картотека "Сюжетно - ролевые игры".
картотека (подготовительная группа)

Картотека состоит не только из  названий игр , но и с кратким  описанием хода игры, необходим оборудованием, примерными ролями и задачами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека «Сюжетно-ролевые игры» для подготовительной группы

Игра «Детский сад».

Задачи:  Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и

уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд

взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения

применять полученные знания в коллективной творческой игре.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор»,

игрушечный телефон, предметы-заместители.

Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая,

музыкальный работник, няня, повар.

Ход игры.

Педагог может выступить в игре как равноправный партнер,

выполняя главную или второстепенную роль, косвенно влияя на изменение

игровой среды, он может вести коррекцию игровых отношений. К примеру,

он может предложить детям следующие роли: «врач», «медицинская сестра»,

«воспитатель», «заведующая», «музыкальный работник», «няня», «повар».

Когда все роли будут распределены, педагог побуждает детей к игре:

«Сейчас нужно провести зарядку с куклами, потом посадить их завтракать».

«Няне нужно быстро сходить на кухню и принести завтрак». «После завтрака

надо идти на осмотр к врачу». После завтрака «врач» и «медицинская сестра»

внимательно осматривают «детей», каждому дают рекомендации. Один

ребенок заболел и «воспитательнице» нужно позвонить по телефону

родителям: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада». После

медицинского осмотра «детям» нужно идти на «музыкальное занятие» и т. д.

По ходу игры воспитатель следит за правильным развитием сюжета,

сглаживает возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще,

при желании детей вводит новые роли.

Игра «Семья».

Задачи: Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного

сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств

(гуманности, любви, сочувствия и др.).

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты

(передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы-заместители.

Игровые роли. Дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра.

Ход игры. С целью развития игры воспитатель может сначала

побеседовать с детьми на тему «Где работают родители». Раскрыть

нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное

отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер

труда. Далее педагог побуждает детей творчески воспроизводить в играх быт

семьи. Предлагает ребятам соорудить постройку дома по представлению,

используя строительный материал. Во время постройки дома учит детей

договариваться о совместных действиях, составлять предварительный план

конструкции, доводить работу до конца. Затем вносит игрушки (куклы,

мебель, посуду и др.), игровые атрибуты (передники, косынки). После этого

педагог совместно с детьми разбирает следующие игровые ситуации: «Когда

мамы нет дома», «К нам пришли гости», «Я помогаю маме», «Семейный

праздник» и т. д.

 Игру «Когда мамы нет дома» можно организовать совместно с младшими

детьми, предварительно объяснив цель совместной игры: научить малышей

распределять роли, планировать игру, играть самостоятельно.

 Игра «К нам пришли гости» должна научить детей, как правильно

приглашать в гости, встречать гостей, вручать подарок, вести себя за столом.

 В игре «Я помогаю маме» воспитателю необходимо вносить в нее элементы

труда: стирка кукольного белья, починка одежды, ремонт книг, уборка

помещения. По ходу игры педагог должен подбирать, менять игрушки,

предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного

подсобного материала, использовать собственные самоделки, применять

природный материал.

Игра  «ОТДЕЛЕНИЕ БАНКА»

Задачи: Формирование элементарных знаний об экономике, о структуре

работы отделения банка, как учреждения, где хранятся деньги через

сюжетно – ролевую игру, воспроизвести ролевые действия работников

отделения банка.

Оборудование: таблички-вывески «Банк», «Управляющий», «Кассир -

оператор», «Терминал». Стол для администратора-управляющего,

кассира-оператора, кассовый аппарат, ноутбуки, бейджи, ручки, телефоны,

бланки для оформления кредита, квитанции.

Роли: администратор – управляющий, кассир-оператор, консультант,

охранник, клиенты (посетители).

Игровые действия: Администратор-управляющий нанимает на работу

сотрудников, дает консультации клиентам, наблюдает и помогает

сотрудникам в работе, оформляет кредит. Кассир-оператор принимает

оплату за коммунальные платежи, выдает пластиковую карту, деньги на

кредит, считает деньги, передает управляющему. Клиенты получают

консультацию у управляющего банком о получении карты и кредита,

получают деньги и карту, снимают деньги с карты в терминале,

оплачивают коммунальные платежи, посещают кафе и супермаркет.

Консультант встречает клиентов на входе, интересуется, какую операцию

они хотят произвести, дает консультацию о получении услуг терминала.

Охранник обеспечивает порядок в отделении банка, следит за временем

работы отделения банка

Игра «Гости»

Задачи: Закрепление культурных навыков, сообщение ребятам некоторых знаний по домоводству (уборка комнаты, сервировка стола).

Игровой материал.

Кукольная посуда, воображаемое угощение, предметы-заместители; столы со скатертями, чайные приборы, вазы, чай, пироги.

Игровые роли. Хозяева и гости.

Ход игры.

Подготовку к игре педагог начинает с беседы, в которой сообщает, что правила игры требуют, чтобы хозяева были вежливы по отношению к гостям, предупредительны, употребляли вежливые слова: «будьте добры»,

«пожалуйста», «спасибо», «кушайте на здоровье» и, т. д.

После этого все игровые действия развертываются вокруг подготовки к приему гостей и заботы о них. Воспитатель сообщает ребятам, что перед приходом гостей хозяева должны убрать квартиру, украсить ее цветами, накрыть на стол, правильно расставить приборы. Затем взрослый предлагает ребятам договориться, как они встретят гостей, чем их займут.

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить план игры, что, как и зачем будет происходить в ней. Он может подать некоторые идеи более интересного развития сюжета, но основное содержание должны придумать сами ребята. Один из вариантов игры может быть следующим. Когда «гости» пришли, «хозяева» правильно рассаживают их, предлагают самые удобные места. Во время чаепития гостей занимают интересной беседой, их приветливо угощают: «Кушайте, пожалуйста», «Попробуйте этот пирог», «Не хотите ли еще чаю или сока?». После чаепития «хозяева» с помощью воспитателя развлекают гостей коллективными песнями, загадками, подвижными или словесными играми. Все это «хозяева» заранее обсуждают и готовят, распределяя, кто какие развлечения будет проводить.

По окончании игры педагогу необходимо коллективно обсудить все ошибки, допущенные хозяевами или

гостями.

Игра «Почта».

Задачи:

Научить детей пользоваться в игре предметами-заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Продолжать ознакомление с трудом работников связи, формирование уважительного отношения к работникам почты, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, практическое применение знаний о количестве и счете, развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о выполняемых действиях.

Примерные игровые действия:

оформление почтового отделения с различными отделами; работа отдела доставки; работа отдела связи; работа отдела почтовых переводов и посылок, бандеролей;

Оборудование: сумки почтальонов; конверты; открытки; газеты, журналы; посылки;

подписные листы; бланки; справочные журналы; печати, штампы.

 Игра «Школа»

Задачи: Расширять знания детей о школе. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помогать детям усвоить некоторые моральные нормы. Упрочить формы вежливого обращения. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

Роли: ученики, учитель, директор школы, завуч, техничка.

 

Игровые действия: Учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор (завуч) присутствует на уроке, делает записи в своей тетради (воспитатель в роли директора может вызвать к себе в кабинет учителя, дать советы), завуч составляет расписание уроков. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Учить строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету.

Игровой материал:  портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя,

повязки для дежурных

Игра «Аптека»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

 Роли: водитель, работники аптеки (фармацевты)

Игровые действия: Водитель привозит в аптеку лекарства. Работники аптеки раскладывают их на полки. Люди приходят в аптеку за лекарствами. В рецептурном отделе отпускают лекарства по рецептам врачей. Здесь делают микстуры, мази, капли. Некоторые посетители говорят о своих проблемах и спрашивают, какое лекарство лучше купить, аптекарь советует. В фито отделе продают лекарственные травы, сборы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Задачи:1) расширение представлений об окружающем;2) формирование игровой деятельности:  а/ развивать сюжет  б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу иг...

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...