Статья «Непрерывное образование как фактор личностно-профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации»
статья

Годынская Наталья Викторовна

Г. А. Ягодин главным системообразующим фактором непрерывного образования считает личность как цель и конечный результат процесса постоянного и неуклонного восхождения к новым высотам познания и преобразования.

Б. С. Гершунский трактует суть непрерывного образования как процесс создания необходимых условий для всестороннего гармоничного развития личности независимо от возраста, первоначально приобретенной профессии, специальности, места жительства с обязательным учетом личностных особенностей, мотивов, интересов, ценностных установок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непрерывное образование как фактор личностно-профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации

Для профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации просто работать в детском саду недостаточно. Важно постоянно повышать и обогащать свой личностно-профессиональный уровень. Образование не может зависеть от возраста, ранее приобретенной профессии или специальности, места жительства, но обязательно учитывает индивидуальные способности человека, мотивы, интересы, установки.

Современное общество акцентирует внимание на процессе самообразования педагога.  Личностное развитие педагога более эффективно в том случае, если оно связано не только с узко дидактическими целями, а исходит из идеи всестороннего развития специалиста как личности.  Под личностным развитием понимается собственная активность человека в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала. Целевой функцией самообразования является всестороннее развитие личности педагога для обеспечения высокого качества обучения и воспитания детей. Педагог, постоянно и систематически занимающийся самообразованием, оказывает и наиболее эффективное влияние на воспитанников. Работая по личному творческому плану в условиях программно-целевого планирования становления и развития образовательной организации, педагог значительно продвигается в своем профессиональном росте.

Какие виды профессионально-личностного роста педагога сейчас наиболее актуальны? Методические объединения, семинары, практикумы, курсы повышения квалификации и другие, обеспечивающие обратную связь между результатами индивидуального самообразования педагога и повышением профессионализма всего педагогического коллектива.  Среди современных форм самообразования можно назвать дистанционное обучение, получение консультативной помощи специалистами образовательных центров, факультетов послевузовской переподготовки высших учебных заведений.  Результатом этих и других видов деятельности является рефлексия приобретенного опыта, и на ее основе, построение нового, субъектного опыта. Определим составляющие потребностей и мотивов, побуждающих педагога к самообразованию:

1. Ежедневная работа с информацией. Готовясь к образовательной деятельности, родительскому собранию, мероприятию у педагога возникает необходимость поиска и анализа информации.

2. Желание творчества. Творческий педагог не может из года в год, по одному и тому же сценарию, давать воспитанникам одни и те же знания. Обязательно появится желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

3. Стремительный рост прогресса. Эти изменения в первую очередь отражаются на дошкольниках, формируют их мироощущение, и очень часто, образ "не современного" педагога.

4. Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его хорошим или плохим работником. Плохим педагогом быть обидно, хорошим – престижно. 5. Конкуренция. Не секрет, что многие родители приводят ребенка в дошкольное учреждение к конкретному педагогу.

«Педагог должен учиться всегда и везде»

В нашей образовательной организации созданы условия, обеспечивающие формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов:

  • активное участие в конкурсном движении (………);
  • проектная деятельность: участие в городских и районных проектах «Азбука в России», «Пять добрых звезд», «Растем в России», экологических акциях «Круг жизни», «Крышечки доброты» и др., а также реализация собственных проектов («Лаборатория профессора «Умникума», «мини-туризм в ДОУ»);
  • инновационная деятельность (районный ресурсный центр, районная экспериментальная площадка, РТИП, федеральная инновационная площадка);
  • представление опыта на методических объединениях, конференциях и т.д.,;
  • подготовка собственных публикаций;
  • методическая поддержка в период подготовки к аттестации;
  • методическое сопровождение самореализации педагогов на всем протяжении педагогической деятельности;
  • организация наставничества в рамках работы «Школы молодого педагога»;
  • организация стажировки молодых педагогов;
  • традиционная система повышения квалификации на курсах в АППО, ИМЦ, дистанционных курсах.

В режиме деятельности инновационной площадки Федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» педагогический коллектив осваивает новый вид сетевого взаимодействия: принимает участие в открытой дистанционной туристской спартакиаде «ИГРАТОРИ».

Для наших педагогов имеет большое значение помимо профессионального развития и личностное развитие, например,

  • активные занятия йогой, фитнессом, посещение бассейна;
  • обучение на курсах живописи; мыловарения и декорирования гипсом;
  • курсы по вождению ТС, экстремального вождения;
  • участие в КВН среди педагогов района;
  • участие в творческих и профессиональных музыкальных конкурсах;
  • разработка дополнительных образовательных программ и  оказание образовательных услуг в рамках дополнительного образования дошкольников.

В организации работает мультипликационная студия «Аниматика», созданная педагогами. В ней создаются мультфильмы как детьми, так и педагогами, представляются мастер-классы по созданию мультфильмов.

Педагоги стремятся к активной самореализации, расширить границы саморазвития. Важным становится не только формирование профессиональных навыков, но и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной и активной гражданской позиции. Это единство выглядит не как сумма свойств, а как качественное новое образование. Оно характеризуется таким уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками. Общая удовлетворенность человека в значительной мере зависит от того, насколько насыщаются его фундаментальные потребности в творческой самореализации, понимании и признании индивидуальных ценностей окружением, педагогическим сообществом, обществом. Человек не может «просто жить» и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, а главное, он сам и его действия в профессии занимают определенное место. Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда у педагога есть мотив личностного развития. Мотив - это не что иное, как потребность. Только тогда педагог сможет работать с увлечением, вдохновенно, а, следовательно, и продуктивно.

 Личностный рост и самосовершенствование в профессии, включающий в себя: уверенность в своих силах, коммуникабельность, способность к самоорганизации, самоанализу, понимание изменений, происходящих в системе дошкольного образования, понимание норм и правил отношений в коллективе, знание стандартов дошкольного образования, умение стимулировать различные виды детской деятельности, на протяжении всего периода педагогической деятельности является непременным условием успешной деятельности педагога. Ведь только успешный педагог способен вырастить успешного воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных образовательных организаций "Оценка качества дошкольного образования"

Презентация содержит практический материал для старших воспитателей, заместителей заведующих дошкольных образовательных организаций, педагогов ДОО об оценке качества дошкольного образования в соответс...

Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....

Консультация на тему: Проектирование индивидуальной программы профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации

Индивидуальная программа профессионального развития педагога (далее ИППР) - локальный и индивидуальный нормативный документ, который является средством организации непрерывног...

Статья на тему : "Современные подходы в методическом сопровождении педагогов дошкольной образовательной организации"

В статье раскрыта специфика современных и погрессивных методов сопровождения педагогов....