Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в 1 мл. группе
методическая разработка (младшая группа)

Анастасия Никоненко

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в 1 мл. группе

Предметно-пространственная развивающая среда, согласно новым требованиям, обязана максимально раскрыть образовательный и творческий потенциал каждого воспитанника, а также быть максимально доступной для каждого ребенка.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ строится с целью наилучшего развития индивидуальности воспитанников с учётом их интересов, склонностей, уровня активности, позволяет обогатить опыт эмоционально- практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Предметно- пространственная развивающая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности. Создавая предметно- пространственную развивающую среду группы, мы учитывали, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной.

Все групповое пространство распределено на центры, «Центр познавательного развития», «Центр художественно-эстетического развития», «Центр экспериментирования», «Центр двигательной активности», библиотека «Почитай-ка», «Центр художественного творчества».

Центр двигательной активности

Потребность в движении важна для детей дошкольного возраста. Для этого отведено пространство в группе, где имеется различное оборудование: разной формы мячи, обручи, скакалки, кегли, мягкие мешочки, набитые песком, атрибуты для проведения подвижных игр.

Центр художественно-эстетического развития

Для развития музыкального слуха, чувства ритма музыкальный уголок наполнен различными музыкальными инструментами (погремушки, барабаны, колокольчики, дудочки, металлофоны). Игра на этих инструментах доставляет детям много радостных минут.

Для развития творческих способностей (артистичность, умение раскрепоститься и т.д.) необходимо   знакомить детей с различными видами театров, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и интересен. В группе созданы различные виды театров: вязанный настольный театр («Красная Шапочка», «Три Медведя», «Волк и семеро козлят», «Кот Петух и Лиса»). Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. 

Центр художественной литературы представлен библиотекой «Почитай-ка», которая наполнена разнообразной художественной литературой согласно возрасту детей:

- русскими народными сказками

-различными энциклопедиями на тему («Автомобили», «Профессии», «Наша Родина Россия», «Удивительные животные», «Техника», «Почему и Отчего»);

- стихами русских поэтов (С.Я.Маршак, А.С.Пушкин, С.Михалков, Е.Благинина и др.);

- народным фольклором;

- баснями;

- стихи и прозаические произведения зарубежных авторов (бр. Гримм, Р.Киплинг, У Дисней)

Также дети знакомятся с портретами писателей и поэтов. Для проведения речевых игр, подобраны наборы предметных и сюжетных картинок.

Центр художественного творчества   оснащён необходимыми материалами для продуктивной и творческой деятельности детей (разные листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доска для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды, раскраски, трафареты).

Центр познавательного развития наполнен играми, направленными на всестороннее развитие детей, развивающих все психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Игры, развивающие сенсорное развитие представления о цвете, форме, величине, счёте: «Блоки Дьенеша», развивающие игры В.В. Воскобовича «Кораблик Брызг-Брызг», пирамидки «Черепашки» развивает мелкую моторику рук, дает представления о математических понятиях, цвете, пространственном расположении количестве предметов их порядковом и цифровом ряде.

Центр безопасности и ПДД знакомит детей с опасными ситуациями и учит их избегать. Для формирования представления детей об основных источниках и видах опасности в быту на улице и на дорогах, в группе имеется дидактическая игра: «Дорожные знаки». Для изучения правил дорожного движения в центре есть различные автомобили разного вида: большие и маленькие, легковые и грузовые, трактора, мотоциклы, что позволяет в соответствии с программой формировать у детей первичные представления о машинах, улице, дороге. Альбом с иллюстрациями с разными видами транспорта на тему: «Машины разные нужны, машины разные важны».

Центр экспериментирования оборудован мерными кружками, песочными часами, разными по форме формочками, мыльными пузырями. В «центре» имеется различный природный материал (вода, глина,  песок). Игры с песком и водой, не только знакомят детей со свойствами различных предметов и материалов, но и развивают мелкую моторику ребенка. Наборы  для  улицы:  ведерко,  формочки,  совочек, лопатка, грабельки; леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартучки.

В группе оформлен календарь природы, картина сезонов, модели года и суток; календарь природы со значками ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т. п. и указывающей на них передвигающейся стрелкой. Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Животные»; наборы объемных и плоских игрушек; природный и бросовый материал: желуди, шишки; камешки, пробки и т.д.

Помещение группы разбито на отдельные игровые зоны для проведения сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», и др.

Уголок «Семья» наполнен разнообразным материалами и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватка для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и бытовая техника, имеются овощи и фрукты. Сюжетно-ролевые игры в этом уголке доставляют радость и удовольствие детям, формируя представления об окружающем мире, побуждая к активной игровой деятельности.

«Магазин» оснащен игровыми атрибутами, позволяющими детям развивать сюжет игры, имеется кассовый аппарат, разнообразный   ассортимент овощей, фруктов, хлебобулочных и колбасных изделий. Весь ассортимент магазина выставляется на прилавок. 

Развивающая среда постоянно меняется, пополняется совершенствуется в зависимости от образовательной потребности, интересов детей и запросов родителей и требований ФГОС ДО.

«Салон красоты», в котором имеются пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики.

Для ознакомления детей с профессиями подобраны специальные атрибуты.  Для игры в «Больницу» халаты и медицинские приборы (инструменты). В нашей группе «Больница» не занимает отдельный уголок. Она представляет собой своеобразный медицинский модуль, наполненный игрушечными медицинскими инструментами и атрибутами, необходимыми для игры. Дети по желанию могут сами и с помощью воспитателя развернуть игровую деятельность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."

Развивающая речевая среда.  Способствовать развитию речи как  средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...

Особенности организации безопасной развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство организованное для детей в образовательном учреждении может быть м...

Материалы семинара "Особенности организации предметно-развивающей среды национальных групп в условиях ФГОС ДО"

laquo;Роль музейной экспозиции в сохранении культурно-исторического наследия народов Башкортостана» (Рафикова Вера Васильевна, МБДОУ Детский сад № 80).«Использование дидактических иг...