ПРОЕКТ Познавательно-исследовательский(Среднесрочный)
проект (средняя группа)

Копылова Олеся Михайловна

Тема: «Необычное в обычном»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_neobychnoe_v_obychnom.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Верх-Суетская СОШ- структурное подразделение

 детский сад «Улей»

ПРОЕКТ

                              Познавательно-исследовательский(Среднесрочный)

с 11 сентября 2023г по 10 ноября 2023г

Средняя группа

Тема: «Необычное в обычном»

Составила: воспитатель- Копылова О.М.

2023 г.

Проект в средней группе

Тема: «Необычное в обычном»

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Проблема:

Цель проекта: Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Задачи:

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;)

- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать

Предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту

проверку и делать адекватные выводы.

Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Формы работы:

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).

Целевая группа: Дети, воспитатели, родители средней группы.

Возраст детей: 4-5 лет

Сроки проведения: с 11 сентября 2023г по 10 ноября 2023г

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  • Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности.
  • Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей, оборудование для занятий.

Альбомы со схемами опытов, картотека опытов.

Этапы проекта

1 этап

Подготовительный

              Мероприятия

              Задачи

1.Изучение и анализ уровня знаний и представлений воспитанников по заданной теме.

2.Разработка перспективного плана работы с детьми.

1. 1. Вызвать положительные эмоции в беседе и экспериментирование.

1. Подбор художественной литературы и интернет ресурсов.

2.Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.

2. Информационное обеспечение проекта.

1.Разработка материала Оформление консультативного материала для родителей.

3. Планирование предстоящей работы.

2 этап

Содержательный

План мероприятий:

19.09.23г(Вторник)

1. «Наша Земля» Глобус»

2. «Я и природа»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе.

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь детям осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств.

28.09.23г (Четверг)

1. «Свойства некоторых вещей»

2. «Мыло»

Цель: Познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас.

Цель: Дать детям представление о мыле и о его полезных свойствах и качествах.

03.10.23г(Вторник)

1. «Волшебница соль»

Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная.

05.10.23г(Четверг)

1. «Свойства песка»

Цель: Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стекло производстве.

10.10.23г (Вторник)

1. Необычные явления природы: «Вулканы»

Цель: Познакомить с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия. Познакомить с профессией вулканолога. Беседа с показом видеофильма.

19.10.23г(Четверг)

1. «Зачем нужна вода»

Цель: Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др. Воспитывать в детях бережное отношение к воде.

24.10.23г(Вторник)

1. «Где прячется воздух. Свойства воздуха»

Цель: Установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами.

02.11.23г(Четверг)

«Свет и тень»

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

3 этап

Заключительный

 Итоговое мероприятие: выставка работ продуктивного вида деятельности по теме.

Выставка на тему «Не выбрасывай – пригодится!» с участием родителей.

Работа с родителями:

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.

Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

Оценка результатов

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Приложение

  1. «Наша Земля» Глобус»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России.

«Что есть на нашей Земле»

Рассмотреть глобус.

Виртуальная экскурсия: «Вокруг света»

Зарисовки детей

«Портрет Земли», «Глобус»

2. «Я и природа»

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств.

Что такое природа. Дом природы. Солнце, вода, воздух, растения, животные, почва как компоненты природы. Моё место в природе. Роль всех компонентов природы.

Наблюдение на прогулке за объектами живой и неживой природой.

Сделать альбом «Календарь погоды»

3. «Свойства некоторых вещей»

Цель: Познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас.

«Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?» В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина)

Мультфильм Смешарики:

«Что из чего сделано»

Изготовление макета с пробниками различных материалов.

4. «Мыло»

Цель: Дать детям представление о мыле и о его полезных свойствах и качествах.

Беседа «Да здравствует мыло душистое!»

«Зачем надо умываться?»

Наблюдение в умывальной за тем, как мыло мылится.

Операция «Мыльные перчатки»

Рисунки мылом

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Чтение художественной литературы. К. И. Чуковский «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»

5.«Волшебница соль»

Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная.

Учить готовить соляной раствор.

Вырастить с детьми кристалл из соли.

Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная?

Закреплять знания о применении соли. «Соль бывает мелкая и крупная».

Опыт с солью «Плавающее яйцо»

Рисование солью.

6. «Свойства песка»

Цель: Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве.

Закреплять знания о пройденном материале. Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).

Опыт «Из чего состоит песок»

Мультфильм про песок.

Постройки из песка на участке

7. «Необычные явления природы»

«Вулканы»

Цель: Познакомить с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия. Познакомить с профессией вулканолога. Беседа с показом видеофильма

Цель: Закреплять знания о явлениях природы. Познакомить детей с необычными явлениями природы.

Совместная опытно-экспериментальная деятельность «Знакомство с магнитом»

Цель: В результате совместной деятельности создать проблемную ситуацию, вызвать интерес к магниту, познакомить с ним, узнать о его свойстве притягивать предметы. Беседа «Свойства магнита»

Определить металлические предметы в группе и дома с помощью магнита.

Просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья» 158 серия «Магнит» и беседа после просмотра.

8. «Зачем нужна вода»

Цель: Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др. Воспитывать в детях бережное отношение к воде.

Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса).

Беседы об охране воды.

Опыт «Радуга из воды и сахара

 «Чистая вода»

Цель: Познакомить со словом фильтр, фильтрация. развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы,). Дать понятие чистой и грязной воды. Беседа «Где применяется вода, отчего она загрязняется»

Опыт с фильтрацией воды разными видами фильтров. Сравнение результатов.

«Виды масла, его применение и свойства»

Цель: Познакомить детей на реальных примерах с различными видами масла: растительное, оливковое, сливочное, ароматическое, техническое. Рассказывать детям о его применении, назначении и значении. Познакомить детей со свойствами масел. Учить сравнивать различные виды масла по запаху, состоянию. Посмотреть может ли масло растворяться. Продолжать учить детей соблюдать безопасность во время проведения опытов. «Для чего повару масло?»

Опыт «Волшебные капли»

9. «Где прячется воздух. Свойства воздуха»

Цель: Установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами.

Показывать опыт с феном (ветер).

На примерах опытов с обычными пакетами «Ловцы воздуха», показать, что воздух находится везде.

Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней.

Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев

«Волшебное электричество? Живые волосы»

Цель: Познакомить детей с электричеством, его применением, способах безопасности при работе с ним (только со взрослым). Познакомить с профессией электрика. Опыты с использованием трения.

10. «Свет и тень»

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Беседы «Знакомьтесь свет и тень», «Источники света» Наблюдение: за изменениями тени на участке в разное время дня (утром, в полдень, вечером); за солнцем на прогулке (рассмотрим солнце через цветные стеклышки»

Показ детьми сказок с помощью ширмы (теневой театр)

Изготовление ширмы для теневого театра и фигурок для него.