Игры по сенсорике
картотека

Джумагулова Лиана Изинуровна

Игры по сенсорике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_sensorike.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с бельевыми прищепками.

Цель: Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Игра-шнуровка.

Цель: Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка. В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику

И мелкую моторику!

Бусы

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу;  развитие усидчивости.

Материалы: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход: Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус. 

«Разложи фигуры по местам!»

Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы: Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники), рамка-вкладыш.

Ход: Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Отыщи фигуру»

Цель: Учить детей обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «разные», названия цветов; продолжать формирование у детей простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Ход: Для игры каждому ребенку понадобятся наборы геометрических фигур разного цвета (красного, синего, желтого и зеленого), размера (большие и маленькие) и формы (круги, квадраты и треугольники).
Воспитатель сначала просит найти среди различных по цвету и форме фигур круги, затем треугольники, квадраты. Потом фигуры перемешиваются, и педагог просит детей найти все фигуры красного цвета, затем желтого, синего и зеленого цветов. Фигуры снова перемешиваются, и дети теперь ищут маленькие фигуры, потом большие. Если дети хорошо справляются с заданием, можно дать им попробовать найти фигуру по двум, а затем по трем признакам. Например, описание фигуры с двумя признаками: красные круги (цвет и форма), маленькие треугольники (размер и форма), большие синие фигуры (размер и цвет). Примеры описаний фигур с тремя признаками: маленький желтый квадрат, большой зеленый треугольник и т.п.

«Отгадай, кто нарисован»

Цель: Развивать наблюдательность, активное внимание.
Для игры нужно приготовить картинки с фрагментарным или силуэтным изображением животных и знакомых детям предметов (10-20 картинок).

Ход: Воспитатель показывает малышам эти картинки, а они должны догадаться, что хотел нарисовать художник. Тот ребенок, который первым догадается о содержании картинки, получает приз — карандаш. Выигрывает тот, у кого за игру накопится больше карандашей.Лучше, если педагог подготовит не одно, а несколько изображений каждого предмета (в разных стадиях создания рисунка), тогда, даже если дети не догадаются о содержании рисунка по первой картинке, им можно будет предъявить вторую или третью, на которых изображение уже близко к завершению.

«Классификация по форме»

Цель: Учить сравнивать объекты с учетом двух свойств — величины и формы. Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться; учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Ход: Для этой игры используются пластиковые или деревянные геометрические фигурки различного цвета и формы (круг, квадрат, треугольник). Фигурки перемешиваются, а затем воспитатель предлагает детям выбрать из этого множества все круги. Дети ищут и выбирают круги. Эти круги складывают отдельно от других фигурок. Затем так же выбирают все треугольники, складывая их отдельно от кругов и квадратов. Педагог спрашивает детей, как называются те фигурки, которые остались (квадраты). Затем воспитатель просит взять круги и выложить из них червячков (или цепочки). Если дети затрудняются, он показывает, как это делается. После этого взрослый просит взять квадраты и построить из них башни, а затем взять треугольники и сложить из них волчок, или юлу.

«Чудесный мешочек»

Цель: Формировать умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять. Учить точно выполнять инструкции воспитателя, развивать общую моторику.

Ход: Для данной игры нужен любой непрозрачный мешочек, в который могут уместиться игрушки, знакомые детям, кубики, пуговицы и другие предметы, узнаваемые на ощупь. Игрушки складываются в мешок, и детям предлагают, не глядя в мешок, взять рукой один из предметов и определить, что это за предмет. Если ребенок правильно определит предмет, он берет его себе. Если неправильно, бросает его обратно в мешочек. К мешочку подходят все дети по очереди. Игра продолжается до тех пор, пока в мешке не кончатся все игрушки. Выигрывает тот ребенок, которому удалось собрать больше игрушек.

«Запомни порядок кружков»

Цель: Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные», названия цветов; продолжать формирование простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Ход: У меня есть кружки. Их много, полная шкатулка. Перед вами лежат кружки, и у меня есть кружки, эти кружки лежат в шкатулках. В каждой вашей шкатулке нужно расположить кружки в определенном порядке, так же, как у меня. Каждому из детей раздают набор картонных кругов в коробке из-под конфет (2 красных, 2 желтых, 2 синих и, 2 зеленых). У педагога должны быть карточки, на которых все круги расположены в определенном порядке. Педагог показывает одну карточку за другой, дети запоминают расположение кругов. Педагог убирает карточки, дети выкладывают круги в своих коробках.

«Найди такую же деталь»

Цель: Учить определять название различных цветов; работать над умением дифференцировать различные цвета, опираясь на зрительные ощущения, то есть развивать зрительное восприятие. Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, осуществляя выбор из двух величин одинаковой формы.

Ход: В этой игре используются детали любого детского конструктора («Лего», «Строитель» и др.). Важно, чтобы детали каждого цвета и формы были в нескольких экземплярах (их количество должно быть не меньше, чем число детей вместе с воспитателем). Все детали перемешиваются и выкладываются на стол или на ковер. Затем педагог берет одну из деталей и просит всех найти такую же. Дети ищут детали конструктора, ориентируясь по форме и цвету, и дают найденные фигуры взрослому. Взрослый складывает эти детали отдельно и предлагает найти следующую фигуру. Игра продолжается до тех пор, пока не будут рассортированы все детали. Можно усложнить игру. В этом случае детали, которые найдены детьми, не убираются, а кладутся обратно к оставшимся. Таким образом, детям приходится выбирать нужные детали не из убывающего раз за разом набора, а из одной и той же совокупности. То есть сложность задания не уменьшается, как в первом варианте, а остается неизменной. Если используются детали конструктора «Лего», в конце игры можно предложить каждому ребенку выбрать любую группу деталей (то есть деталей одинаковой формы и цвета) и построить из них все, что они захотят и смогут. Их постройки должны состоять из одинаковых фигур, но даже из одинаковых деталей можно построить довольно оригинальные конструкции. Из полученных сооружений устраивается выставка. Конечно, педагог обязательно должен похвалить каждого строителя за его архитектурное произведение.

«Назови свойства материалов»

Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.

Демонстрационный материал к игре: образцы различных на ощупь материалов (гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.

Ход: Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратиками, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые... Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах. Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

«Собери игрушку»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Материал: 
Для этой игры необходимо изготовить из фанеры, поролона или картона силуэт какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), вырезать глаза, нос, рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места. Вкладыши можно раскрасить в соответствующие цвета.

Ход: Дети должны самостоятельно найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на платье у куклы или на одежде у игрушечных зверят). Пусть дети вставят вырезанные кусочки в отверстия.

«Картинка из фигур»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие. Эта игра направлена на развитие воображения и творческих способностей детей.
Материал: Н
абор геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого ребенка: всего 12 или 24 фигуры (по 2 или 4 фигуры каждого вида). Эти фигуры можно изготовить из картона или тонкой пластмассы. Для воспитателя нужны такие же фигуры большего размера для закрепления их на фланелеграфе.

Ход: В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры. Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение. 

«Длинный - короткий»

Цель: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.

Ход: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

«Вкладыши»

Цель: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

Ход: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг, квадрат, треугольник.

«Найди такой же цветочек»

Цель: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.

Ход: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.

«Обведи и заштрихуй»

Цель: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.

Ход: Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.

«Один – много»

Цель: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.

Ход: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.

«Разноцветные клубочки и прищепки»

Цель: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.

Ход: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а потом развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

«Большой, поменьше, маленький»

Цель: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

Ход: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.

«Покажи такую же»

Цель: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.

Ход: Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель отдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

«Красный, желтый, синий, зеленый»

Цель: Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.

Ход: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.

«Вставь втулочку»

Цель: Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.

Ход: Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулочек. Показывает и обговаривает свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное.

«Бусинки»

Цель: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.

Ход: Игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.

«Зашнуруй ботинок»

Цель: Учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.

Ход: Игра проводится с подгруппой 1-2 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «ботинки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать.

«Собери и разбери пирамидку»

Цель: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании.

«Нанизывание кольца на шнурок»

Цель: Закрепить умение действовать с предметами, развивать моторику: кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).

«Цветное домино»

Цель: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.
Ход: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок

«Включи - выключи, открой - закрой

Цель: Продолжать развивать моторику кистей рук, умение пользоваться выключателями, щеколдами, шпингалетами, крючками.

«Найди нужный цвет»

Цель: Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.

«Раскладывание однородных предметов разной величины»

Цель: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.

Ход: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по сенсорике.

Представлены игры для детей от 2-4 лет....

Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет

Игры-занятия для развития сенсорных навыков детей....

Игры по сенсорике.

интересные...

Программа дополнительного образования «Я САМ» по теме: «развивающие игры по сенсорике»

П Л А Н  Общие положенияСовет программыПояснительная запискаТеоретическое обоснование, актуальность программыЗаконодательно-нормативное обеспечение программыОсновные  принципы...

Игры по сенсорике для младших дошкольников

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, ку...

дидактическаие игры по сенсорике

Цель игры: развитие сенсорного восприятия.  Дидактические задачи: Образовательные: •Расширять и активизировать словарь по лексической теме «Транспорт»; •Сове...

дидактическаие игры по сенсорике

Цель игры: развитие сенсорного восприятия.  Дидактические задачи: Образовательные: •Расширять и активизировать словарь по лексической теме «Транспорт»; •Сове...