Комплекс методических разработок "ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
методическая разработка (старшая группа)

Исмоилова Ирина Андреевна

В пособии представлен материал по совершенствованию методов обучения и продуктивного использования современных образовательных технологий, в том числе с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой профессиональной деятельности.

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 4

Долгосрочный проект «Маленький гражданин». 

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно – патриотическому воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий. 

Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 

Консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». 

Консультация  «Воспитание чувства любви к своей малой Родине». 

Консультация «Есть такая профессия – Родину защищать». 

Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы». 

Рекомендации «Нравственно – патриотическое воспитание в семье». 

Список используемой литературы.. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ismoilova.docx55.74 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс методических разработок

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: воспитатель Исмоилова И. А.

Новомихайловка, 2023 г.

Исмоилова И.А.

Формирование нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста: методическое пособие / Исмоилова И.А. – МКОУ Новомихайловская СОШ, Новомихайловка, 2023 г.

Тема профессиональной деятельности: «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Цель профессиональной деятельности: создание условий формирования активной гражданской позиции дошкольников в процессе приобщения к родной природе, культуре, традициям малой Родины.

Задачи профессиональной деятельности:

- Воспитывать в детях любовь, привязанность, уважение к семье, односельчанам.

-  Знакомить с понятием «Родина-Россия» через ознакомление с родным домом, селом, краем.

- Пробуждать интерес к историческим фактам, осознание ценности событий в жизни человека, детского сада, села, страны.

- Знакомить с природой родного края, воспитывать осознанное, правильное отношение к окружающему миру, родной природе.

В пособии представлен материал по совершенствованию методов обучения и продуктивного использования современных образовательных технологий, в том числе с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой профессиональной деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение        4

Долгосрочный проект «Маленький гражданин»        6

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно – патриотическому воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий        11

Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста        16

Консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»        21

Консультация  «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»        21

Консультация «Есть такая профессия – Родину защищать»        23

Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»        25

Рекомендации «Нравственно – патриотическое воспитание в семье»        29

Список используемой литературы        34


Введение

«Правильное воспитание -

это наша счастливая старость.

Плохое воспитание - это наше

будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими

людьми, перед всей страной».

А. С. Макаренко

В наше время, когда мир стал более глобальным и сильно меняется под воздействием различных факторов, таких как технологический прогресс, социальные изменения и политические события, особенно важно обращать внимание на формирование нравственности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Этот период развития является ключевым для формирования основных ценностей и установок, которые будут лежать в основе их будущей жизни и поведения.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста имеет свою актуальность и важность, поскольку является неотъемлемой составляющей общественного развития. Позитивные ценности, такие как доброта, честность, ответственность, уважение, гражданственность и патриотизм, должны стать неразрывным компонентом личности каждого ребенка. Такие ценности становятся опорой и ориентиром в сложной и быстро меняющейся современной действительности.
Нравственно-патриотическое воспитание включает в себя разнообразные аспекты, начиная с формирования у детей чувства благодарности и уважения к своим родителям, старшим, учителям и окружающим людям, продолжая пониманием и ценностью традиций и культуры своей страны. Ребенок должен осознавать, что его страна - это место его рождения, родной дом, где он принадлежит и где имеет возможность расти, развиваться и вносить свой вклад в судьбу общества.

Нравственно-патриотическое воспитание также включает в себя формирование у детей понимания и уважения прав и свобод каждого человека, а также понимания взаимосвязи между правами и обязанностями. Патриотические чувства направляют ребенка к поиску собственного места в сообществе и в стране, к развитию активной гражданской позиции и готовности к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей.

Актуальность формирования нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста заключается также в том, что оно помогает создать устойчивые основы для развития будущих поколений. Воспитание подразумевает в себе передачу опыта и ценностей, перенесение их из прошлого в настоящее и будущее. Именно поэтому активное привитие нравственности и патриотических чувств в детстве позволяет сформировать у ребенка крепкий фундамент для его дальнейшего развития и социальной адаптации.

В целом, актуальность формирования нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста состоит в том, что только через осознанный и систематический процесс воспитания мы можем гарантировать будущее лидерство, отзывчивость и ответственность в нашем обществе. Расширение горизонтов и повышение качества жизни общества в целом зависит от качества нашего будущего поколения, а наше будущее поколение зависит от нашего активного и комплексного воспитания.


Долгосрочный проект «Маленький гражданин»

Тип проекта: информационно-практико ориентированный

По количеству участников: групповой

Целевая группа: дети, воспитатели, родители

Цель проекта: нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством игры.

Задачи:

Методы и формы работы:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Гостиная.
  • Совместная проектная деятельность.
  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
  • Конкурсы рисунков и поделок.
  • Конкурсы стихов.
  • Анализ нравственных качеств.
  • Ручной труд.
  • Беседа
  • Инсценировки, театрализация.
  • Изготовление подарков.
  • «Уроки доброты».
  • Выставки и экспозиции.
  • Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).
  • Сказки.
  • Выставки детских рисунков
  • Организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
  • Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги, концерты);
  • Чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач. 
  • Народные игры.

Ожидаемые результаты:

Дети могут узнать.

  • домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • место проживания: город; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия;
  • свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
  • представителей других национальностей, населяющих нашу страну (уважать их культуру и традиции);
  • природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  • название планеты, на которое мы живем;

Учебно-тематический план

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение научно-методической литературы

Сентябрь – май

1.  Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М. Просвещение, 1991 

2. Ветохина А. Я., Дмитренко   «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс,2013 

.3.  Тимошкина Н.А. Методика использования народных игр в ДОУ. Педагогическое образование 2008г. 64 с. 

 4.  Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» Гном и Д 2008г. 64с.

5.  Южный Урал: шаг за шагом. Учебное пособие.  Челябинск 2016г.192 с.

Работа с детьми

Сентябрь

«Что мы Родиной зовём?

Край в котором мы растём»

Путешествие по карте «Моя Родина – Россия». 

 «Край озёр»

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. Разучивание пословиц и поговорок на тему «Родина»

Школа туризма

Квест «Наша Родина- Россия»

Лепбук
Картотека игр.

КВН

«Весёлая ярмарка»

Спортивные состязания

Октябрь

«Велика Россия наша

И талантлив наш народ»

Подборка народных подвижных игр

«Капустные посиделки» Интерактивное мероприятие.

Ознакомление с различной росписью («городецкая», «хохломская», «дымковская», «гжель» и другие)

Картотека игр

Экскурсия в музей 

Ноябрь

Ознакомление с символикой России, родного города, области.

«День народного единства»

«Полиция – друг и защитник»

 

«Кузьминки – куриные именинки» «Любимой нашей маме спасибо говорим!

Конкурс чтецов.  

Познавательно- спортивное 

мероприятие

 Поход в музей Праздник

Декабрь

«Герои отечества»

«Дружные ребята»

«Путешествие в Великий Устюг к Деду Морозу»

Познавательный вечер 

Зимние соревнования Праздник

Январь

Праздник мы сейчас устроим,

Чудо – игры здесь устроим.

Ознакомление с обычаями  и традициями русского народа.

 

«Колядки»

 «Святочные гадания»

«Дело было вечером»

КВН 

«Маскарад»

Февраль

НОД «Главные праздники России».

Праздник посвящённый дню защитника Отечества

«Весёлая масленица»

«Зарница» 

 

 

«А ну-ка парни»

 

Развлечение

Март

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

Праздник «Моя мама – лучшая на свете»,

Апрель

Краткосрочный проект «Космос».

 

Викторина «Что вы знаете о космосе».

Май

«Войны я не видел, но знаю

Как трудно народу пришлось»

Экскурсия к мемориалу воинской славы

 

Сюжетно-ролевая игра «Пограничники»

 

 

Сентябрь – май

Игры с содержанием о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Кружок «Пластилинография».

Работа с семьёй

Сентябрь

«О уральских об умельцах 

На весь мир молва идёт»

Альбом «История нашего города».

Октябрь

Информационный лист «Воспитание патриотических чувств у дошкольника»

Информирование родителей о праздниках и событиях особо значимых для Россиян.

Ноябрь

Консультация «Воспитание

маленького гражданина».

Передвижная     игротека

Декабрь

Подготовка атрибутов и костюмов к новогоднему празднику

Костюмированное представление

Февраль

«Зарница»

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

Март

Конкурс

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами.

Апрель

Работа по благоустройству территории детского сада.

Акция «Посади дерево».

Самореализация

Январь

Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме 

Знакомство с передовым педагогическим опытом 

Участие в конкурсах педагогического мастерства

Показ открытого мероприятия.

Развлечение  «Игры наших бабушек».

Май

Обобщение опыта  по теме самообразования.

Выступление на педсовете.


Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по нравственно – патриотическому воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий

Тема: «Майский праздник – День Победы!».

Цель: расширение базы знаний об истории страны, воспитание уважения и гордости за подвиг народа, воевавшего против фашизма.

Задачи:

Образовательные задачи:  

  • Расширить знания детей о Великой Отечественной войне, о защитниках Отечества.
  • Закрепить знания о памятниках и обелисках, находящихся на территории города.
  • Учить чтить память павших бойцов, возлагать цветы к обелискам и памятникам.
  • Закрепить знания детей о празднике - Дне Победы.
  • Развивающие задачи:
  • Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края.
  • Развивать речевую активность детей, поощрять стремление рассуждать, высказывать своё мнение.
  • Развивать координацию движений, упражнять в умении согласовывать текст с движениями.

Воспитывающие задачи:

  • Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, силуэт голубя с георгиевской лентой, флажки синего и красного цвета по количеству детей, красные звезды по количеству детей, открытки в виде военного полевого письма по количеству детей, георгиевская ленточка, цветы яблони на каждого ребёнка, клей, кисти, салфетки на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в этот весенний, солнечный день к нам в окно влетел голубь. Как вы думаете, что символизирует собой голубь? Правильно, голубь – символ мира. А что он держит в клюве? Правильно, георгиевскую ленточку. Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция прикалывать к одежде на грудь Георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа, на какой праздник мы обычно это делаем? Что означает георгиевская ленточка? Где жители нашего города отмечают день Победы? Сегодня я предлагаю совершить виртуальную экскурсию по мемориальному комплексу «Победа» в городе Уварово.

Основная часть.

Воспитатель: Мемориальный комплекс в нашем городе принадлежит к числу памятников истории и культуры местного значения. (слайд 1)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? Центральное место занимает памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. (слайд 2)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на следующий слайд, что вы видите? Гранитные стелы курганов славы с высеченными именами свыше 2000 воинов, не вернувшихся с полей сражений. (слайд 3).

Воспитатель: Обратите внимание на следующий слайд, что на нем изображено? (слайд 4-5) (Вечный огонь).

Физминутка:

Мы серьёзные ребята,

Мы ребята дошколята.

В день Победы мы шагаем,

Стать бойцами мы желаем.

Защищать страну должны,

И беречь всех от войны.       (речёвка, марш)

Вот военный самолёт

Он гудит, летит вперёд!       (изображают самолёт)

Танк тяжелый в бой пошел

Крутится его мотор.             (руками крутят «колесо»)

Моряками стать хотим

И в бинокль мы глядим.      (изображая руками бинокль, смотрят в даль)

Победили мы врага

Вот салют. Ура! Ура!           (приседают и подпрыгивают)

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам пройдись по страницам истории Великой Отечественной войны, нам в этом поможет игра «Брей – ринг». Подойдите к столу и возьмите флажки. Мы с вами поделились на две команды: первая команда – синие флажки, а вторая команда – красные флажки. За полный правильный ответ команда получает красную звезду, если команда не ответит на вопрос, то право ответа переходит к команде соперников. Команда, набравшая большее количество звёзд, побеждает.

Викторина:

  1. Какую годовщину Великой Отечественной войны отмечает наша страна в 2020 году?
  2. Когда началась Велика Отечественная война?
  3. Когда закончилась Велика Отечественная война?
  4. Сколько лет шла Великая Отечественная война?
  5. Какое государство напало на нашу страну?
  6. Почему началась Велика Отечественная война?
  7. В войне принимали участие разные виды войск назовите их?
  8. За какие заслуги некоторые города после войны получили звание город-герой?
  9. Какие дети - герои, совершившие подвиг в годы войны, вам известны?
  10. Где состоялся первый парад Победы?
  11. Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до наших дней?
  12. Что мы должны сделать, если 9 мая встретим ветерана?

Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем количество звёзд в командах и узнаем победителя нашей игры.

Воспитатель: Давайте подумаем, как мы с вами можем поздравить ветеранов? Я предлагаю вам сделать открытки для ветеранов.

Пальчиковая гимнастика:

Майский праздник (кулачок - ладошка попеременно)

День Победы, (кулачок - ладошка попеременно)

Отмечает вся страна (кулачок - ладошка попеременно)

Надевают наши деды (сгибание – разгибание пальцев рук)

Боевые ордена. (сгибание – разгибание пальцев рук)

Воспитатель: На столах у вас лежат открытки в виде полевого письма давайте украсим их Георгиевской лентой и цветами яблони (дети выполняют задание).

Гимнастика для глаз:

Лучик солнца

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. (моргают глазами)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись. (делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду. (отводят взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. (отводят взгляд вправо)

Заключительная часть.

Воспитатель: О каком празднике мы с вами сегодня говорили? Какие памятники, посвященные Дню Победы есть у нас в городе? Как жители нашего города отмечают День Победы? Для кого мы приготовили поздравительные открытки?

Каждый год 9 мая наша страна отмечает День Победы. На улицах вам встретятся пожилые люди c орденами и медалями. Улыбнитесь им, поздравьте их c праздников, пожелайте им крепкого здоровья и подарите поздравительные открытки, которые мы сделали на занятии.


Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Народные игры

«Золотые ворота»,  «Колечко, колечко», «Земля – вода – небо», «Заря-заряница»,  Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»,  «У медведя во бору»,  «Горелки»,  «Гуси-лебеди» и т.д.

Дидактические игры:

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

  Цель:  обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения. 

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения 

«Оцени поступок»

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. 

«Комплименты»

            Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

«Вчера- сегодня»

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

«Малая Красная книга »

Цель: закрепить знания детей о редких  растениях и животных, птиц нашего края  занесенных  в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.  

Материал: малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц  Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений  дети называют. Воспитатель рассказывает о  них

«Подбери профессии»

Цель: Расширить знания о профессиях в нашем городе

Материал: картинки о профессиях, карандаши, бумага

Ход игры: Дети выбирают из картинок те картинки, профессии, которые есть в нашем городе и рисуют им инструменты. 

«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами  народного  творчества

Ход игры воспитатель показывает картинку с  изображением предметов  народных промыслов.  Дети называют

«Нарисуй узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Ход игры: Дети рисуют простой узор по образу.

«Сортируй узоры»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, формировать умение узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки народных промыслов

Ход игры: Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу. 

«Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к   русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Ход игры: Дети собирают картинки из фрагментов.

«Богатства недр земли» Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.

Материал: коллекция ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.

Ход игры – Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

«Сложи герб из фрагментов».

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города объясняя, что означает тот или иной элемент.

 «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.

«Путешествие по городу»

Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.

Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.

«Моя семья»

Данная игра включает в себя нравственно – патриотическое воспитание в детском саду и формирование гендерной идентичности.

«Иностранец» или «Кто и в какой стране живет?»

«Укрaсь одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Исправь ошибку”»(национальные куклы одеты неправильно).

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

«Деревья и кустарники» (ближайшего нас окружения.)

Цель: находить на иллюстрациях, узнавать и называть их. 

«Дружат люди всей земли»

Цель: Формировать чувства патриотизма, через ознакомление с историей и основными особенностями различных государств.

«Башни кремля»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о столице нашей Родины.

Словесные  игры  также используются  при воспитании нравственных чувств. 

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«Вежливые  слова»,  «Цветик – семицветик»

Цель: загадывать желание, рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей– ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. 

 «Хорошо – плохо» Цель: оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Красными фишками оцениваются хорошие поступки, черными – плохие.

 «Вкусные слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), 

«Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), 

«Река вежливости» (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару),

 «Кто больше скажет?» (волшебных слов), 

«Поделись улыбкой», 

«Меняемся местами» (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т.д.), 

«Похвали соседа», 

«Моя игрушка рассказывает обо мне»,

 «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Динамическая игра «Герб России».

Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил,  
(поднять руки в стороны)
Держит скипетр и державу,  (
поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку)
Он Россию сохранил              
( нарисовать руками круг)
На груди орла – щит красный, (приложить руки к груди) 
 Дорог всем: тебе и мне            
(наклон головы вправо-влево)
Скачет юноша прекрасный       
(шаг на месте)
На серебряном коне.
Развевается плащ синий,           
(плавные покачивания рук впр. вл.)
И копьё в руке блестит.              (сжать руки в кулак)
Побеждает всадник сильный,         (поставить руки на пояс)
Злой дракон у ног лежит                 (показать руками)
Подтверждает герб старинный 
Независимость страны.
Для народов всей России 
Наши символы важны.                  (
поднять руки вверх)

Спортивные: «Зарница», «Россия, вперед!», «Олимпийские игры»;

Сюжетно-ролевые: «Семья» «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк», «МЧС»

Консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Консультация  «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Всё начинается с семьи, с её традиций.

Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

С чего необходимо начинать? Конечно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.

Очень полезно рассматривать с детьми семейные альбомы. Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.

Ребёнку необходимо знать свой домашний адрес, телефон.

Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка? Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес? Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?

Многие родители интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл… А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам д/сада.

А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? А насколько вы знаете историю своего города?

Основная цель - пробудить у дошкольников чувство любви к своему родному краю, уважение к его традициям и обычаям, истории.

Знакомство с городом в детском саду осуществляется через разные формы работы с детьми: дидактические игры, занятия и викторины, выставки. Однако этого мало. Здесь нам нужна ваша помощь. Просим вас, гуляя по улицам Пыть - Яха, обращать внимание на красоту домов и зданий, на архитектурные памятники, спортивные сооружения, особенности природы, на то, как люди украшают родной город (клумбы с цветами, фасады зданий, магазинов), заботятся о его привлекательности и чистоте.

Где вы бываете с ребёнком в свободное время? Знакомите ли с достопримечательностями Пыть - Яха, бываете ли в «Музее боевой славы»? Уважаемые родители! Помните, что знакомство с родным краем: - расширяется кругозор детей, - формируется интерес к прошлому и настоящему, - развивает воображение и фантазию, - приобщает к культуре, - развивает потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, - развивает познавательную активность. Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес.

Консультация

«Есть такая профессия – Родину защищать»

Дерзайте отчизну мужеством

прославить!

М. В. Ломоносов

Каждый человек при выборе своей профессии, решает для себя, какая именно профессия из множества более интересна ему, близка по способностям, характеру и образу жизни. И не каждый выбирает для себя профессию военного.

Испокон веков мужчина ассоциировался как защитник домашнего очага и семейного уюта. Чем больше разрасталась территория нашего государства и государственная власть, тем больше возникала потребность в защите национальных интересов. Плодородные земли и богатые природными ресурсами территория России всегда привлекала внимание завоевателей. Таким образом, наша страна постоянно находилась в необходимости защиты своих территорий. А профессионально защищать могли только постоянные воинские формирования, поэтому исторически сложилась профессия воина - защитника своего отечества.

С образом защитника, как профессионала мы начинаем знакомиться еще в русских былинах в лице трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Именно эти три богатыря проходят общей нитью через всю военную историю нашего отечества. Неисчислимы подвиги русских воинов, не зря на сегодняшний день существуют дни «Воинской славы». Это в первую очередь дань памяти воинов, защищавших нашу русскую землю. Эти дни охватывают все периоды нашей истории. И на протяжении веков, и до настоящего времени пользовался особым уважением и почетом со стороны государства и народа - русский воин. Ведь порой защищая их, он должен был жертвовать жизнью во имя защиты народа и отечества. Не зря в царские времена все мужчины дворянского сословия должны были пройти службу в армии, и считалось позорным, если представитель княжеского рода не прошел службу Отечеству.

Историческое отношение к службе с царских времен сохранилось и в период Советской власти. В советский период был отмечен новый виток в становлении армии. В первые годы советской власти молодая страна нуждалась в высоко квалифицированных кадрах, и они были найдены, ими были русские офицеры, принявшие новую власть. Потому что, первым и самым важным делом жизни для них было защита Родины.

Но впереди было главное испытание - борьба против фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне. Миллионы российских людей встали на защиту нашей родины. В те дни каждый человек понимал, что должен защищать свою родину от «коричневой чумы». В те дни чувство патриотизма, любви и преданности было присуще каждому советскому гражданину. И советская армия, и советский воин, не только освободил страну от захватчиков, но и спасли весь мир, дойдя до Берлина и уничтожив там коварного врага.

Но, к сожалению, после войны для наших военных спокойные дни не настали. Политическое спокойствие не наступило и до настоящего времени. Поэтому возникает угроза национальной безопасности, следовательно, страна нуждается в своей защите и защите своих национальных интересов. А защитить страну может только её армия. Ведь чем больше государство уделяет своей безопасности, тем больше оно должно уделять внимание своим вооруженным силам. И не зря существует высказывание: «Кто не хочет

кормить свою армию, тот будет кормить чужую».

Военная история нашего отечества свидетельствует о том, что во все времена героизм, мужество его защитников мощь и слава русского оружия являлись важнейшими и необходимыми условиями развития и укрепления России, были и остаются гарантией ее целостности, суверенитета и независимости.

Быть военным человеком – это значит быть образцом мужества и отваги. Только военным людям присуще чувство ответственности за порученное дело, так как от их отношения к службе зависит судьба страны и народа. Окружение благородных и мужественных людей, готовых всегда поддержать тебя, такая среда, такая атмосфера существует только у военных. И поэтому только военный человек с гордостью может сказать – есть такая профессия- Родину защищать.

Консультация «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.   Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Одним из важнейших средств является художественное слово   русского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Богатейшим материалом для патриотического воспитания являются произведения устного народного творчества, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.    

 К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества, становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки. (Дети пересказывают, инсценируют, сами сочиняют). Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.

Особым древним жанром устного народного творчества являются былины, с которыми детей знакомим в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин богато примерами для патриотического воспитания. (После прочтения былин, дети проявляют большой интерес к русским богатырям: они рассматривают иллюстрации, репродукции картин, рисуют богатырей, лепят их из пластилина, подражают им в игре).

Восхищение, удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству. (Дети хотят быть летчиками, космонавтами, военными   …).

Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств нужно подбирать соответствующий материал: (Стихи о маме, о Родине).

В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире.  Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса.             

Дети старшего дошкольного возраста уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают.  Дети проявляют интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра.

Для чтения детям советую использовать   литературу самого разного объема, формы и стиля. Подбирать произведения на определенные темы.  

Рассказы о природе – с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю). Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К.Г. Паустовского, В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, М.М. Пришвина – богаты яркими зарисовками из жизни натуральной природы и ее обитателей.  

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто - о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.  

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о родном городе (столице России) - отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников. Здесь рекомендуется использовать сборники рассказов вроде "Прогулка по Кремлю", "Моя Москва" и т.п. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов: "…Как будто чудное растение или нагромождение скал возвышается собор Василия Блаженного, построенный еще при царе Иване Грозном…", "Как Кремль – сердце Москвы, так и колокольня Иван Великий" - сердце Кремля. Когда-то она была самым высоким зданием в Москве", " За Кремлём - стена, за стеной - Москва, за Москвой страна.

После прочтения художественного произведения проведите с ребенком беседу, пусть ребенок поделится своими впечатлениями от услышанного. Заучите наизусть или перескажите понравившееся стихотворение, отрывок сказки или рассказа.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используйте наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме.  

Кроме непосредственного чтения литературных произведений очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам организовывайте драматизации – спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.

 Воспитательная сила художественной литературы    направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирует желание быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки.  Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствуют пониманию  того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.

Рекомендации «Нравственно – патриотическое воспитание в семье»

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

   Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать, что – то новое о малой или большой Родине, других странах.

Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Рекомендации для родителей.

1.Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

2.Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

3.Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

4.Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

5.Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

6.Расширяйте собственный кругозор.

7.Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

8.Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

9.Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

10.Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.

11.Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

12.Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.

13.Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.

14.Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.

15.Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты.

16.Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!»

17.Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

18.Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих.

19.Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!


Список используемой литературы

  1. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.
  2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.
  3. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
  4. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.
  5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через ценностные ориентиры"

Районное педагогическо - творческое объединение + открытое музыкальное занятие подготовительная группа...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....

работа с родителями по теме « Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Проблема патрио...

Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...