«Методика проведения прогулки в детском саду»
консультация

Яценко Светлана Валерьевна

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_ns_portal.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка является первым и наиболее доступным средством

закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и

устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простуд-

ным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кро-

вообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные

препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них

вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система,

повышается жизненный тонус.

Прогулка - обязательный элемент режима дня.

Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспече-

нии

-активной,

-содержательной,

-разнообразной,

-интересной для детей деятельности.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи

всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится

примерно до двух-трех часов в день. Проводится прогулка два раза в день (в пер

вую и вторую половину дня), а летом вся жизнь детей переносится на открытый воз

дух (за исключением сна и приема пищи). Время, отведенное на прогулки, должно

строго соблюдаться.

Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образова

тельные задачи:

-Оздоровление детей.

-Физическое развитие.

-Развитие самостоятельности.

-Расширение кругозора.

-Ознакомление с окружающим миром.

-Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное

перспективное планирование этого режимного момента. При планировании прогулки

воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов:

-погодные условия;

-возраст и контингент детей;

-наличие инвентаря и соответствующего оборудования;

-предыдущие занятия в группе и многое другое.

Разновидности прогулок:

Прогулки делятся на несколько видов:

 Типовая — максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

 Комбинированная:

- целевая прогулка и свободная деятельность.

 Прогулка – экскурсия - поход.

 Спортивные эстафеты.

Во время прогулки педагог способствует развитию у детей:

-элементарных естественно - научных представлений о физических свойствах окру

жающего мира;

-формированию географических представлений (в соответствии с возрастными возмож

ностями);

-формированию экологической культуры;

-эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.

Прогулка должна дать ребенку разрядку, снять напряжение после статических, сосре

доточенных занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает

соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического

развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

Пребывание детей на свежем воздухе способствует:

- укреплению здоровья;

-закаливанию организма;

-развитию двигательной деятельности;

-развитию познавательной деятельности.

Время проведения прогулки определено в программах (по которым работают учреж

дения) и его объем зависит от возраста детей.

При организации прогулки большую роль играет наличие и состояние участков каж

дой группы, их планировка и благоустроенность.

Структура прогулки

Структуру прогулки условно можно представить следующим

образом:

-наблюдение,

-трудовая деятельность детей;

-подвижные игры;

-индивидуальная работа с детьми;

-самостоятельная деятельность детей

Наблюдения на прогулке:

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) в первую

очередь наблюдениям за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно за

креплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и

человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений.

Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.

Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдель

ными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внима

ние, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разно

образных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму,

цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения

за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада.

Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает ин

терес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание

ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения мож

но закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов.

На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагог периодически обращает вни

мание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.

Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматрива

ния помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.

Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые сло

весные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить

наблюдение детей в нужное русло.

Самостоятельная деятельность:

На прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, они приспосабливаются к

условиям сезона и погоды, что существенно влияет на содержание игр детей. Зимой

преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на

горке); конструктивные игры.

Для конструктивных игр дети активно используют снег, цветные льдин

ки, заранее заготовленные вместе с воспитателем. Летом дети с удовольствием играют

разнообразным природным материалом: камешки, желуди, листья, песок, вода.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей.

Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью

дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из

него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, по

могающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.

Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них оп

ределенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо,

доводили начатое дело до конца.

Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию

трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки,

совки, ведерки.

Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное

отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама

работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитате

лем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность,

соревновательного момента.

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сде

лать эту работу именно сегодня и именно таким способом.

Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не толь

ко интересную работу, но и необходимую.

Чтобы разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может пред

ложить детям отгадать загадки.

Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на про

гулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных,

владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой про

ведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного

возраста.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них

развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, вос

питываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале про

гулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять

после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине

прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни

целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом,

метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше перено

сить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) сле

дует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить

также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок, могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с

предметами (такие, как бабки, кольцеброс, кегли).

А в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бад

минтон, настольный теннис, футбол, хоккей.

В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об

окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космо

навтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или соз

дать необходимый для нее материал.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке

организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипе

де, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным

дорожкам, ходьба на лыжах.

Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом

пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Они могут

быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спла

нировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть инте

ресы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвиж

ных игр, организовать деятельность воспитателя. На прогулке обязательно проводят

ся две подвижных игры. Игры бывают сюжетными, бессюжетными, с правилами, спор

тивные, малоподвижные, хороводные.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних

организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для

третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: отработка звукопро

изношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации учителя – логопеда.

Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали

на музыкальном занятии.

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.

Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необхо

димость и охотно выполнял предложенные задания.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руко

водстве.

Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвиж

ную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим

постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.

Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле

зрения всех детей:

вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной

инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки. Так создаются хо

рошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко

не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который

удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать

больше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и методика проведения прогулки в детском саду.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организмаСтруктура прогулки...

методика проведения прогулки в детском саду

Для коллег представленны методики проведения прогулок в детском саду....

Организация и методика проведения прогулки в детском саду

Консультация для воспитателей дошкольной ступени....

Консультации для воспитателей. Организация и методика проведения прогулки в детском саду.

Воспитатель детского сада должен знать о прогулках всё, поскольку задача ДОУ охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, создавать благоприятные условия развития дошкольников. Одно и...

Презентация на тему "Методика проведения прогулки в детском саду"

Цели: -Дать знания о разновидности прогулок               -структуре прогулок               -организации  прог...

Консультация для педагогов на тему: «Организация и методика проведения прогулки в детском саду».

«День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"...

Организация и методика проведения прогулки в детском саду.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способ...