Методическая разработка по теме "Дидактическая игра как средство развития ребенка раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Соколова Наталья Николаевна

Методическая разработка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Дидактическая игра как средство развития ребенка раннего возраста»

Актуальность данной темы объясняется необходимостью организации эффективного взаимодействия воспитателя и ребёнка.

Дети раннего возраста активно познают мир по принципу " Что вижу, с чем действую, то и познаю"

Игра - это потребность растущего детского организма. В игре развиваются познавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь; развиваются любознательность и умственные способности, первичные интеллектуальные умения и навыки.

Игра становится ведущей деятельностью в раннем возрасте.

Дидактическая игра - одна из важных разновидностей игровой деятельности. Любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия, результат, которые являются основными структурными элементами дидактической игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей раннего возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Важность дидактических игр заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира). Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, соответствуют их возрастным возможностям, так как лёгкая дидактическая задача, заключённая в игре, так и трудная не вызовут у детей интереса к игре и соответственно поставленная цель не будет достигнута. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам и содержанию. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда., объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Для малышей используются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, матрешками, пирамидками. Хочу обратить ваше внимание на то, что вначале ставятся задачи моторного характера, а уже потом задачи познавательного развития.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Затем игры усложняются. Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в лесу, в огороде?» Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр –развитие логического мышления, формирование умения из отдельных частей составлять целый предмет.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, использовать приобретенные ранее знания в новых обстоятельствах. Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

Очень важно помнить, что любые дидактические игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Сказки как средство воспитания ребенка раннего возраста».

Сказка помогает ребёнку разобраться в самых важных понятиях о том, как жить, на чём основывать отношения к своим и чужим поступкам....

Игра как средство развития ребенка раннего возраста

Специфика дошкольного возраста такова, что развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит во г...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Книги из фетра как средство развития детей раннего возраста"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАКниги из фетра как средство развития детей раннего возраста...

Методическая разработка - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями , ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет- заместитель становитьс...

Методическая разработка всероссийского уровня по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Нетрадиционные техники рисования»

Пояснительная записка.В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют фор...