Игра и ее роль в развитии ребенка раннего возраста
консультация (младшая группа)

Попутникова Мария Григорьевна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игра и ее роль в развитии ребенка раннего возраста»

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

По мнению И.П. Чабыева, игра - единственный для ребенка способ проникновения в недоступные для его непосредственного участия сферы жизни взрослых и взаимоотношений между ними. Игра занимает значительную часть жизни ребенка. Значение игры для психического развития ребенка хорошо понимал Ф. Шиллер, когда писал: «Только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле этого слова, - и он может играть только тогда, когда он является вполне человеком». В том же направлении думал и Ж.Ж. Руссо, предлагая желающим узнать и понять ребенка внимательно понаблюдать за его игрой. Последуем же совету великого просветителя.

В игре, по мнению З. Фрейда, воплощается стремление ребенка стать взрослым. Поэтому игровые формы деятельности - это и условия и основной фактор психического развития ребенка, стремящегося к взрослости. В игре ребенок моделирует смыслы человеческого существования и формы отношений, существующие в обществе. Именно поэтому игра - это ведущая деятельность ребенка, позволяющая ему «прорабатывать» те стороны взрослой жизни, которые невозможно прожить в его реальной детской жизни.

Перефразируя известное стихотворение С. Михалкова про маму, скажем: «Игры разные нужны, игры разные важны…». Потому что роль игры в развитии ребенка огромна!!!

Какова роль игры в развитии ребенка раннего возраста?

        Для ребенка от года до трех игра – это манипулирование с предметами. Через взаимодействие с предметами ребенок познает окружающий предметный мир.

        Играя на кухне, пока мама готовит, ребенок узнает назначение различной кухонной утвари и названия любимой (или нелюбимой) еды.         Играя с мамой в развивающие игрушки (пирамидки, вкладыши, кубики и т.д.), развивается и мелкая моторика ребенка, и мышление, и память, и внимание. Ребенок учится взаимодействовать с игрушками и различными предметами, выполняя указания взрослого, дети радуются успехам, упорно добиваются результата, соотнося свои действия с действиями взрослого.

Единого определения для «игры» как понятия - до сих пор не выработано наукой и практикой. Игра – это вид деятельности и форма занятий, это жизнь как она есть и имитация жизни, это соревнование и конструирование и т. д, также это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Ребенок в игровой деятельности познает мир и людей через заменители, модели реальных предметов – игрушки.

Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет.  Игра — естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни. Каждый день несет ребенку массу впечатлений, и, хотя многое ему еще не доступно, он многого не знает, не умеет, но неудержимое желание стать участником «взрослых» дел заставляет его отражать в действии то, что захватило его ум и воображение. Игра как раз и предоставляет ему такую возможность. Играя, ребёнок, стирает границы между фантазией и действительностью. В волшебном мире игры можно легко превратиться в бесстрашных любимых героев, или вдруг оказаться, например козлёночком или волком. Еще интереснее испытать себя в роли матери или отца, принимающих очень важные решения.  

Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так.  В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.  

Игры с песком можно использовать для развития мелкой моторики, фонематического слуха.

Игра «Поиски спрятанных сокровищ». С помощью этой нехитрой игры с песком можно научить ребенка различать признаки и свойства предметов.

Ход игры:

  1. В начале игры закопайте в песке несколько сокровищ. Это могут быть небольшие шарики, крупные бусины, ракушки, мелкие игрушки из «Киндер-сюрпризов», а также желуди, каштаны.
  2. Попросите малыша разыскать эти сокровища и сгруппировать их по какому-либо признаку. Например, можно сгруппировать предметы по цвету, размеру, форме.
  3. После того, как все сокровища будут найдены и сгруппированы, попросите ребенка определить много или мало он нашел сокровищ.

Игры с водой можно использовать для ознакомления детей с различными видами материалов.

Игра «Что как плавает?».

Цель: Знакомство детей со свойствами материалов.

Содержание: Для экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов. Пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.

Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в путешествие, в плавание. Отпусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас предметов давай их тоже отпустим, они хотят плавать». Во время игры воспитатель просит малыша называть предметы, опускаемые в воду. Комментировать действия предметов (тонет, плывет, мокнет).

По мнению Ж. Пиаже, игра - это мостик между конкретным опытом ребенка и абстрактным мышлением. Возникновение игры возможно только на базе развитой способности ребенка к обобщению. Для настоящей игры ребенка характерно то, что под одним действием подразумевается другое, под одним предметом - другой. В игре дети организуют свой опыт. Она придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Он осмысливает в ней свой опыт, и, прежде всего, эмоциональный.

Игра «Назови одним словом»

Цель: формировать у детей умение обобщать группу предметов по определенному признаку и называть их одним словом.

Содержание: ребенку предлагаются карточки с изображением предметов мебель, посуда, обувь, одежда, игрушки. Ребенок называет отдельные предметы и обобщает их по определенному признаку и называет обобщающее слово

С помощью обучающих и развивающих карт, ребенок учится классифицировать предметы, узнает, что существуют слова обобщающие группу других слов и предметов по определенному признаку, а также развивается умение мыслить и анализировать.

Игровая деятельность очень важна для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему. Игра - это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь, критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки.

Наряду с этим игра является средством общения и взаимодействия детей. Здесь дети чувствуют себя комфортно, непосредственно и полноценно общаются между собой. Игра - это средство обмена информацией. Она учит детей общаться и понимать других людей. Это диалог между внутренним миром ребёнка и внешним. В играх детьми усваиваются понятия ''верно-неверно'', ''можно-нельзя'' и другие. Очень важно то, что отрицательные эмоции, напряжения и страхи, которые в обычном общении ребёнок подавляет или стесняется выразить, высвобождаются, как правило, в игровой ситуации. Поэтому игра является мощным и безотказным психотерапевтическим инструментом, поэтому взрослые должны способствовать активным, развивающим и увлекательным играм детей  

Игра «Карусели»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

•создать положительного эмоционального климата в группе;

•снять эмоционального напряжения;

•установить взаимодействие детей.

Ход игры: держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели (карусель медленно движется в правую сторону).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом (темп речи и движений постепенно ускоряются)!

Побежали, побежали,

Побежали, побежали (все бегут)!

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза),

Вот и кончилась игра (темп движений постепенно замедляется, на слова раз-два, все останавливаются и кланяются друг другу).

Игру повторить 3—4 раза, каждый раз меняя направление движения.

Игра способствует свободному выражению чувств ребенка. Действительно, в здесь ребенок может не опасаться за последствия открытого выражения своих чувств и эмоций, путем проецирования их на игрушки. Более того, именно игра помогает ребенку выражать свои чувства, так как в этом возрасте он еще испытывает нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для детей - это слова, а сама игра - речь. Поэтому с помощью игровой деятельности ребенку становится доступным то, что трудно понять с помощью слов либо выразить словом. Здесь ребенок выводит на поверхность свои чувства, получает возможность посмотреть на них со стороны и либо научиться управлять ими, либо отказаться от них. Поэтому игра выполняет не только функцию выражения чувств, но и управления ими. Она помогает ребенку контролировать ситуацию: когда ребенок играет, он решает свои проблемы и конфликты, он может пересмотреть свой образ, свои возможности и обязанности.

Игра «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА» 

 Цель: развить уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами.

Описание: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения.

Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и социального развития детей. Здесь на помощь воспитателю приходят сюжетно-отобразительные игры:

Игра «Прием у врача»

Цель: вовлечь детей в ситуацию сюжетной игры.

Задачи: сформировать умение ухаживать за больным; развивать умение взаимодействовать друг с другом как с партнёром по игре; воспитывать чувство взаимопомощи и внимания.

Ход игры: Взрослый «стучит» в дверь, доктор приглашает пациента, спрашивает, что у него болит. «Больной» стонет, плачет, жалуется на боли и плохое самочувствие. Доктор осматривает пациента, слушает его трубочкой или стетоскопом, меряет температуру, ставит «диагноз», и тут же прописывает лечение. В качестве лечения «больному» предлагается выпить микстуру, проглотить таблетку.

Игра «Магазин»

Цель: вовлечь детей в игровую ситуацию.

Задачи: сформировать у детей умение группировать предметы по общим признакам (фрукты, овощи); развить умение взаимодействовать друг с другом в качестве партнеров; побудить в принятию роли.

Ход игры: В магазин заходит 1 покупатель (это может быть сам взрослый или управляемая им кукла, мягкая игрушка). Покупатель просит продать ему продукты, например, хлеб, конфеты, муку и т.д. Продавец дает ему требуемое, взамен получая монетки. В более старшем возрасте дети могут давать «сдачу» мелочью. 2 покупатель тоже просит продать ему, например, яблоки, картошку, свеклу. Действие повторяется.

Примечательно то, что в сюжетные игры дети могут играть за представителя любой из сторон. То есть, сейчас он продавец, а уже в следующий раз он будет покупателем. Это поможет малышу лучше узнать все стороны жизни, примерить на себя различные образы, мысли, чувства. Взрослые должны мягко и тактично помогать малышу справиться с таким важным и ответственным делом, как сюжетная игра, которая поможет ему в конце концов, стать полноценным членом общества.

Среди всей игровой деятельности малышей особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. С самого раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, у него рано появляется стремление жить общей жизнью с ними. Он хочет делать то же и так же, как они. Желание подражать старшим лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности, в ходе которой ребенок в условном плане, “понарошку” может действовать как взрослый. Как правило, ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек, детских фильмов.  

Игра «Кукла идет на прогулку».

Цель: развивать речь, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: кукольная одежда с пуговицами.

Описание: взрослый предлагает ребенку вывести куклу «на прогулку». Но для этого надо одеть ее потеплее. Предложить ребенку надеть на куклу кофту и пальто, застегнуть все пуговицы на них. Придумать маршрут для прогулки: походить с куклой по групповой комнате, поиграть в «песочнице» (сделать песочницу можно из картонной коробки и крупы). По возвращении с «прогулки» предложить ребенку переодеть куклу.

   Итак, на втором году жизни у ребенка появляется и увеличивается интерес к играм с сюжетными игрушками, он с удовольствием подражает действиям взрослого, умеет самостоятельно воспроизводить некоторые игровые эпизоды. В то же время самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровые действия хаотичны, их последовательность случайна, она зависит от тех игрушек, которые попадают в поле зрения малыша. Вот он увидел чашку – и начинает поить из нее куклу, увидел расческу – принимается причесывать ею то себя, то куклу, затем снова кормит ее, увидел кубик – начинает стучать им по столу, и такая однообразная последовательность отдельных действий может продолжаться довольно долго. Именно поэтому так велика роль взрослого на данном этапе становления игры. Он помогает малышу развивать сюжет, подсказывает, как можно разнообразить игровые действия, сделать игру более содержательной, интересной.  

Сюжетно-ролевая игра «Семья» 

Игровой инвентарь: кукла, кукольная одежда, кукольная посуда, кроватка с постелью, коляска, предметы – заместители.

Роли: мама, папа, ребенок.

Сюжет: мама качает, кормит и укладывает спать ребенка, готовит еду, накрывает на стол. Папа приходит домой с работы, кушает, играет с ребенком. Семья отправляется на прогулку.

        Наконец, играя, ребенок учится выполнять действия взрослых, притом, что от него никто не требует обязательного получения результата. Игра - это воплощение ориентировочной деятельности. Ведь основной ее мотив состоит не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия. Ребенок скачет на палочке, т. е. лошади, так как ему важно ехать на ней, а вовсе не для того, чтобы куда-то доехать, - отмечает В.В. Давыдов. В игре ребенок «прорабатывает» и роли взрослых, овладевая их содержанием и тем самым, проходя свою первую школу социального «научения». 

        Итак, какова роль игры в развитии ребенка? Огромна! Масштабна! Игре в жизни ребенка отводится роль основного инструмента развития и воспитания и почвой, основой, тканью самой жизни ребенка. Чтобы ребенок развивался в игре, нужно увлечь, заинтересовать ребенка и предоставлять ему больше пространства и самостоятельности. Дети, у которых стремление к самостоятельности развито недостаточно, не умеют играть или играют неохотно, мало и плохо. Поэтому нужно как можно больше играть и выстраивать общение в игре на основе партнерских отношениях.   «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». (А. С.Макаренко).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игрушки в развитии ребенка раннего возраста

Влияние игрушки на развитие ребенка раннего возраста...

Роль родителей в развитии ребенка раннего возраста

1. Социализация детей раннего возраста.2. Адаптация ребенка к условиям ДОУ.3. Список литературы....

Консультация "Роль игры в развитии ребенка раннего возраста"

Консультация "Роль игры в развитии ребёнка раннего возраста"...

Консультация для родителей «Игры и упражнения, способствующие речевому развитию ребенка раннего возраста»

Консультация для родителей «Игры и упражнения, способствующие речевому развитию ребенка раннего возраста»...

«Роль игры в развитии ребенка раннего возраста»

Задумывались ли вы, насколько велико значение игры для развития детей раннего возраста....