Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ
методическая разработка

Засядько Яна Валерьевна

Программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка» с. Мамонтово

                                                                                                                                                                                               Утверждаю:  заведующая МКДОУ

детский сад «Берёзка» с.Мамонтово

                                                                                                                                                                                                   ________________  А.А.Халтурина

                                                                                                                                                                                     Протокол ПМПк №___ от «___»____2017 г.

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ

  1. Общие сведения

ФИО ребенка

Бурцев Вячеслав Вадимович

Дата рождения

07.07.2012 г.

группа

№ 7

ФИО родителей

Кашкарова Виктория Владиславовна - мама

ФИО педагога (куратора)

Засядько Яна Валерьевна

ФИО специалистов сопровождения, должность

Медведева Маргарита Федоровна – педагог-психолог

Борзова Ирина Николаевна -  учитель-логопед

Заключение и рекомендации ТПМПК

Заключение ТПМПК Мамонтовского района № 11 от 27.06.2017.

Рекомендуемая программа обучения: адаптированная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (группа для детей с общим недоразвитием речи) с 01.09.2017 по 31.05.2019г.

Занятия с логопедом, психологом.

Рекомендации по обращению в иные организации, ведомства:  наблюдение  врача-невролога, консультация логопеда и невролога в крае.

Форма обучения

очная

Срок реализации программы сопровождения

2017-2018 учебный год

Наличие инвалидности

нет

  1. Заключение и рекомендации ПМПк  МКДОУ детский сад «Берёзка»
  1. Основные особенности воспитанника (на основе обследования специалистов)

Характер деятельности

Игры соответствуют возрасту, темп деятельности неравномерный. Ведущая деятельность – коллективная игра со сверстниками.

Особенности  мышления

Недостаточно сообразителен. Преобладает наглядно-образное мышление.

Особенности поведения, общения

Плаксив, обидчив. Имеются трудности в общении в связи с нарушениями развития речи. Преобладает ситуативно-деловое общение со сверстниками, внеситуативно-деловое со взрослыми.

Особенности моторного развития, мелкой моторики рук

Общая моторика сформирована недостаточно: объем движений полный, но они неловкие, недифференцированные; путает стороны тела, ведущую руку. Мелкая моторика сформирована недостаточно: объем движений пальцев рук недостаточно полный.

Особенности речевого развития

При обследовании артикуляционной моторики фиксируются ограничения объема движений, трудности изменения заданного положения, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная точность. Понимание обращенной речи не нарушено. Состояние звукопроизношения: звукопроизношение нарушено.

Состояние  фонематических процессов: фонематическое восприятие сформировано недостаточно,  допускает ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками.

Звуковой анализ слов: сформирован недостаточно, затрудняется определить наличие звука  в слове, отобрать картинки на заданный звук.

Слоговая структура:  нарушена в сложных словах, во фразах.

Словарный запас: ниже возрастной нормы, характеризуется бедностью неточностью.

Грамматический строй речи:  не соответствует возрастной норме, ошибки при употреблении предлогов, согласовании существительных с числительными, прилагательными, глаголами.

Связная речь:  сформирована недостаточно, при пересказе  используются повторные наводящие вопросы, отмечаются пропуски отдельных моментов, нарушения связности изложения.

Логопедическое заключение:  ОНР 2-3 уровень

  1. Создание специальных образовательных условий

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Специалисты сопровождения

Направления работы

Форма проведения занятий

Продолжительность и частота

Педагог-психолог

Психологическая помощь

индивидуально

1 раз в неделю, 20 мин.

фронтально

1 раз в неделю, 20 мин.

Учитель-логопед

Логопедическая помощь

индивидуально

2-3 раза в неделю, 20 мин.

Воспитатель

Педагогическая помощь

разнообразные

пять дней в неделю

Музыкальный руководитель

Педагогическая помощь

фронтально

2 раза в неделю, 20-25 мин.

Инструктор по физической культуре

Педагогическая помощь

фронтально

2 раза в неделю, 20-25 мин

Специальные условия необходимые для обучения и воспитания

Режим

Пять дней в неделю, полный день

Организация пространства

Помещения создающие условия для игровой деятельности (игровые уголки). Помещение или учебная зона, создающие условия для коррекции речи (логопедический кабинет, методические пособия, зеркало с лампой дополнительного освещения, стол и стулья для занятий у зеркала ).

Технические средства обучения

Не нуждается

Специальный дидактический методический материал

Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики. Планы, схемы для составления рассказов. Карточки по лексическим темам.

  1. План коррекционной работы

План работы педагога-психолога

Направления коррекционно-развивающей работы

Ожидаемый результат

Формы оценки результатов работы:  + сформировано

+ -  в стадии формирования

 -  не сформировано

1.

Стабилизировать эмоциональный фон.

Развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия.

Повышать чувство защищенности, формировать приемы преодоления психоэмоционального напряжения.

Создавать условия для осознания ребенком собственных переживаний, снижения отчужденности. Содействовать проявлению взаимопонимания, осовоению позитивных средств самовыражения.

Стимулировать самостоятельное преодоление трудностей в деятельности.

Формировать умения устанавливать продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, как со знакомыми, так и с незнакомыми, выражая содержание общения разнообразными способами; вступать в диалогическое общение, понимать разнообразные инициативные обращения и адекватно на них реагировать, передавать содержание диалога в инициативных репликах; вступать в речевое общение разными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях, задавать вопросы, побуждать партнера к совместной деятельности; дифференцированно, выразительно использовать вербальные и невербальные средства в разных ситуациях, говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно; проявлять доброжелательность; самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, используя конструктивные способы и прибегая к помощи взрослых только в исключительных случаях; договариваться, изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации, проявлять уважение и внимание к собеседнику, обосновывать свое согласие и несогласие с действиями партнера.

Развивать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми и формировать внеситуативно-деловую форму общения со сверстниками.

Способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками.

Проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи.

Называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами.

Проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели.

Понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств.

Использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией.

Выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции людей, понимает и называет свою роль.

Использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы-заместители.

Стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.

Проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь.

Занимается продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (15–20 минут).

Осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения, самостоятельно.

Сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ.

Элементарно описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может привлечь его внимание в случае плохого самочувствия, боли и т. п..

2.

Развивать разнообразные познавательные интересы; стремление понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи; способность замечать несоответствия, противоречия в окружающей действительности, самостоятельно их разрешать, классифицировать объекты по нескольким критериям: функции, свойствам, качествам, происхождению; объяснять некоторые зависимости, например, свойств материала, из которого изготовлен предмет, и функции предмета, назначение бытовых предметов, облегчающих труд человека, обеспечивающих передвижение, создающих комфорт; выделять существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений.

Развивать адекватное эмоциональное реагирование на события, описанные в тексте; способность давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; самостоятельно предлагать варианты содействия персонажам; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; с помощью взрослого проникать в сферу переживаний и мыслей героев, объяснять мотивы поступков персонажей; использовать в речи сравнения, эпитеты, элементы описания из текстов в повседневной жизни, игре; соотносить содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом.

Стимулировать переживания, разнообразные по содержанию в процессе слушания произведений художественной литературы.

Сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно).

3.

Развивать навыки диалогического общения.

Учить объяснять некоторые зависимости, задавать вопросы причинно-следственного характера, формулировать выводы, отражать в речи эмоциональные состояния, моральные и этические оценки. Формировать умение точно выражать свои мысли.

Владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения.

Может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует).

Пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения.

Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования.

4.

Формировать умения точно выполнять разнообразные прицельные движения, действовать сопряжено и поочередно правой и левой рукой.

Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние.

Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.

Самостоятельно и правильно умывается, самостоятельно следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования.

Выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе.

5.

Стимулировать яркие, глубокие переживания при восприятии художественных произведений.

Формировать умения выразительно отражать образы художественных произведений; рассказывать о своих эмоциональных переживаниях.

Формировать умения технично, ритмично, выразительно; осуществлять самоконтроль.

Передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений.

Составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта.

План работы учителя-логопеда

Направления коррекционно-развивающей работы

Ожидаемый результат

Формы оценки результатов работы:  + сформировано

+ -  в стадии формирования

 -  не сформировано

1

Подготовительный этап: подготовка к коррекционной работе (вызвать интерес к логопедическим занятиям, сформировать и развить артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков).

- проявляет интерес к логопедическим занятиям;

- знает и выполняет упражнения артикуляционной гимнастики;

- выполняет упражнения на дыхание.

2

Формирование произносительных умений и навыков: устранение дефектного звукопроизношения, развитие умений и навыков  дифференцировать звуки, формирование практических умений  и навыков пользования исправленной речью.

– различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;

– обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звукопроизносительными возможностями, активным словарным запасом с последующим включением его в простые фразы;

3

Постановка звуков  С, СЬ, З, ЗЬ,Ц, Ш, Ч, Ж,Щ Л, ЛЬ, РЬ,  Р

- звукопроизношение: в стадии автоматизации звук С, Сь, З, Зь, Ц.  Подготовка к постановке  Ш, Ж.

4

Совершенствование фонематических процессов и звуковой аналитико-синтетической деятельности параллельно с коррекцией звукопроизношения у ребенка.

– владеет простыми формами фонематического анализа;

5

Развитие (совершенствование) психологической базы речи ребенка на отработанном в правильном произношении лексическом материале.

– понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;

– в речи употребляет все части речи, проявляя словотворчество;

6

Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых ребенком звуков на основе лексико-грамматических форм.

– пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения;

– составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;

7

Подготовка к усвоению грамоты.

- различает понятия гласный звук, согласный звук.

- понятия мягкий согласный звук, твердый согласный звук

План работы воспитателя группы

Направления деятельности

Ожидаемый результат

Формы оценки результатов работы:  + сформировано

+ -  в стадии формирования

 -  не сформировано

1

Развитие элементарных математических представлений

-умеет считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;

-умеет увеличивать и уменьшать каждое число на 1;

-умеет решать задачи и головоломки; умеет пользоваться знаками +,-,= при решение задач;

- умеет пользоваться  условной мерой  и сравнивает предметы по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их в множество по трем – четырем признакам.

- знает названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал; названия объемных геометрических форм: куб, шар, цилиндр и может их показать.

- умеет делить квадрат и круг на равные части

- Умеет активно использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее.

2

Формирование пространственно-временных представлений

– имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток;

– использует схему для ориентировки в пространстве;

-  Умеет ориентироваться  во времени

-Умеет называть дни недели и месяцы года

3

Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков

- Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук

 - Развитие тонких и точных движений пальцев рук.

4

Закрепление речевых навыков

- Умеет  обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

- Умеет составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану

-Умеет пересказывать знакомые сказки и небольшие рассказы

- Умеет пересказывать  небольшие рассказы с изменением времени действия или лица рассказчика.

- Имеет  навыки составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.

5

Развитие культурно-гигиенических навыков

– самостоятельно и правильно умывается, самостоятельно следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования.

6

Развитие социально-коммуникативных навыков

- Умеет самостоятельно организовывать подвижные игры и игры с элементами соревнования, устанавливать правила и следовать им, справедливо оценивать результаты; настольно-печатные дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; театрализованные игры

- умеет  работать в коллективе

- Сформирован  интерес к учебе, желания учиться в школе

Содержание и задачи коррекционной и образовательной деятельности по пяти образовательным областям представлены в АОП  для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  детского сада «Берёзка» с.Мамонтово (старшая группа).

Дата составления программы _______________________ 2018г

Родитель (законный представитель) _____________________________/____________________________

                                                                          Подпись                                            ФИО родителя

Воспитатель (куратор)____________________________/_________________________________________

                                                           Подпись                                             ФИО

Специалисты психолого-медико-педагогического сопровождения:

Педагог-психолог____________________________/___________________________________________

                                                                             Подпись                                             ФИО

Учитель-логопед____________________________/___________________________________________

                                                           Подпись                                             ФИО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (младшая группа -3-4 года)

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (младшая группа -3-4 года)...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (средняя группа- 4-5 лет)

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ  (средняя группа- 4-5 лет)...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (подготовительная группа 6-7 лет)

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ (подготовительная группа 6-7 лет)...

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ

Программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ...