Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Адаптируемся, играя».
статья (младшая группа)

Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Адаптируемся, играя»

Актуальность.

Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные для него условия. Поэтому на этом этапе очень важно, как легко ребёнку будет привыкнуть к новым условиям. Я в свою очередь делаю всё, чтобы малыш справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески стараюсь предупредить и не допустить проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в детском саду, которая приводила бы к наиболее безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяло бы формировать положительное отношение к дошкольному учреждению. Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра. Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок — взрослый" и "ребенок — ребенок" и обязательно включать игры и упражнения. Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. В связи с вышеизложенным считаю, реализацию проекта актуальной.

 

Информационная карта проекта.

Цель проекта:

Создать благоприятные условия для облегчения периода адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с помощью игровой деятельности.

Задачи:

1. Создать необходимую предметно – развивающую среду в группе для облегчения периода адаптации детей;

2. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей в период адаптации;

3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения через игровую деятельность;

4. Формирование у малышей здорового образа жизни, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психический комфорт;

5. Воспитывать у детей уверенность в самих себя и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

6. Формировать доверительные и доброжелательные отношения детей к взрослым и друг другу через игровую деятельность;

7. Установление дружеских партнёрских отношений между воспитателем и родителями, приобщение их к процессу адаптации.

Продолжительность проекта: краткосрочный (сентябрь – октябрь – ноябрь, в зависимости от поступления детей в ДОУ)

Тип проекта: групповой, социально — практический

Участники: воспитатель, дети 1младшей группы, родители.

Ожидаемый результат:

• Максимально безболезненное преодоление адаптации малышами;

• Дети активно участвуют в играх;

• Объединение детей в один большой дружный коллектив, они доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым;

• Малыши расслабятся и успокоятся, у них пройдёт страх;

• Между воспитателями и родителями установятся дружеские партнёрские отношения, что заставит их принять активную позицию к адаптации и дальнейшей жизни детского сада.

Формы работы с детьми:

• элементы телесной терапии (обнять, погладить);

• игрушки – забавы, игрушки – сюрпризы;

• игры — занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки, игры — имитации;

• элементы театрализованной деятельности;

• исполнение фольклора во всех режимных моментах;

• релаксационные игры;

• игры с песком и водой:

• игровые методы взаимодействия с ребенком, основная задача которых формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

• элементы закаливающих мероприятий.

Этапы работы:

I. Организационный

• Пополнение предметно – развивающей среды;

• Подбор методической, художественной литературы, дидактических игр;

• Подборка игр, совместных мероприятий с родителями;

• Разработка информационного материала для родительского уголка и анкет;

• Составление перспективного плана на адаптационный период.

II. Основной

• Заполнение индивидуальных адаптационных карт;

• Знакомство с родителями, заполнение анкет, проведение родительских собраний;

• Знакомство детей с детским садом, воспитателями, друг с другом;

• Совместная деятельность с детьми в соответствии с составленным планом: игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; игры, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения; игровые ситуации, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков; игровые ситуации, направленные на формирование элементарных навыков самообслуживания; подвижные и сюжетно – дидактические игры, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на прогулке.

работа с родителями.

II. Заключительный (презентационный)

• Мониторинг адаптации карт;

• Подготовка презентации по проекту.

План реализации проекта для детей 2-3 летнего возраста:

1. Игры, направленные на формирование доверительных, доброжелательных отношений детей к воспитателю и друг к другу.

Задачи: Познакомить детей с воспитателем, друг с другом, способствовать формированию доброжелательных отношений в группе.

• «Давайте познакомимся»

• «Кто у нас хороший?»

• «Как тебя зовут?»

• Здравствуйте, ладошки»

• «Здравствуй правая рука…»

• «Расскажем котёнку Мурзику, что кусаться нельзя»

• «Поможем помириться Лисе и зайчику».

• «Солнышко и дождик»

2. Игры – забавы, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Задачи: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.

• Игры с мыльными пузырями

• «Солнечные зайчики»

• Игры с воздушными шарами

• Игры с детскими вертушками

• Игры с музыкальными игрушками

• Использование потешек–уговорок

• Игры с песком и водой

3. Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания.

Задачи: Учить детей в определенной последовательности мыть руки. Учить детей правильно держать ложку, есть аккуратно, знакомить с нормами поведения за столом. Формировать умение детей убирать за собой игрушки. Формировать умение детей одеваться и раздевать с помощью воспитателя. Воспитывать чувство аккуратности.

• «Научим Степашку умываться»

• «Я тебе перед едой руки вымою водой»

• «Послушная ложка»

• «Покажем кукле Арине как надо аккуратно кушать»

• «Напоим кукол чаем»

• «Оденем куклу Лизу на прогулку»

• «Посмотрите, мы большие, сами одеваемся»

• «У нас в группе беспорядок»

• Потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Кран откройся, нос, умойся», «Закатаем рукава», «Сорока, сорока, кашу варила», «Ладушки, ладушки».

4. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки.

• «Я куклу Наташу катаю в коляске»

• «Спрячем ёжика»

• «Покажем Степашке наши кроватки»

• «Мишка косолапый манит деток лапой»

• «По дорожке Настя шла»

План работы с родителями на адаптационный период.

Цель: Установление дружеских, партнерских отношений между воспитателями и родителями.

1. Анкетирование

2. Консультации:

• «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

• «Значение режима дня для воспитания ребёнка»

• «Профилактика простудных заболеваний»

• «Театрализованные игры в помощь при адаптации»

• «Речевые игры по дороге в детский сад»

• Родительское собрание «Давайте познакомимся»

• Совместная работа с родителями по изготовлению куклы «Королевы Осени» на выставку поделок «Осенняя сказка».

• Совместная экскурсия по городу «Осенний Шлиссельбург».

• Оформление фото –выставки «Адаптируемся играя».

Реализация проекта

Изучив актуальность темы, я для себя сформулировала цель и задачи, разработала план реализации проекта, подобрала информацию, картотеку игр, наглядный и технический материал.

В июне 2019 года администрацией детского сада было проведено родительское собрание с целью познакомить их с ДОУ, его условиями, воспитателями и другими работниками.

На первом этапе своей работы я собрала информацию о воспитанниках, их семьях, индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Для этого родителям были предложены анкеты, что позволило найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, и очень помогло в планировании моей дальней работы на адаптационный период. (Приложение 1)

В сентябре 2019 года начался поэтапный приём малышей в группу раннего возраста с постепенным увеличением времени пребывания их в группе.

Одним из важных условий эффективной работы в период адаптации явилось правильно организованная предметно-развивающая среда, подборка игр, игровых ситуаций, потешек, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку. (Приложение 2)

На протяжении всего адаптационного периода на каждого ребёнка ведутся индивидуальные адаптационные карты, где ежедневно отслеживались поведение, настроение ребёнка, взаимодействие с воспитателем и другими детьми. (Приложение 3)

Помимо продуктивной деятельности с малышами велась и постоянная работа с родителями. За два месяца нашей адаптации они приняли активное участие в родительском собрании, субботнике по благоустройству участка детского сада, выставке поделок «Осенняя сказка», пришли на мастер – класс по изготовлению куклы «Королевы Осени».

К концу октября нашу группу посещает 20 детей.

Результат проекта

Общий эмоциональный фон поведения малышей стал положительным, снизилась тревожность, дети стали проявлять активность в игровой и познавательной деятельности.

Положительно складываются отношения в детском коллективе.

У малышей получается взаимодействовать и сотрудничать, владеть своими чувствами, позитивно относиться к другим людям.

Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй.

Анализ индивидуальных адаптационных карт показал, что адаптационный период протекает успешно: лёгкая адаптация наблюдается у 14детей (70%, средняя адаптация наблюдается у 6 детей (30%, тяжёлая адаптация отсутствует.

Я считаю, что такого хорошего результата мы достигли благодаря правильно запланированной деятельности детей в течении дня, подобранным игровым технологиям. Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй.

Размышляя над своей работой, хочется подчеркнуть, адаптация – сложный стрессовый период для малыша, поэтому мы, опытные педагоги, отдавая свою любовь детям, помогаем преодолевать трудности этого периода. Для себя подчеркнула, надо чаще привлекать родителей к совместной деятельности.

Проект ещё не закончен, так как дети продолжают поступать в ДОУ, в том числе и в мою группу. Поэтому я и дальше буду продолжать работать над ним.

Список литературы:

1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.

3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.

4. Сертакова Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.

5. Губанова Н. В. «Игровая деятельность в детском саду». Для работы с детьми 2-7 лет. М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

6. Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И, «Планирование образовательной деятельности в ДОО. Первая младшая группа. Методическое пособие. ФГОС ДО.

Приложение:

«Давайте познакомимся»

Цель: Познакомить детей между собой. Учить называть друг друга по именам.

Ход игры: Дети с педагогом становятся в круг. У воспитателя в руках игрушка. От её имени педагог знакомится с каждым ребёнком, побуждая детей назвать своё имя.

«Кто у нас хороший»

Цель: Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость.

Ход игры: Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Используя текст русской народной песенки, он приговаривает:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Воспитатель выводит и обнимает его.

Ванечка хороший (Олечка хорошая,

Ванечка пригожий (Олечка пригожая).

«Ванюшка светловолосый. с темными глазами, красивый. Сильный и не плакса», — говорит педагог. («Олечка хорошенькая, веселая, свою куклу Машу любит, песенки ей поет. А детям споешь? Я тебе, если потребуется. Помогу…» «Дима хороший. Дима пригожий. Сильный, он не дерется. Умеет строить высокие башни…»)

Расхвалив 5- 6 детей, педагог приглашает всех детей к себе.

Педагог по очереди обнимает детей: «Замечательные у меня дети, — завершает общение с малышами педагог, — красивые, умные, добрые, веселые. Я вас всех люблю».

«Как тебя зовут?»

Цель: Знакомство с вновь поступающими детьми.

Ход игры: Дети садятся на ковёр образовав круг. Воспитатель передаёт мяч с вопросом: «Как тебя зовут?». Ребёнок отвечает и дальше передаёт мячик с тем же вопросом.

«Здравствуйте ладошки»

Цель: Формирование контроля над движениями, развитие умения различать части своего тела.

Ход игры: Здравствуйте, ладошки! — Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.

Хлоп-хлоп-хлоп! — 3 хлопка.

Здравствуйте, ножки! — Пружинка.

Топ-топ-топ! — Топают ногами.

Здравствуйте, щёчки! — Гладят ладонями щёчки.

Плюх-плюх-плюх! — 3 раза слегка похлопывают по щекам.

Пухленькие щёчки! — Круговые движения кулачками по щекам.

Плюх-плюх-плюх! — 3 раза слегка похлопывают по щекам.

Здравствуйте, губки! — Качают головой вправо-влево.

Чмок-чмок-чмок! — 3 раза чмокают губами.

Здравствуйте, зубки! — Качают головой вправо-влево.

Щёлк-щёлк-щёлк! — 3 раза щёлкают зубками.

Здравствуй, мой носик! — Гладят нос ладонью.

Бип-бип-бип! — Нажимают на нос указательным пальцем.

Здравствуйте, ребята! — Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Здравствуйте! — Машут рукой.

«Здравствуй правая рука»

Цель: Настроить детей на доброжелательный лад, учить здороваться при встрече.

«Солнышко и дождик»

Цель: Развивать двигательную активность детей, учить выполнять движения по сигналу воспитателя.

Ход игры: Воспитатель берёт зонтик и предлагает детям погулять:

«Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко, — Сейчас выйду и позову детей играть!». Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

Дети прослушивают и повторяют вслед за воспитателем стихотворение. Затем под его слова совершают следующие движения, подражая взрослому:

Топ-топ-топ-топ (все топают ножками, стоя на месте,

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ,

Топ-топ — топ (пауза).

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп (все хлопают в ладоши, подражая воспитателю,

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп.

«А теперь побегаем!» — предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разы стороны. Неожиданно для них воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик начинается! Скорее прячьтесь под зонтик ко мне!». Все спешат в свои домики.

«Послушайте, как барабанит дождик по крышам», — говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. Воспитатель и дети произносят стишок:

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи…

«Солнечные зайчики»

Цель: Создать положительную атмосферу, помочь детям эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение

Ход игры: Взрослый зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

Дети ловят солнечных зайчиков. Можно пускать зайчиков по земле, а дети на него будут пытаться наступить.

Игры с мыльными пузырями «Кто больше поймает пузырей»

Цель: Помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение.

Ход игры: Дети гоняются за мыльными пузырями, пытаясь как можно больше их «поймать.

«Оденем куклу Лизу на прогулку»

Цель: Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку.

Ход игры: Чтение стихотворения Благининой «Новая одежда».

Воспитатель говорит, что кукла Лиза уже позавтракала и хочет гулять. Показ и рассматривание новой одежды для Лизы. Совместная деятельность воспитателя с детьми: последовательное одевание куклы на прогулку, сопровождая действия чтением потешек (Вот они сапожки., Моя Катя маленька.)

«У нас в группе беспорядок»

Цель: Формировать навык ориентироваться в группе, умывальной, раздевалке. Учить детей поддерживать постоянный порядок в игрушечном хозяйстве детского сада и дома.

Ход игры: Чтение стихотворения «Маша – растеряша».

Беседа по содержанию стиха. Воспитатель создаёт условия для появления куклы Петрушки в группе. Расстановка принесённых предметов по местам.

«По дорожке Настя шла»

Цель: Учить детей справляться с негативными проявлениями. Развивать воображение, дружеские чувства, самостоятельность, внимание. Воспитывать чувство терпимости, отзывчивости.

Ход игры: Все дети ходят по кругу, а тот, кого выбрал педагог, находится в центре и выполняет движения, соответствующие словам:

По дорожке Настя шла,

Настя тапочки нашла.

Настя тапки примеряла,

Чуть надела – захромала.

Стала Настя выбирать,

Кому тапочки отдать

Никите тапки хороши.

На, надень и попляши.

Все напевают плясовую мелодию, а первый ребёнок и выбранный им свободно пляшут внутри круга. Затем первый ребёнок возвращается в круг, а выбранный им остаётся в кругу, и игра начинается сначала.

Игры с песком.

Цель: Познакомить со свойствами песка, помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через практические действия с песком.

Игры с водой.

Цель: Познакомить детей со свойствами воды «теплая», «холодная». Помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через практические действия с водой.

Использование потешек – уговорок.

Цель: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.

Не плачь, не плач,

Куплю калач.

Не плачь, дорогой,

Куплю другой.

У лисы боли,

У волка боли,

У Николаши боль

На берёзку в лес улети

Ай лады, лады, лады!

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Приложение 4.

1. Предметно-развивающая среда группы.

2. Игры, направленные на формирование доверительных, доброжелательных отношений детей к воспитателю и друг к другу.

3. Игры–забавы, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

4. Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование

культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания.

5. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки.

6. Приобщение родителей в процесс адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «Адаптируемся, играя»

Актуальность.

Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные для него условия. Поэтому на этом этапе очень важно, как легко ребёнку будет привыкнуть к новым условиям. Я в свою очередь делаю всё, чтобы малыш справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации, и всячески стараюсь предупредить и не допустить проявлений тяжёлой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в детском саду, которая приводила бы к наиболее безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяло бы формировать положительное отношение к дошкольному учреждению. Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра. Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок — взрослый" и "ребенок — ребенок" и обязательно включать игры и упражнения. Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. В связи с вышеизложенным считаю, реализацию проекта актуальной.

Информационная карта проекта.

Цель проекта:

Создать благоприятные условия для облегчения периода адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада с помощью игровой деятельности.

Задачи:

1. Создать необходимую предметно – развивающую среду в группе для облегчения периода адаптации детей;

2. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей в период адаптации;

3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения через игровую деятельность;

4. Формирование у малышей здорового образа жизни, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психический комфорт;

5. Воспитывать у детей уверенность в самих себя и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

6. Формировать доверительные и доброжелательные отношения детей к взрослым и друг другу через игровую деятельность;

7. Установление дружеских партнёрских отношений между воспитателем и родителями, приобщение их к процессу адаптации.

Продолжительность проекта: краткосрочный (сентябрь – октябрь – ноябрь, в зависимости от поступления детей в ДОУ)

Тип проекта: групповой, социально — практический

Участники: воспитатель, дети 1младшей группы, родители.

Ожидаемый результат:

• Максимально безболезненное преодоление адаптации малышами;

• Дети активно участвуют в играх;

• Объединение детей в один большой дружный коллектив, они доброжелательны по отношению к сверстникам и взрослым;

• Малыши расслабятся и успокоятся, у них пройдёт страх;

• Между воспитателями и родителями установятся дружеские партнёрские отношения, что заставит их принять активную позицию к адаптации и дальнейшей жизни детского сада.

Формы работы с детьми:

• элементы телесной терапии (обнять, погладить);

• игрушки – забавы, игрушки – сюрпризы;

• игры — занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки, игры — имитации;

• элементы театрализованной деятельности;

• исполнение фольклора во всех режимных моментах;

• релаксационные игры;

• игры с песком и водой:

• игровые методы взаимодействия с ребенком, основная задача которых формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

• элементы закаливающих мероприятий.

Этапы работы:

I. Организационный

• Пополнение предметно – развивающей среды;

• Подбор методической, художественной литературы, дидактических игр;

• Подборка игр, совместных мероприятий с родителями;

• Разработка информационного материала для родительского уголка и анкет;

• Составление перспективного плана на адаптационный период.

II. Основной

• Заполнение индивидуальных адаптационных карт;

• Знакомство с родителями, заполнение анкет, проведение родительских собраний;

• Знакомство детей с детским садом, воспитателями, друг с другом;

• Совместная деятельность с детьми в соответствии с составленным планом: игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе; игры, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения; игровые ситуации, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков; игровые ситуации, направленные на формирование элементарных навыков самообслуживания; подвижные и сюжетно – дидактические игры, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на прогулке.

работа с родителями.

II. Заключительный (презентационный)

• Мониторинг адаптации карт;

• Подготовка презентации по проекту.

План реализации проекта для детей 2-3 летнего возраста:

1. Игры, направленные на формирование доверительных, доброжелательных отношений детей к воспитателю и друг к другу.

Задачи: Познакомить детей с воспитателем, друг с другом, способствовать формированию доброжелательных отношений в группе.

• «Давайте познакомимся»

• «Кто у нас хороший?»

• «Как тебя зовут?»

• Здравствуйте, ладошки»

• «Здравствуй правая рука…»

• «Расскажем котёнку Мурзику, что кусаться нельзя»

• «Поможем помириться Лисе и зайчику».

• «Солнышко и дождик»

2. Игры – забавы, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Задачи: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.

• Игры с мыльными пузырями

• «Солнечные зайчики»

• Игры с воздушными шарами

• Игры с детскими вертушками

• Игры с музыкальными игрушками

• Использование потешек–уговорок

• Игры с песком и водой

3. Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания.

Задачи: Учить детей в определенной последовательности мыть руки. Учить детей правильно держать ложку, есть аккуратно, знакомить с нормами поведения за столом. Формировать умение детей убирать за собой игрушки. Формировать умение детей одеваться и раздевать с помощью воспитателя. Воспитывать чувство аккуратности.

• «Научим Степашку умываться»

• «Я тебе перед едой руки вымою водой»

• «Послушная ложка»

• «Покажем кукле Арине как надо аккуратно кушать»

• «Напоим кукол чаем»

• «Оденем куклу Лизу на прогулку»

• «Посмотрите, мы большие, сами одеваемся»

• «У нас в группе беспорядок»

• Потешки: «Водичка, водичка, умой моё личико», «Кран откройся, нос, умойся», «Закатаем рукава», «Сорока, сорока, кашу варила», «Ладушки, ладушки».

4. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки.

• «Я куклу Наташу катаю в коляске»

• «Спрячем ёжика»

• «Покажем Степашке наши кроватки»

• «Мишка косолапый манит деток лапой»

• «По дорожке Настя шла»

План работы с родителями на адаптационный период.

Цель: Установление дружеских, партнерских отношений между воспитателями и родителями.

1. Анкетирование

2. Консультации:

• «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

• «Значение режима дня для воспитания ребёнка»

• «Профилактика простудных заболеваний»

• «Театрализованные игры в помощь при адаптации»

• «Речевые игры по дороге в детский сад»

• Родительское собрание «Давайте познакомимся»

• Совместная работа с родителями по изготовлению куклы «Королевы Осени» на выставку поделок «Осенняя сказка».

• Совместная экскурсия по городу «Осенний Шлиссельбург».

• Оформление фото –выставки «Адаптируемся играя».

Реализация проекта

Изучив актуальность темы, я для себя сформулировала цель и задачи, разработала план реализации проекта, подобрала информацию, картотеку игр, наглядный и технический материал.

В июне 2019 года администрацией детского сада было проведено родительское собрание с целью познакомить их с ДОУ, его условиями, воспитателями и другими работниками.

На первом этапе своей работы я собрала информацию о воспитанниках, их семьях, индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Для этого родителям были предложены анкеты, что позволило найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, и очень помогло в планировании моей дальней работы на адаптационный период. (Приложение 1)

В сентябре 2019 года начался поэтапный приём малышей в группу раннего возраста с постепенным увеличением времени пребывания их в группе.

Одним из важных условий эффективной работы в период адаптации явилось правильно организованная предметно-развивающая среда, подборка игр, игровых ситуаций, потешек, а также индивидуальный подход к каждому ребёнку. (Приложение 2)

На протяжении всего адаптационного периода на каждого ребёнка ведутся индивидуальные адаптационные карты, где ежедневно отслеживались поведение, настроение ребёнка, взаимодействие с воспитателем и другими детьми. (Приложение 3)

Помимо продуктивной деятельности с малышами велась и постоянная работа с родителями. За два месяца нашей адаптации они приняли активное участие в родительском собрании, субботнике по благоустройству участка детского сада, выставке поделок «Осенняя сказка», пришли на мастер – класс по изготовлению куклы «Королевы Осени».

К концу октября нашу группу посещает 20 детей.

Результат проекта

Общий эмоциональный фон поведения малышей стал положительным, снизилась тревожность, дети стали проявлять активность в игровой и познавательной деятельности.

Положительно складываются отношения в детском коллективе.

У малышей получается взаимодействовать и сотрудничать, владеть своими чувствами, позитивно относиться к другим людям.

Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй.

Анализ индивидуальных адаптационных карт показал, что адаптационный период протекает успешно: лёгкая адаптация наблюдается у 14детей (70%, средняя адаптация наблюдается у 6 детей (30%, тяжёлая адаптация отсутствует.

Я считаю, что такого хорошего результата мы достигли благодаря правильно запланированной деятельности детей в течении дня, подобранным игровым технологиям. Благодаря сотрудничеству с родителями нам удалось установить партнёрские, доверительные отношения между детским садом и семьёй.

Размышляя над своей работой, хочется подчеркнуть, адаптация – сложный стрессовый период для малыша, поэтому мы, опытные педагоги, отдавая свою любовь детям, помогаем преодолевать трудности этого периода. Для себя подчеркнула, надо чаще привлекать родителей к совместной деятельности.

Проект ещё не закончен, так как дети продолжают поступать в ДОУ, в том числе и в мою группу. Поэтому я и дальше буду продолжать работать над ним.

Список литературы:

1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.

3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.

4. Сертакова Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.

5. Губанова Н. В. «Игровая деятельность в детском саду». Для работы с детьми 2-7 лет. М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

6. Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И, «Планирование образовательной деятельности в ДОО. Первая младшая группа. Методическое пособие. ФГОС ДО.

Приложение:

«Давайте познакомимся»

Цель: Познакомить детей между собой. Учить называть друг друга по именам.

Ход игры: Дети с педагогом становятся в круг. У воспитателя в руках игрушка. От её имени педагог знакомится с каждым ребёнком, побуждая детей назвать своё имя.

«Кто у нас хороший»

Цель: Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость.

Ход игры: Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Используя текст русской народной песенки, он приговаривает:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Воспитатель выводит и обнимает его.

Ванечка хороший (Олечка хорошая,

Ванечка пригожий (Олечка пригожая).

«Ванюшка светловолосый. с темными глазами, красивый. Сильный и не плакса», — говорит педагог. («Олечка хорошенькая, веселая, свою куклу Машу любит, песенки ей поет. А детям споешь? Я тебе, если потребуется. Помогу…» «Дима хороший. Дима пригожий. Сильный, он не дерется. Умеет строить высокие башни…»)

Расхвалив 5- 6 детей, педагог приглашает всех детей к себе.

Педагог по очереди обнимает детей: «Замечательные у меня дети, — завершает общение с малышами педагог, — красивые, умные, добрые, веселые. Я вас всех люблю».

«Как тебя зовут?»

Цель: Знакомство с вновь поступающими детьми.

Ход игры: Дети садятся на ковёр образовав круг. Воспитатель передаёт мяч с вопросом: «Как тебя зовут?». Ребёнок отвечает и дальше передаёт мячик с тем же вопросом.

«Здравствуйте ладошки»

Цель: Формирование контроля над движениями, развитие умения различать части своего тела.

Ход игры: Здравствуйте, ладошки! — Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.

Хлоп-хлоп-хлоп! — 3 хлопка.

Здравствуйте, ножки! — Пружинка.

Топ-топ-топ! — Топают ногами.

Здравствуйте, щёчки! — Гладят ладонями щёчки.

Плюх-плюх-плюх! — 3 раза слегка похлопывают по щекам.

Пухленькие щёчки! — Круговые движения кулачками по щекам.

Плюх-плюх-плюх! — 3 раза слегка похлопывают по щекам.

Здравствуйте, губки! — Качают головой вправо-влево.

Чмок-чмок-чмок! — 3 раза чмокают губами.

Здравствуйте, зубки! — Качают головой вправо-влево.

Щёлк-щёлк-щёлк! — 3 раза щёлкают зубками.

Здравствуй, мой носик! — Гладят нос ладонью.

Бип-бип-бип! — Нажимают на нос указательным пальцем.

Здравствуйте, ребята! — Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Здравствуйте! — Машут рукой.

«Здравствуй правая рука»

Цель: Настроить детей на доброжелательный лад, учить здороваться при встрече.

«Солнышко и дождик»

Цель: Развивать двигательную активность детей, учить выполнять движения по сигналу воспитателя.

Ход игры: Воспитатель берёт зонтик и предлагает детям погулять:

«Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко, — Сейчас выйду и позову детей играть!». Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!

Дети прослушивают и повторяют вслед за воспитателем стихотворение. Затем под его слова совершают следующие движения, подражая взрослому:

Топ-топ-топ-топ (все топают ножками, стоя на месте,

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ,

Топ-топ — топ (пауза).

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп (все хлопают в ладоши, подражая воспитателю,

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп.

«А теперь побегаем!» — предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разы стороны. Неожиданно для них воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик начинается! Скорее прячьтесь под зонтик ко мне!». Все спешат в свои домики.

«Послушайте, как барабанит дождик по крышам», — говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. Воспитатель и дети произносят стишок:

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи…

«Солнечные зайчики»

Цель: Создать положительную атмосферу, помочь детям эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение

Ход игры: Взрослый зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

Дети ловят солнечных зайчиков. Можно пускать зайчиков по земле, а дети на него будут пытаться наступить.

Игры с мыльными пузырями «Кто больше поймает пузырей»

Цель: Помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение.

Ход игры: Дети гоняются за мыльными пузырями, пытаясь как можно больше их «поймать.

«Оденем куклу Лизу на прогулку»

Цель: Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку.

Ход игры: Чтение стихотворения Благининой «Новая одежда».

Воспитатель говорит, что кукла Лиза уже позавтракала и хочет гулять. Показ и рассматривание новой одежды для Лизы. Совместная деятельность воспитателя с детьми: последовательное одевание куклы на прогулку, сопровождая действия чтением потешек (Вот они сапожки., Моя Катя маленька.)

«У нас в группе беспорядок»

Цель: Формировать навык ориентироваться в группе, умывальной, раздевалке. Учить детей поддерживать постоянный порядок в игрушечном хозяйстве детского сада и дома.

Ход игры: Чтение стихотворения «Маша – растеряша».

Беседа по содержанию стиха. Воспитатель создаёт условия для появления куклы Петрушки в группе. Расстановка принесённых предметов по местам.

«По дорожке Настя шла»

Цель: Учить детей справляться с негативными проявлениями. Развивать воображение, дружеские чувства, самостоятельность, внимание. Воспитывать чувство терпимости, отзывчивости.

Ход игры: Все дети ходят по кругу, а тот, кого выбрал педагог, находится в центре и выполняет движения, соответствующие словам:

По дорожке Настя шла,

Настя тапочки нашла.

Настя тапки примеряла,

Чуть надела – захромала.

Стала Настя выбирать,

Кому тапочки отдать

Никите тапки хороши.

На, надень и попляши.

Все напевают плясовую мелодию, а первый ребёнок и выбранный им свободно пляшут внутри круга. Затем первый ребёнок возвращается в круг, а выбранный им остаётся в кругу, и игра начинается сначала.

Игры с песком.

Цель: Познакомить со свойствами песка, помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через практические действия с песком.

Игры с водой.

Цель: Познакомить детей со свойствами воды «теплая», «холодная». Помочь эмоционально расслабиться, снять мышечное напряжение через практические действия с водой.

Использование потешек – уговорок.

Цель: Помочь детям отвлечься, при расставании с родителями, успокоиться, поднять эмоциональный настрой.

Не плачь, не плач,

Куплю калач.

Не плачь, дорогой,

Куплю другой.

У лисы боли,

У волка боли,

У Николаши боль

На берёзку в лес улети

Ай лады, лады, лады!

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Приложение 4.

1. Предметно-развивающая среда группы.

2. Игры, направленные на формирование доверительных, доброжелательных отношений детей к воспитателю и друг к другу.

3. Игры–забавы, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

4. Игровые ситуации, потешки, направленные на формирование

культурно – гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания.

5. Подвижные игры и игровые ситуации, направленные на формирование умения детей ориентироваться в пространстве группы, на участке для прогулки.

6. Приобщение родителей в процесс адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей среднего дошкольного возраста к условиям детского сада. «Водичка, вода, мы с тобой друзья!»

Целью проекта является сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению, развитие творческого потенциала детей  в играх с водой...

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада«Здравствуй, малыш!»

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада...

Педагогический проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада

Адаптация – приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями....

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Проект по адаптации детей 2-3 летнего возраста к  детскому саду, срок проведения 6 месяцев. В проекте прописаны игры и занятия с детьми....

Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада " Адаптируемся играя"

Цель: Создать благоприятные условия для облегчения периода адаптации детей младшего дошкольнрго возраста к условиям детского сада с помощью игровой деятельности....

Проект "Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада "Адаптируемся, играя""

Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные для него услови...

Проект по адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада «В детский сад идти пора»

Актуальность.Адаптационный период – это очень серьёзное испытание для ребёнка младшего дошкольного возраста, так как из привычной родной семейной обстановки малыш попадает в новые неизвестные дл...