Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Секреты кухни».
план-конспект занятия (старшая группа)

Зайцева Татьяна Ивановна
Важной чертой детского поведения является стремление наблюдать, исследовать, дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент.
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности.
На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к познавательно- исследовательской деятельности через проблемную ситуацию.Проблема: экологическое загрязнение окружающей среды, в том числе больших и маленьких водоемов.
 По итогам каждого опыта, детьми делаются выводы, что позволяет им научиться взаимодействовать в группе, излагать свои мысли, осознавать значимость своей работы.
Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя.Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_eksperimentirovaniyu_fgos.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Секреты кухни».

Цель: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.

Задачи:

  1. Исследовать свойства соли опытным путем, с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
  2. Стимулировать познавательный интерес.
  3. Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности; 
  4. Развивать самостоятельное мышление, доказательную речь.
  5. Воспитывать устойчивое внимание; упорядочить имеющиеся у детей представления и сообщить им новые сведения о соли,  познакомив со свойствами и качествами соли,  через эксперименты.

Ожидаемый результат: дети участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы, устанавливая причинно-следственные связи; активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Материал и оборудование:  три  вида  соли, стаканы с водой, миски с солью, ложки, одноразовые тарелочки,  цветная гуашь, лупы.

Словарная работа: Соленый, соляной, вещество, растворить, минерал, кристалл, кристаллизовать, сыпучая.

Предварительная работа. Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?», просмотр презентации на тему: «Как соль приходит к нам на стол» (5-7 минут), сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная),  чтение  пословиц ,поговорок о соли, русская народная сказка «Соль», отгадывание загадок, «Рисуем с помощью соли» ( рисование по нетрадиционной технике), опыты « Кристаллизация соли» (выращивание кристаллов соли), «Плавающее яйцо», «Незамерзающая соль»; изучение  энциклопедий.

1 этап: способствуем формированию

у детей внутренней мотивации к деятельности

Воспитатель

- Друзья, я вчера у себя в кухне на полке обнаружила  вот такую баночку, в которой находиться белое вещество.

- Интересно для чего она? И что в ней находится? (варианты ответов детей)

- Возможно это так.

- Кухня очень интересное место, которое таит в себе много секретов. На каждой кухне есть своя хозяйка – это мама или бабушка и только они знают все секреты, как вкусно готовить еду.

- Мне так хочется узнать эти секреты.

- А вам? (ответы детей)

Воспитатель берет в руки стеклянную банку,  в которой находиться белое вещество и спрашивает детей: что, по их мнению, лежит в банке. Дети предлагают свои варианты ответов.

- А как можно проверить ваши предположения? (варианты детей)

- Да ребята, вы оказались правы. Это соль.

- Может быть, это она помогает хозяйкам так вкусно готовить пищу?

- Как мы сможем это проверить? (варианты ответов детей)

2этап: способствуем планированию детьми их деятельности

-Может быть, кто то из вас знает, откуда появляется соль на наших столах?  

Если затрудняются воспитатель делиться информацией .

 -А как известно источниками соли являются моря и океаны. Есть много видов соли. Есть морская соль - содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов.

- А теперь самое время посетить нашу секретную кухню. Но прежде чем отправиться на кухню я предлагаю нам одеть вот такие классные фартуки.

 Воспитатель вместе с детьми одевает фартуки.

- А как же на кухне нам узнать, что время приготовления блюда окончено?  блюдо уже готово?

 Если дети затрудняются,  то воспитатель приводит примеры – таймер часовой на микроволновке, песочные часы.

- Вот как раз таймер и будет нам сегодня помощником. Когда мы услышим короткий сигнал это означает, что время подходит к концу,  а когда услышим длинный – это  значит , что время истекло и необходимо убрать свои рабочие места.

- Вот мы и на секретной кухне. На кухне у любой хозяйки могут быть свои секреты. И я как хозяйка зашифровала для вас свои секреты в разных кастрюлях.

На каждой кастрюле наклеен овощ определённого цвета : красный помидор,  зелёный огурец  и дыня желтого цвета.

Цвет овоща имеет определённое значение, которое означает уровень сложности эксперимента - 1-сложная (зелёный огурец), 2-сложнее-(жёлтая  дыня), 3-самая сложная-(красный помидор)

 В каждой кастрюле рецепт – инструкция  в виде схемы или рисунка. В кастрюле только инструкция и каждый ребёнок готовит для себя индивидуальный набор для эксперимента, так как опыт может получиться у каждого по- разному.

Воспитатель  - Как вы считаете для чего все это мне нужно? (ответы детей)

Если нет,  нужного ответа воспитатель  спрашивает у детей разрешения    раскрыть  свой секрет.  

- С каким рисунком  кастрюля вам больше нравиться ту и  выбирайте.

Воспитатель:

- Ребята, обратите внимание, что кастрюль  три. А вас сколько? Как поступим?

Воспитатель ожидает от детей предложений по выбору партнеров и уровней сложности.

Если дети разделились не одинаково,  то воспитатель  предлагает ребенку выступить в качестве партнёра. 

- Я могу предложить тебе свою помощь?

В случае если ребёнок захочет работать один, то воспитатель предлагает в случае сложности обратиться за помощью.

-Подойдите к своим кастрюлям! Помните, что время для выполнения заданий у нас ограничено, будьте внимательны. Как только услышите сигнал, нужно будет приступить к выполнению экспериментов. Договорились?

Воспитатель использует любые визуальные подсказки для фиксации времени: таймер, песочные часы, мультимедийную презентацию со звуком и т.д.

Воспитатель с детьми рассматривает задание первой кастрюли

Задание кастрюли с изображением красного помидора

Опыт 1. «Имеет ли соль цвет, вкус и запах? Твердая, жидкая или сыпучая?»

Воспитатель:  как вы думаете, какого цвета соль, какой имеет запах и какой вкус у соли?

        Дети предлагают свои варианты ответов, стараясь при этом аргументировать свою точку зрения.

А как это можно узнать? (ответы детей)

- Давайте рассмотрим соль, перед вами поваренная, морская и каменная соль.

Рассмотрите, чем они отличаются и чем похожи.

Отдельно останавливаемся на поваренной соли!

Перед вами баночки с поваренной солью, внимательно рассмотрите ее. Давайте попробуем описать наше вещество.

- Какого цвета соль?

- Какую имеет структуру?

- На что похожи ее частицы?

Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу.

- Имеет ли она запах?

Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус.

- Имеет ли вкус? Какой?

Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали).

Значит соль, какая? (сыпучая, рассыпчатая).

Воспитатель: какой можно сделать вывод? соль - она какая? (белого цвета, без запаха, солёная на вкус, соль это не жидкое, а твердое и сыпучее вещество, состоит из кристаллов)

Если ребята справляются самостоятельно, не мешает им, обращая внимание на всех участников деятельности.

Если ребята справляются с заданием:

-Как здорово, что ты смог правильно выбрать нужные материалы для своего  эксперимента и выполнил все его этапы правильно.

Если затрудняются: - Что здесь не так?

Воспитатель с детьми рассматривает задание второй кастрюли  

Задание кастрюли с изображением желтой дыни

Опыт № 2: «Соль растворяется в воде».

Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой, положите в стакан ложку соли, размешайте.

 Что произошло с солью?  ( растворилась)

Воспитатель: Все верно, соль растворилась в воде. А соль исчезла? 

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?  (попробовать на вкус)

- Молодцы, вы очень внимательны. Значит, какой можно сделать вывод? (соль растворяется в воде)

- Поэтому и в пословице говорится, что соль-воды боится.

 Если ребята справляются с заданием:        

-Замечательно у тебя получилось!

Если ребята затрудняются:

Напомни, пожалуйста,  порядок выполнения эксперимента.

Воспитатель с детьми рассматривает задания третьей кастрюли

Задание кастрюли с изображением зеленого огурца

Опыт № 3: «Раскрашивание соли». 

(У каждого ребенка разный цвет краски)

Воспитатель: У вас на столах у всех находится разноцветная краска.

Возьмем кисточку, наберем на неё краску и соединим с солью

. Что с ней произошло? (она закрасилась)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (соль закрасилась)

- А теперь смойте кисточку водой положите на подставку

Воспитатель: Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи краски.

Воспитатель:  ребята, а как вы думаете, соль полезна или вредна для нас с вами?

        Дети предлагают свои варианты ответов, стараясь при этом аргументировать свою точку зрения.

Если ребята справляются с заданием:

-Замечательно, что тебе удалось правильно подобрать необходимый  нам материал!

Если ребята затрудняются:

-Вспомни….

Воспитатель:

 Ну что, ребята, все справились с заданиями, давайте проверим!

Итак, первый этап нашей работы сделан, осталось проверить все ли секреты мы раскрыли.

          3 этап: способствуем реализации детского замысла.

Воспитатель: - Ну что, ребята, все справились с заданиями, давайте проверим!

- Какой секрет кастрюли мы раскроем первым?

Ели возникает спор,  воспитатель берёт инициативу на себя и открывает тот секрет,  над которым работало меньшинство детей.

Кто выбрал кастрюлю,  на которой изображен огурец? Что у вас было за задание?

Дети, рассказывая о своем задании, демонстрируют ,как они раскрашивали соль  и какие для этого использовали материалы.

- Вы проделали отличную работу!

- Кто работал над секретом кастрюли, на которой изображена дыня? В чем заключалось его усложнение? (ответы детей)

Дети, рассказывая о своем задании,  показывают,  что у них получилось.

- Я очень рада, что у тебя все получилось!

-Прекрасно справились с заданием!

- Кто работал над секретом кастрюли, на которой изображён красный помидор? Что у вас была за задание и как вы с ним справились?

Дети, рассказывая о своем задании, делятся тем, как они проводили эксперименты.

- Я верила в то, что ты справишься!

- Вы замечательно поработали, друзья!

Ну вот, секреты кухни раскрыты. Но это только малая часть. У нас все с вами впереди.

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Воспитатель приготовил кастрюлю, в которой находятся силуэты овощей с «шифровальными»  рисунками вопросы .  Каждый ребенок достаёт  овощ и делиться  своими впечатлениями.

    - Что нового я узнал?

 – Что было трудного?    

– Как преодолевал трудности?  

 – Что рассмешило тебя? Что понравилось?

 – Что и кому расскажешь?

 – Что запомнилось?

Воспитатель  - Согласна с вами!

Воспитатель   -Ты прав, было непросто! Как ты справился?

В случае, если трудностей не возникло:

Воспитатель  - Спасибо за участие! Было здорово! Я так рада, что у вас все получилось! Мне было с вами сегодня приятно и интересно общаться и узнать много нового.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".

В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:  Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формиров...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»....

Конспект познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по тропе безопасности»

В  конспекте представлен материал в форме путешествия по тропе безопасности. Актуальность данной деятельности позволяет расширить знания детей о правилах поведения и мерах безопасности в экстрема...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...

Сценарий познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Профессия портной. Почему одежду шьют из ткани?»

С.        -Закрепить  знания о процессе изготовления одежды и трудовых действиях портного: выбирает модель изделия, ткань, снимает мерки, раскраивает  ткан...