Обучение детей дошкольного возраста правилам общения с незнакомыми людьми
консультация

Чегодаева Елена Анатольевна

Одно из определений безопасности — «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз». Это означает, что безопасность ребенку гарантируют прежде всего взрослые.

В соответствии с ФГОС содержание образовательной области «БЕЗОПАСНОСТЬ» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Введение такой области очень актуально, так как безопасность сегодня приобретает особое значение. Каждый день мы читаем об авариях на дорогах с участием детей, о несчастных случаях на воде, о пропавших или заблудившихся детях. В прошлом году во многих регионах люди пострадали от лесных пожаров. Землетрясение в Японии наглядно показало значение правил безопасного поведения, которые в этой стране отлично знают и всегда соблюдают и взрослые, и дети. Именно знание правил помогло недавно остаться в живых 6-летнему ребенку, заблудившемуся в лесу в Ленинградской области. Он принял правильное решение : спрятаться в домике, закутаться в полиэтиленовый пакет и ждать. Именно незнание и несоблюдение правил постоянно приводит в нашей стране к нелепым катастрофам и гибели детей. Поэтому важно обучать так чтобы дети не только запомнили правила, но и понимали их смысл и необходимость выполнения.

В отличие от японцев, наши граждане к безопасности относятся по-особому: «Правила знаем, но выполнять не будем», «Это случилось с другим, со мной такое произойти не может».

Ребенок не может самостоятельно обеспечить свою безопасность, научиться трудиться и выстраивать отношения с окружающими. Рядом с ним обязательно должен быть взрослый, который не только обо всем расскажет, но и передаст опыт позитивных социальных взаимодействий. Меняется мир, меняются взаимоотношения между людьми, между детьми и взрослыми. Возникают новые источники опасности.

Безопасность наших детей достигается путем тренировок, а не чтения морали, которую дети не всегда даже понимают. Лучший способ – продемонстрировать на своем примере, как следует поступить в сложной ситуации, а потом вместе с ребенком закрепить навык. Необходимо выделить такие правила поведения которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Основные правила безопасности, которым обязательно следует обучить ребенка :

— знай свой адрес и телефон родителей; телефон скорой помощи, милиции, пожарной охраны, газовой службы;

— во время прогулки не уходи далеко от своего дома;

— не гуляй до темноты;

— не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт;

— никогда не бери ничего у незнакомых людей, сразу же отходи в сторону;

— избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, чердаков, подвалов;

— не дразни на улице собак;

— не открывай незнакомцам дверь, когда дома находишься один;

— никогда не садись в чужие машины;

— на все предложения незнакомцев (будь то мужчина или женщина) громко отвечай: «Нет!» и немедленно уходи или убегай от них туда, где есть люди;

— не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде или даже у себя дома;

— в минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, громко кричи, кусайся, вырывайся, убегай.

Традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Когда ребенок контактирует с незнакомыми людьми у него создаются собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет.

Большинство детей считают, что опасными являются люди с неопрятной внешностью или неопрятно одетый.

На примере из знакомых сказок и литературных произведений дети узнают обратное (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем).

С детьми знакомились с возможными ситуациями насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и выяснили, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек". Цель данных бесед - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

Я старалась разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

Вместе с детьми мы разыгрывали разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. Возможные реальные ситуации я старалась подкрепить соответствующими сказочными сюжетами. Например:

— «Гуси-лебеди» - будь готов к неожиданностям. Бывают случаи, когда спасаться бегством вовсе не стыдно, а необходимо;

— «Кот, петух и лиса» - если ты попал в беду и тебя обманули, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума;

— «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» - доверие к окружающим - прекрасная черта, а вот слепая доверчивость иной раз бывает опасна;

— «Зимовье зверей» - никого не пускай к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет;

— «Гуси-лебеди», «Лиса и тетерев», «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. - не бывает безвыходных ситуаций, что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать.

Русские народные сказки - своеобразный «учебник», по которому ребенок начинает учиться жить. Сказки по своей структуре многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны усвоить наши дети.

На занятиях по изодеятельности дети учились передаче элементов опасности или способов ее преодоления через цвет, формы, композицию, изображение. Работа с изобразительными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева, помогает повысить самооценку ребенка, укрепить его уверенность в себе, гармонизировать отношения с родными и близкими. «Красивое и доброе» для детей - то, что дает приятные зрительные впечатления. «Некрасивое, злое» - все неприятное, страшное, пугающее, оформляется в изобразительной деятельности обычно темными красками. Детям дошкольного возраста такие эмоции, как радость, гнев, горе, страх и удивление, вполне доступны и понятны. На занятиях по изобразительной деятельности у детей расширяется круг понимаемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и своих сверстников. Изображая отрицательного героя, дети понимают, что плохие поступки и мысли отражаются на лице и во взгляде, и передают их цветом, формой, расположением на листе бумаги. Во время рисования ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Графическое изображение опасности не приводит к ее усилению, а наоборот, снижает напряжение юного художника. В детских рисунках опасность уже во многом реализована, как нечто уже произошедшее, фактически уже случившееся. В данном случае рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ выражения различного рода эмоций.

Однако рассказывать детям о возможных опасностях, правильном поведении с незнакомцами, мерах безопасности, которые должны быть предприняты в том или ином случае, не так легко, как кажется на первый взгляд. Ведь ребенка можно очень сильно напугать! Поэтому, уважаемые коллеги, знакомя детей с правилами безопасного поведения, пожалуйста, и сами соблюдайте «технику психологической безопасности» : не вкладывайте слишком много актерского мастерства в описание возможных последствий некоторых ситуаций.

В заключении я хочу сказать, что проанализировав результаты работы по ОБЖ через разные виды деятельности, я убедилась, что дети стали более осторожно относится к другим людям.

Уважаемые коллеги «Жизнь дается человеку только один раз, чтобы ее прожить достойно и счастливо - надо ее сохранить. Наша задача : подготовить ребенка к будущей жизни, к встрече с различными ситуациями.»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей дошкольного возраста правилам общения с незнакомыми людьми

Одно из определений безопасности — «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз». Это означает, что безопасность ребенку гарантируют прежде всего взрослые.

В соответствии с ФГОС содержание образовательной области «БЕЗОПАСНОСТЬ» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Введение такой области очень актуально, так как безопасность сегодня приобретает особое значение. Каждый день мы читаем об авариях на дорогах с участием детей, о несчастных случаях на воде, о пропавших или заблудившихся детях. В прошлом году во многих регионах люди пострадали от лесных пожаров. Землетрясение в Японии наглядно показало значение правил безопасного поведения, которые в этой стране отлично знают и всегда соблюдают и взрослые, и дети. Именно знание правил помогло недавно остаться в живых 6-летнему ребенку, заблудившемуся в лесу в Ленинградской области. Он принял правильное решение : спрятаться в домике, закутаться в полиэтиленовый пакет и ждать. Именно незнание и несоблюдение правил постоянно приводит в нашей стране к нелепым катастрофам и гибели детей. Поэтому важно обучать так чтобы дети не только запомнили правила, но и понимали их смысл и необходимость выполнения.

В отличие от японцев, наши граждане к безопасности относятся по-особому: «Правила знаем, но выполнять не будем», «Это случилось с другим, со мной такое произойти не может».

Ребенок не может самостоятельно обеспечить свою безопасность, научиться трудиться и выстраивать отношения с окружающими. Рядом с ним обязательно должен быть взрослый, который не только обо всем расскажет, но и передаст опыт позитивных социальных взаимодействий. Меняется мир, меняются взаимоотношения между людьми, между детьми и взрослыми. Возникают новые источники опасности.

Безопасность наших детей достигается путем тренировок, а не чтения морали, которую дети не всегда даже понимают. Лучший способ – продемонстрировать на своем примере, как следует поступить в сложной ситуации, а потом вместе с ребенком закрепить навык. Необходимо выделить такие правила поведения которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

Основные правила безопасности, которым обязательно следует обучить ребенка :

— знай свой адрес и телефон родителей; телефон скорой помощи, милиции, пожарной охраны, газовой службы;

— во время прогулки не уходи далеко от своего дома;

— не гуляй до темноты;

— не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт;

— никогда не бери ничего у незнакомых людей, сразу же отходи в сторону;

— избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, чердаков, подвалов;

— не дразни на улице собак;

— не открывай незнакомцам дверь, когда дома находишься один;

— никогда не садись в чужие машины;

— на все предложения незнакомцев (будь то мужчина или женщина) громко отвечай: «Нет!» и немедленно уходи или убегай от них туда, где есть люди;

— не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде или даже у себя дома;

— в минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, громко кричи, кусайся, вырывайся, убегай.

Традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Когда ребенок контактирует с незнакомыми людьми у него создаются собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет.

Большинство детей считают, что опасными являются люди с неопрятной внешностью или неопрятно одетый.

На примере из знакомых сказок и литературных произведений дети узнают обратное (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем).

С детьми знакомились с возможными ситуациями насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и выяснили, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек". Цель данных бесед - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

Я старалась разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

Вместе с детьми мы разыгрывали разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. Возможные реальные ситуации я старалась подкрепить соответствующими сказочными сюжетами. Например:

— «Гуси-лебеди» - будь готов к неожиданностям. Бывают случаи, когда спасаться бегством вовсе не стыдно, а необходимо;

— «Кот, петух и лиса» - если ты попал в беду и тебя обманули, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума;

— «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» - доверие к окружающим - прекрасная черта, а вот слепая доверчивость иной раз бывает опасна;

— «Зимовье зверей» - никого не пускай к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет;

— «Гуси-лебеди», «Лиса и тетерев», «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. - не бывает безвыходных ситуаций, что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать.

Русские народные сказки - своеобразный «учебник», по которому ребенок начинает учиться жить. Сказки по своей структуре многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны усвоить наши дети.

На занятиях по изодеятельности дети учились передаче элементов опасности или способов ее преодоления через цвет, формы, композицию, изображение. Работа с изобразительными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева, помогает повысить самооценку ребенка, укрепить его уверенность в себе, гармонизировать отношения с родными и близкими. «Красивое и доброе» для детей - то, что дает приятные зрительные впечатления. «Некрасивое, злое» - все неприятное, страшное, пугающее, оформляется в изобразительной деятельности обычно темными красками. Детям дошкольного возраста такие эмоции, как радость, гнев, горе, страх и удивление, вполне доступны и понятны. На занятиях по изобразительной деятельности у детей расширяется круг понимаемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и своих сверстников. Изображая отрицательного героя, дети понимают, что плохие поступки и мысли отражаются на лице и во взгляде, и передают их цветом, формой, расположением на листе бумаги. Во время рисования ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Графическое изображение опасности не приводит к ее усилению, а наоборот, снижает напряжение юного художника. В детских рисунках опасность уже во многом реализована, как нечто уже произошедшее, фактически уже случившееся. В данном случае рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ выражения различного рода эмоций.

Однако рассказывать детям о возможных опасностях, правильном поведении с незнакомцами, мерах безопасности, которые должны быть предприняты в том или ином случае, не так легко, как кажется на первый взгляд. Ведь ребенка можно очень сильно напугать! Поэтому, уважаемые коллеги, знакомя детей с правилами безопасного поведения, пожалуйста, и сами соблюдайте «технику психологической безопасности» : не вкладывайте слишком много актерского мастерства в описание возможных последствий некоторых ситуаций.

В заключении я хочу сказать, что проанализировав результаты работы по ОБЖ через разные виды деятельности, я убедилась, что дети стали более осторожно относится к другим людям.

Уважаемые коллеги «Жизнь дается человеку только один раз, чтобы ее прожить достойно и счастливо - надо ее сохранить. Наша задача : подготовить ребенка к будущей жизни, к встрече с различными ситуациями.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах и улицах города в современных условиях

В презентации представлены материалы по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах и улицах города, раскрыты задачи, принципы, содержание, напрвление и аспекты  работы по про...

Организация работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах города в современных условиях

В докладе представлены задачи, направления и нормативно-правовая основа работы, принципы построения образовательногот процесса, показаны созданная для успешной работы предметно- развивающая ...

Опыт обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения посредством познавательного тренинга «Светофорик»

Программа поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений пройти вместе с детьми цикл мероприятий по правилам дорожного движения, усвоить правила, ко...

«Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах»

Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах....

26.05.2013 Методические рекомендации для педагогов «Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения в экстремальных ситуациях»

Методические рекомендации  для педагоговТема:«Обучение детей  дошкольного возраста правилам поведения в экстремальных ситуациях»Подготовила:воспитатель Гиззатуллина Л.П.Все ...

Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге а правилам дорожного движения

В детском саду правила дорожного движения отражены в направлении «Социально-коммуникативное развитие», это позволяет осуществлять целенаправленное, планомерное и систематическое воспитание...