Учебно-методическая разработка "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности"
методическая разработка

Кучина Юлия Александровна

Учебно-методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности  

     Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче ощущения и восприятие, тем многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Дети с плохо развитой ручной моторикой оказываются обедненными. Они часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование разнообразных средств художественной деятельности дошкольников. Совершенствуя, и координируя, движения пальцев и кистей рук виды изобразительной деятельности влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

H.В. Антропова, В.М. Бехтерева, Е.К. Бережная в своих исследованиях рассматривали проблему развития мелкой моторики у дошкольников. По их мнению, мелкая моторика выражает одну из сторон двигательной сферы, тесно связана с письмом и речью детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». 

Изобразительная деятельность многогранна, учеными рассматривалась как средство определения степени умственного развития, как средство психолого-педагогического изучения ребенка. Именно изобразительная деятельность способствует развитию у детей зрительного восприятия и глазомера, тактильного восприятия.

 Актуальность изобразительной деятельности доказывается эффективностью в формировании мелкой моторики, которая приводит к точности движений рук. Сформированность навыков мелкой моторики оказывает огромное влияние на физические и психические особенности в развитии ребенка. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая тесно связана с письмом, речью ребенка, овладением предметными действиями. Физиологи под мелкой моторикой понимают движение мелких мышц кистей рук. Взаимосвязь «рука-глаз» имеет огромное значение, ведь зрение контролирует движение рук. Понятие «моторика» определяется А. Гомбургером как итог способностей и умений. Большой психологический словарь гласит о том, что тонкая моторика есть сфера всех двигательных функций организма. Вся человеческая жизнь требует скоординированных движений пальцев рук и самих кистей, для того чтобы человек мог писать, рисовать и выполнять простейшие действия. Ребенок на протяжении долгого времени находится на этапе познания жизни и всего окружающего мира. Мелкая моторика способствует развитию активной познавательной деятельности, качественному обучению. Изобразительная деятельность способствует эффективному развитию моторики, тем самым повышает эффективность обучения. В дошкольном учреждении на занятиях по художественно-эстетическому развитию дети овладевают навыками работы с кистью и красками, клеем и бумагой. Именно такие занятия развивают мелкую моторику. Изобразительная деятельность развивает трудолюбие и самостоятельность, отзывчивость и аккуратность. Навык подражания помогает развить у ребенка конструктивную деятельность. Раскрашивание оказывает огромное влияние на координацию движений, оно укрепляет двигательный аппарат рук, развивает зрительные и двигательные анализаторы. Именно раскрашивание является интересным и доступным видом деятельности. Ручки, карандаши укрепляют мелкую моторику. Лепка из пластилина и теста совершенствует осязание пальцев рук. Аппликация оказывает возможность точно передать формы и размер. Вырезание, склеивание благоприятно влияют на ручные навыки, создают предпосылки к овладению техникой письма. Штриховка с помощью трафарета помогает развить графический навык, способствует верной постановке рук. Данные занятия должны носить систематический характер. Мелкая моторика напрямую зависит от продуктивной деятельности. Изобразительное искусство помогает ребенку воплотить в реальность что-то интересное, значимое, именно это и развивает тонкую моторику. Пальчиковые игры, ниткопись, физические упражнения являются средствами развития моторики. Техника нетрадиционного рисования способствует развитию точности и скоординированности движения пальцев. В этой технике создаются необычные произведения, в которых цвет, линия и сюжет едины. Дети проявляют собственную инициативу, могут самовыразиться, учатся наблюдать и фантазировать, рисовать без кисти, карандашей и красок.

 Имеется целый ряд нетрадиционной техники изображения, которые способствуют развитию мелкой моторики у  дошкольников:

  • Точечный рисунок. Тренирует силу кисти рук и точность движений. Например, ватную палочку обмокнуть в краску, поставить перпендикулярно листу и изображать рисунок точками.
  • Рисование ладошками и пальчиками. Детям очень нелегко научиться рисовать и раскрашивать кистью, а рисование пальчиками очень доступно детям. Рисование пальчиками очень полезно для развития мелкой моторики рук. Все психологи в один голос расхваливают это гениальное изобретение. Ведь рисование пальчиками необычайно полезно для развития ребенка.

       Рисование ладошками  очень важно при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, кисти, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.  

  • Рисование поролоновыми тампонами. Развивает силу рук и точность движений, помогает сочинять и воображать.
  • Оттиск смятой бумаги. Улучшает силу сжимания и разжимания кистей, а также развивает зрительность и слуховое внимание.
  • Тычок жесткой полусухой кистью. Оказывает огромное влияние на ловкость рук и пространственное восприятие. Рисунок наносится по всей поверхности, передает особенность структуры. Например, обмокнуть кисть в краску, оставив ее полусухой, и резкими, точными движениями выполнить рисунок. Отсюда происходит регулирование силы нажимания на кисть.
  • Ниткография. Развивает силу кисти и тренирует щипковый захват нити, развивает точность в движениях пальцев.
  • Кляксография. Помогает тренировать точность движения рук, воспитать эстетическую манеру восприятия произведения искусства.
  • Печать листьями. Способствует развитию зрительно-моторной координации, ловкости рук. Натуральная природная форма помогает четко видеть художественный образ и замысел.
  • Рисование акварелью по влажной бумаге. С помощью добавления нового цвета красок развивается оптико-пространственное восприятие, позволяющее проявлять фантазию. Работа с водой благоприятно влияет на развитие чувствительности кончиков пальцев.
  • Воскография. Помогает тренировать не только щипковые захваты, но и развивать ловкость большого пальца. Свеча доказывает свою эффективность в развитии умений использовать непрерывные линии.
  • Действия с бумажными полосками. Отлично развивают ловкость как пальцев, так и кистей рук. Помогают дифференцировать восприятие трудового процесса по созданию различных предметов. Ножницы помогают развить скоординированность движения рук.
  • Техника пластинография. Плавность и сила мазковых движений помогает отработать четкость движений, ребенок может тактильно определить толщину пластилинового слоя. Ловкость и чувствительность пальцев помогает воспроизводить сложные шедевры.

Электронные ресурсы:

  1. https://1-sept.ru/component/djclassifieds/
  2. https://infourok.ru/master-klass-risovanie-ladoshkami
  3. https://umius.ru/news/razvitie-melkoj-motoriki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья «Необходимость  развития  мелкой  моторики  у  детей  дошкольног...

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность"

Развитие мелкой моторики оказывает решающее влияние на развитие речи, ловкости пальцев, стимулирует речевые зоны головного мозга....

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами - пластилинографии

Проект направлен на развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности, конструированию. Может реализовываться в любой группе, начиная с двух лет. Пластилинография – это один ...

Собственная учебно- методическая разработка.Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста.

Хотелось бы поделиться своим опытом в развитии мелкой моторики у детей младшего и среднего возраста....

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности (педагогический проект)

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности (педагогический проект)...