Создание условий, способствующих развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста
статья

Светлана Васильевна Катмарова

Творчество часто воспринимается как нечто, присущее только одаренным детям, но это не так. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он способен выполнить самостоятельно…»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_katmarova_popova.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Катмарова С.В. – воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 84», г. Воронеж

Создание условий, способствующих развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста

Творчество часто воспринимается как нечто, присущее только одаренным детям, но это не так. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он способен выполнить самостоятельно…»

Продуктивное развитие детей может быть достигнуто только при условии скоординированного сотрудничества между различными специалистами ДОУ. При определении форм воспитания и обучения нужно опираться на потенциальные ресурсы ребёнка. А, чтобы увидеть эти ресурсы, необходимо целенаправленное наблюдение, изучение стимулирующих и оптимистично-вдохновляющих импульсов.

Педагогические приёмы и принципы воздействия основаны на наиболее чувствительных стадиях развития каждой психологической функции и разных видов деятельности.

Воздействие на ребёнка должно быть на основе принципа активности или деятельностного. В основе этого принципа лежит своевременное понимание и фиксация психофизических особенностей детей.

Чтобы рассмотреть степень активизирующего начала и побудить к самовыражению необходимо создать условия для деятельности ребёнка.

Дети дошкольного возраста с удовольствием лепят, рисуют, конструируют, воплощая свои фантазии в рисунках, постройках и т.д.

Упражнения и творческие задания выполняются как в индивидуальной, так и в групповой форме. Дети испытывают ощущения удовлетворённости, радости от проделанной работы, довольны результатом.

Некоторым детям очень нужна групповая форма работы. В условиях группы, где ребёнок может сравнить своё выполнение задания с другими участниками, хорошо решаются проблемы сенсо-моторной коррекции. При групповых формах работы можно показать удачные и неудачные способы решения задач, можно заметить какие-то новые личностные особенности, резервные способности и возможности.

Индивидуальные творческие задания позволяют обеспечить более тщательный выбор творческой деятельности, на основе интересов, склонностей, спецификой ограничений ребёнка.

Особую роль в развитии детского творчества играет в изобразительная деятельность детей. В подборе материалов для занятий важно учитывать темы, а также возрастные, а также индивидуальные особенностей детей. Творческая деятельность развивается с использованием различных художественных материалов и техник, как традиционных (аппликация, лепка, рукоделие), так и нетрадиционных (пластик, свечи, мелки, декупаж, папье-маше, составная аппликация с использованием фетра, ткани, кружева, тесьмы, ниток и т.д.). Так стимулируется интерес к творчеству, появляются предпосылки для развития творческой личности ребенка. Самыми продуктивными являются нетрадиционные техники. Именно они пробуждают в детях интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощают. Ребята начинают работать гораздо смелее и увереннее. При этом совершенно неважна степень их способностей.

Но без плотного взаимодействия семьи и педагогов полноценное развитие творческих способностей ребенка просто невозможно. Диалог между детским садом и семьёй строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребёнка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли воспринимается как равноправный партнёр в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.

Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателей, необходимо вовлекать их в жизнь детского сада, постоянно держать в курсе всех событий. Необходимо установить особую форму общения, которую можно назвать «доверительно-деловым контактом». Прекрасным способом укрепления взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является совместное участие педагогов, детей и родителей в разнообразных конкурсах, где царит соревновательный дух, а это помогает сплочению семьи, повышает инициативность родителей, дает радость успеха

Развитие творческих способностей имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что также важно для успешной социализации. Развивая творческие способности у детей, создаем условия для успешного дальнейшего существования в социуме.

Для того чтобы творческие возможности детей успешно реализовывались, нужны самые благоприятные условия, программно-методические средства и оптимистично-исследовательская деятельность педагогов и всех работников ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия и этапы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

«Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволяют развить эти способности вовремя». (О...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов»

Программапо выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ«Радуга талантов»...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52 "Аленький цветочек"     ПРИНЯТО на Педагогическом совете Протоко...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов» 15.10.22

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ«Радуга талантов»...

Программа дополнительного образования по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов

Программа дополнительного образования по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ «Радуга талантов...

Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ "Наши таланты"

Для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию...