Доклад на тему Формирование социально-бытовых умений у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМПР)
учебно-методический материал

Суркова Марина Рувимовна

Доклад на тему

Формирование социально-бытовых умений у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМПР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sotsialno-bytovyh.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

(ГБУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

Доклад на тему

Формирование социально-бытовых умений у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМПР)

Подготовила: Суркова М.Р

Данная категория детей характеризуется грубыми нарушениями интеллектуальной деятельности, речи и коммуникации, сенсорной сферы, крупной и мелкой моторики, а также саморегуляция поведения и деятельности.В следствие этих нарушений у детей отмечается ограниченной жизненный опыт, отсутствует мотивация и интерес к познанию окружающего мира.

Наиболее актуальными необходимыми из жизненных компетенций для детей с ТМНР являются навыки самообслуживания, формирование которых является основным направлениям в работе педагогов и специалистов. Развивая навыки самообслуживания, мы учим ребёнка удовлетворять свои собственные нужды в пище, тепле и т.д.. Навыки самообслуживания являются также предметно-практической деятельностью, осуществляемое в начале руками персонала, работающего с ребёнком, а затем и им самим. У детей расширяется представление и знание об окружающем мире,  обогащается их сенсорный опыт, развивается мелкая моторика, зрительно-моторная координация и подражание, учит ориентировки и соблюдению последовательности действий. Необходимо обучать детей с ТМНГ действиям с предметами: бросание, вращение, откручивание, закручивание, надавливании, сжимание и т.д.. Когда ребёнка обучают практической, игровой и доступной трудовой деятельности развивается эмоционально-волевые качества: усидчивость, доведение начатого дела до конца. Наш подход состоит в том, что ребёнок выполняет цепочку действий, связанных с самообслуживанием и при этом особое внимание уделяется на тренировку и совершенствования всех операций, входящих в зону актуального развития. Этот процесс очень длительный и неравномерный. Наша задача дать ребёнку возможность освоить навыки самому, они делать это за него. Ребёнок осваивает навыки последовательно и длительно, пока операция не будет окончательно своя точка для формирования операции навыка используют приемы:

  1. Рука в руке
  2. Показ
  3. Речевая инструкции
  4. Похвала и поощрение

При помощи «рука в руке» взрослый полностью действует руками ребёнка. Выполняемые ребёнком действия компенсируется положительно. «Мы с тобой Моем руки». «Мы с тобой вместе одеваемся». «Мы с тобой кушаем». Затем взрослый начинает выполнять действие руками ребёнка, а закончить предлагает самостоятельно «Мой руки». «Одевай шорты». «Ставь чашку». Данный прием позволяет ребёнку почувствовать, что он выполняет задание сам и даём ему ощущение собственной успешности.

Далее количество помощи сокращается и даётся речевая инструкция: «Помой руки с мылом». «Возьми шорты и одень их». «Поставь чашку на стол». По мере увеличения самостоятельности ребёнка, взрослый убирает свои руки, оказывается минимальная помощь. Взрослый, находясь рядом произносят словесную инструкцию и контролирует это действие. Обязательным является элемент похвалы за выполненное действие, это мотивирует действия ребёнка на продолжение. Формирование элементарно бытовых навыков у детей с выраженным нарушением интеллекта, важно для социальной адаптации в будущем. Они расширяют их возможности, позволяют узнавать что-то новое о себе и окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие тактильных ощущений у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития в работе учителя – логопеда» проект

С каждым годом  в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Во всех возрастных группах  всё чаще появляются...

Особенности изобразительной деятельности при работе с детьми с ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями развития)

Занятия изобразительной деятельностью являются очень важной частью общего развития ребёнка. И малыши с интеллектуальной недостаточностью не исключение. Но подготовка и проведение этих занятий имеет ря...

Конспект интегрированного занятия в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Тема: «Дождик»

Предлагается конпект интегрированного занятия в ОО "Художествено-эстетическое развитие (музыка) для детей от 3 до 8 лет с тяжёлыми множественными нарушениями развития....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для детей с глубокой умственной отсталостью и тяжёлыми множественными нарушениями развития "Учимся играя"

Для детей с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в условиях детского дома-интерната, т. е находящихся в условиях социальной депривации, игра является не только возможностью социального в...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для детей с глубокой умственной отсталостью и тяжёлыми множественными нарушениями развития "Мир вокруг нас"

Важным аспектом обучения детей с глубокой умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету "Мир вокруг нас" расчи...

Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями

В данной статье рассматриваются особенности формирования социально-бытовых умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями....

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями»

Целью занятия является: «Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью решения коррекционно-о...