Тема: "Развитие речи детей посредством Лэпбука "
методическая разработка (подготовительная группа)

Ольга Ярославовна Докшина

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, нередко отмечается отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения развития речи у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokshina_o.ya_._doklad_na_ped._cht.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Секция: Построение образовательной среды ДОУ для достижения новых образовательных результатов 

Тема: Развитие речи детей посредством Лэпбука.

О. Я. Докшина, воспитатель

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

Приморский детский сад

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, нередко отмечается отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения развития речи у детей.

          В начале учебного года каждый педагог решает задачу – проектирование группового пространства для создания уютной и интересной среды детям, чтобы они могли находить увлекательное занятие, реализовать свои интересы в течение дня. Чтобы решить эту задачу, в 2021 году я как каждый педагог детского сада находилась в поиске новых форм организации образовательной деятельности. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр. Известно, что в игре усвоение знаний происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом, как бы не замечает того, что он учится.

По итогам диагностики по речевому развитию дети показали такие результаты: высокий-4%, средний-65%, низкий-31%. Именно по этой причине, я решила оформить игры и дидактический речевой материал в виде тематических лэпбуков, которые помогают детям проявить свои творческие способности, познавательную активность, самостоятельность, в соответствии с возрастом детей.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде : информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, полифункционален: способствует развитию творчества, воображения; обладает дидактическими свойствами, является средством художественно — эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

        Лэпбук (lapbook) - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями. В лэпбуке могут быть представлены различные игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, словаря, связной речи, зрительного восприятия и многое другое. Лэпбук может быть использован в процессе образовательной деятельности «Развитие речи» и «Подготовка к обучению грамоте», а также в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и подгруппой детей.

Преимущества лэпбука:

-помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал;

-отличный способ для повторения пройденного;

-ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

По данной теме была проведена работа с родителями: анкетирование, консультации, мастер-класс. А также с педагогами: консультации, мастер-класс, открытое занятие на тему «Путешествие в страну Красивой речи».

За время моей работы по этой теме я изготовила лэпбуки: «Учусь говорить правильно»; «Развитие монологической речи дошкольников в процессе игровой деятельности»; «Моя Россия»; «ПДД» «Развитие речи», а также подбираю материал для изготовления лэпбука «Профессии».  

В этих Лэпбуках содержатся  игры:

 1«Противоположности». Задача — подобрать антонимы к словам.

2«Составь сказку по картинкам». Сюжет сказок дети воспроизводят по картинкам.

3 «Собери картинку и придумай рассказ»- упражнять детей составлять предложения или маленький рассказ по картинкам.

4«Подбери знак»- игра направленна на определение и запоминание дорожных знаков и правил пешехода.

5«Народы России»- дает представление о народах, проживающих на территории России.

6«Подбери и раскрась»- развивает внимательность, воображение, мелкую моторику и т.д.

           7«Народные промыслы»- узнавать элементы и характерные особенности различных росписей.

            8 «Составь задачу», «Часть, целое», «Определи форму»-научить составлять арифметические задачи.

            9 «Веселый язычок»- упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата.

         Эти лэпбуки находятся в речевом уголке в группе, поэтому применение их происходит в течение всего дня: в режимных моментах, в НОД, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности по выбору детей. Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей с лэпбуком, было

замечено, что познакомившись с ним более тесно, выполнив все задания в

нём, у многих детей появились «любимые кармашки и странички», к которым

они возвращались вновь и вновь.

 Работа с лэпбуками принесла положительный результат, так как:

  • повысился уровень познавательной активности детей, у них сформировались представления о способах поиска новой информации и ее изложении в виде лэпбука;
  • дети получили положительные эмоции при обмене информацией из лэпбуков;
  •  повысился уровень социализации ребенка в обществе, дети приобрели первые навыки публичного изложения своих мыслей;
  • повысился уровень развития речи.

На мой взгляд, Лэпбук- это эффективная технология дошкольного образования, и интересный и полезный «инструмент» в совместной работе воспитателя и детей.

В следующем учебном году планирую продолжить работу в этом направлении. Изготовить и пополнить образовательную среду новыми, интересными, развивающими пособиями.

           Используемые материалы:

  1.  Кашицева О. А. Что такое Лэпбук.     http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto

          2.     Игры с Лэпбуком https://www.youtube.com/watch?v=1jjYMDAQLck


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями».

Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями». ...

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей в семье» Для детей от 6 до 7 лет

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе....

Индивидуальный план профессионального развития педагогов на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» старшая группа № 6 «Непоседы»

Актуальность темы:Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню ра...

Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей в семье» Для детей от 6 до 7 лет

Консультация для родителей на тему:  «Развитие связной речи детей в семье» Для детей от 6 до 7 лет...

Выступление на РМО на тему "Развитие связной речи детей 6 – 7 лет с помощью учебно – методического комплекса «Речь : Плюс» Речевое развитие в детском саду».- 2023 г.

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно на этапе обучения. От качест...