и родителям по проведению театрализованных игр.

Театрализованная деятельность организованна мной в группе, как в утренние, так и в вечерние часы, органично включаю в непосредственно образовательную деятельность. В недельном расписании два раза в неделю провожу кружок «Мир сказки».

Для снятия мышечного напряжения я использую следующие упражнения: «Поздоровайтесь друг с другом за обе руки поочерёдно», «Найди взглядом своего товарища». В течение дня провожу пальчиковую гимнастику: «Мы капусту режем, режем», «Замок», «Как живешь?», «На двери весит замок», который  помогает развивать мелкую моторику.

Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту»,  «Лошадка», «Чистим зубки». Предлагаю детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно).

Для развития дикции я использую различные скороговорки, игры «Подскажи словечко». Для развития пластической выразительности я предлагаю детям, пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору, от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку). При выполнении этих упражнений детьми, я слежу за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику. Детям нравятся упражнения для развития выразительной мимики, например: «Солёный чай», «Ем лимон», «Сердитый дедушка», и другие.


Заключение.

         Социально-личностное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к  «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.

          Для успешного решения задач эмоционального развития необходимо включение ребенка в театрализованную деятельность, (создание социальной среды). Необходимо обогатить педагогический процесс разнообразными средствами и методами, ведущим из которых является игра, как актуальная и значимая деятельность детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность имеет большое значение в социальном воспитании детей. В театрализованной деятельности развивается выразительная, публичная, диалогическая речь, совершенствуется звуковая культура речи. Эффективность эмоционального развития с помощью театрализованных игр и упражнений во многом определяется тем, насколько четко и дифференцированно обозначены в них воспитательные задачи и уровни их адекватной реализации педагогом при помощи разнообразных методов.

         В заключение хочу сказать, что систематическая работа по развитию социально-личностного развития в ходе игровой деятельности способствуют улучшению социального статуса ребенка.  От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям  в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, а приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Народная игра - как средство формирования личности"

В выступлении говорится о том, что  передовая педагогическая теория высоко оценивает значение народных игр. Во – первых, народная игра представляет собой образец высоко педагогического мастерства...

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»...

консультация для педагогов "Развитие творческих способностей в формировании личности ребенка"

Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой музыкально - творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализироват...

Консультация для педагогов «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям родины»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 104»        Консультация для педагогов «Народная игра – ка...

Консультация для педагогов «Народная игра – как средство формирования у ребенка чувств сопричастности традициям и духовным ценностям родины»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 104»        Консультация для педагогов «Народная игра – ка...

Мастер-класс для педагогов коммуникативные игры, как средство развития личности ребенка «Давайте учиться играть вместе с детьми»

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование ли...