Утренний круг.
методическая разработка

Утренний круг. Методические рекомендации.

Цели и задачи.

Педагогические задачи формулируются из общего смысла утреннего круга:

  • Создать положительный эмоциональный настрой на весь день-«задать тон»;
  • Обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
  • Активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
  • Выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
  • Разработать план реализации нового проекта;
  • Подвести итоги по проекту;
  • Прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т.п.);
  • Учить:

- формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;

- выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;

- внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;

- объяснять словами свое эмоциональное состояние и корректировать его;

- делать выбор;

- планировать собственную деятельность.

  • Поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

Конкретные задачи лучше формулировать от лица ребенка, что подчеркивает первоочередное право детей в совместной деятельности.

Например:

  • Учиться делать выбор и принимать решения (я хочу рисовать, играть);
  • Учиться ставить цель (я буду строить дом);
  • Учиться определять словами свои чувства, желания (мне весело, я обиделся, я хочу отдохнуть);
  • Учиться говорить предложениями;
  • Учиться различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина.Положение в пространстве);
  • Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.rekom_.utren_.krug_.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Утренний круг. Методические рекомендации.

Цели и задачи.

Педагогические задачи формулируются из общего смысла утреннего круга:

  • Создать положительный эмоциональный настрой на весь день-«задать тон»;
  • Обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
  • Активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
  • Выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
  • Разработать план реализации нового проекта;
  • Подвести итоги по проекту;
  • Прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т.п.);
  • Учить:

- формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;

- выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;

- внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;

- объяснять словами свое эмоциональное состояние и корректировать его;

- делать выбор;

- планировать собственную деятельность.

  • Поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.

Конкретные задачи лучше формулировать от лица ребенка, что подчеркивает первоочередное право детей в совместной деятельности.

Например:

  • Учиться делать выбор и принимать решения (я хочу рисовать, играть);
  • Учиться ставить цель (я буду строить дом);
  • Учиться определять словами свои чувства, желания (мне весело, я обиделся, я хочу отдохнуть);
  • Учиться говорить предложениями;
  • Учиться различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина.Положение в пространстве);
  • Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).

Структура «Утреннего круга»

  1. Приветствие или «Минутка вхождения в день».
  2. «Новости дня»: обмен информацией.
  3. Дыхательная и пальчиковая гимнастика.
  4. Игра по теме периода.
  5. Планирование или календарь дел.

Роль ребенка в групповом сборе

Роль взрослого в групповом сборе

Групповой сбор(утренний, вечерний круг)-это не занятие, поэтому участие в нем конкретного ребенка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, своим учением, дает возможность руководить другими (по согласию), влиять на текущие события и формировать будущие.

Ребенок в праве самостоятельно принять решение:

-продолжить начатую до группового сбора работу или игру или принять участие в групповом сборе;

-включиться в него сразу или когда он сам будет готово это сделать, разумеется если такое поведение не нарушает сложившуюся к этому моменту общую атмосферу или логику обсуждения какого-либо вопроса;

 Ребенку не запрещается включение в групповой сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, учиться управлять своим временем и поведением.

  • Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;
  • Демонстрировать свое собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;
  • Стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;
  • Предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;
  • Помогать ребятам выбирать и планировать работу;
  • Оказывать поддержку всем детям. В том числе и имеющим особые образовательные потребности.

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ УТРЕННЕГО КРУГА.

Выбор удобного места

Помещение, где можно расположиться всей группой, где дружный кружок не будет мешать, например помощнику воспитателя, где всех всегда можно найти, если кто-то из детей опаздывает, где есть простор для игры, пусть и не очень подвижной, где есть возможность размещения материалов.

Согласуем сигнал, который будет возвещать о начале сбора. Можно использовать звук колокольчика или металлофона, песенку или ритмичные хлопки-рассмотрим все варианты, которые предложат сами дети, и постараемся выбрать, что то из их идей.

Приготовить стену к рабочему использованию или  «информационное поле».

Все наглядные материалы (календари, информационные листы, иллюстрации и т.д.). Все это составляет «рабочее поле» или « рабочую стену».

Можно создать «информационное поле» по разному:

- использовать стандартную магнитную доску;

- переносной мольберт;

- самим придумать какую- либо поверхность и прикрепить ее на стену или сделать переносной.

Материалы будут постоянно меняться, причем менять их будут так же сами дети. Следовательно, нужно предусмотреть, чтобы высота расположения, удобство подхода, безопасность и простота крепления материалов соответствовали возможностям ребят. Не забудьте и об удобстве для взрослых, которым придется работать со сменными материалами как стоя, так и сидя!

Вопросы до начала сбора

Еще одно подготовительное действие – подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, развитие умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования, например:

Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились? Кто еще не уселся?

Какое у вас настроение?

Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?

Кто очень хочет задать вопрос?

Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?

О чем бы вы хотели спросить Юлю (Иру, Петю…)?

Что бы вы хотели уточнить?

Что бы вы хотели посоветовать?

Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Чем эта новость нам поможет?

Что нового мы узнали о….?

Что вас порадовало (огорчило, удивило)?

ОБМЕН НОВОСТЯМИ

Обмен новостями-часть сбора, пожалуй наиболее насыщенная содержанием. Вся наша жизнь- обмен информацией о чувствах, представлениях, желаниях, планах.  Каждому воспитателю приходиться сталкиваться со стремление детей поделиться своими новостями- домашними событиями, удачами-неудачами, детскими обидами и достижениями. Обмен новостями на утреннем круге – время высказываний всего, что переполняет душу и проситься на язык.

В обмене новостями самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать свое суждение и т.д.

В обмене новостями присутствуют самые разнообразные сюжеты, чаще всего такие, каких нет и не было в личном опыте ребенка. Это значительно расширяет сведения о мире, пробуждает мысль, рождает идеи, иногда упорядочивает представления.

Запретных тем не существует. Итак:

Новости не регламентируются, у одного ребенка их может быть несколько

Не подвергаются селекции (только хорошие новости)

Не вытягиваются насильно (Сережа, мы еще не слышали твоих новостей)

Не запрещаются (нет-нет, об этом мы не говорим, это стыдно, маленькие дети не должны об этом думать или говорить)

Новости принимаются как факт.

В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, родители, узкие специалисты.Помощник воспитателя). Это обеспечивает широкий диапазон событий.

 Теперь некоторые хитрости

К примеру, до начала сбора прикрепите кому-либо из детей знак(бант, медальку) положите шишку в кармашек. Именно у этих ребят будет право рассказать о своих новостях первыми.

Предупредите, что сегодня первоочередное право рассказывать новости будет у девочек (у девочек, чье имя начинается на А, у девочек которые одеты в платья и т.д.)

Положите нескольким детям под их коврик или подушечку какой-либо предмет, например вырезанное из бумаги сердечко.

Если вы знаете, у кого-то из ребят есть значимая для всех новость (день рождение, рождение брата, возращение мамы из командировки и т.д.) или же видите, что кто-то с нетерпением ждет начала разговора, предоставьте ему право высказаться первому.

Самая сложная часть обмена новостями-реагирование на высказывание. Навык быстрого и точного реагирования приходит только с практикой, но есть несколько советов, которым можно следовать.

Не игнорируйте, но не останавливайтесь на новостях, связанных с покупками вещей. Если вы будете поддерживать эти высказывания, то возникнет риск того, что дети сочтут новостями только то, что купили, подарили. У одних будут формироваться комплексы «мне ничего не покупают и не дарят», а у других будут закрепляться меркантильные интересы.

Не морализируйте. Если новость, высказанная ребенком, затрагивает отрицательные, на ваш взгляд, действия, постарайтесь понять, какие чувства испытывает тот, кто об этом говорит.

Реагируйте на чувства ребенка. Например, о сообщает: «Я вчера на огороде попал камешком в ворону». Вы говорите: «Я понимаю, ты хотел быть героем, но ворона такая же беззащитная- она ведь без оружия и не нападала на тебя». Или вы слышите: «Мы с братом вчера подрались, и я его победил». Ваша возможная реакция: «По-видимому, ты гордишься победой, жалко только, что вечер был испорчен- твой брат обиделся, родители сердились на вас».

Не оценивайте. Легче всего привычно сказать «хорошо», «молодец». Но, во-первых, молодцами тут же захотят стать и все остальные, во-вторых. Это обезличенная оценка едва ли чего то стоит. Более того, не надо оценивать других, особенно родителей, со слов ребенка. Лучше так: «Моя мама сделала красивую вышивку». Вы: «Я вижу, ты гордишься своей мамой»; «Мой папа вчера был пьяный». Вы: «Обидно, ведь ты не смог поиграть с папой». Или: «Мы с мамой вчера пекли пироги, и я сам сделал пиррожок». Вы: «это была трудная работа, но ты справился». Не стесняйтесь, если проблема, которую затронул ребенок, выходит в вашем понимании, за рамки приличия. Например: «Я вчера видел, как кошка рожала котят». Вы: «Ты узнал, как появляются на свет котята».

Не расспрашивайте, если эта новость не составляет непосредственной важности для понимания всех детей. Есть достаточно универсальная фраза, с помощью которой можно необидно закрыть тему. Например: «Мы вчера видели страшную аварию». Вы: «Так к сожалению иногда бывает, когда кто-нибудь не внимателен».

Универсальный прием для прекращения обсуждения чего-либо нежелательного спокойно, уверенно сказанное «так бывает».

Учитесь управлять своим взглядом. Если вы хотите показать ребенку, что не склонны поддерживать его дальнейшие высказывания, кратко ответьте и переведите взгляд дальше.

И, наконец, позволяйте иногда детям играть роль воспитателя и дайте право им самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.

Способы ненасильственного побуждения детей к высказываниям

Стоит ли всеми силами побуждать молчащих  детей рассказывать о новостях? Конечно, нет. Понимание индивидуальных особенностей ребенка и терпение подскажут вам, когда не следует  торопить  и  торопиться. Но если вы чувствуете, что ребенок не говорит потому, что не может выбрать в своей маленькой жизни какие-то события, считает, что ничего интересного лично у него и вокруг него не происходит, помогите ему «сделать»  событие. Например, так: утром, пока еще в группе мало детей, потихоньку от других, не привлекая внимания, сделайте вместе с ребенком что-либо-полейте вместе только что расцветшее растение, соорудите из бумаги кораблик, дайте возможность ему первому посмотреть новенькую энциклопедию, еще не виденную другими детьми и т.п. а за тем, на утреннем круге попытайтесь включить ребенка в разговор: «у нас с Сережей есть тайна, которой мы с вами поделимся. Сережа, что мы с тобой сегодня увидели, когда поливали растения?

Второй способ ненасильственного побуждения детей к высказываниям – организация «презентации». Как правило, начиная со средней группы большинство детей приходят в детский сад с какими либо игрушками или предметами. Предлагайте им утром складывать, то что они приносят, в красивую коробку или корзинку, а затем на утреннем круге, доставайте предметы по одному и предлагайте владельцам рассказать о том, что и для чего они принесли с собой, как планируют распорядиться этими предметами. Это прием, помимо стимулирования речи, имеет еще несколько позитивных значений: позволяет детям учиться быть открытыми, искренними и справедливыми, а так же формирует навыки самопрезентации  и осознанности своих поступков.

Еще один, весьма эффективный способ стимулирования обмена новостями для старших и подготовительных групп. Детям предлагается вести своего рода дневник и каждый вечер дома перед сном делать зарисовки тех событий, которые показались наиболее значимыми или интересными.  Периодически дети приносят записную книжку и рассказывают об этих событиях, опираясь на рисунки. Постепенно овладевая навыками письма, рисунки дополняются словами или целыми предложениями.

ПЛАНИРОВАНИЕ ИЛИ КАЛЕНДАРЬ ДЕЛ

Совместное планирование деятельности на текущий день. Предоставление права выбора центров активности. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора.  

Выбор карточек обозначающих действия: игры. Загадки, чтение сказок, далее выбор карточки изображающей занятие и работы в центрах активности.

Так утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на непосредственно образовательную  деятельность.

Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для детей-это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима  пребывания детей в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект утреннего круга в старшей группе комбинированной направленности на тему "Круг радости"

Утренний круг "Круг радости".Цели: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересн...

"Утренний круг" и "Вечерний круг" как инновационная педагогическая технология в ДОУ

Инновационная программа "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой предлагает введение в режим дня технологии "Утреннего круга" и "Вечернего кру...

" Использование педагогических технологий "Утренний круг" и "Вечерний круг!

Консультация для вопитателяОдним из наиболее важных профессиональных умений воспитателя является организация и планирование режимных процессов в ДОУ. Продуманное и хорошо организованное проведение утр...

«Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые инновационные элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

laquo;Утренний круг» - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодн...