Консультация для воспитателей "Роль театрализованных игр в развитии речи детей"
консультация (средняя группа)

Карпенкова Марина Александровна

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление взрослых научить детей как можно раньше читать, писать, считать, а не развить способность чувствовать, думать, творить.

В связи с этим у детей отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки, отсутствие фантазии и воображения. Отсюда также равнодушие, черствость, ограниченность интересов, отсутствие навыков произвольного поведения, самостоятельности. У детей недостаточно развиты память, внимание, связная речь. Они плохо владеют четкой дикцией, разнообразной интонационной выразительностью, эмоциональностью в чтении стихов, пересказов.

Самый короткий путь в решении этих проблем - это театрализованная деятельность, театрализованные игры и упражнения.

Театрализованная деятельность, прежде всего, важное психотерапевтическое средство эмоционально-эстетического восприятия через музыку, танцы, литературу, актерские игры. Театрализованные игры способствуют развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Поэтому для развития связной речи желательно включить в работу с детьми театрализованные игры и игровые упражнения, театральные постановки.

В театральном кружке, на занятиях и в повседневной жизни дети занимаются группой, подгруппами, в парах, тройках. Именно малые группы меняют характер поведения детей при опоре друг на друга, у детей возникает желание быстрее, точнее, правильнее выполнять указание, ориентироваться друг на друга, подсказывать и помогать друг другу. В таких случаях нет “я”, а есть “мы”.

Для того чтобы реализовать цели и задачи по обучению чувственно-художественному воображению, развитию связной речи детей, коммуникативности, в первую очередь, необходимо знакомить детей с видами сказок (русскими народными, волшебными, авторскими), их названием, содержанием и с героями сказок, их характерными данными (внешним видом, характером, особенностями жизни, повадками и т.п.), волшебниками и их волшебством, волшебными вещами и их действиями, видами кульминаций, особенностями содержания каждой сказки. Отсюда и развлекательные, театрализованные игры, помогающие детям закрепить знания о сказках: “Волшебная палочка”, “Лови-скажи”- игра с мячом, “Японская машинка” - действие рук со словом, “Что? Где? Когда?”, “Счастливый случай”, “Найди и расскажи”, “Вопрос-ответ” - дети задают друг другу вопрос на определенную тему, другие отвечают. В этих играх дети называют волшебников и их волшебство, волшебные вещи, героев сказок, что произошло в определенной сказке и чем закончилась сказка.

  • “Из какой я сказки”,
  • “Найди самого веселого (доброго, вежливого, злого, трудолюбивого, хитрого, сильного) героя сказки”,
  • “Найди, что на самом деле не бывает?”,
  • “О чем шепчет (говорит, кричит, беседует) персонаж”,
  • “Какого волшебника встретили герои сказок, и какое волшебство он им показал",
  • “О чем беседуют герои сказки”,
  • “Какую волшебную вещь нашли, и как она помогла героям”,
  • “Какое волшебство эта волшебная вещь делает”,
  • “Чья волшебная вещь?”,
  • “Чей предмет, из какой сказки?”,
  • “Путаница” - выбор любой группы персонажей и составление своего диалога,  не по сказке, перестановка действий героев;
  • “Старая сказка на новый лад” - замена героев сказки другими персонажам

Дети рассказывают, какого волшебника видели, и какое волшебство он показал им. Также выбирают группу персонажей и рассказывают, о чем они говорят, составляют веселый (грустный) диалог группы персонажей. Подбирают песню для группы персонажей и поют ее. Очень нравится детям игра “Кто как ходит?”. В игре “Вопрос-ответ” подбирают эпитеты (глаголов), название сказок, характерные особенности героев и т.п. Составляют описательные рассказы, составляют веселые, грустные, страшные рассказы, подбирают загадки к определенному персонажу.

В системе используется просмотр художественных веселых фильмов, мультфильмов по сказкам, чтение юмористических рассказов, что позволяет детям сочинять свои надуманные веселые рассказы.

На занятиях по обучению рассказыванию воспитатель ставит определенную и обязательную для детей задачу - рассказ должен быть полным (начало рассказа, кульминационный момент, конец рассказа), обязателен диалог между персонажами, использование эпитетов, составлять рассказ в микрогруппе и рассказывать каждому поочередно, драматизировать в ролях. При оценке рассказов детьми ярко видно соблюдались эти правила или нет. Но чтобы увидеть, ребятам надо внимательно слушать своих товарищей.

Чтобы рассказы детей были яркими и интересными важно использовать моменты из театрализованных игр “Какая волшебная вещь помогла?”, “Какой волшебный предмет увидели?”, “А может волшебнику встретились”.

Также на занятиях и вне занятий выполняем с детьми специальные упражнения, например “Режиссер”. Дети не только сочиняют, но и выбирают “режиссера” из числа участников своей микрогруппы. Они самостоятельно распределяют роли, репетируют, а потом поочередно показывают свою сказку. Составляют рассказы от имени разных героев, сочиняют разворот сюжета по очереди, проявляя свою фантазию и творчество.

Игра “По тексту” - выполнение действий по заданию (воспитатель читает сказку или рассказ, дети выполняют действия движениями, мимикой). Игра “Японская машинка”, “Мы не скажем, но покажем” - показывают действия людей определенной профессии, передают движениями образы представителей фауны, флоры и т.п. “Найди и покажи” - дети ищут волшебную вещь и показывают, как она действует. “Превращение” - по команде дети превращаются в людей разных профессий, животных, птиц, волшебников или кого видели в лесу, городе, селе, небе, воде и т.п.

Театрализованные игры, игровые упражнения широко применяются и при заучивании и чтении стихов. Упражнения направлены на развитие дыхания, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией.

Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть четкой, звучной, выразительной и неторопливой. Это необходимо в жизни каждому.

Речевые упражнения и игры включены и в режимные моменты. “Мыльные пузыри”, “Колыбельная” - в этих играх формируется произношение звуков с закрытым ртом на определенный мотив.

Чтение стихов носит не только тренировочный характер, они формируют четкую, грамотную речь, т.к. в стихах всегда присутствуют образы, интересные детям, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными разные игры и задания. Особенно полезно использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного персонажа, ребенок легче раскрепощается, общается со сверстниками.

Особое вдохновение возникает у детей при заучивании и чтении стихов, с использованием не только интонации, но и жестов. Большое значение для детей имеют театрализованные игры и упражнения вне занятий. Такие игры, как “Сказка по тексту”, где дети всей группой изображают жестами, мимикой сказку или часть сказки. “Диалогические стихи по тексту” - то же самое. “Придумай диалог” - обыграть диалог, предложенный воспитателем. “Расскажи сказку от имени героя сказки”. “Времена года” - импровизация в танце. “Кругосветное путешествие” - импровизация поведения в лесу, на корабле, на болоте, в пустыне. “Превращение предмета”- найти новые предназначения предмету (карандаш - ключ, вилка, отвертка, градусник; Мячик - яблоко, апельсин и т.д.).

Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что театрализованная деятельность вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и что самое главное, помогает адаптироваться ребенку в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon untitled_compressed.pdf182.03 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста»

Роль театра в жизни ребенка - дошкольника несоизмеримо велика, т. к. здесь можно решать множество задач, связанных с его воспитанием и развитием....

Консультация для педагогов "Роль театрализованных игр в развитии речи детей"

У детей недостаточно развиты наблюдательность, творческая выдумка,  фантазия и воображение. Отсюда следует равнодушие, черствость, ограниченность интересов, а также отсутствие навыков произвольно...

Консультация для родителей "Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей в которой рассказывается о роли театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ТЕАТРА И ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие  детей дошкольного возраста....

Консультация "Роль театрализованной игры в развитии речи детей"

Театрализованные игры очень хорошо развивают речь детей....

Консультация для воспитателей «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни р...