современные формы и методы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
консультация

из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

                                                                                         

                                                                                Подготовила: воспитатель

                                                                                                                  Ершова Л.В.

   Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования. Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие разнообразных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У дошкольника формируются представления о доступном его понимании конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать духовно — нравственное воспитание.

       Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания так же заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

       Главная цель духовно – нравственного воспитания дошкольников – формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей.

Исходя из цели, формулируются задачи:

  • приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
  • воспитывать уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду, малой Родине, уважительное отношение к государству.
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата
  • развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

    Поставленные задачи и цели реализуются в процессе непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями воспитанников, в сюжетно-ролевых играх, играх на прогулке, беседах, чтении детям художественной литературы, рассматривании иллюстраций, наблюдений, экскурсий, развлечений.

   Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка.

    Воспитывая нравственные качества личности, я использую различные формы и методы: организую этические беседы: «Зачем говорят «здравствуй», «Секреты вежливости», «Как жить дружно без ссор», «Не завидуй другому». Предлагаю детям игры и упражнения на решение проблемных ситуаций, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. В понедельник, после выходных, праздников, отпусков, мы проводим с детьми беседы: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга, если ребёнок приходит в детский сад после болезни — вся группа приветствует его. Дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие, обязательно рассказываем, кто, как провел время, куда ходили, куда ездили, что нового увидели и узнали. Некоторые дети приносят фотографии и грамоты и рассказывают о своих достижениях в спорте или других видах деятельности. Проводятся мероприятия, направленные на сплочение детей: дежурства, трудовая деятельность, а также коллективные работы по творческой деятельности.

    Развитие в ребёнке духовых, нравственных ценностей невозможно без воспитания патриотических чувств: любви к родному городу, стране, усвоение элементарных знаний по истории своего родного края.

 В календарно-тематическое планирование включены занятия, направленные на развитие духовно-нравственных качеств дошкольника. Это такие занятия, как: «Я среди людей», «Мой любимый детский сад», «Дары леса», «Домашние животные и птицы», «Моя Родина – Россия», «Народная культура и традиции русского народа», «Защитники Отечества», «Мамина неделя», «Книжкина неделя», «Театральная неделя», «Космос», «День победы».

   Ни для кого не секрет, что ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра. Именно в игре дети осваивают новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки, учатся выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливают первоначальный банк нравственных представлений и пробуют соотносить их со своими поступками, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. Для развития у детей нравственных качеств, мы играем в такие игры: «Вежливые прятки», «Цветок красивых слов», «Гусеница», «Что хорошо, что плохо», «Добрые дела». Цель этих игр — воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, заниматься сообща, формировать умение договариваться и помогать друг другу.

  Действенным средством в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является художественная литература. При чтении художественной литературы – основная задача раскрыть духовно – нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка.

    Помимо занятий по художественной литературе, мы уделяем чтению большое внимание. Мы читаем детям сказки или рассказы, или даже большие произведения. Часто дети приносят свои книги, которые мы также читаем. Предпочтение отдаем русским народным сказкам, сказкам К. Чуковского, А.С. Пушкина, рассказам Н. Носова, В. Осеевой,  В. Драгунского.  Также проводится «Книжкина неделя», на которой дети узнают откуда берется книга, авторов произведения. В группе оформляется выставка любимых книг.

    Помимо «Книжкиной недели», проводится «Театральная неделя», где воспитанники и педагоги показывают театральные постановки. Это направленная на эмоционально-эстетическое и духовно-нравственное воспитание детей в детском саду, благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

    Приобщая детей к истории и традициям своего народа, в саду проводят народные праздники «Колядки» и «Масленица». Дети с большим интересом принимают участие в подготовке и проведении праздников, запоминая старинные колядки, заклички, дразнилки, пословицы и поговорки.

   На занятиях по изодеятельности знакомим детей с народными промыслами России и Мордовии. Для этого в саду есть «Изостудия», где на полочках стоят дымковские и каргопольские игрушки, хохломская посуда, а также имеются альбомы по ознакомлению детей с данными видами художественного творчества.

    В работе по духовно- нравственному воспитанию не обойтись без взаимодействия с родителями, с ними проводится педагогическое просвещение через:

  • консультации — «Право на жизнь без насилия», «Как бороться с детскими капризами и упрямством», «Воспитание вежливости»
  • рекомендации — «Как провести выходные (праздники) с ребёнком?»
  • родительские собрания — «Нравственные нормы в жизни дошкольников», «Роль семьи в воспитании члена общества»
  • использование информационного стенда, папок – передвижек «Как общаться с ребёнком», «Семейные традиции», «Вредные привычки».

   Таким образом, работа по воспитанию духовно — нравственных качеств даёт положительные результаты. Дети становятся более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои хотя и маленькие, но уже результаты. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Мастер-класс для педагогов «Использование современных форм и методов работы по оздоровлению детей дошкольного возраста »

Мастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении освоение современных форм и методов работы по оздоровлению детей дошкольного возраста....

Доклад "Этапы, формы и методы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду"

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду....

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...