Деловая игра для педагогов " Природа - главное средство в экологическом воспитании дошкольников".
материал

Котова Анастасия Константиновна

Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.

Задачи:

1. Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания и применять их в практической деятельности.

2. Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно – образовательной работы с детьми.

3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска.

4. Познакомить с нестандартной формой проведения методической работы в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_dl_pedagogov_po_ekologii.docx20.67 КБ
Файл vypiska_2.docx12.71 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов к педсовету

«Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»

 

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории

 Целинный детский сад « Колосок»

Котова А.К.,2020 г.

Форма проведения: методические  посиделки.

Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.

Задачи:

1. Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания и применять их в практической деятельности.

2. Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно – образовательной работы с детьми.

3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска.

4. Познакомить с нестандартной формой проведения методической работы в ДОУ.

Предварительная работа:

1. Изучение литературы по теме.

2. Изготовление дидактических игр экологического содержания.

3. Создание презентаций.

4. Самостоятельная работа над темой.

Материал: методическая литература, дерево «мудрости», дидактические игры, мультимедиа, видеосюжет «Пробуждение природы»,

при разработке данного материала использовались интернет-ресурсы,

С. Н. Николаева «Парциальная программа «Юный эколог» (М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016)

Ход игры.

Квик-настройка : Просмотр видеоматериалов из серии «Двенадцать месяцев. Весна. Пробуждение растений».

Воспитатель: Ни одни девичьи посиделки не обходятся без гадания, вот и сегодня мы погадаем. Но наша ромашка необычная – лепестки имеют своё название. Мы будем их отрывать и отвечать на вопросы. (Отрывается первый лепесток)

 

Это лепесток «Познай-ка». На нем вопросы, на которые вы, уважаемые коллеги, попытаетесь ответить.

1. “Есть у природы сердца безотказные, мудрые руки ее мастеров”. Что означают эти слова?

2. Что такое “экологическая цепочка”? (Взаимосвязь между всем существующим на планете, в том числе и человеком.)

3. Как вы объясните понятие “равновесие в мире природы”? (Если много стало травоядных, обязательно увеличивается и поголовье хищников. Почему? Чтобы не съели всю траву.)

4. Начиная с 1600 года около 150 видов животных вымерло на земле - из них более половины за последние 50 лет. По чьей вине? В основном - человека.

5. Какой вред приносит мусор природе? Он отнимает у растений и животных место для жизни, нарушает красоту природы, способствует получению травмы. Стекло может от солнечных лучей поджечь лес, бумага исчезает бесследно только через 10 лет, целлофановый пакет - через 250 лет, металлические банки гниют 100 лет, а стекло лежит 1000 лет.

 

Воспитатель: Отрываем второй лепесток. Он называется «Читай-ка». Этот лепесток позволит проверить ваши знания в области литературы.

1. Перечислите писателей и поэтов, воспевавших русскую природу, с которыми знакомят детей в детском саду? (Л. Толстой, С. Аскаков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, Н. Сладкова, К. Паустовский, И. Акимушкина, Г. Снегирева, В. Чаплина, В. Бианки, Е. Чарушин и др. Современные писатели – А. Иванова, В. Зотова)

2. Назовите художников – анималистов и пейзажистов?

3. Назовите пословицы и поговорки о природе.

4. Вспомните и назовите народные приметы.

5. Прочитайте наизусть стихотворение о природе.

 

Минута отдыха «Это интересно знать».

Ø Яблоки гораздо более эффективно бодрят людей по утрам, чем кофеин.

Ø Зеленый чай содержит на 50% больше витамина С, чем обычный черный.

Ø Чихнуть с открытыми глазами невозможно.

Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

Ø От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.

 

Воспитатель: А третий  лепесток называется «Знай-ка». Предлагаю вспомнить свои знания и поделиться ими с коллегами.

• Назовите формы работы с детьми по развитию экологических знаний :

1. НОД по экологии;

2. Беседы

3. Чтение художественной литературы,

4. Экологические экскурсии.

5. КВН, викторины, конкурсы.

6. Проблемные ситуации.

7. Языковые логические задачи.

8. Экологические выставки, экспозиции.

9. Неделя экологического творчества.

10. Экологические праздники, выставки.

11. Дидактические игры экологического содержания

12. Экологические сказки.

13. Экологическая тропа.

14. Наблюдения.

15. Поисково-исследовательская работа.

16. Мини-музеи.

17. Проектная деятельность.

18. Прогулки.

19. Презентации, мультфильмы, видеофильмы.

20. Слушание звуков природы.

Вопросы к педагогам:  

Ваша любимая форма работы с детьми по экологическому воспитанию. Почему?

 

Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию.

1. Родительское собрание

2. Консультации

3. Тематические папки-передвижки, информационные стенды, буклеты, памятки, стенгазета.

4. Совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.

5. Досуги и развлечения

6. Проектная деятельность

7. Туристические походы

8. Интерактивные игры и др.

Воспитатель: Четвертый лепесток называется «Поиграй-ка». Название лепестка говорит само за себя - сейчас мы будем с вами играть в игры, которые презентуете вы.

1 игра: Кушнерева Н.В. «Чей нос длиннее?»

2 игра: Малюжинская К.О. «Съедобные и несъедобные грибы?»

3 игра: Загадка: Кто рождается два раза? (бабочка) "Танец бабочек" (Представьте, что вы бабочки, красивые, нарядные, разноцветные, яркие, под музыку то медленно и плавно, то порывисто и быстро нужно изобразить полёт бабочки Киреева Е.В.).

 

Воспитатель: Пятый лепесток - лепесток «Рассуждай-ка».

1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)

2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)

3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин- - млекопитающее)

4.  Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)

11. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

12. Кто всю жизнь проводит в движении? Почему? (акула) (Акулы никогда не останавливаются, они находятся в движении с первого и до последнего момента жизни. Это объясняется тем, что у них нет плавательного пузыря, который есть в теле костистых рыб. Отсутствие плавательного, или, как его еще называют, воздушного пузыря, не позволяет акулам неподвижно «висеть» в воде. Тело акулы плотнее, чем вытесняемая им вода, поэтому акула может держаться на плаву только в том случае, если будет постоянно двигаться. Как это ни удивительно, но акула может утонуть, если на какое-то времяостановится.)
16. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)

 

Воспитатель: Что – то мы на нашем девичнике засиделись. Ну – ка, девушки, выходите и талант свой покажите. Предлагаю продолжить игротеку.

4 игра: Точеная Н.Ф. «Вершки и корешки»

5 игра: Котова А.К. «От кого телеграмма».

 

Остался шестой лепесток, который называется «Отвечай-ка». Вопросы этого лепестка висят на дереве мудрости. Кто смелый, назовите с какого дерева листок, а к нему  вопрос: лист березы -

• Что означает слово «экология»?

Экология (от др. -греч. — обиталище, жилище, дом, имущество и — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

 

Лист клена -

• Что такое экологическое воспитание?

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - это познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

• Что такое экологическое образование?

Под экологическим образованием дошкольников подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

• Экологическая культура – это? Продолжите фразу.

Осознанно-правильное отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение дошкольников в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий — среды обитания, пригодной для того или иного организма.

• Какова, на ваш взгляд, цель экологического воспитания в ДОУ?

Цель экологического воспитания дошкольников — научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим их большим миром.

Цель экологического воспитания дошкольников — формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Цель экологического воспитания — изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.

Цель экологического воспитания дошкольника — познание живого во взаимоотношении со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Лист дуба -

• Что такое экосистема?

Экосистема, или экологическая система (от др. -греч. — жилище, местопребывание и — система) — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз, среды их обитания (биотоп, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии.

Пример экосистемы — пруд с обитающими в нём растениями, рыбами, беспозвоночными животными,микроорганизмами, составляющими живой компонент системы, биоценоз. Другой пример экологической системы — лиственный лес в средней полосе России с определённым составом лесной подстилки, характерной для этого типа лесов почвой и устойчивым растительным сообществом, и, как следствие, со строго определёнными показателями микроклимата (температуры, влажности, освещённости) и соответствующим таким условиям среды комплексом животных организмов.

 

Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы. Прочтите и прокомментируйте их:

• Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.

• Всё, что есть на Земле, необходимо для её развития и развития человека.

• Человек - не властелин природы; губя её, он губит самого себя.

• Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли.

• Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война несовместимы.

 

Эти пять законов природы были выведены и сформулированы в 1908 году лауреатом Нобелевской премии, немецким учёным Эрлихом.

 

Воспитатель: Предлагаю в заключении отгадать кроссворд.

По горизонтали:

В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы.(зверобой)

Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны.(подорожник)

Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички.(ромашка)

Какую лекарственную траву и слепой знает?(крапива)

Золотой и молодой за неделю стал седой, а денёчка через два облысела голова.(одуванчик)

Какая ягода заменяет лимон?(клюква)

Верхняя сторона  листа зеленая и холодная, нижняя – светлая, мягкая и тёплая. Что это за растение?(мать-и-мачеха)

В простонародье это растение называют «бородавником». Что это за растение?(чистотел)

По вертикали:

 Что нам помогают сохранить лекарственные растения?(здоровье)

 

Воспитатель: Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы наши посиделки остались в вашей душе надолго, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.

Ведь «Спасая родную природу, ты душу свою спасаешь, в сердцах благодарных потомков бессмертие обретаешь.

 

Воспитатель: Итак, напомню цель и задачи нашего мероприятия (см. начало).   Предлагаю  оценить работу коллектива в «Галерее признаний».

 



Предварительный просмотр:

  ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА № 3

заседания педагогического совета

Целинного детского сада «Колосок филиала МБДОУ Ключевский «Детский сад №1 «Аленушка» комбинированного вида»

От 22.05.2020 года

        Председатель                                                             Л.В.Прочанова

        Секретарь                                                         К.О.Малюжинская

Присутствовали: 6 педагогов

Отсутствовали: 0 человек

ПОВЕСТКА:

1. Деловая игра «Природа- главное средство экологического воспитания дошкольников»

СЛУШАЛИ:

1.Деловую игру подготовила и провела воспитатель Котова А.К.

2.В ходе игры были поставлены  следующие вопросы:

2.1Цель экологического воспитания в ДОУ.

2.2Перечислите основные задачи экологического воспитания дошкольников.

2.3Какие методы используются для экологического воспитания детей?

2.4Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию.

Решение:  .

1.Пополнять свои знания в области экологического воспитания и применять их в практической деятельности.

2. Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно – образовательной работы с детьми.

3. Создавать  в коллективе обстановку творческого поиска.

4. Применять нестандартные  формы  проведения методической работы в ДОУ.

Председатель____________ Л.В.Прочанова

Секретарь ________________К.О.Малюжинская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Тема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников».

Методические рекомендацииТема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников»....

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников.

В статье расмотрена дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников, использование игры в любом направлении образовательной работе с детьми....

Статья для педагогов детского сада на тему: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой в соответствии с ФГОС ДОУ».

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:·         воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспита...

«Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников».

Из практики педагогической работы считаю, что дидактические игры экологического содержания помогают уточнять, закреплять, обобщать и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивают знания об объ...

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИРОДЫ КАК СРЕДСТВО УГЛУБЛЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. (консультация для педагогов)

Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение её богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Шир...

Деловая игра для педагогов «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников»

laquo;Прекраснее всего сама природа. В нее — то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... все это произведения иску...