Комплекс ритмических упражнений с клавесами
материал (старшая группа)

Галдина Анна Владимировна

Комплекс ритмических упражнений с клавесами 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_ritmicheskih_igr_s_klavesami.docx646.85 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс ритмических игр с клавесами

Цель:

  • Стимулировать развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников, путем использования клавес в речевых и музыкальных играх

Задачи:

  • Развивать умение чувствовать, понимать ритм, передавать его в движении, игре на музыкальных инструментах.
  • Совершенствовать умения передавать ритмический рисунок слова.
  • Развивать артикуляцию и мелкую моторику.
  • Развивать навыки элементарного импровизационного движения.

Упражнения с ритмическими палочками очень нравятся детям. Они привлекают внимание детей, вызывают интерес, являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развитии метроритмического и тембрового слуха: ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать и даже молчать!

Способы игры на клавесах:

  • стучим одной клавесой по другой, при этом сверху может оказываться одна и та же клавеса, либо правая и левая меняются;
  • кладём одну клавесу на пол горизонтально, стучим по ней другой;
  • трём одну клавесу о другую;
  • ставим одну клавесу на пол верикально, стучим другой по её верхнему концу («забиваем гвоздь»);
  • кладём        клавесы        на        пол        перед        собой,        катаем        их        вперёд        – назад («брёвнышки»);
  • удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так , чтоб клавесы не упали;
  • одна клавеса лежит на полу горизонтально, вторая толкает концом, чтобы она катилась («машинка»);
  • держим одну клавесу горизонтально перед собой, второй – стучим попеременно то по одному, то по другому концу;
  • стучим клавесами, как по барабану, по резиновому мячу, воздушному шарику, зажатому между коленей, по миске, перевёрнутой вверх дном

,или по пластмассовой крышке.

Предметы, в которые могут превратиться клавесы:

  • сосульки, свисающие с крыши (держим клавесу за верхний конец, позволяя свободно раскачиваться);
  • лыжи (кладём клавесы перед собой на пол вертикально и двигаем вперёд назад попеременно то одну, то другую палочку);
  • рога (приставляем две клавесы к голове, говорим «ме» или «му»);
  • скрипка (зажимаем один конец клавесы между плечом и подбородком, второй держим рукой, другая палочка выполняет роль смычка, ею мы скользим поперёк «струн скрипки»);
  • качели (одна клавеса лежит вертикально на полу, другая поперёк.

Ставим и качаем пальчики, положив их на концы горизонтально лежащей палочки);

  • костёр (складываем из клавес кучу в виде шалаша, над которой «греем руки», прыгаем через «костёр»);
  • молоток (ставим одну клавесу на пол вертикально, стучим по её верхнему концу второй клавесой);
  • дирижёрская палочка (машем перед собой одной палочкой).

Две маленькие палочки, а сколько возможностей!

Детям нравятся сложные, но посильные задачи. Предлагаю им повторить под музыку следующие движения, разные для обеих рук:

  • одной клавесой стучим, другой - шуршим, двигая по полу.
  • одной клавесой рисуем круг на полу, другой в воздухе;
  • закрыв глаза, крутим клавесы перед собой, а потом пытаемся соединить их концы в воздухе, не промахнувшись.

Такие движения расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

В работе с детьми активно использую речевые упражнения. Использование этих упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести его в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.

Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течении всего учебного года. По желанию педагога занятие может быть полностью посвящено развитию чувства ритма.

Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринужденный игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности

каждого ребенка. Привлекая воспитателя к работе с детьми по данной системе, необходимо в первую очередь подготовить его самого. Для этого проводятся индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели учатся работать с клавесами. Во время проведения консультаций они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах, приобщает их к музыке независимо от способностей, раскрепощает индивидуальные творческие силы, развивает природную музыкальность.

Комплекс игр на клавесах

Игра№1 «Делай как я».

Задача – учить детей реагировать на смену движений.

Варианты игры:

  • шагать палочками по полу «топ-топ»;
  • стучать палочками «тук-тук»;
  • стучать «шляпками» палочек;
  • стучать основаниями палочек;
  • перекатывать в ладошках, «греть» палочки;
  • катать «колбаски» по полу;

-стучать палочками над головой;

  • прятать палочки за спиной.

Методические рекомендации:

Педагог не меняет движение, пока все дети не включатся в игру. Важен не темп игры, а внимание и активность детей. Игра может сопровождаться звучанием ритмичной маршевой или танцевальной музыки.

Игра №2 «Эхо».

Задача – умение придумать ритмический рисунок и передать его игрой на палочках.

Ход Игры:

Дети встают или садятся по кругу. Педагог стучит палочками ритмический рисунок. Дети повторяют. Роль ведущего педагог может передать словесным сигналом: «Саша». Саша начинает исполнять свой ритмический рисунок,

который повторяют все дети. Саша передаёт роль ведущего словесным сигналом: «Маша». Маша продолжает игру.

Игра может сопровождаться звучанием музыки.

Методические рекомендации:

Игрой на палочках можно раскрасить исполнение небольших стихов, что тренирует у детей память, чувство ритма, развивает тембровый слух и

детское творчество: умение создать собственную модель.

Игра №3 «Ножки».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Ход игры:

Ножки, ножки, вы шагали?        (задаёт вопрос педагог)

Мы шагали, мы шагали.        (дети стучат палочками поочерёдно)

Ножки, ножки, вы бежали?        (спрашивает педагог)

Мы бежали, мы бежали.        (дети отвечают и стучат быстрее)

Ножки, ножки, вы плясали?        (спрашивает педагог)

Мы плясали, мы плясали.        (дети вращают палочками в воздухе)

Ножки, ножки, вы устали?        (спрашивает педагог)

Мы устали, мы устали.        (дети катают палочки в ладошках)

Ножки, ножки, отдыхали?        (спрашивает педагог)

Отдыхали, отдыхали.        (дети катают палочки по полу)

И опять всё начинали!        (стучат палочками одновременно по полу)

Игра №4 «Маленькие ушки».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Ход игры:

Маленькие ушки        (поставить палочки на голову)

Превратились в мушки,        (вращать палочками в воздухе)

А потом в лягушки,        (стучать палочками справа – слева по полу)

И в колотушки,        (стучать палочкой о палочку)

И в топотушки,        (стучать палочками по полу)

И в потягушки.        (потянуться руками)

Игра №5 «Гвоздь и молоток».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Ход игры:

Вот гвоздь, молоток.        (показать палочки поочерёдно) Мы построили мосток.        (стучать палочкой о палочку) Мы по мостику пойдём                («шагать» палочками)

И друзей себе найдём.        (стучать палочками по полу одновременно)

Игра №6 «Петушок».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Ход игры:

Посмотри-ка: по дорожке

Ходят маленькие ножки,        (стучать палочками поочерёдно по полу)

На головке гребешок,        (стучать палочками над головой)

Кто же это?        (развести руки в стороны)

Петушок!        (стучать полочками одновременно по полу)

Игра №7 «Пельмешки».

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Ход игры:

Ручки помыли,        (перекатывать палочки в ладонях) Тесто замесили.                (катать палочки по полу ладонями) Станем без спешки

Стряпать пельмешки.        (стучать палочками поочерёдно по полу)

Слышишь, баба?        (стучать у правого уха)

Слышишь, дед?        (стучать у левого уха)

Приходите на обед!        (стучать палочками одновременно по полу)

Игра № 8 «Учим палочку танцевать» (Играем с одной палочкой) Задача: учить детей передавать несложный ритмический рисунок. Ход игры:

Тише, тише, палка спит.        (палочка лежит на столе, указательный пальчик

Палка – палочка лежит.        правой руки поднести к губам)

А теперь пора вставать,

Будет палочка плясать        (хлопают в ладоши)

Пляшет палка у меня –

Ля-ля-ля, ля-ля-ля        (стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм) Методические рекомендации:

Ритм задает ведущий игры: Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля, ля, ля-ля, ля; и т. д.

Игра № 9 «Прыг да скок» (Играем с двумя палочками)

Задача: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом.

Ход игры:

Прыг да скок, прыг да скок, скачет зайка серый бок.

(стучать торцом палочек по любой поверхности, поочередно)

Летом - серенький, зимой - беленький.

(стучать палочками друг о дружку - крест на крест)

По лесочку прыг-прыг-прыг, по снежочку тык - тык - тык. (стучать торцом палочек одновременно по поверхности) Под кусточком присел, отдохнуть захотел.

(палочки положить на поверхность)

Игра №10 «Козлик» (Играем с двумя палочками)

Задача: умение выразительно изобразить образ героя.

Ход игры:

Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять

(сделать рожки на голове)

Козлик ножками стучит,

(стучать торцом палочек поочередно по любой поверхности)

По - козлиному кричит: Бе-е-е!

(сделать рожки на голове)

Игра №11 «Аты-баты» (Играем с двумя палочками)

Задача: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, развивать внимание.

Аты-баты шли солдаты        (стучать торцом палочек поочередно)

Аты-баты на базар                (стучать палочками друг о дружку - крест накрест) Аты-баты, что купили?                        (стучать торцом палочек поочередно) Аты-баты самовар.        (стучать палочками друг о дружку - крест на крест) Игра №12 «Зарядка» (Играем с двумя палочками)

Задача: развитие двигательной сферы, координации движений, внимания, мышления.

Ножками затопали: топ, топ, топ! (стучать торцом палочек поочередно) Ручками захлопали: хлоп, хлоп, хлоп! (стучать палочками друг о дружку) Сели! Встали!        (положить палочки на стол, поднять)

Снова сели!        (опять положить палочки на стол)

А потом всю кашу съели!        (погладить правой ладошкой себе животик)

Игра №13 «Веселый мишка» (Играем с двумя палочками) Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.

Мишка весело шагал:

Топ! Топ! Топ! Топ! (стучать торцом палочек поочередно) А потом он побежал:

Топы-топ, топы-топ! (стучать торцом палочек поочередно) Вдруг споткнулся и упал: Бух! (положить палочки на стол) Отряхнулся и сказал: Ух! (поставить палочки на торец)

Вывод:

С помощью «палочек - стучалочек» можно озвучить любое стихотворение, рассказ, ребята могут сами придумать любую увлекательную историю. Тем самым работа становится увлекательной и интересной.

Играя на клавесах, дети учатся:

  • манипулировать палочками, развивают координацию рук;
  • находить различные приёмы звукоизвлечения;
  • ритмично передавать метр и ритм стиха;
  • развивается ритмический, тембровый слух, память, внимание;
  • развивается творческая активность, изобретательность, фантазия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс музыкально-ритмических упражнений для детей на мелодии старинных русских песенок "Ладушки"

Комплекс музыкально-ритмических упражнений для детей на мелодии старинных русских песенок "Ладушек" включает в себя следующие упражнения:"Часы""Кот и мыши""Стрекоза""Прогулка""На лошадке" и т.п....

Комплекс ритмической гимнастики во второй младшей группе «Упражнение с лентами»

Комплекс ритмической гимнастики Упражнение с лентами...

Ритмические игры с клавесами (палочками)

Ритмические игры с клавесами (палочками)...

Комплекс ритмических упражнений по гимнастике

Методическая разработка с комлексом ритмических упражнений по гимнастике для детей дошкольного возраста...

ритмические игры с клавесами

методическое пособие для педагогов. будет полезно, как для вроспитателей - для разучивания стихотворений и более быстрого и легкого запоминания, так же для музыкальных руководителей в качестве дополни...

Упражнения на клавесах

В материале представлены примеры использования клавесов нейромузыкальных занятиях. такие рифмованные мтрочки можно пропевать на простейшую двух-трёхступенную мелодию....