Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе общеобразовательной направленности. 2020 - 2021 учебный год
рабочая программа (младшая группа)

Татьяна Владимировна Галицкая

Цель рабочей программы создать каждому ребёнку в группе возможность  для развития его способностей, доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности , познавательных интересов и коммуникативной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_mld_gr_moya_programma.docx95.15 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий ДОУ №233 АОА «РЖД»

                   Л. К. Чикаш_____________  

           Приказ № ______________

« ____» __________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

образовательной деятельности во 2 – ой младшей

группе общеразвивающей направленности

на 2020 – 2021 учебный год

Составитель:

Галицкая Т.В.

Воспитатель высшей квалификационной категории

Улан-Удэ, 2020 г.

Содержание рабочей программы

Разделы

Содержание разделов

Страница

Целевой

Пояснительная записка.

3-4

Характеристика особенностей развития детей младшего дошкольного возраста.

4-5

Циклограмма образовательной деятельности воспитателя в ходе режимных моментов во второй младшей группе.

5 - 6

Сетка образовательной деятельности.

8

Планируемые результаты освоения программы.

8 -10

Содержательный

Игра как особое пространство развития ребенка.

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область

 «Познавательное развитие».

Образовательная область

«Речевое развитие».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Образовательная область

 «Физическое развитие».

10 – 12

12 – 15

15 – 18

18 – 21

21 – 26

26 -29

Модульное комплексно – тематическое планирование на учебный год.

Перспективный план образовательной деятельности.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП.

30 - 32

Взаимодействие педагога с родителями.

Перспективный план работы.

32 - 36

Организационный

Методическое обеспечение. Средства обучения и воспитания.

36 - 37

Особенности организации ППРС в группе

37 - 40

Приложения

Перспективный план по ранней профориентации детей второй младшей группы.

Перспективный план по трудовому воспитаниюво второй младшей группе.

Пояснительная записка

Рабочая программа второй младшей группы разработана на основе основной общеобразовательной программы ДОУ и примерной комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство»под редакцией А.Г. Гогоберидзе.В программу заложена вариативная часть образовательного процесса, которая включает планирование работы по  формированию основ ранней профориентации  детей и национально – региональный компонент.

Образовательный процесс, в группе осуществляется согласно перспективному планированию. Реализация данного плана, проходит в соответствии с тематическими неделями. Содержание недельного тематического планирования включает в себя пять образовательных областей, а также вариативные формы реализации программы.

Программа рассчитана на возрастную периодизацию детей 3 - 4 лет.

Реализация программы  осуществляется через разные виды детской деятельности, в том числе в ООД  и через целенаправленную деятельность в ходе режимных моментов. Проведение ООД осуществляется согласно сетке ОП в первую половину дня по два занятия продолжительностью 15 минут.Приоритетными формами проведения ООД являются подгрупповые и индивидуальные.

Цель рабочей программы — создать каждому ребенку в группе возможность для развития его способностей, доброжелательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности дошкольника.

Психолого-педагогическая работа с воспитанниками строится с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Реализация программы нацелена на:

-создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей;

-обеспечение разнообразия детской деятельности — близкой и естественной для ребенка младшего дошкольного возраста: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной.

-создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.

Рабочая программа соответствует основным принципам:

- Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых.

- Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.

- Принцип сотрудничества с семьей.

Целевой раздел программы

Характеристика особенностей развития детей младшего дошкольного возраста

Дети 3 – 4 лет способны к эмоциональной отзывчивости, поведение детей непроизвольно,действия и поступки ситуативны,нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. В этом возрасте усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).

У детей 3 – 4 лет есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды.

К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.

В этот период детиначинают осваивать основные движения, У них накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. Дети знакомы с сенсорными эталонами.В три годау детей складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: дети учатся пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску.Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами/

В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре.В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого.

Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь.

В  ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.

Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов.Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трех частей.

Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер.Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.)

Циклограмма образовательной деятельности воспитателя в ходе режимных моментов во второй младшей группе.

Сетка образовательной деятельности

Понедельник

Вторник

Речевечок 9.00  - 9.15

  Звуки музыки 9.25 – 9.40

2- ая половина дня

Почитай – ка 15.15 – 15.25

Математическая страничка

 9.00-9.15

2- ая половина дня

Спортландия 15.15 – 15.30

Среда

Мир вокруг нас 9.00  - 9.15

2- ая половина дня

Развлечение 15.20

Четверг

Пятница

 Конструирование /аппл9.00  - 9.15

Звуки музыки 9.25 – 9.40

2- ая половина дня

Спортландия 15. 40 – 15.55

Умелые ручки. Рисование/ Лепка 9.00  - 9.15

Спортландия 10.30 – 10.45

( на улице)

2- ая половина дня

Театральная минутка 15.15 – 15.30  

(Кружок)

Планируемые результаты освоения программы

К четырем годам:

  • Ребенок может спокойно, не мешая другому ребенку, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности. Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя. Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве. Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата. Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними.
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживает героям.
  • Охотно включается в совместную деятельность со взрослыми, подражает его действиям и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
  • Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке.
  • Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
  • Сформирована соответствующая возрасту координация движений. Ребенок проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.
  • Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой)
  • Проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми, задает вопросы о людях, их действиях, о животных, предметах ближайшего окружения. Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира.
  • Знает свои имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом», «Я умею сам застегивать куртку» и т. п.). Узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников. Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий. Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения, их действия, яркие признаки внешнего вида. Способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки). Участвует в элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.
  • Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого.

Содержательный раздел программы

Игра как особое пространство развития ребёнка

от трёх до семи лет

Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников.

Задачи воспитателя по развитию игровой деятельности конкретизируются с учётом разных игр.

1.Развивать игровой опыт каждого ребёнка.

2.Поддерживать новые возможности игрового отражения мира.

3. Развивать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

Перечень игр

Сюжетно – ролевые игры: «Дом»; «Больница»; «Гараж»; «Парикмахерская»;  Капитан».

Режиссёрские игры: Коллекция разных видов театров.

Театр резиновой игрушки.

Варежковый театр.

Пальчиковый театр.

Настольный театр.

Театр кукол Би – Ба – Бо.

Маски – шапочки.

Игровые импровизации.

Игра – экспериментирование с различными предметами и материалами

Игры с песком и снегом.

Игры с водой и мыльной пеной.

Игры с бумагой.

Игры с тенью

Дидактические игры.

Игры с готовым содержанием и правилами.

Результаты развития игровой деятельности.

Достижения ребёнка (Что нас радует)

  • Ребёнок отражает в играх разные сюжеты.
  • Активно осваивает способы ролевого поведения: называет свою роль и обращается к сверстнику по имени игрового персонажа.
  • Охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником.
  • У ребёнка есть любимые игры и роли, которые он охотнее всего выполняет.
  • Использует разнообразные игровые действия, называет их в ответ на вопрос воспитателя.
  • В дидактических играх принимает игровую задачу и действует в соответствии с ней.
  • Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

  • Игры однообразны, ребёнок воспроизводит одни и те же игровые действия.
  • В совместной игре с воспитателем малоинициативен.
  • Проявляет неустойчивость в игровом общении: дружеское отношение часто сменяется конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей.
  • Игровое сосредоточение недостаточное: начинает игровые действия и быстро прекращает их, переходит к новым игрушкам и также быстро оставляет игру, не развив сюжет.
  • В дидактических играх часто не принимает игровую задачу и просто манипулирует с игровым материалом.

Образовательная область

«Социально – коммуникативное развитие»

Дошкольник входит в мир социальных отношений

Задачи образовательной деятельности

  1. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками,  предметами и взаимной симпатии.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.
  3. Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр.).
  4. Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.

Содержание образовательной области

Эмоции. Понимание и различение отдельных ярко выраженных эмоциональных состояний людей (радость, веселье, слёзы, гнев). Учет изв общении при поддержке, побуждении или показе взрослого: пожалеть, угостить, ласково обратиться.

Взаимоотношения. Представления о действиях и поступках взрослых и детей, в которых проявляются доброе отношение и забота о людях, членах семьи, а также о животных, растениях. Освоение простых способов общения и взаимодействия: обращаться к детям по именам, договариваться о совместных действиях («давай кормить кукол»), вступать в парное общение.

Участие в совместных игровых и бытовых действиях с воспитателем, готовность отвечать на его вопросы, действовать согласованно, учитывать советы и предложения педагога.

Культура поведения, общения со взрослыми и сверстниками.Представление об элементарных правилах культуры поведения, упражнение в их выполнении (здороваться, прощаться, благодарить). Понимание, что у всех детей равные права на игрушки, что в детском саду мальчики и девочки относятся друг к другу доброжелательно, делятся игрушками, не обижают друг друга.

Семья.Представление о семье, членах семьи, их отношениях (родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге). Отвечать на вопросы о своей семье, о радостных семейных событиях.

Результаты образовательной деятельности.

Достижения ребёнка (Что нас радует)

  • Ребёнок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, охотно посещает детский сад.
  • По показу и побуждению взрослых эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких и сверстников.
  • Ребёнок дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий.
  • Сохраняет преобладающее эмоционально – положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к одобрению своих действий.
  • Говорит о себе в первом лице, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

  • Ребёнок проявляет недоверие к окружающим, контакты со сверстниками непродолжительны, игровые действия однообразны, преобладают индивидуальные кратковременные игры.
  • Наблюдаются отдельные негативные реакции на просьбы взрослых, упрямства, капризы, немотивированные требования.
  • Ребёнок реагирует на эмоциональное состояние окружающих только по побуждению и показу взрослого.
  • Настроение ребёнка неустойчиво, спокойное состояние чередуется с плаксивостью, негативными проявлениями по отношению к сверстникам и взрослых.

Развиваем ценностное отношение к труду

Задачи образовательной деятельности

  • Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления о конкретных видах хозяйственно – бытового труда, направленных  на заботу о детях (мытьё посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.).
  • Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых.
  • Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.

Содержание образовательной области

Труд взрослых.  Первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми (на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструментами). Например, шитьё шапочки (платья) для куклы, поделка игрушек из бумаги или бросового материала. Совместно со взрослым устанавливать взаимосвязь «цель-результат в труде».

В процессе наблюдения формирования первоначальных представлений о хозяйственно –бытовом труде взрослых дома и детском саду; знакомство с действиями мытья посуды, пола, вытирания пыли, подметания дорожек.

Самообслуживание.Освоение отдельных действий, затем - процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умывание, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приёма пищи. Приучение к соблюдению порядка (не сорить, убирать игрушки и строительный материал на место, быть опрятным).

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребёнка (Что нас радует)

  • Ребёнок с интересом наблюдает за трудовыми действиями взрослых по созданию или преобразованию предметов, связывает цель и результат труда; называет трудовые действия, инструменты, некоторые материалы, из которых сделаны предметы и вещи.
  • По примеру воспитателя бережно относится к результатам труда взрослых, подражает трудовым действиям.
  • Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

  • Ребёнок не проявляет интерес к труду взрослых, не понимает связи между целью и результатом труда; затрудняется назвать трудовые действия, материал, из которого сделан предмет, его назначение.
  • Нейтрально относиться к результатам труда взрослых, не проявляет желания участвовать в трудовых действиях.
  • Стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено, ожидает постоянной помощи взрослого, даже в освоенных действиях, не обращает внимания на свой внешний вид: грязные руки, испачканное платье и пр.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Задачи образовательной деятельности

  1. Развивать интерес к правилам безопасного поведения.
  2. Обогащать представления о правилах безопасного пользования предметами.
  3. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.

Содержание образовательной области

Освоение представлений об элементарных правилах безопасного обращения с игрушками и предметами в игре, за столом, во время одевания, в общении с детьми: не разговаривать с полным ртом, не размахивать вилкой, не брать в рот мелкие предметы, не засовывать их в рот или в уши, не пугать других детей, не замахиваться палкой на сверстника, не толкаться, спускаться с лестницы, держась за перила. В природе: не подходить к бездомным животным, не пугать их, не мять цветы, без разрешения страших не есть ягоды, листья растений и пр. Без разрешения воспитателя и родителей не покидать участок детского сада.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребёнка (Что нас радует)

  • Ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения.
  • С интересом слушает стихи и потешки о правилах поведения в окружающей среде и пр.
  • Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

  • Ребёнок не проявляет интереса к правилам безопасного поведения: проявляет неосторожность по отношению к окружающим предметам.
  • Несмотря на предостережения взрослых, повторяет запрещаемые действия.

Образовательная область

«Познавательное развитие»

Задачи образовательной деятельности

  1. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию(наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами).
  2. Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального). Способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить,попробовать на вкус, обвести пальцем контур).
  3. Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре – экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности).
  4. Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
  5. Развивать представление детей о взрослых и сверстниках, особенностях их внешнего вида, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
  6. Расширять представление детей о детском саде и его ближайшем окружении.

Содержание образовательной деятельности

Развитие сенсорной культуры

Различение светов спектра – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый, освоение 2-4-х слов, обозначающих цвет.

Узнавание, обследование осязательно – двигательным образом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест).

Использование (при поддержке взрослого) простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия.

Освоение (с помощью взрослого) двух предметов по 1-2-м признакам, выделение сходства и различия.

Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову ( по цвету, размеру, материалу).

Формирование первичных представлений о себе, других людях.

Проявление интереса к занятиям детей и взрослых. Различение детей и взрослых в жизни и на картинках по возрасту, полу, особенностям внешности, одежде. Освоение умения находить общее и отличное во внешнем виде взрослых и детей разного возраста. Освоение слов, обозначающих разнообразные действия взрослых.

Освоение умения узнавать свой детский сад, группу, своих воспитателей, их помощников. Понимание, где в детском саду хранятся игрушки, книги, посуда, чем можно пользоваться.

Освоение представлений ребёнка о себе, имени, фамилии, половой принадлежности, возрасте, любимых игрушках, занятиях. Освоение представлений о составе своей семьи, любимых занятиях близких. Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой ребёнок живёт, группу детского сада.

Ребёнок открывает мир природы.

Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т.д.), о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что животные живые.

Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер)  их названия. Умение выделять части растения (лист, цветок).

Знания об элементарных потребностях растений и животных, пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных, растений, людей (воробей летает, прыгает, клюёт, зёрнышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу).

Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе (осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т. д.).

Освоение простейших способов экспериментирования с водой и песком.

Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.

Освоение умения пользоваться предэталонами («как кирпичик», «как крыша»), эталонами форм, шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Проявление интереса к играм и материалам с которыми можно практически действовать, накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого – либо образа, изменять полученное.

Освоение простых связей и отношений, больше ( меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше), раньше (позже). Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве, впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).

Овладение умение воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам ( все большие, все квадратные и большие), уравнивать группы предметов (столько же), увеличивать и уменьшать группы предметов (3-5) предметов. Освоение приёмов наложения и приложения. Проявление интереса к счёту небольших групп предметов ( 3-5 предметов).

Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребёнка (Что нас радует)

  • Ребёнок любопытен, задаёт вопросы «Что такое?», «Кто такой?», «Что делает?»,  «Как называется?» Самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму, цвет, размер предметов и объектов, владеет несколькими действиями обследования.
  • С удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым.
  • Проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств  предметов.
  • Задаёт вопросы о людях, их действиях. Различает людей по полу, возрасту (детей, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
  • Знает своё имя, фамилию, пол, возраст.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

  • Малоактивен в игре – экспериментировании, использовании игр и игровых материалов, обследовании, наблюдении.
  • Не учитывает сенсорные признаки предметов в практической деятельности.
  • Небрежно обращается с предметами и объектами окружающего мира: ломает, бросает, срывает растения.
  • Не проявляет речевой активности.
  • Не проявляет интерес к людям и их действиям.
  • Затрудняется в различении людей по полу, возрасту как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.

Образовательная область

«Речевое развитие»

Задачи образовательной области

  1. Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого обращения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
  2. Развивать умение понимать обращённую речь с опорой и без опоры на наглядность.
  3. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3-хпростых фраз.
  4. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
  5. Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях
  6. Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
  7. Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.

Содержание образовательной области

Владение речью как средством общения и культуры

Освоение умений: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью воспитателя определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей (радуются, смеются, испугались, плачут); учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова.

Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях общения: приветствие (здравствуйте), просьба ( дайте, пожалуйста), благодарность (спасибо), знакомство (как тебя зовут, меня зовут…, давай играть); различать формы обращения ко взрослому и ребёнку (здравствуйте –здравствуй; называть детей в группе по именам, использование ласковых форм имён.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Освоение умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения (кто это?Как его зовут? (и т. п.)).

Освоение умений монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3—4-х предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихи, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации; согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе: кошка — котенок, котята; использовать в речи простое распространенное предложение; с помощью воспитателя строить сложные предложения.

Обогащение активного словаря

Использование в речи: названий предметов и объектов близкого окружения, их назначения, частей и свойств, действий с ними; названий действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья); названий некоторых качеств и свойств предметов (мягкость, твердость, гладкость и др.; предметы рвутся, бьются, размокают); материалов (глина, песок, бумага, ткань); объектов и явлений природы: растения близкого окружения, овощи и фрукты, домашние животные и некоторые дикие животные и их детеныши.

Понимание значения обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные, звери и др.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Развитие умений: правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка для укладывания куклы, спать — «а-а-а», песенка ветра — «у-у-у», колокольчика — «з-з-з», жука — «ж-ж-ж», мотора — «р-р-р», насоса — «с-с-с»).

Развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой

Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками.

Результаты образовательной деятельности:

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми взрослыми.понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.
  • Проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу.
  • По вопросам составляет по картинке рассказ из 3—4 простых предложений.
  • Называет предметы и объекты ближайшего окружения.
  • Речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.
  • Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликается на него.
  • Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткиестихи.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок не реагирует на обращение ко всем детям в группе и понимает речь, обращенную только к нему.
  • На вопросы отвечает отдельным словом, затрудняется в оформлении мысли в предложение. В речи многие слова заменяет жестами, использует автономную речь («язык нянь»).
  • Отказывается от пересказа, не знает наизусть ни одного стихотворения.
  • Не проявляет инициативы в общении со взрослыми и сверстниками.
  • Не использует элементарные формы вежливого речевого общения.
  • Быстро отвлекается при слушании литературного текста, слабо запоминает его содержание.

Образовательная область     «Художественно-эстетическое развитие»

Изобразительное искусство

Задачи образовательной деятельности:

  1. Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.
  2. Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности.

Содержание образовательной деятельности:

Активизация интереса к красивым игрушкам, нарядным предметам быта, одежде, интересным природным явлениям и объектам; побуждение обращать внимание на разнообразие сенсорных признаков объектов, явлений.

Знакомство на конкретных примерах с народным искусством: глиняными игрушками, игрушками из соломы и дерева, предметами быта и одежды; скульптурой малых форм; с детскими книгами (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина); с близкими детскому опыту живописными образами. Формирование образа человека-мастера как создателя народных игрушек, иллюстраций в книгах, картин.

Развитие умений узнавать в изображении знакомые предметы, объекты, явления, называть их; умений их внимательно рассматривать; эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности.ритм пятен и линий, яркость цвета; выделять простые элементы росписи народных промыслов, декора игрушек; передавать собственное отношение к образам в мимике, жестах. Поддержка высказывания детей своих предпочтений в выборе книг, игрушек. Совместное со взрослым обыгрывание народных игрушек, нарядных предметов.

Развитие продуктивной деятельности и детского творчества

Задачи образовательной деятельности:

  1. Развивать у детей интерес к участию в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, желание рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.
  2. Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, раскрывать его в работе, используя освоенные способы создания изображения, формы, элементарную композицию.
  3. Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов и развивать мелкую моторику и умения использовать инструменты.
  4. Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.

Содержание образовательной деятельности:

Поддержка стремления создавать в разных видах деятельности изображения предметов и событий, умения принять тему, предложенную педагогом. Создание простых изображений по близкой к личному опыту тематике. Постепенный переход детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения.

В рисовании: развитие умений ритмично наносить линии, штрихи, пятна. Знакомство со способами изображения простых предметов, проведения разных прямых линий, в разных направлениях; способами создания предметов разной формы, комбинации разных форм и линий. Способы создания изображения на основе дуги, изображение игрушек на основе округлых и вытянутых форм.

В предметном изображении: развитие умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали предметов, относительное сходство по форме, цвету; выделять главное цветом, расположением, размером. В сюжетном изображении: создавать изображение на всем листе, стремиться отображать линию горизонта, строить простейшую композицию. В декоративном изображении: умения видеть предметную и геометрическую форму, строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветных пятен; передавать элементами декоративного узора прямые пересекающие линии, точки, круги, мазки, чередование элементов, пятен; украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных взрослыми.

Умения подбирать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), соответствующие изображаемому предмету, создавать изображение с использованием 1, 2 и нескольких цветов.

Продолжение освоения некоторых изобразительных материалов. Умения правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать краску на кисть, снимать лишнюю краску, промывать кисть и использовать салфетку; поддерживать свободное движение кисти во время рисования. Принятие правильной непринужденной позы в процессе деятельности.

В аппликации: знакомство со свойствами бумаги и последовательностью аппликационной работы. Создание изображения знакомых предметов, декоративных композиций, используя готовые формы. Создание изображения на бумаге разной формы (квадрат, круг), предметной основе. Знакомство с возможностями использования неизобразительных материалов.

Верное и аккуратное использование инструментов: пользоваться клеем, намазывать его кистью, пользоваться салфеткой.

В лепке: знакомство со свойствами глины, пластилина, соленого теста, влажного песка, снега. Создание простейших форм (шар, круг, цилиндр, колбаска), их видоизменения. Умения украшать работу, используя стеки, палочку, печати-штампы. Поддержка стремления создавать интересные образы.

В конструировании: формировать умения различать, называть и использовать в постройке простые строительные детали, анализировать постройку. Использование способов расположения кирпичиков вертикально, плотно друг к другу, на определенном расстоянии. Постройка предметов мебели, горок, грузовых машин, домов. Знакомство со свойствами песка, снега, сооружая из них постройки. Нанесение на постройки из этих материалов деталей декора.

Желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и совместных со взрослым и детьми композиций в рисунках, лепке, аппликации, конструировании. Обыгрывание постройки, лепной работы и включение их в игру.

Результаты образовательной деятельности:

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок охотно участвует в ситуациях эстетической направленности. Есть любимые книги, изобразительные материалы.
  • Эмоционально откликается на интересные образы, радуется красивому предмету, рисунку; с увлечением рассматривает предметы народных промыслов, игрушки, иллюстрации.
  • Создает простейшие изображения на основе простых форм; передает сходство с реальными предметами.
  • Принимает участие в создании совместных композиций, испытывает совместные эмоциональные переживания.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок не проявляет активности и эмоционального отклика при восприятии произведений искусства.
  • Не испытывает желания рисовать, лепить, конструировать.
  • Неохотно участвует в создании совместных со взрослым творческих работ.

Художественная литература

Задачи образовательной деятельности:

  1. Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм фольклора (потешек, песенок, прибауток), простых народных и авторских сказок (в основном о животных), рассказов и стихов о детях, их играх, игрушках, повседневной бытовой деятельности, о знакомых детям животных.
  2. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, стремление внимательно их слушать.
  3. Развивать умения воспринимать текст, с помощью взрослого понимать содержание, устанавливать порядок событий в тексте, помогать мысленно представлять события и героев, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.
  4. Поддерживать желание эмоционально откликаться на чтение и рассказывание, активно содействовать и сопереживать изображенным героям и событиям.
  5. Привлекать к исполнению стихов, пересказыванию знакомых сказок и рассказов.

Содержание образовательной деятельности

Расширение читательских интересов детей

Проявление радости и удовольствия от слушания и рассказывания литературных произведений, стремление к повторной встрече с книгой.

Восприятие литературного текста

Сосредоточенное слушание чтения и рассказывания взрослого до конца, не отвлекаясь. Проявление эмоционального отклика на чтение и рассказывание взрослого, активного сопереживания изображенным героям и событиям. Понимание содержания произведения и последовательности событий в тексте, выявление наиболее ярких поступков и действий героев, стремление дать им элементарную оценку. Проявление интереса к иллюстрациям в детской книге. Представление в воображении героев, как на основе иллюстраций, так и на основе авторского слова.

Творческая деятельность на основе литературного текста

Выражение своего отношения к литературному произведению, его героям: в рисунке, при слушании, чтении наизусть текста, в простых играх-драматизациях и играх с персонажами игрушечного настольного, пальчикового театров.

Результаты образовательной деятельности:

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать литературный текст, сам просит взрослого прочесть стихи, сказку.
  • Узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и обложкам знакомых книг.
  • Активно сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на содержание прочитанного.
  • Активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятельности на основе литературного текста (рисует, участвует в словесных играх, в играх- драматизациях).

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок не откликается на предложение послушать чтение или рассказывание литературного текста.
  • Отказывается от разговора по содержанию произведения или однословно отвечает на вопросы только после личного обращения к нему взрослого.
  • Не проявляет удовольствия от восприятия художественного произведения, неохотно включается в игры с текстовым сопровождением, в театрализованные игры.

Музыка

Задачи образовательной деятельности:

  1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.
  2. Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.
  3. Активизировать слуховую восприимчивость младших дошкольников.

Содержание образовательной деятельности:

Различение некоторых свойств музыкального звука (высоко — низко, громко — тихо). Понимание простейших связей музыкального образа и средств выразительности (медведь — низкий регистр). Различение того, что музыка бывает разная по характеру (веселая — грустная). Сравнение разных по звучанию предметов в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельное экспериментирование со звуками в разных видах деятельности, исследование качества музыкального звука: высоты, длительности. Различение элементарного характера музыки, понимание простейших музыкальных образов. Вербальное и невербальное выражение просьбы послушать музыку.

Результаты образовательной деятельности:

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения о настроении музыки.
  • Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритм, передает их в движении.
  • Эмоционально откликается на характер песни, пляски.Активен в играх на исследование звука, элементарном музицировании.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и

родителей

  • Неустойчивый, ситуативный интерес и желание участвовать в музыкальной деятельности.
  • Музыка вызывает незначительный эмоциональный отклик.
  • Ребенок затрудняется в воспроизведении ритмического рисунка музыки, не ритмичен. Во время движений не реагирует на изменения музыки, продолжает выполнять предыдущие движения.
  • Не интонирует, проговаривает слова на одном звуке, не стремится вслушиваться в пение взрослого.

Образовательная область «Физическое развитие»

Задачи образовательной деятельности:

  1. Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
  2. Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости.
  3. Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя.
  4. Развивать умения самостоятельно правильно умываться, причесываться, пользоваться носовым платком, туалетом, одеваться и раздеваться при незначительной помощи, ухаживать за своими вещами и игрушками
  5. Развивать навыки культурного поведения во время еды, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Содержание образовательной деятельности:

Двигательная деятельность

Порядковые упражнения. Построения и перестроения: свободное, врассыпную, в полукруг, в колонну по одному, по два (парами), в круг в колонну, парами, находя свое место в пространстве. Повороты на месте переступанием. Общеразвивающие упражнения. Традиционные двухчастные общеразвивающие упражнения с одновременными и однонаправленными движениями рук, ног, с сохранением правильного положения тела, с предметами и без предметов в различных положениях (стоя, сидя, лежа). Начало и завершение выполнения упражнений по сигналу. Основные движения. Ходьба. Разные способы ходьбы (обычная, на носках, на месте с высоким подниманием бедра, с заданиями). Ходьба, не опуская головы, не шаркая ногами, согласовывая движения рук и ног. Ходьба «стайкой», в колонне по одному, парами, в разных направлениях, за ведущим по ориентирам; с заданиями: ходьба по кругу, «змейкой», с остановками, с приседанием, с изменением темпа; ходьба между линиями, шнурами, по доске, ходьба и бег со сменой темпа и направления.Бег, не опуская головы. Прыжки. Прыжки в длину с места, в глубину (спрыгивание), одновременно отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь на две ноги; подскоки на месте с продвижением вперед, из круга в круг, вокруг предметов и между ними. Катание, бросание, метание. Прокатывание мячей, отбивание и ловля мяча кистями рук, не прижимая его к груди; бросание предметов одной и двумя руками вдаль, в горизонтальную и вертикальную цели. Лазание по лестнице-стремянке и вертикальной лестнице приставным шагом, перелезание и пролезаниечерез и под предметами, не касаясь руками пола. Музыкально-ритмические упражнения. Спортивные упражнения: катание на трехколесном велосипеде; ступающий шаг и повороты на месте на лыжах; скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых. Подвижные игры. Основные правила в подвижных играх.

Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами

Элементарные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание, навыки еды, уборки помещения и др.), содействующие поддержанию, укреплению и сохранению здоровья; элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью. Основные алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур.

Результаты образовательной деятельности:

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок с желанием двигается, его двигательный опыт достаточно многообразен.
  • При выполнении упражнений демонстрирует достаточную в соответствии с возрастными возможностями координацию движений, подвижность в суставах, быстро реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое.
  • Уверенно выполняет задания, действует в общем для всех темпе; легко находит свое место при совместных построениях и в играх.
  • Проявляет инициативность, с большим удовольствием участвует в подвижных играх, строго соблюдает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре.
  • С удовольствием применяет культурно-гигиенические навыки, радуется своей самостоятельности и результату.
  • С интересом слушает стихи и потешки о процессах умывания, купания.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и

родителей

  • Ребенок малоподвижен, его двигательный опыт беден.
  • Неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая (в ходьбе, беге, лазании).
  • Затрудняется действовать по указанию воспитателя, согласовывать свои движения с движениями других детей; отстает от общего темпа выполнения упражнений.
  • Не испытывает интереса к физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями.
  • Не знаком или имеет ограниченные представления о правилах личной гигиены, необходимости соблюдения режима дня, о здоровом образе жизни.
  • Испытывает затруднения в самостоятельном выполнении процессов умывания, питания, одевания, элементарного ухода за своим внешним видом, в использовании носового платка, постоянно ждет помощи взрослого.

Модульное комплексно – тематическое планирование.

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности.

Описание вариативных форм работы с детьми.

Задача воспитателя на этапе возрастной ступени в развитии 3 – 4 лет — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение,  по поводу его медленных и неумелых действий.

Самостоятельность детейформируется в этот период в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте. Поэтому очень важным моментом является руководство педагога  деятельностью детей на протяжении всего пребывания их  в детском саду.

Под руководством  воспитателя дети  успешно осваивают умения: самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, новые предметные и игровые действия. Овладевают  элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания. Учатся бережно относиться к своим вещам, правильно пользоваться предметами личной гигиены (носовым платком, полотенцем, расческой).

Постепенно под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. Младшие дошкольники любят играть словами, проявляют словотворчество.Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков.

В играх, в предметной и художественной деятельности воспитатель помогает детям принимать цель и связывать результат с поставленной целью предметов, использованию сенсорных эталонов.

Постепенно развивается интерес к общению со сверстниками, на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками в игровой деятельности. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни.Новый игровой опыт воспитатель передает ребенку в совместной с ним игре.Ежедневно в группе воспитатель организует разные формы общения детей и разные игры (сюжетные, режиссерские, подвижные, дидактические, театрализованные).

Дети стремятся получить эмоциональную оценку взрослого — одобрение, похвалу, ласку.Это обязательное условие организации жизни в младших группах.Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами. Воспитатель приучает спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, участвовать в несложной совместной практической деятельности.

Таким образом,  планируя развивающую ситуацию, воспитателю необходимо согласовывать содержание разных разделов программы, добиваться комплексности, взаимосвязи образовательных областей.При таком подходе единое образовательное содержание, повторяясь в разном виде, лучше осмысливается и осваивается детьми.

Вариативная часть программы включает планирование работы по нескольким направлениям:

  • Формирование основ ранней профориентации  детей;
  • Нравственно – патриотическое воспитание, воспитание любви к республике, городу, стране через внедрение в образовательный процесс национально – регионального компонента;
  • Приобщение детей к театрально – игровой деятельности, как возможность раскрытия творческого потенциала детей.

Содержание работы по формированию основ ранней профориентации  включает:

  • создание предметно-развивающей среды с использованием железнодорожной тематики;
  • использование в работе с детьми различных видов наглядности (Макеты, игрушки, дидактические игры, альбомы, картинки);
  • сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность  педагогов, родителей и детей;
  • Знакомство детей с правилами безопасного поведения на железной дороге; с железнодорожными профессиями через интеграцию образовательных областей и разные виды деятельности

При организации работы по патриотическому воспитанию дети на примере ближайшего социального и природного окружения знакомятся с элементарными представлениями:

  • о родном доме, знают своё имя и фамилию, осознают себя сыном (дочкой), мальчиком (девочкой) (Мой мир).
  • Ощущают чувство родства с близкими людьми, своей принадлежности в семье, учатся строитьродственные связи (Мир людей),
  • Знакомятся с предметами домашнего быта (Рукотворный мир);
  • Знакомятся с элементарными знаниями о домашних животных, комнатных растениях, о растениях, растущих близ дома, о насекомых (Мир природы).

 Таким образом,   процесс воспитания направлен, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к себе, своим близким, окружающим людям, родному дому, городу, к природе.  И  помочь  детям осознать  своё место в этом мире.

     Приобщение детей  к театрально – игровой деятельности является целенаправленным направлением в организации образовательного процесса программы так, как является материалом темы самообразования. Работа по данному направлению   осуществляется в содержании блочного планирования:

  • Художественно – речевая деятельность;
  • Театрально – игровая деятельность;
  • Музыкально – игровая деятельность.

Каждый блок предусматривает внедрение разнообразной деятельности детей и взрослых с интеграцией со специалистами.

Основные направления с детьми:

  • Игровое творчество.

Этот раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, свободы речевого аппарата, правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, пополнение словарного запаса.

  • Основы кукольного театра, основные принципы драматизации.

Этот раздел призван учить детей следить за развитием сюжета в сказке, развивать эмоциональный отклик на действия персонажей. Дети знакомятся с приёмами кукловождения, учатся создавать образы через этюды, использовать интонационные средства выразительности.

  • Танцевальное и песенное творчество.

Этот раздел включает  в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить выразительность телодвижений, музыкальный слух, умение импровизировать на музыкальных инструментах.

      Таким образом, направления,  предложенные в вариативной части программы расширяют систему работы в группе, направленную на воспитание детей второй младшей группы,  развития их индивидуальности и доверия к окружающему миру.

Взаимодействие педагога с родителями.

Задачи

  1. Познакомить родителей с особенностями физического, социально- личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям ДОО.
  2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно - гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
  3. Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально- личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка ко взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
  4. Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
  5. Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
  6. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.

СЕНТЯБРЬ

  • Информационная папка «Для Вас, родители» (режим дня, сетка занятий, возрастные характеристики детей).
  • Анкетирование родителей для формирования банка данных о семьях воспитанников второй младшей группы.
  • Родительское собрание «Младший дошкольник в детском саду»
  • Индивидуальные беседы «Спортивная форма – уход за изделием, маркировка».
  • Консультация «Живу по расписанию» - повышение родительской компетентности по соблюдению режима для детей дошкольного возраста.
  •  «Проект «Дом, в котором я живу» (трудовое воспитание) – введение родителей в проблему проекта.

ОКТЯБРЬ

  • Выпуск буклета: «Кризис трёх лет» - повышение знаний родителей по вопросам психологии ребёнка.
  • Стендовая информация: «Игра в жизни ребенка», «Какие книги читать детям 3-4 лет»
  • Информационная папка «ОРВИ это простуда»- повышение родительской компетентности по профилактике простудных заболеваний.
  • Анкетирование: «О здоровье всерьёз» - выяснить отношение родителей к закаливанию.
  • Проект « Осенняя прогулка!»

НОЯБРЬ

  • Информационная папка «Воспитательная роль бабушек и дедушек в семье» - повышение знаний родителей по вопросам участия старшего поколения в воспитании ребёнка.
  • Фотовыставка «С днём рождения, Улыбка!».
  • Стендовая информация: «Фольклор в двигательной деятельности детей 3 -4 лет»,
  • Оформление родительского уголка ко Дню Матери (рисунки, поделки).
  • Трудимся вместе «Изготовление кормушек для птиц» - способствовать сотрудничеству  родителей группы друг с другом, осознанию значимости помощи родителей в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду.

ДЕКАБРЬ

  • Беседы: "Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании.
  • Проект «Зимнее путешествие»

  • Субботник с родителями «Строительство снежных построек на участке» - способствовать тесному сотрудничеству родительского коллектива в общей  трудовой деятельности для созданияблагоприятных условий для пребывания детей в детском саду.
  • Выпуск буклета: «Учим ребёнка общаться» - повышение знаний родителей в вопросах психологии ребёнка.
  • Семейная мастерская: Оформление группы к новому году.

ЯНВАРЬ

  • Консультация: «Если ребёнок много капризничает»-повышение знаний родителей по вопросам психологии.
  • Выпуск буклета: Комплекс пальчиковых игр «Играем дома»- педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи детей.
  • Стендовая информация: "Пальчиковый театр своими руками".
  • Проект «Книжная страничка» Практические рекомендации заучивания стихотворений в работе с детьми младшего дошкольника.

ФЕВРАЛЬ

  • Выпуск группового журнала «Театральная копилка» Развитие речи детей четвёртого года жизни средствами театрально – игровой деятельности.
  • Фотовыставка «Мой папа самый, самый».
  • Проект «Зимняя сказка».
  • Стендовая информация: "Что дает ребенку игра в кукольный театр", "Учимся, играя. Игры, помогающие развивать связную речь младших дошкольников.
  • Консультация: «Роль отца в воспитании ребенка».

МАРТ

  • Оформление фотовыставки «Это я и мамочка моя»
  • Семейная мастерская «Огород на окне» Совместное создание в группе огорода.
  • Рекомендации родителям: «Фиточай, чем он  полезен?- повышении компетенции родителей по профилактике простудных заболеваний.
  • Выпуск буклета: «Игра – инсценировка как средство развития речи ребенка».
  • Проект «Весенние трели».

АПРЕЛЬ

  • Беседа с родителями: « Как приучить ребёнка к труду» - повышение компетентности родителей в вопросах трудового воспитания.
  • Проект «Путешествие в играйгородок». Сюжетно - ролевая игракак средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых.
  • Участие родителей в подготовке к смотру конкурсу по ППРС.
  • Консультации: «Особенности общения с детьми в семье», «Как провести с ребенком выходной день с пользой для здоровья».

МАЙ

  • Проект «Весёлое путешествие»  Ранняя профориентация дошкольников.
  • Трудовой десант «Подготовка участка  к  летне - оздоровительному сезону - способствовать осознанию значимости родительской помощи в создании благоприятных условий для пребывания детей в детском саду.
  • Консультация: Как провести отпуск вместе с ребёнком».
  • Итоговое родительское собрание «Наши успехи».

Организационный раздел программы

Средства обучения:

  1. А.В. Аджи, Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада. - Воронеж: ТЦ Учитель, 2006.
  2. Т.М. Бондареко, Практический материал по освоению образовательных областей во второй младшей группе детского сада. - Воронеж: Метода, 2013.
  3. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2004.
  4. И.А.Лыкова, Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа. - М.: "Цветной мир", 2015.
  5. Е.С.Маклакова. Математика. Вторая младшаягруппа - Волгоград "Учитель", 2011.
  6. Малышева А. Н. ,Ермолаева Н.В.  Аппликация в детском саду. Академия Холдинг, 2002.
  7. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие / Сост. и ред.: Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова. — СПб.: «Детство-Пресс», 2010.
  8. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие / Научн. ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: «Детство-Пресс», 2011.
  9. М.В. Карпеева, Формирование целостной картины мира. Вторая младшая группа. - М.:ООО Центр педагогического образования, 2006.
  10. Карпухина Н.А.  Программная разработка образовательных областей "Чтение художественной литературы", "Коммуникация" во второй младшей группе детского сада. - Воронеж: ООО "Метода", 2003.
  11. Карпухина Н.А.  Конспекты занятий  во второй младшей группе детского сада. - Воронеж: ООО "Метода", 2009.
  12. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. – М.: Мозаика Синтез,2016.
  13. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4лет. – М.: Мозаика Синтез, 2016.
  14. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4лет. – М.: Мозаика Синтез, 2016.
  15. Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной работы по Примерной образовательной программе дошкольного образования "Детство" Т.И.Бабаевой, А. Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой и др. для второй младшей группы» - СПб.: ООО "Издательство "Детство-Пресс"" , 2016.

Особенности организации развивающей

 предметно-пространственной среды.

Дети проводят в детском саду много времени и деятельность малышей очень разнообразна: от подвижных игр до спокойных занятий. Предметно – развивающее пространство группы тщательно продумано и оформлено в соответствии с возрастными особенностями и предпочтениями детей. Игровые уголки размещены удобно и безопасны для детей.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных мини пространств («центры», «уголки»), и оснащено большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и др). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет осуществлять системный подход в  руководстве деятельностью детей и эффективно организовать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей и гендерной принадлежности.

В игровом пространстве мальчиков имеется:

 Макет проезжей части дороги  «Город»;

Технические игрушки - транспорт:

Гараж: машины разных размеров, рули;

Ракета;

Штурвал;

Конструктора разного вида:  Деревянный, конструктор «Lego», мягкий модуль; пластмассовый;

Большиенапольныепазлы «Проезжая часть»;

Пазлы – вкладыши «Транспорт»;

Игровой строительный набор;

В центре сенсорики и мелкой моторики имеются:

Мозаика «Веселые картинки»;

Мозаика «Собери картинку»;

Мозаика «Квадратная мозаика»;

Деревянные пазлы: «Паровозик», «Вагончик», «Смешарики»;

Пазлы: «Собачка»; «Жирафик»;

Шнуровки: «Ягодки»; «Домашние животные»;

Кубики – картинки;

Мозаика – пазлы «Яркая фантазия»;

Вкладыши с геометрическими фигурами;

Конструктор «На ферме»

В железнодорожном уголке «Паровозик «Чух – чух» имеются:

Кукла – проводница;

Игрушка паровозик;

Конструктор «Железная дорога»;

Набор «железнодорожная станция»;

Домино «Паровозик «Чух-чух-чух»,

Лото «Железнодорожное путешествие»;

«Геометрический паровозик»; и др.

В игровом пространстве девочек находится большая кухня для игры в «Семью», «Дочки - матери» имеются:

Уголок «Ряжанья», атрибуы, костюмы, шапочки и т.д.

Парикмахерская: набор принадлежностей; халатики;

Кукольная мебель;

Кукла Катя;

Кукла Маша;

Коляска, пупс;

Наборы посуды;

Игрушка – микровалновка;

Муляжи пищевых продуктов, овощей, фруктов;

Набор «Больниуца»

В группе проводится работа по формированию интереса к театральному искусству  посредствам знакомства с разными видами театров:

Пальчиковый;

Настольный;

Татр кукол «Бибабо»;

Театр на рукавичках;

Фланелеграф;

Штоковый театр;

Театр резиновой игрушки;

Театральная ширма;

Домик – настольная декорация;

Маски – шапочки;

Для организации песенных и музыкальных импровизаций в музыкальном уголке имеются музыкальные инструменты: бубны, барабаны, дудочки, погремушки, маракасы;

Игры,  предложенные в речевом уголке,  способствуют совершенствованию речевой активности, расширению словарного запаса,  посредством восприятия, сравнивания и обобщения свойств, признаков предметов, объектов и явлений окружающего мира.

Для осуществления задач речевого развития в уголке представлены игры:

«Запоминайка»;

«Кавардак»;

«Что к чему»;

«Контуры»;

«Чей домик?»;

Лото «Мальчики и девочки»;

Картотеки пальчиковых и артикуляционных гимнастик;

Для того, чтобы малыши получали больше впечатлений и приобретали практический опыт взаимодействия с природой в группе организован природный уголок,  в котором имеется:

Фартуки, лопатки, грабельки, ложечки для труда в природе;

Ознакомление детей с животным миром (домашние и дикие животные) осуществляется через макетирование «У бабушки во дворе», «Лесная поляна»;

Корзинки с муляжами овощей и фруктов, макет «Дерево», сюжетные и предметные картинки с изображением разнообразных растений используются для расширения представлений детей о флоре окружающего мира;

Настенный макетированный календарь природы – несомненный помощник в ознакомлении детей с явлениями и сезонными изменениями в природе. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений на прогулке, закрепляются с помощью настенного календаря и подкрепляются другими формами и методами работы.

Для ознакомления детей с природой родного края в зоне природного уголка имеются альбомы цикла «Овощное лукошко», «Природа Байкала»;

Макет – игра «Подводное царство»;

Ознакомление с элементарными понятиями о свойствах предметов, и разнообразных материалов осуществляется в опытно – экспериментальной деятельности, которая организовывается в центре «Води и песка»: Сюда входит набор для игр с водой и песком: лопатки, ведёрки, песочницы, мельницы, мыльные пузыри. Также имеется  перечень комнатных растений на начало учебного года.

В литературный уголок детской книги внесены:

Портреты писателей;

Книжки – раскладушки;

Книжки – панорамы;

Книжки – малышки;

Книги с содержанием РН сказок, маленьких рассказов писателей советского периода и современных писателей;

Иллюстрации со сказочными эпизодами и героями сказок;

Альбомы с содержанием произведений русского народного фольклора.

Для формирования сенсорного опыта и развития мелкой моторики, а также  для ознакомления с некоторыми средствами выразительности  и умением пользоваться изобразительными инструментами,  в группе организован художественно – эстетический центр.  В центре   представлены:

Экспонаты народно – прикладного искусства (Матрёшки, ложки, подставки и т. д);

Цветной песок;

Трафареты - раскраски по лексическим темам;

Раскраски;

Изобразительные инструменты: Пластилин, Цветные карандаши, гуашевые краски, восковые мелки, наборы цветной бумаги и картона, ножницы;

Активизация двигательной активности осуществляется посредством спортивного оборудования,  в том числе  нестандартного.

В перечень оборудования входят: кегли; мячи различные по фактуре и размеру;

Платочки;

Ленточки;

Мешочки для метания;

Сенсорные дорожки;

Пособие «Дидактический куб»;

Ребристая дорожка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной деятельности в первой младшей группы общеобразовательной направленности, Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» г. Лихославль на 2016 – 2017 учебный год.

Рабочая программа образовательной деятельности  в первой младшей группы общеобразовательной направленности,  Муниципального дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад ...

Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе общеразвивающей направленности на 2019 - 2020 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе общеразвивающей направленности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности во второй младшей группе общеразвивающей направленности на 2021-2022 учебный год

Цель рабочей программы — создать каждому ребенку в группе возможность для развития его способностей, доброжелательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, активного практикования в разны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности во второй младшей группе общеразвивающей направленности на 2021-2022 учебный год

Цель рабочей программы — создать каждому ребенку в группе возможность для развития его способностей, доброжелательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, активного практикования в разны...