Деятельность образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья

Рашева Ольга Николаевна

Общие принципы и правила коррекционной работы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Схема педагогической  характеристики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Целью построения модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, является поэтапное обеспечение доступности качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на основе эффективного развития образовательной организации.

Задачи построения модели:

  1. Создать единую образовательную среду для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих разные стартовые возможности;
  2. Развить потенциальные возможности детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
  3. Организовать систему эффективного процесса психолого-педагогического сопровождения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
  4. Способствовать успешному освоению образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
  5. Сформировать у всех участников образовательных отношений адекватное отношение к проблемам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Целевой блок модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, определяет общее назначение модели, цель и задачи, способы достижения поставленной цели.

Содержательный блок модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, устанавливает целостную систему регламентов, которая распределена по таким видам ресурсов, как материально-технические, финансово-экономические, информационно-методические и кадровые.

развитие модели деятельности образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является инновационной деятельностью.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
  3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
  4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета).Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.

Алгоритм оптимизации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает четыре этапа:

1 этап – концепция и план мероприятий реализации модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2 этап – ход реализации модели.

3 этап – описание специфики этапов реализации моделей.

4 этап – обоснование конкретных мероприятий по реализации модели, сроков реализации каждого этапа.

Схема педагогической  характеристики на ребенка дошкольного возраста.

В характеристике должно быть отражено:

  • как долго ребенок посещает данный детский сад, в том числе, сколько времени он обучается у последнего воспитателя, часто ли болеет, охотно ли ходит в детский сад;
  • как ребенок ведет себя в дошкольном учреждении (контактирует ли со взрослыми, с воспитателями, со сверстниками);
  • достаточно ли он овладел навыками самообслуживания;
  • как относится к занятиям и как ведет себя на занятиях; какие особенности поведения способствуют, а какие препятствуют усвоению  и закреплению знаний, умений, навыков;
  • как ребенок относится к труду, какие виды труда предпочитает, в каком темпе работает, доводит ли дело до конца и проявляет ли заинтересованность в конечном результате;
  • особенности умственного развития ребенка: справляется ли он с программой детского сада;
  • какое участие принимают родители в развитии и воспитании ребенка;
  • что создает наибольшие трудности или вызывает беспокойство у воспитателя.
  • планирует и организует жизнедеятельность воспитанников и осуществляет их Воспитание;
  • проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации дошкольников, социальной адаптации в детском коллективе;
  • на основе программ индивидуального развития дошкольников планирует и проводит и детьми коррекционно-развивающую работу.
  • совместно с медицинскими работниками обеспечивает  сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье, осуществляет организацию оздоровительных, закаливающих, профилактических мероприятий, формирует у детей представление о здоровом образе жизни;
  • совместно с учителем-дефектологом участвует в психолого-педагогическом изучении группы, анализирует полученные данные и участвует в составлении психолого-педагогических характеристик, а также в заседаниях ПМПк;
  • проводит занятия по социальному развитию, труду, игре, изобразительной деятельности и конструированию, ознакомлению с окружающим, участвует в занятиях по музыкальному и физическому воспитанию;
  • посещает занятия учителя-логопеда, дефектолога, психолога, участвует в проведении комплексных занятий, экскурсий;
  • осуществляет коррекционную направленность воспитания и обучения в быту и на занятиях, проводит работу по развитию речи, слухового восприятия по заданиям учителя и логопеда,  проводит контроль за произношением;
  • участвует в организации и проведении досуга, развлечений, утренников;
  • участвует в организации работы с родителями: проведении родительских собраний, коллективных и индивидуальных консультаций, открытых занятий, выставок детских работ, оформлении уголков для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об утверждении плана действий по обеспечению введения федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Республики Карелия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯП Р И К А ЗПЕТРОЗАВОДСК//0. 09.(И/И&~i. № $Об утверждении плана действийпо обеспечению введенияфедеральных государственныхобразовательных стандартовобуча...

Модель деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Определение общего содержания процесса деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связано, главным образо...

Рекомендации по оптимизации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Механизмы оптимизации и особенности организации деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по основным общ...

МАТЕРИАЛЫ ОКРУЖНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ В 2018 ГОДУ

Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования»МАТЕРИАЛЫ ОКРУЖНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ВОПРО...