Педагогический проект «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации»
проект

Тимофеева Татьяна Александровна

Деятельность в рамках проекта позволяет сформировать, раскрыть и апробировать механизмы выстраивания цифровой образовательной среды в дошкольной  организации. Цифровая образовательная среда - это открытая информационная система, предназначенная для эффективного обеспечения деятельности дошкольной организации в разных направлениях: кадровом, педагогическом, материально-техническом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennoe_tsifrovoe_prostranstvo.docx55.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

 по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»

663601, г. Канск, мкр. Юго-Западный, д. 3, т.(39161) 3-30-10, e-mail: snegirisad46@mail.ru 

____________________________________________________________________________

Конкурс инноваций

«Качественное образование – будущее России» - 2022

Национальной Премии «Элита российского образования»

Направление конкурса

За инновации в области науки и технологии образования

Номинация

Лучший проект в условиях формирования цифровой экономики – 2022

Педагогический проект

«Современное цифровое пространство  

в образовательной среде дошкольной организации»

Канск

Паспорт проекта

Наименование проекта

Педагогический проект «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации»

Основания для разработки проекта

1. Закон «Об образовании в Российской
Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года.

2. Государственная программа Российской
Федерации «Развитие образования» (утверждена
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 (редакция от 31.12.2020) «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 08.01.2021).

3. Проект «Современная цифровая образовательная
среда в Российской Федерации» (в рамках
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»).

4. Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155
«Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».

5. Приказ Министерства просвещения РФ «Об
утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» от 02 декабря 2019 г.                     № 649.

Авторы

(проектная команда)

1. Поклонская Наталья Валентиновна, заведующий МБДОУ № 46.

2. Тимофеева Татьяна Александровна, старший воспитатель.

3. Шелепова Татьяна Константиновна, воспитатель.

4. Благодарова Светлана Николаевна, воспитатель.

Контакты

т. 8 (39161) 3-30-10

e-mail ДОУ: snegirisad46@mail.ru

663601, Красноярский край, г. Канск, мкр. Юго-Западный, д. 3

Актуальность

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни любого человека, в том числе ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, педагоги и социальное окружение, но и информационно-коммуникационные технологии и цифровые ресурсы.

Проблема

Информатизация системы образования требует
иных подходов, форм и средств работы с воспитанниками, предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.

Основная идея проекта

Деятельность в рамках проекта позволяет сформировать, раскрыть и апробировать механизмы выстраивания цифровой образовательной среды в дошкольной  организации.

Цифровая образовательная среда - это открытая информационная система, предназначенная для эффективного обеспечения деятельности дошкольной организации в разных направлениях: кадровом, педагогическом, материально-техническом.

Цель и задачи проекта

Цель – создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей качество и доступность дошкольного образования за счет использования  инновационных технологий.

Для создания современной и безопасной цифровой образовательной среды необходимо решить ряд задач:

- повышать компетентность педагогических кадров в области информационно-коммуникационных и цифровых технологий;

- совершенствовать материально-технические условия необходимые для внедрения современных информационных технологий;

- организовать взаимодействие с родителями воспитанников в цифровом пространстве;

- разработать систему мониторинга для отслеживания результатов реализации проекта.

Сроки и этапы реализации проекта

2021 - 2024 годы

I этап – организационный

(сентябрь 2021 г. – август 2022 г.)

II этап – основной

(сентябрь 2022 г. – август  2024 г.)

III этап – заключительный

(сентябрь 2024 г. – декабрь 2024 г.)

Источники финансирования проекта

Бюджет организации, гранты, дополнительные платные услуги, привлечение внебюджетных средств.

Ожидаемые результаты

В направлении кадрового обеспечения:

-  рост мотивации педагогов к реализации информационно-коммуникационных технологий  в образовательной деятельности;

- участие педагогов в городских, региональных конференциях и семинарах, в работе городских методических объединений, в  профессиональных конкурсах;

 - повышение уровня профессиональной квалификации педагогов, позволяющей
реализовывать современные модели образовательного процесса с использованием цифровых технологий;

- возможность организации дистанционной формы оказания образовательных услуг.

В педагогическим направлении:

- максимальное использование преимущества
цифровых технологий для повышения качества
образования дошкольников;

- повышение степени удовлетворенности качеством образовательной деятельности всех участников образовательного процесса;

- повышение уровня  познавательного и социально-коммуникативного развития детей.

В материально-техническом обеспечении:

- все участники образовательного процесса активно используют электронные ресурсы;

- включение в образовательный процесс
современных методик с использованием
цифровых технологий;

- развивающая среда дошкольной организации оснащена современными цифровыми образовательными ресурсами.

Название проекта

        Педагогический проект «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации»

Авторы проекта

1. Поклонская Наталья Валентиновна, заведующий МБДОУ № 46.

2. Тимофеева Татьяна Александровна, старший воспитатель.

3. Шелепова Татьяна Константиновна, воспитатель.

4. Благодарова Светлана Николаевна, воспитатель.

Электронный адрес (запасной электронный адрес с указанием контактного лица)

e-mail ДОУ: snegirisad46@mail.ru

Тимофеева Т.А.: timoshecka789@mail.ru  

Почтовый адрес

663601, Красноярский край, г. Канск, мкр. Юго-Западный, д. 3

Краткая аннотация проекта

        Педагогический проект «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации» направлен на
решение актуальных задач по созданию цифровой образовательной среды в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении   «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»,
которая будет способствовать реализации государственных гарантий в получении качественного образования и соответствовать потребностям детей и их родителей.                                                                                                Цифровая среда рассматривается авторами проекта как основа

функционирования дошкольной организации в режиме развития.
Основная идея проекта заключается в проникновении цифровых
технологий в разные направления деятельности организации: кадровое, педагогическое, материально-техническое.                                        Деятельность в рамках проекта позволяет сформировать, раскрыть и
апробировать механизмы выстраивания цифровой среды в дошкольной образовательной организации.

Актуальность

        Современное общество предъявляет высокие требования к процессу обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. В
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации», согласно Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение воспитанниками образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения.

        Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, реализация которого требует
применения современных педагогических технологий, обеспечивающих не только образовательные, но и личностные результаты, а также формирование компетенций человека 21 века, в основе которых – владение ИКТ и цифровыми технологиями.

        Данное направление развития образования, как подчеркивается в государственном Национальном проекте «Образование» (проект «Цифровая образовательная среда»), признается важнейшим национальным приоритетом и направлено на повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.

        Проблема применения информационных технологий в дошкольных организациях стоит очень остро. Информатизация системы образования требует иных подходов, форм и средств работы с воспитанниками, предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.

        Цифровые технологии в дошкольной организации рассматриваются как  
эффективное средство решения задач развивающего обучения и реализации
деятельностного подхода, средство обогащения развивающей среды, важное звено в организации сотрудничества с семьями воспитанников, в том
числе, при организации дистанционного обучения.

        Таким образом, актуальность создания в дошкольной организации цифрового пространства обусловлена, с одной стороны, требованиями
ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны,
интересами и потребностями детей, педагогов  и родителей.

Цель и задачи, на решение которых направлен проект

        Цель – создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей качество и доступность дошкольного образования за счет использования  инновационных технологий.

        Для создания современной и безопасной цифровой образовательной среды необходимо решить ряд задач:

- повышать компетентность педагогических кадров в области информационно-коммуникационных и цифровых технологий;

- совершенствовать материально-технические условия необходимые для внедрения современных информационных технологий;

- организовать взаимодействие с родителями воспитанников в цифровом пространстве;

- разработать систему мониторинга для отслеживания результатов реализации проекта.

        В связи с модернизацией российского образования, значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стало инновационное оборудование, цифровая образовательная среда. С помощью современных умных устройств, складывается особое обучающее пространство. Педагогам необходимо учитывать значение, которое имеет работа с данными ресурсами в системе общего развития детей, нужно понимать, как и какое интерактивное оборудование нужно использовать, чтобы наилучшим образом обеспечивать развитие способностей ребенка, как избежать стихийного, и не всегда целесообразного обогащения предметно-развивающей среды.

Описание проекта: содержание работы, результаты, критерии оценивания результатов

        Современные дети с цифровым миром встречаются практически с
рождения. Это, так сказать, естественный процесс, примета нашего времени. В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни любого человека, в том числе ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, педагоги и социальное окружение, но и информационно-коммуникационные технологии и цифровые ресурсы.

        Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений. С раннего возраста дети осваивают электронные устройства, знают, на какую кнопку нажать. И для взрослых это удобно: не нужно утруждать себя общением с ребенком. Дети привыкают, что электронные устройства служат игрушками.

        Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и воспитательного процессов через призму цифровизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет повысить эффективность занятий. Включение в образовательный процесс мультимедиа – материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) -повышает его наглядность.

        Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

        В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.

        В современном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее
удобный способ распространения новых методических идей и дидактических
пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания.
Методические материалы в виде электронных ресурсов могут быть
использованы во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых
методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

        Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и
использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои
материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению
мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять
знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение
квалификации с помощью Интернет-технологий. К ним можно отнести
видеоконференции, вебинары, онлайн-конференции, мастер-классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, конкурсы
профессионального мастерства, методических разработок, тестирование.

        Важным аспектом работы педагога является и участие в различных
педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, что значительно повышает уровень самооценки, как педагога, так и
воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное
участие доступно всем.

        Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества дошкольной организации с семьями воспитанников, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.  В условиях пандемии, деятельность педагога зачастую предусматривает  основные формы работы с родителями в дистанционном режиме.

        Применение цифровых технологий обеспечивает условия, при которых
любой человек (педагог, ребенок, родитель) с помощью своего мобильного
телефона, ноутбука или планшета может двигаться внутри цифрового мира и
получать необходимую помощь и информацию. Применение цифровых
образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать
деятельность воспитанников, дает возможность повысить качество
педагогического процесса и профессиональный уровень педагогов, разнообразить формы взаимодействия всех участников образовательного
процесса.
        

Ресурсное обеспечение проекта

        Кадровые ресурсы: педагогический коллектив – 18 человек, из них имеют  
- высшую квалификационную  категорию - 5 педагогов;

- первую квалификационную категорию -  11 педагогов;

- 12 педагогов прошли обучение в области ИКТ за последние три года.

        Нормативно-правовые ресурсы: разработаны локальные акты, регламентирующих деятельность дошкольной организации в данном направлении (Положение о сайте, Положение о порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, приказы, дополнительная образовательная программа «LEGO-конструирование и робототехника», заключены договоры с Интернет-провайдером).

        Информационные ресурсы: официальный сайт дошкольной организации; подключение к платформе Zoom, функционируют родительские чаты.

        Материально-технические ресурсы:

- компьютеры – 3 шт.;

- ноутбуки – 6 шт.;

- телевизоры (с возможностью выхода в интернет) – 6 шт.;

- мультимедийный проектор – 2 шт.;

- МФУ (принтер-сканер-копир) – 3 шт.;

- принтер – 3 шт.;

- конструкторы LEGO Education WeDo 1.0 – 4 шт.

        Финансовые ресурсы:

- бюджетные средства и краевые субвенции;

- внебюджетные средства (спонсорская помощь, платные услуги).

Этапы реализации проекта

Этап

Мероприятия

Сроки

Результат

I этап – организационный

(сентябрь 2021 г. – август 2022 г.)

Направление кадрового обеспечения

Определение проектной команды по разработке и реализации проекта

сентябрь 2021

Проектная команда

Разработка локальных актов, регламентирующих проект

сентябрь 2021

Локальные акты

Разработка проекта и детальная проработка этапов

октябрь 2021

Представление на Педагогическом совете

Педагогическое направление

Участие педагогов в онлайн-семинарах, вебинарах  по теме проекта

в течение всего периода

Сертификаты, удостоверения

Презентация проекта педагогичес-кому сообществу в рамках город-ского методического объединения воспитателей

ноябрь-декабрь

2021

Отзывы и оценка коллег, организация сетевого взаимодейс-твия по теме проекта

Обсуждение плана работы
родительского комитета по содействию в реализации проекта

ноябрь 2021

План взаимодействия с родительским комитетом

Фестиваль методических разрабо-ток по использованию интерактив-ного оборудования среди педагогов дошкольной организации

 январь 2022

Электронный банк  методических материалов

Подготовка материалов и промежуточных результатов проекта на   краевой конкурс предоставления грантов в форме субсидий образовательным организациям- победителям краевого конкурса поддержки реализации проектов молодых педагогов Красноярского края

июнь-август 2022

Получение гранта

(в случае победы)

Реализация дополнительной обра-зовательной программы «LEGO-конструирование и робототехника»

в течение всего периода

Освоение детьми программного содержания

Материально-техническое направление

Приобретение  телевизора POLAPLIN SMART 32PL13TC-SM

декабрь 2021- январь 2022

Телевизор – 2 шт.

II этап – основной

(сентябрь 2022 г. – август  2024 г.)

Направление кадрового обеспечения

Рабочие заседания проектной команды по реализации проекта

в течение всего периода

Рефлексия и коррек-тировка проекта

Корректировка сметы проекта

по запросу

Корректировка сметы

Педагогическое направление

Прохождение курсов повышения квалификации

в течение всего периода

Сертификаты, удостоверения

Осуществление образовательного

процесса с детьми с применением цифровых технологий

в течение

учебного года

Проведение открытых мероприя-тий с использованием цифровых образовательных ресурсов

в течение

учебного года

Обмен опытом, самообразование

Разработка собственных ИКТ-ресурсов, пополнение электронного банка материалов

в течение всего периода

Электронный банк  методических материалов

Взаимодействие с родителями в рамках реализации проекта

в течение всего периода

Инициативная группа родителей (участников проекта)

Реализация дополнительной обра-зовательной программы «LEGO-конструирование и робототехника»

в течение всего периода

Освоение детьми программного содержания

Материально-техническое направление

Приобретение интерактивной доски Classic Solution Dual Touch V102

в течение всего периода

Интерактивная доска

Приобретение ноутбука Lenovo Yoga 530-14IKB

в течение всего периода

Ноутбук – 2 шт.

Приобретение принтера Epson Workforce WF-2830 с БСНПЧ и чернилами ORIGINALAM.NET

в течение всего периода

Принтер – 1 шт.

Приобретение конструкторов LEGO Education WeDo 2.0

в течение всего периода

Конструкторы – 2 шт.

Робот Learning Essentials STEM Robot Mouse Activity Set с функцией программирования

в течение всего периода

Роботы – 2 шт.

III этап – заключительный

(сентябрь 2024 г. – декабрь 2024 г.)

Мониторинг результатов реализа-ции проекта

сентябрь-октябрь 2024

Аналитическая справка

Представление результатов реали-зации проекта на Педагогическом совете

ноябрь 2024

Отзывы и рекоменда-ции коллег

Представление результатов реали-зации проекта на заседании родительского комитета

ноябрь 2024

Отзывы и рекоменда-ции родителей

Подготовка итоговых материалов по проекту для предъявления педагогическому сообществу на разных уровнях (ГМО, конференции, ГОО, открытые методические дни, мастер-классы)

декабрь 2024

Обратная связь, сете-вое взаимодействие

Заседание проектной команды по перспективе развития проекта

декабрь 2024

Перспективный план развития проекта

Ожидаемые результаты реализации проекта 

        В рамках проекта будет разработан инновационный механизм цифровизации образовательной среды на базе дошкольной образовательной организации. 

        В направлении кадрового обеспечения:

-  рост мотивации педагогов к реализации информационно-коммуникационных технологий  в образовательной деятельности;

- участие педагогов в городских, региональных конференциях и семинарах, в работе городских методических объединений, в  профессиональных конкурсах;

 - повышение уровня профессиональной квалификации педагогов, позволяющей

реализовывать современные модели образовательного процесса с использованием цифровых технологий;

- возможность организации дистанционной формы оказания образовательных услуг.

        В педагогическим направлении:

- максимальное использование преимущества цифровых технологий для повышения качества образования дошкольников;

- повышение степени удовлетворенности качеством образовательной деятельности всех участников образовательного процесса;

- повышение уровня познавательного и социально-личностного развития детей.

        В материально-техническом обеспечении:

- все участники образовательного процесса активно используют электронные ресурсы;

- включение в образовательный процесс современных методик с использованием

цифровых технологий;

- развивающая среда дошкольной организации оснащена современными цифровыми образовательными ресурсами.

Критерии оценивания результатов

         Оценка реализации проекта «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации» определяется путём отслеживания эффективности реализуемых направлений.

Направления

Критерии

Методы

Кадровое обеспечение

Оперативность в решении проблем и принятии решений

Наблюдение

Рост мотивации педагогов к реализации информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятель-ности

Собеседование, наблюдение, экспертная оценка

Повышение уровня профессиональной компетентности  педагогов в вопросах цифровизации образования

Анкетирование,

наблюдение

Повышение доли участников (призеров, победителей) в городских, региональных, федеральных  конференциях,  семинарах, профессиональных  конкурсах

Экспертная оценка, мониторинг

Педагогическое направление

Повышение эффективности образова-тельного процесса

Экспертная оценка, наблюдение

Высокая степень удовлетворенности качеством образовательного и воспита-тельного процессов всеми участниками образовательных отношений

Анкетирование, опрос

Повышение уровня познавательного и социально-коммуникативного развития детей

Наблюдение, мониторинг

Эффективное сотрудничество с родите-лями посредством электронных  ресурсов

Анкетирование, опрос

Материально-техническое обеспечение

Развивающая среда дошкольной  организации оснащена цифровыми образовательными ресурсами

Экспертная

оценка

Риски в реализации проекта

Риски

Пути преодоления рисков

Недостаточный уровень

цифровой компетентности

сотрудников

Постоянное повышение профессиональных компетентностей сотрудников (внешнее и внутреннее) в вопросах овладения современ-ными цифровыми технологиям

Недостаточная мотивация  сотрудников работать в инновационном режиме

Повышение материальной и моральной заинтересованности через меры стимулирова-ния профессиональной деятельности

Проблемы и перебои в работе оборудования

Заключение договоров на сервисное обслуживание оборудования и программное обеспечение

Недостаточность финансо-вых средств для формирова-ния цифровой среды

Поиск альтернативных источников финансиро-вания: гранты, спонсоры, внебюджетный фонд

Бюджет проекта

Период

Наименование статьи расходов

Количество

Сумма

(в рублях)

2022 год

Телевизор POLAPLIN SMART 32PL13TC-SM

2 шт.

29 000, 00

до  2024 года

Интерактивная доска Classic Solution Dual Touch V102

Артикул: 115-150642

1 шт.

60 860, 00

Ноутбук Lenovo Yoga 530-14IKB (81EK00THRU)

2 шт.

59 980, 00

Принтер Epson Workforce WF-2830

с БСНПЧ и чернилами ORIGINALAM.NET (C11CG30201)

1 шт.

16 468, 00

Конструкторы LEGO Education WeDo 2.0  45300, К-11

2 шт.

55 880, 00

Робот Learning Essentials STEM Robot Mouse Activity Set с функцией программирования

2 шт.

20 262, 00

ИТОГО

242 450, 00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики

Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики...

: Дорожная карта «Цифровая образовательная среда дошкольной организации»

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста....

«Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда дошкольной организации»

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечело...

Педагогический проект «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации»

Проект разрабатывался в составе проектной команды администрации и педагогов дошкольного учреждения.Деятельность в рамках проекта позволяет сформировать, раскрыть и апробировать механизмы выстраивания ...

Доклад на тему: «Современное цифровое пространство в образовательной среде детского сада»

Цифровизация учебного процесса в дошкольном образовании и воспитании помогает педагогам найти новые пути для широкого внедрения в свою педагогическую деятельность новых методических разработок, направ...

Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда дошкольной организации

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельно...