Статья по теме "Особенности развития творческого воображения у детей с нарушениями зрения"
статья

Беззубенко Ксения Константиновна

В статье рассматриваются особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения некоторые подходы к оценке эффективности профориентационной работы в образовательной организации среднего профессионального образования. Представлены два блока критериев оценивания эффективности этой работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gatchina.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беззубенко Ксения Константиновна

Воспитатель

ГБДОУ № 8 комбинированного вида Василеостровского района

г. Санкт-Петербург,

Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения некоторые подходы к оценке эффективности профориентационной работы в образовательной организации среднего профессионального образования. Представлены два блока критериев оценивания эффективности этой работы.

Ключевые слова: инклюзивное образование, функциональные нарушения зрения, творческое воображение, творческие способности.

Текст статьи.

В наше время с развитием инклюзивного образования и специализированных программ в жизни детей с ограниченными возможностями открываются двери к новым горизонтам. В данной статье мы рассмотрим специфику развития творческого воображения у детей с нарушениями зрения. В условиях конкуренто-способности современного мира важно быть не только умным и исполнительным, всё больше ценятся люди, умеющие находить нестандартные решения. Необходимость взаимосвязи разных сторон развития творческого воображения у детей обусловлена подготовкой для общества креативно мыслящих людей, способных отходить от шаблонов и открывать что-то новое.

Выделяют три основных подхода к проблеме творческих и интеллектуальных способностей:

1. Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но недостаточные условия творческой активности личности.

2. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет.

3. Творческая способность - креативность - является независимым от интеллекта фактором [4].

Являясь одним из ведущих новообразований дошкольного возраста, воображение интенсивно исследуется психологами и педагогами. Результаты этого изучения представлены, в частности, в работах Т.Рибо, Э.П.Торренса, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Р.Лурии, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, а также О.В.Боровика, Н.А.Ветлугиной, А.Н.Давидчук, О.М.Дьяченко, #1052;ухиной и др. [2]

У каждого человека есть потребности в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможность реализовать свой творческий потенциал. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно, а ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрываться как личность. Творчество дает человеку переживание своей целостности, открывает возможности для самопознания, отражает его внутренний мир, стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у детей разные. Они зависят от нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяется наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка, особенно семья. Самым доступным вариантом деятельности является художественно – продуктивная деятельность.

Творчество - создание нового из старых элементов в сознании. Разработка нового продукта вызывает положительные эмоциональные реакции, что служит непосредственной наградой и мотивацией для дальнейших свершений. Творчество связано с развитием потребности в познании, в получении новой информации, которая достигается в процессе ориентировочно - исследовательской деятельности. Она составляет цепь ориентировочных рефлексов, каждый из которых обеспечивает получение определенной информации. Это не целенаправленная деятельность, а спонтанное проявление человеческой сущности. Выделяя признаки творческого, практически все исследователи творчества и сами творцы подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей разумом, а также изменчивость состояния сознания.

В момент творчества, непроизвольной активности психики, человек совершенно не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания. Образы зарождаются и исчезают спонтанно, борются с первичным замыслом, более яркие и динамичные образы вытесняют из сознания менее яркие.

Потребность в творчестве возникает тогда, когда оно нежелательно или невозможно из-за внешних обстоятельств: сознание как бы провоцирует активность бессознательного. Творческий акт сопровождается возбуждением и нервной напряженностью. На долю разума остается только обработка, придание законченности, социально приемлемой формы продуктам творчества, отбрасывание лишнего и детализация [3].

Однако степень реализации воображения ребенка во многом зависит от организации процесса обучения. В психологической науке широко обсуждаются теоретические аспекты творчества, разработаны методики диагностики воображения и существуют отдельные программы по его развитию у детей. Однако большинство этих исследований опирается на данные, полученные в работе с нормально развивающими детьми. Возможности воображения детей с нарушениями в развитии не так часто становятся объектом исследования. Выдвижение на первый план проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также активно развивающиеся процессы инклюзии и интеграции обуславливает актуальность изучения проблемы развития творческого воображения у детей с нарушениями в развитии.

Функциональные нарушения зрения являются наиболее часто встречаемым вариантом зрительной патологии в детском возрасте. Несмотря на наличие отдельных работ, посвященных изучению творческой деятельности детей данной категории, следует отметить недостаток глобальных исследований особенностей творческого воображения у детей с нарушениями зрения и частных методик его формирования.

Исследователи в области тифлопедагогики (А.Г. Литвак, Н.Г. Морозова, В.М. Сорокин, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др.) отмечают, что нарушения зрения ограничивают возможности развития воображения [6]. У детей с глубокими нарушениями зрительной функции наблюдается сужение чувственного познания, что оказывает неблагоприятное влияние на реконструкцию образов воображения. Однако благодаря компенсаторным механизмам и восстановлению сенсорного развития, логическому (понятийному) мышлению, а также активному функционированию других психических функций (представлений и памяти) воображение у слепых и слабовидящих детей может достигать значительных результатов и даже играть важную роль в процессах компенсации зрения и становления личности ребенка. Так, при ограниченном сенсорном развитии у детей с нарушениями зрения воображение восполняет восприятие и чувственное познание. При помощи воссоздающего воображения, с участием сохранных анализаторов и словесных описаний дети с нарушениями зрения формируют и создают образы объектов, которые не доступны им при непосредственном ощущении или восприятии.

Нарушения зрения, в том числе амблиопия и косоглазие, с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или понижении остроты зрения, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У детей с нарушенным зрением возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. У слабовидящих детей сам интерес к деятельности часто отсутствует. Дошкольники могут рисовать, лепить, так как их попросили, а не потому что им интересно. Может отсутствовать мотив творчества, стремления к нахождению новых оригинальных идей в процессе выполнения работы. Все это объясняется характером дефекта: у дошкольников с недостатками зрения в разной степени нарушены основные свойства зрительного восприятия (предметность и целостность, структурность и детальность, избирательность, обобщенность и симультанность). Это приводит к снижению адекватности отражения зрительной информации и, следовательно, к уменьшению регулирующей роли этой информации в изобразительной деятельности.

Воображение для детей с ослабленным зрением имеет такое же значение, как и для нормально видящих: преобразуя имеющиеся представления и понятия, оно расширяет сферу познания, создаёт возможность предвидеть результаты деятельности, способствует развитию мышления, воли, эмоциональной сферы, оказывает существенное влияние на формирование личности.

Отличаясь от представлений по своим функциям (образы памяти воспроизводят, а образы воображения реконструируют прошлый опыт), воображение теснейшим образом с ним связано. Ни один даже самый фантастический образ воображения не может быть создан без опоры на представления, а в конечном счёте без опоры на объективную реальность. Отсюда становится ясным, что узость круга, фрагментарность, недостаточная обобщённость и другие недостатки образов не могут не сказаться на уровне развития способности к воображению.

Одной из важнейших предпосылок развития воображения является разнообразие и богатство запаса образов памяти, так как именно представления являются объектом трансформации в образные комплексы воображения. Процесс трансформации, комбинирования прежнего опыта составляет сущность фантазии человека. Отсюда следует, что другим, не менее важным условием развития воображения является формирование операционально-комбинаторных механизмов этого процесса.

Качественные и количественные изменения образов памяти при слабовидении существенно затрудняют процесс их включения в комбинаторную сферу воображения и тем самым препятствуют развитию механизмов трансформации представлений. Таким образом, развитие воображения слабовидящих замедляется как за счёт обеднения чувственного опыта, так и трудностей в формировании операциональных механизмов.

Характеризуя в целом произвольное творческое воображение слабовидящих, следует подчеркнуть снижение его количественной продуктивности в сравнении с нормой. Это связано с бедностью и однообразием ассоциативных связей, лежащих в основе продуцирования образов фантазии. Качественные изменения в сфере воображения проявляются в снижении уровня оригинальности, т.е. новизны, нестандартности образов.

Для воображения лиц с дефектами зрения, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти. Часто наблюдается явление персеверации, т.е. склонность к повторению одних и тех же образов с незначительными модификациями. Образы воображения возникают, как правило, на основе очень простых и прямых аналогий. Вероятно, персеверации являются способом преодоления затруднений в репродуктировании образов воображения. Затруднён у слабовидящих и переход от одного образа к другому из-за низкой динамичности и пластичности.

Специфической закономерностью развития дошкольников с нарушением зрения, является трудности формирования образа окружающего мира, который характеризуется отсутствием целостности, нечеткостью, фрагментарностью, вербализмом знаний. Особенности зрительного дефекта и вторичных отклонений накладывают свой отпечаток на изобразительную деятельность детей с нарушением зрения. Из-за отсутствия понимания полноты и глубины окружающего мира снижается возможность самостоятельного практического опыта, слабое развитие моторики, несогласованность действия руки и глаза накладывают свой отпечаток на овладение ручными навыками и творческую деятельность детей. Максимально бедный моторный компонент сосуществует с гораздо более сложной и по существу вербальной продукцией. В отличие от нормально развивающихся детей, дошкольники с нарушением зрения ограничены в возможностях практического опыта, вследствие его неверного понимания. Они испытывают трудности в создании и реализации замысла, наблюдается поверхностное и схематическое отражение всех составляющих.

Обзор специальных исследований по данной тематике (В. Зайкаускас, И. Г. Корниловой, А. Г. Литвака, Л. И. Плаксиной, В. М. Сорокина) позволил предположить, что особенности творческого воображения у детей с функциональными нарушениями зрения связаны со слабой выраженностью мотивационного компонента деятельности, недостаточной подвижностью, инертностью, истощаемостью нервных процессов, эмоциональной недостаточностью. Недостаточный уровень осмыслённости образов фантазии проявляется в снижении способности к антиципации, т.е. к предвидению, опережающему отражению, вероятному прогнозированию.

Снижение подвижности и пластичности образов проявляется в затруднениях при осуществлении операции «ментальной ротации» или умственного вращения, т.е. способности к пространственному манипулированию образами, что, в частности, очень важно для пространственной ориентации.

В заключении подчеркнём, что наличие специфических черт в воображении лиц с дефектами зрения не снимает основных закономерностей развития этого процесса, последние в равной мере проявляются как в норме, так и при патологии зрения. Надлежащим образом организованное обучение и воспитание слабовидящих способно обеспечить полноценное развитие их воображения.

Литература

1. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. – М., 2003.

2. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М., 2000.

3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Собр. соч.: в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии // Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1999.

4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. [Текст] – М.: Академия, 1999.

5. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. 1988. № 6.

6. Литвак А.Г., Сорокин В.М., Головина Т.П. Практикум по тифлопсихологии. [Текст] – М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие художественно-творческих способностей у детей с нарушением зрения в процессе овладения ими различными нетрадиционными приемами изображения в рисовании"

В данной публикации я рассказала о том, как знакомить детей с нарушениями зрения с нетрадиционными приемами изображения в изобразительной деятельности. Этот материап может быть использован  воспи...

Методическая разработка «Развитие фантазии и творческого воображения у детей с нарушением зрения на занятиях прикладного творчества с элементами ТРИЗ»

На современном этапе развития общества большое внимание уделяется формированию у детей способности творчески мыслить. Дошкольный возраст является самым сенситивным периодом для развития творческого по...

Статья по теме: "Развитие игровой деятельности у детей с нарушением зрения".

Уважаемые коллеги ,надеюсь данная статья будет вам интересна и полезна....

Развитие творческого воображения у детей с нарушением зрения через нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования для детей в разных группах дошкольных учреждений имеют огромное значение. Прежде всего – это знакомство с изобразительным искусством, отличный вариант ...

Статья по теме: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте у детей возникает и формируется один из основных психических процессов — воображение, способность создавать на основе прошлого опыта новые представления, позволяющие планир...

Развитие творческого воображения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством бумагопластики

Актуальность проблемы развития творческого воображения у дошкольников заключается в том, что данный психический процесс представляет собой неотъемлемую составляющую любой формы творчества ребенка. Раз...