Программа профессионального развития педагога
учебно-методический материал (старшая группа)

Программа саморазвития воспитателя старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа саморазвития педагога62.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Овсянковская школа» -   структурное подразделение детский  сад «Колокольчик»

Программа профессионального  саморазвития воспитателя

Тема: «Использование современных образовательных технологий в

познавательном развитии дошкольников.

 Блоки Дьенеша

 Срок реализации: 2023 - 2025 учебный год

Воспитатель I квалификационной категории: Авдеева

Галина Леонидовна

Тема: «Использование современных образовательных технологий в

познавательном развитии дошкольников.

БлокиДьенеша»

Проблема:  по результатам мониторинга детей старшей и подготовительной группы логическое мышление детей имеет низкий и средний уровень развития и для решения этой проблемы я решила использовать блоки Дьенеша.

Цель: разработать систему деятельности по развитию математических представлений у детей с использованием блоков Дьенеша; способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.

Задачи:

  1. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
  2. Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать.
  3. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.
  4. Приобщить к предмету в игровой и занимательной форме.
  5. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.
  6. Разработать  систему работы с детьми дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша на 2 возрастные группы;

Актуальность: 

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым мышлением быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Одним из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников является активное использование блоков Дьенеша.

Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

В настоящее время целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, одной из которых является разработка содержания, обеспечивающего развитие познавательной сферы, а также формирование опыта практической, познавательной и творческой деятельности. С учетом возрастных психофизических особенностей детей дошкольного возраста вышеобозначенные задачи с наибольшей эффективностью целесообразно решать при помощи метода игры.

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей. Последнее     десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.

Повышать квалификацию на курсах для педагогов.

Методическое

Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов ОД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах.

Информационное

Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru)

Этапы самообразования:

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Организационно-

диагностический

Выбор и определение темы самообразования.

Планирование работы по теме самообразования

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС

Выступления на педсоветах, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы

Участие в работе муниципальных методических объединениях педагогов, в муниципальных семинарах

Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

Ведение персонального сайта

Консультативная помощь воспитанникам и родителям.

Ведение профессионального портфолио

Внедренческий

Распространение

опыта работы.

Участие во всероссийских конкурсах опыта работы на лучшую методическую разработку

Программное содержание 5-6 лет:

Цель: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в комфортной познавательно-игровой  форме с использованием Блоков Дьенеша.

Задачи:

образовательные:

- сформировать умение следовать устным инструкциям;

- способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве). -расширить и обогатить представления детей об основных геометрических понятиях: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, высота.

развивающие:

- способствовать развитию у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, обобщение) и познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение);

- развить мелкую моторику рук и глазомер, творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию.

воспитательные:

- закрепить интерес к интеллектуальным играм;

- сформировать стремление доводить дело до конца.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Умеют выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.

Развивают способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.

Могут конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.

.

Работа с родителями

Анкетирование родителей с целью выявления знаний о современных развивающих играх и упражнениях.

Изготовление папки-передвижки  «Советы родителям по организации игр с блоками»

Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 5 -6 лет.

Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.

Мастер-класс «Развивающие игры и занятия с блоками Дьенеша».

 

                

Программное содержание  6-7 лет:

Цель: Развитие у детей восприятие формы умения выявлять свойства в объектах, называя их и обобщать объекты по их свойствам, обосновывая свои рассуждения.

Задачи:

1.Развитие логического мышления, представления о множестве, умения производить операции над множествами ( сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование);
2.Формирование представлений о математических понятиях(алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаками отрицания);
3.Ознакомление с формой, цветом, размером и толщиной объектов;
4.Формирование умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объясняя сходства и различия объектов, обосновывая свои рассуждения;
5.Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию;
6.Развитие познавательных процессов, мыслительных операций, психических функций, связанных с речевой деятельностью.

Ожидаемые результаты освоения программы:

1.Знакомыс моделированием и конструированием.
2.Могут на основе сравнения толщины, цвета, формы распределять объекты по свойствам.
3.Объясняютвзаимное положение предметов в пространстве.
4.Овладеют более точным типом пространственного мышления, позволяющим представлять и анализировать.
5.Будут проявлять более уверенные инициативы.

Работа с родителями:

2. Родительское собрание: «Готовим ребёнка к школе».

3. Памятка «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста».

4. Интерактивная площадка "Игры с логическими блоками Дьенеша для детей и родителей».

5. Подборка игр для детей и их родителей «Играем вместе».

6. Фото - выставка: «Мы играем дома».

7. Итоговое родительское собрание: «Обобщение итогов учебного года».

                

                  Реализация данной темы рассчитана на два года

(2023 – 2025 учебный год)

2023-2024 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Изучить литературу Панова Е.Н.

«Дидактические игры – занятия в ДОУ».

Сентябрь

2.

Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты).

Сентябрь

Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию.

Сентябрь

Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

По плану старшего воспитателя

Разработка проектов по теме, в рамках реализации программы.

В течение года

Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня познавательного развития детей на начало и конец учебного года.

Сентябрь, май

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

В течение года

Создание презентации: «Развитие логического мышления через         дидактические игры: Блоки Дьенеша»;Что такое блоки Дьенеша?

Январь-апрель

Участие в конкурсах, в т.ч. участие воспитанников.

В течение года

Подготовка консультации для родителей по теме самообразования.

В течение года

Ведение персонального сайта

В течение года

Прохождение вебинаров по данной теме

 В течение года

2024-2025 учебный год

Содержание работы

Сроки

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

Разработка проектов по теме, в рамках реализации программы.

В течение года

Выступление на педагогических  советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер - классов по теме.

В течение года

Консультация для воспитателей «Развиваем мышление вместе с логическими блоками Дьенеша».

Декабрь

Оформление выставки «Дидактические игры для детей по интеллектуальному развитию»

Январь

Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками.

В течение года

Итоговое занятие по математике с использованием логических блоков Дьенеша

Март

Ведение персонального сайта

В течение года

Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ.

Май

Прогнозируемый результат:

 На достаточном уровне  развито логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать.

  1. Умеют использовать занимательный игровой материал, как в непосредственной образовательной деятельности, а также в играх самостоятельного характера.
  2.  Сформированы сенсорные эталоны и умеют сопоставлять предметы по цвету, размеру, форме, толщине.

        

Приложение №1

Перспективное планирование по блокам Дьенеша

Старшая группа

Сентябрь

1.« Собери бусы для куклы»

Цель — Закрепить умение находить фигуру по знаково — символическим

обозначениям свойств

Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств.

Содержание: « Ребята, у куклы Маши скоро день рождения, она очень хочет,

чтобы ей подарили красивые бусы. Давайте соберем бусы для Маши».

Воспитатель показывает карточку с обозначениями свойств (кроме отрицания),

а дети находят соответствующую фигуру и выкладывают последовательно на

столе.

2. «Помогите Мишке собрать фигуры»

Цель – Закрепить знания символики свойств

Материал: Игрушка – мишка, корзина, логические блоки, карточки с

обозначением свойств (кроме отрицания).

Содержание: У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с

другими фигурами. Мишка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине.

Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки-символы. Воспитатель

показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят

соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину.

3.«Где, чей дом»

Цель – Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию.

Материал: Логические блоки, карточки – домики (т.№8) на двух человек.

Содержание: Детям нужно расселить фигуры по своим домикам, а помогут

значки указанные на домиках, (« Логика и математика», стр.24, 2-е задание).

4.«Игра с обручем»

Цель – Закрепить умение разделить фигуры на две группы по двум свойствам.

Материал: Два обруча красный и синий, логические блоки.

Содержание: Предложить детям разложить фигуры так, чтобы внутри одного

обруча были все синие и маленькие, а в другом – все большие и др.варианты.

Октябрь.

1. «Отрицание цвета»

Цель – Знакомство с символикой отрицание цвета.

Материал: Логические блоки, карточки обозначающие отрицание цвета,

игрушка зайца, коробка.

Содержание: В гости к детям приходит зайчик, у него в лапках коробка в

которой лежат карточки, обозначающие цвет, форму, размер, толщину, но

все они перечеркнуты. Зайчик не может понять, почему они перечеркнуты.

На первом занятии воспитатель знакомит с карточками, обозначающими

отрицание цвета (воспитатель достает из коробки зайчика, карточки с пере-

черкнутыми обозначениями цвета).

Упражнения на закрепление:

« Покажите фигуру»: — не красную и не синию;

— не синию и не желтую;

— не желтую и не красную;

— прямоугольную, не синию и

не красную;

— треугольную, не желтую и

не красную;

— квадратную, большую, не

желтую и не синию;

— прямоугольную, маленькую,

не красную и не желтую

— треугольную, тонкую, не синию

и не желтую;

— круглую, толстую, не синию и

и не красную.

3. «Отрицание формы»

Цель – Знакомство с символикой отрицания формы.

Материал: Логические блоки, карточки обозначающие отрицание формы,

игрушка зайца, коробка.

Содержание: Воспитатель достает из коробки зайчика карточки с

перечеркнутыми обозначениями формы и объясняет, что каждая карточка

обозначает.

Упражнения на закрепление

— « Покажите фигуру»: — не прямоугольные, не круглые, не треугольные;

— не квадратные, не прямоугольные, не круглые;

— не прямоугольные, не квадратные, не треугольные;

— не треугольные, не круглые, не квадратные.

4. «Отрицание размера»

Цель – Знакомство с символикой отрицания размера

Материал: Логические блоки; карточки, обозначающие отрицание размера

зайчик – игрушка, коробка.

Содержание: Воспитатель достает из коробки карточки с перечеркнутыми

обозначениями и объясняет, что они обозначают.

Упражнения на закрепление

— « Покажите фигуру»: — квадратную; красную; не маленькую;

— треугольную; желтую; не большую;

— круглую; синию; не маленькую;

— прямоугольную; желтую; не большую;

— треугольную; синию; не маленькую.

4. « Отрицание толщины»

Цель – Знакомство с символикой отрицания толщины.

Материал: Логические блоки; карточки; обозначающие отрицание толщины;

игрушка – зайчика, коробка

Содержание: Воспитатель достает из коробки зайчика, последние карточки,

которые обозначают отрицание толщины. Воспитатель объясняет, что они

обозначают.

Упражнения на закрепление

— « Покажи фигуру» — не тонкую;

— не толстую;

— треугольную; желтую; не тонкую;

— круглую, красную, не толстую и т.д.

Ноябрь:

1. «Загадки без слов»

Цель – Развитие умений расшифровывать информацию о наличии или

отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково- симво-

лическим обозначениям.

Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств.

Содержание: Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки:

«Это загадки без слов». « Я буду показывать карточки со знаками.

Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте фигуру и

покажите».

Загадываются три совместимых свойства:

Например: — форма, размер и толщина;

— цвет, форма, размер;

— цвет, форма, толщина и др.

(«Логика и математика»,стр.37)

2. «Найди клад»

Цель – Развитие умений выявлять в предметах цвет, форму, размер, толщину.

Материал: 16 блоков одного цвета (разной формы, размера и толщины),

круги бумажные (клады) карточки – свойства.

Содержание: Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад.

У ведущего карточки – свойства, 16 блоков (одного цвета, но разной формы,

размера и толщины), кладоискатели называют два свойства той фигуры,

под которой спрятан клад на каждое правильно угаданное свойство,

воспитатель выставляет карточку. Угадав два свойства, ребенок забирает клад

себе. При повторении игры следует взять блоки другого цвета.

(«Логика и математика», стр.15, 2-е задание).

3. « Помоги муравьишкам»

Цель — Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами,

которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.

Материал: Набор логических блоков, непрозрачные открывающиеся

коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей.

Содержание: Перед детьми выложены блоки (муравьишки).

Воспитатель рассказывает детям историю о том, что у мамы – муравьишки

много детей — веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают

из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые даже теряются

в большом лесу. Решила мама – муравьишка научить их быстро возвращаться

в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей.

Каждый ребенок получает домик. Ведущий указывает сразу три свойства

блоков (муравьишек), которые должны попасть в домики (круглые, красные

большие или желтые маленькие квадратные, красные большие не треугольные

и т.д.).

(«Логика и математика,» стр.20, 2-е задание).

4. «Волшебные камни»

Цель — Закрепить понятия «внутри» и «вне» круга

Материал: Обруч, логические блоки.

Содержание: « Ребята сегодня наши логические блоки превратились в

волшебные камни, сейчас мы с ними поиграем».

1)Все красные треугольные камни положить внутри обруча, а синие

круглые вне обруча.

2)Положить желтые толстые камни вне обруча, а желтые тонкие

внутри обруча и т.д

Декабрь

1. «Помоги Каю и Герде»

Цель — Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать

эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении

практически задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших

действий.

Материал: Таблицы с правилами построения дорог (т 2а – г),

логические блоки, иллюстрации с изображением Кая и Герды

Содержание: Воспитатель вместе с детьми вспоминает сказку

«Снежная королева», и предлагает детям помочь Каю и Герде сбежать

из дворца Снежной королевы. Для этого нужно выложить дорожку

используя таблицу (т 2а –г)

(«Логика и математика», стр.21, 2-е задание)

2. «Найди пару»

Цель — Развитие восприятия, внимания, умения анализировать и

сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам,

закреплять умение в парах.

Материал: Логические блоки.

Содержание: Предложить детям разделиться на пары. У каждой пары –

набор логических блоков, игроки поровну делят фигуры между собой и

по очереди выкладывают их. Сначала первый участник выкладывает свою

фигуру, второй игрок ищет к ней пару, если он правильно составляет пару,

то забирает обе фигуры себе, если же ошибается, то его фигура попадает к

первому игроку. Далее свою фигуру выставляет второй игрок.

Побеждает тот, кто соберет больше фигур.

(«Логика и математика», стр.28, 2-е задание).

3. «Где, чей гараж»

Цель — Развитие умений классифицировать.

Материал: Таблицы две штуки (т.11б.), логические блоки.

Содержание: У воспитателя две большие таблицы (т.11б), на них

изображены гаражи для машин. У каждого ребенка блоки (машины).

Нужно поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог

показывают, на какую дорожку должна свернуть машина. Дети по очереди

ищут гараж для своих машин.

( «Логика и математика» стр.32, 2- е задание).

4. «Игра с двумя обручами»

Цель – Закрепить умение распределять фигуры по двум признакам.

Материал: Два обруча (синий и красный), логические блоки

Содержание: Воспитатель кладет на пол два обруча так, что образуются

три отдельных области (пересечения). Внутри красного обруча захотели

жить все красные фигуры внутри синего – все круглые.

А в области пересечения двух обручей поселяются фигуры, обладающие

двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые),

какие фигуры лежат вне обоих обручей?

(все фигуры – не красные и не круглые; синие; желтые; зеленые,

треугольные, квадратные)

Январь:

1. «Угадай – ка»

Цель — Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства

(цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие

какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не

треугольный и т.д).

Материал: Логические блоки, игрушка Буратино, карточки – свойства.

Содержание: В гости пришел Буратино. Буратино прячет блок (подарок) и

дает задание угадать сразу два его свойства.

Например: Какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи

(Тортилы). При отгадывании дети каждый раз обязательно должны

называть два свойства подарка. Если же они указывают только одно

свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают

одно из двух свойств, Буратино подтверждает, что названо, верно, и

выставляет соответствующую карточку – свойство (квадратный, но не

синий; желтый, но не треугольный и т.д.). Тот, кто угадывает, сменяет

Буратино – выбирает подарок и указывает, какие два его свойства надо

угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину или др.)

(« Логика и математика»,стр.17, 2-е задание)

2. «Засели домики»

Цель — Развитие классификационных умений.

Материал: Логические блоки, карточки с изображением домиков

(т.14; г,д,е).

Содержание: У детей на пару две таблицы (1-двухэтажного дома,

2 -трехэтажного дома). В городе логических фигур появились новые

двухэтажные и трехэтажные дома. Домовой просит помочь расселить

фигуры по своим домикам, а помогут вам знаки-подсказки. Знаки

подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в

каждом подъезде дома.

(«Логика и математика»стр.33, 2-е задание).

3. «Где спрятался Джерри?»

Цель – Развитие логического мышления, умения кодировать информацию

о свойствах предметов с помощью знаков – символов и декодировать ее.

Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств,

мышонок Джерри (маленькая плоская фигурка).

Содержание: Перед детьми выкладывают 12 – 18 блоков. Дети отвора-

чиваются. Ведущий под одним из блоков прячет мышонка. Дети пово-

рачиваются обратно. Ведущий с помощью карточек обозначает два

свойства того блока, под которым спрятан мышонок. Если ведущий

обозначает свойства перечеркнутыми знаками, то сделать это должен как

можно точнее. Для того ему может понадобиться в некоторых случая

3,4 и более карточек.

(«Логика и математика», стр.38, 2-е задание).

4. «Конструктивная игра»

История – 1: «О коте»

(«Спасатели приходят на помощь» – дидактическое пособие, стр3).

Февраль:

1. «Дорожки»

Цель — Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер,

толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: Логические блоки, три домика (макеты или изображения

домиков или условные обозначения).

Содержание: На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от

другого расставлены три домика – дома Наф – Нафа, Ниф – Нифа и

Нуф – Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам

удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по

правилам. Построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинакового

цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового

размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и

размеру). Правила построения дорожек придумывает не только взрослый,

но и сами дети.

(«Логика и математика, стр.25, 2-е задание).

2. «У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок?»

Цель – Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать.

Материал: Карточки с логическими таблицами (16 а –е), логические фигуры.

Содержание: Винни – Пух и Пятачок отправились в город логических

фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они

в первый дом (табл.16 а – е). У какой фигуры в гостях Винни – Пух и

Пятачок?

Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы

Винни – Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить

задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в

верхнем и среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определить,

какой фигуры недостает. При поиске недостающих фигур дети анализируют,

сравнивают и обобщают фигуры в таблице по двум свойствам.

(«Логика и математика, стр.34, 2-е задание).

3. «Игра с двумя обручами»

Цель — Закрепить понятие «внутри и «вне» обруча.

Материал: Два обруча (синий и красный).

Содержание: На полу два разноцветных обруча (синий и красный),

Обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть.

Ведущий предлагает, кому – нибудь встать:

-внутри синего обруча,

-внутри красного обруча,

-внутри обоих обручей,

-вне красного обруча,

-внутри синего, но вне красного,

-внутри красного, но вне синего,

-вне синего и красного обручей.

4.«Конструктивная игра»

История 2 «О заике»

(«Спасатели приходят на помощь» — дидактическое пособие, стр 4).

Март:

1.«Кошки – мышки»

Цель — Закрепить свойства фигур.

Материал: Маска кошки, жетоны для мышей и кота ( из пособия

«Праздник в стране блоков стр. 7-8).

Содержание: Дети выбирают жетоны мышей и надевают их через голову,

встают в хоровод. Посередине хоровода кот «Васька», рядом с ним

«кошачьи» жетоны.

Хоровод движется со словами:

-Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите

Вот проснется Васька – кот,

И разгонит хоровод.

На последнем слове, « хоровод» кот быстро надевает один из четырех

жетонов и поворачивается вокруг, чтобы все «мыши» его увидели. Его

жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» он собирается

ловить. После слов «1,2,3,4,5, — начинаю догонять», — кот ловит мышей.

Одна из пойманных мышей становится « котом».

2.«Какую фигуру я задумал?»

Цель – Закрепить умение детей загадывать фигуру с помощью карточек,

обозначающих свойства блоков.

Материал: Блоки, карточки с обозначением свойств.

Содержание: Дети по очереди загадывают фигуру, а чтобы остальные

смогли отгадать. Ребенок выставляет карточки с обозначением

трех свойств.

3. «Конструктивная игра «Утка»

(из пособия «Спасатели приходят на помощь», стр. 5)

4. «Игра с двумя обручами»

Цель — Закрепить умение распределять блоки в двух обручах.

Материал: Два обруча (синий и красный), логические блоки.

Содержание: Расположите блоки так, чтобы внутри синего обруча

оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча – все красные.

Беседа по вопросам:

Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

Внутри синего, но вне красного обруча?

Внутри красного, но вне синего?

Вне обоих обручей?

Апрель.

1.«Необычные фигуры»

Цель – Развитие способности к анализу, абстрагированию, умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческого

мышления, воображения.

Материал: Наборы логических фигур по количеству детей, таблицы с

правилами построения фигур (таблица 4а).

Содержание: В городе логических фигур состоится карнавал необычных

фигур. Надо помочь простым фигуркам превратиться в необычные,

сложные (построить из простых фигур сложные). Правила таких

превращений записаны на таблицах. Для каждой фигуры есть свое правило

построения. Взрослый показывает таблицу 4а, затем 4б, и в.

По окончании работы дети сравнивают фигуры, находят неточности,

устанавливают, на что или кого они похожи.

(«Логика и математика»,стр.22, 1-е задание).

2.«Угадай фигуру»

Цель — Развитие логического мышления, умения кодировать и декодировать

информацию о свойствах.

Материал: Логические блоки и два набора карточек свойств с

перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.

Содержание: Дети разбиваются на пары. Каждый выбирает себе одну

фигуру так, чтобы не видел партнер. Игроки договариваются, какое свойство

фигуры будут загадывать (цвет, форму или размер). Затем карточками

обозначают загадываемое свойство своей фигуры. Каждый должен угадать,

какая фигура у партнера, правильно назвать ее свойства. Сначала в играх

загадывается только одно, какое – то свойство фигуры, затем два.

Карточки, обозначающие каждое из двух свойств, игроки выкладывают

в отдельные ряды или столбики.

(«Логика и математика», стр.39).

3. «Помоги фигурам выбраться из леса»

Цель – Развитие логического мышления, умение рассуждать.

Материал: Логические блоки, таблицы.

Содержание: Перед детьми таблица 18. На ней изображен лес, в котором

заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи.

Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог

расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей

дорожке только таким фигурам, как они сами, перечеркнутые знаки —

всем не таким, как они фигурам. Затем дети разбирают блоки и по

очереди выводят их из леса. При том рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. («Логика и математика», стр.15).

4. «Конструктивная игра»

«Лягушка»

(«Спасатели приходят на помощь» — дидактическое пособие, стр. 5).

Май

Тренировочные задания по карте.

Сосчитай сколько красных, сколько синих, сколько жёлтых фигур.

Сосчитай сколько треугольных фигур, сколько круглых, сколько квадратных, сколько прямоугольных фигур.

Достань из коробки только тонкие фигуры и, подумав скажи каких из них нет в таблице.

Д/игра «Поиск затонувшего клада»

Цель: закреплять знание знаков – символов, использовать на одной схеме 2-3 символа, развивать мыслительные операции сравнения и обобщения.

Выложи из блоков (тонких или толстых) что хочешь. Придумай название своей работе.

Д/игра «Куда спрятался щенок»

Цель: развитие умений анализировать и сравнивать фигуры, воспитывать внимание.

Д/игра «Зоопарк»

Цель: продолжать строить постройки в соответствии со схемой.

Придумай рассказ о своём зоопарке.

Цель: развивать творческое воображение,

Игры с блоками Дьенеша

Д/игра «Найди выход»

Цель: Продолжать упражнять в сравнении фигур по двум свойствам.

Д/игра «Покажи соответствующую фигуру»

Цель: закреплять знание символического обозначения свойств.

Игры с блоками Дьенеша.

Д/игра «Мышки – норушки»

Цель: Закреплять знание символов отрицания, развивать воображение, внимательность, мышление.

Д/игра «Все символы в одном месте»

«Житейские истории»

«О коте»

Цель: развивать операции сравнения, обобщать знания

        

Приложение №2

Игры с блоками Дьенеша

Игра «Найди похожую фигуру»

Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти фигуры, такие же, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине)

Вариант 2. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме.

Вариант 3. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же по форме, но не такие по цвету.

Игра «Найди похожую фигуру»

Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти фигуры, такие же, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине)

Вариант 2. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме.

Вариант 3. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же по форме, но не такие по цвету.

Игра «Найди лишнюю фигуру»

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

Игра «Раздели фигуры» (развитие умения группировать фигуры по величине)

К детям в группу приходят две куклы (большая и маленькая, приносят коробки с фигурами. Дети знакомятся с куклами. Ведущая обращает внимание детей на то, что куклы разной величины, большая и маленькая. Ставит кукол рядом и просит показать большую и маленькую. .Куклы предлагают детям поиграть фигурами. Блоки выкладываются на ковёр, ведущая предлагает детям взять фигуры в руки, рассмотреть и поиграть. После игры нужно собрать фигуры, в одну коробку - большие, а в другую - маленькие. Куклы просят помощи у детей. Ведущая предлагает в коробку к большой кукле собрать большие, а в коробку к маленькой маленькие. Куклы благодарят детей за помощь.

Игра «Найди такой же» (развитие умения сравнивать фигуры по величине)

Блоки лежат в обруче на ковре. Ведущий показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же величины.

Игра «Большой – маленький» (умение соотносить величину предмета с движением)

Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают.

Игра «Мышки – норушки» (умение различать цвета)

К детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит зёрнышки жёлтого (красного) цвета. Дети выбирают из корзинки «зёрнышки» определённого цвета и приносят их в «норку» к мышке.

Игра «Домино» (умение сравнивать предметы по цвету)

Фигуры делятся между детьми поровну. Каждый игрок делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускают. Выигрывает тот, кто выложит все фигуры. Ходить можно только фигурами другого цвета.

Игра «Найди фигуру» (умение сравнивать фигуры по двум свойствам: цвету и величине)

Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая показывает детям блок и просит:

  • Найти фигуру, как эта по величине
  • Найти не такую фигуру, как эта по величине
  • Найти фигуру, как эта по цвету
  • Найти не такую фигуру, как эта по цвету
  • Найти фигуру, как эта по цвету и размеру
  • Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру.

Игра «Угощения» (умение выявлять свойства предметов: цвет и форма).

В гости к детям приходят заяц и медведь. Дети рассказывают, какие сладости они получили в подарок от Деда Мороза.Ведущая предлагает сделать

подарки зверюшкам. На подносах разложены блоки: печенье и конфеты. Дети раскладывают в коробки для подарков печенье с первого подноса:

  • Заяц любит только жёлтое печенье, а мишка только треугольное.

Проверяют, какое печенье досталось зайцу (жёлтое, не треугольное, а мишке (треугольное, не жёлтое). Какое печенье подошло и мишке и зайке (жёлтое, треугольное)

Раскладывают конфеты:

  • Заяц любит только круглые, а мишка только синие.

Проверяют, какие конфеты достались мишке и зайке.

Игра «Рыбалка» (умение различать предметы по толщине)

Дети отправляются на рыбалку. Ведущая «закидывает» удочку и ловит рыбу. Показывает её детям, обращает внимание на то, какая она толстая. Дети ловят рыбу, рассматривают её, сравнивают по толщине с рыбой пойманной ведущей. Определяют, какую рыбу они поймали (толстую или тонкую). Раскладывают рыбу в ведёрки: толстую для толстого мишки, а тонкую для куклы.

Игра «Поручения» (умение сравнивать предметы по цвету и толщине)

Ведущая даёт поручения:

Одному ребенку собрать все красные, толстые фигуры;

Второму - синие, тонкие;

Третьему - жёлтые, толстые и т. д.

Игра «Кто быстрее соберёт» (умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам: величина, толщина, цвет, с опорой на карточки – схемы свойств.)

Игра «Чудесный мешочек» (развитие тактильных ощущений)

Положить несколько блоков в мешочек и предложить ребёнку найти квадратные, круглые или треугольные фигуры. Можно усложнить задание: попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Или предложить достать разные по толщине фигуры. Когда ребёнок достанет блок, можно уточнить, какого он цвета.

Игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?» (внимание)

Положить перед детьми 3-5 блоков, предложить запомнить их. После чего дети закрывают глазки, а воспитатель убирает один блок. Затем интересуется у детей, что пропало. Добиваться, чтоб ребёнок назвал цвет и форму фигуры.

Можно усложнить игру. Поменять местами блоки. Затем предложить детям восстановить первоначальный вариант.

Игра на развитие логического мышления «Что лишнее?»

Варианты игры могут быть использованы по цвету, форме или размеру. Воспитатель выкладывает, например, одинаковые по цвету блоки разной геометрической формы и специально кладёт среди них блок другого цвета. Предлагает детям подумать, какой блок лишний и почему.

Игра «Продолжи дорожку» (логическое мышление)

Воспитатель выкладывает дорожку из блоков, чередуя, например, блоки круглой формы по цвету: то синий большой круглый блок, то красный большой круглый блок и т. д. несколько раз. Затем предлагает ребёнку внимательно посмотреть на дорожку и продолжить её. Вариантов игры может быть множество. Можно усложнить: предложить восстановить чередование из 3 фигур.

Игры с блоками Дьенеша

Игра «Найди похожую фигуру»

Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти фигуры, такие же, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине)

Вариант 2. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме.

Вариант 3. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же по форме, но не такие по цвету.

Игра «Найди похожую фигуру»

Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти фигуры, такие же, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине)

Вариант 2. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме.

Вариант 3. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же по форме, но не такие по цвету.

Игра «Найди лишнюю фигуру»

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

Игра «Раздели фигуры» (развитие умения группировать фигуры по величине)

К детям в группу приходят две куклы (большая и маленькая, приносят коробки с фигурами. Дети знакомятся с куклами. Ведущая обращает внимание детей на то, что куклы разной величины, большая и маленькая. Ставит кукол рядом и просит показать большую и маленькую. .Куклы предлагают детям поиграть фигурами. Блоки выкладываются на ковёр, ведущая предлагает детям взять фигуры в руки, рассмотреть и поиграть. После игры нужно собрать фигуры, в одну коробку - большие, а в другую - маленькие. Куклы просят помощи у детей. Ведущая предлагает в коробку к большой кукле собрать большие, а в коробку к маленькой маленькие. Куклы благодарят детей за помощь.

Игра «Найди такой же» (развитие умения сравнивать фигуры по величине)

Блоки лежат в обруче на ковре. Ведущий показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же величины.

Игра «Большой – маленький» (умение соотносить величину предмета с движением)

Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают.

Игра «Мышки – норушки» (умение различать цвета)

К детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит зёрнышки жёлтого (красного) цвета. Дети выбирают из корзинки «зёрнышки» определённого цвета и приносят их в «норку» к мышке.

Игра «Домино» (умение сравнивать предметы по цвету)

Фигуры делятся между детьми поровну. Каждый игрок делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускают. Выигрывает тот, кто выложит все фигуры. Ходить можно только фигурами другого цвета.

Игра «Найди фигуру» (умение сравнивать фигуры по двум свойствам: цвету и величине)

Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая показывает детям блок и просит:

  • Найти фигуру, как эта по величине
  • Найти не такую фигуру, как эта по величине
  • Найти фигуру, как эта по цвету
  • Найти не такую фигуру, как эта по цвету
  • Найти фигуру, как эта по цвету и размеру
  • Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру.

Игра «Угощения» (умение выявлять свойства предметов: цвет и форма).

В гости к детям приходят заяц и медведь. Дети рассказывают, какие сладости они получили в подарок от Деда Мороза.Ведущая предлагает сделать

подарки зверюшкам. На подносах разложены блоки: печенье и конфеты. Дети раскладывают в коробки для подарков печенье с первого подноса:

  • Заяц любит только жёлтое печенье, а мишка только треугольное.

Проверяют, какое печенье досталось зайцу (жёлтое, не треугольное, а мишке (треугольное, не жёлтое). Какое печенье подошло и мишке и зайке (жёлтое, треугольное)

Раскладывают конфеты:

  • Заяц любит только круглые, а мишка только синие.

Проверяют, какие конфеты достались мишке и зайке.

Игра «Рыбалка» (умение различать предметы по толщине)

Дети отправляются на рыбалку. Ведущая «закидывает» удочку и ловит рыбу. Показывает её детям, обращает внимание на то, какая она толстая. Дети ловят рыбу, рассматривают её, сравнивают по толщине с рыбой пойманной ведущей. Определяют, какую рыбу они поймали (толстую или тонкую). Раскладывают рыбу в ведёрки: толстую для толстого мишки, а тонкую для куклы.

Игра «Поручения» (умение сравнивать предметы по цвету и толщине)

Ведущая даёт поручения:

Одному ребенку собрать все красные, толстые фигуры;

Второму - синие, тонкие;

Третьему - жёлтые, толстые и т. д.

Игра «Кто быстрее соберёт» (умение выделять свойства предметов, обобщать предметы по трём свойствам: величина, толщина, цвет, с опорой на карточки – схемы свойств.)

Игра «Чудесный мешочек» (развитие тактильных ощущений)

Положить несколько блоков в мешочек и предложить ребёнку найти квадратные, круглые или треугольные фигуры. Можно усложнить задание: попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Или предложить достать разные по толщине фигуры. Когда ребёнок достанет блок, можно уточнить, какого он цвета.

Игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?» (внимание)

Положить перед детьми 3-5 блоков, предложить запомнить их. После чего дети закрывают глазки, а воспитатель убирает один блок. Затем интересуется у детей, что пропало. Добиваться, чтоб ребёнок назвал цвет и форму фигуры.

Можно усложнить игру. Поменять местами блоки. Затем предложить детям восстановить первоначальный вариант.

Игра на развитие логического мышления «Что лишнее?»

Варианты игры могут быть использованы по цвету, форме или размеру. Воспитатель выкладывает, например, одинаковые по цвету блоки разной геометрической формы и специально кладёт среди них блок другого цвета. Предлагает детям подумать, какой блок лишний и почему.

Игра «Продолжи дорожку» (логическое мышление)

Воспитатель выкладывает дорожку из блоков, чередуя, например, блоки круглой формы по цвету: то синий большой круглый блок, то красный большой круглый блок и т. д. несколько раз. Затем предлагает ребёнку внимательно посмотреть на дорожку и продолжить её. Вариантов игры может быть множество. Можно усложнить: предложить восстановить чередование из 3 фигур.

Список литературы

  1. «Блоки Дьенеша для самых маленьких», Б.Б.Финкелыптейн
  2.  «Давайте вместе поиграем» Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Бьенеша и логическими фигурами. Н.О.Лелявина, Финкелыптейн Б.Б.
  3. «Занятие по математике: развиваем логическое мышление», А.Белошистая - Дошкольное воспитание №9 / 2004г.
  4. «Логика и математика для дошкольников» Метод, Издание 2-е, исправленное и дополненное, Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Библиотека программы «Детство» 2007г.
  5. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от   3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.      
  6. «Логика. Дети 5-7 лет», Л.Ф.Тихомирова 2000г.
  7. «Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление. ООО издательство «ДОМ.ХХ1 век» 2008г.
  8. Математика для школы: Пособие для воспитателей дет.садов и родителей - 4.1: А.А.Смомнцева, О.В.Пустовой; СПБ: «Детство-Пресс», 2006г.
  9.  Михайлова З.А. Логика и математика для дошкольников [Текст]/ З.А. Михайлова. – СПб. Издательский дом “Литера”, 2000. – 97с.
  10. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст]: методическое издание /Р.Л. Непомнящая, Е.А. Носова. – СПб. Акцидент,2000. –  121с.
  11.  Панова Е.Н. дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст) [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Е.Н. Панова. – Воронеж. ТЦ “Учитель”, 2006. – 79с.
  12. «Психология» Л.А.Венгер; В.С.Мухина.
  13. «Праздник в стране Блоков» Б.Финкелыптейн; Л.Лабутина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионального развития педагога

Индивидуальная программа профессионального развития педагога...

Индивидуальная программа профессионального развития педагога-психолога «Повышение профессиональной компетентности в области инклюзивного образования»

Цель : обеспечение непрерывного совершенствования профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, как условие организации учебно-воспитательного процесса для детей с особенными обр...

индивидуальная программа профессионального развития педагога

В данном документе содержится инидивидуальный маршрут профессионального развития педагога на 3 года....

Программа профессионального развития педагога

Деятельность в послекурсовой период по развитию своей профессиональной компетентности....

Практика формирования корпоративного заказа на основе индивидуальных программ профессионального развития педагогов

Материал содержит описание опыта формирования корпоративного заказа ОО на основе индивидуальных программ профессионального развития педагогов, а также слайдовую презентацию...

Программа профессионального развития педагога "Игровые технологии в развитии логического мышления младших дошкольников" на 2021-2022 учебный год

Эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели, знакомство с которыми следует начинать уже в младшей и средней группах...