Технология развития инициативности дошкольников - "Развивающий диалог"
материал

Чек-лист для подготовки и проведения  развивающего диалога с дошкольниками облегчит воспитателю процесс подготовки и поможет провести самоконтроль и самоанализ. Чек-лист является рабочим иснтрументом воспитателя, в котором он может делать отметки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chek_list_po_razvivayushchemu_dialogu.docx10.33 КБ

Предварительный просмотр:

ЧЕК-ЛИСТ

ДЛЯ  ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА

Цель деятельности педагога

Педагогические приемы,  формы работы

Отметка об исполнении

1

Предварительная подготовка к развивающему диалогу

1.Выбрать тему

2.Придумать схожую по содержанию проблему, альтернативную тему

3.Можно, но не обязательно анонсировать детям тему развивающего диалога

4.Продумать возможные версии, ответы детей и заранее продумать контраргументы на эти версии

5.Придумать универсальный контраргумент на случай непредвиденной ситуации.

Например: на аргумент ребенка «Я видел это по телевизору», контраргумент «По телевизору разное показывают, и не всегда правду».

6.Продумать, как будет организовано фиксирование версий, мнений детей.

Возможные варианты:

- сразу зарисовывать и раскладывать по индивидуальным кармашкам;

- заранее подготовить наглядное изображение основных версий и прикреплять под соответствующим изображением листочек с именем и фамилией ребенка, который так думает;

- фиксировать по ходу на листах А4 основные версии, которые прозвучат, вывешивать их для общего обозрения и на них фиксировать имя и фамилию каждого ребенка, кто так думает;

- другой вариант.

7.Листы бумаги, ручку, фломастер для фиксирования версий детей.

8.Место для выставки творческих работ детей, которое будет стоять несколько дней.

9.Самые разнообразные материалы для  творческого самовыражения детей: для рисования, лепки, аппликации, конструирования, постройки, эксперимента, ряжения и т.д.

2

Выбор темы

1.Тема должна быть в форме проблемы, проблемного вопроса

2.Проблемный вопрос НЕ должен иметь однозначного правильного ответа

3.Тема должна позволять интересный вход в проблему.

3

Структура развивающего диалога

1.Начинается на утреннем круге

2. Занятия не проводятся

3.По времени — не ограничено. Может продолжаться несколько дней - пока сохраняется интерес детей и желание погружаться в эту проблему

4. Начало развивающего диалога — яркая «точка удивления», проблема, захватывающая все внимание детей

5. Идет обсуждении проблемы:

- каждый ребенок выдвигает версию, обосновывает ее;

- воспитатель подчеркивает обоснованность версии и выдвигает контраргумент;

- воспитатель наглядно фиксирует версию ребенка (схематическое или наглядное изображение версии и имя, фамилия ребенка);

- воспитатель  вывешивает, размещает наглядное изображение версии ребенка.

6. Творческая деятельность детей.

Каждый ребенок сам решает, что и как он сделает, как выразит свои впечатления.

Допускается работа в микрогруппах — дети сами решают, в группе (паре) или индивидуально они будут работать.

7. Каждый ребенок представляет свой творческий продукт, рассказывает, что он воплотил, изобразил.

8. Воспитатель подводит итог.

Итог НЕ равен нахождению правильного ответа.

Итог проходит в форме повторения первоначальной проблемы, озвучивания основных версий и повторения того, что на данный момент правильный ответ не известен.

9. Организация выставочного места с творческими работами детей

4

Позиция воспитателя во время развивающего диалога

1. Позиция воспитателя «на равных», «вместе».

Воспитатель также НЕ знает правильного ответа.

2.Каждую версию ребенка должен помочь ему обосновать.

3.На каждую версию каждого ребенка выдвигает контраргумент.

4. Направляет рассуждения, диалог детей.

5. Время от времени резюмирует ход рассуждений, чтобы дети не запутались и не потеряли логику.

6.Поддерживает проблемную ситуацию, обостряет ее, когда активность и интерес начинают угасать.

7.При необходимости, если проблемная ситуация быстро исчерпала себя, угасла, воспитатель предлагает заранее подготовленную схожую по содержанию проблему.

8.Следит, чтобы все дети приняли участие, высказали свое мнение.

Если ребенок не выдвигает версию, можно использовать прием «Соавторы»: воспитатель спрашивает, с какой версией ребенок согласен и фиксирует имя и фамилию этого ребенка на соответствующей версии.

9.Использует приемы О. Бренифье

5

Позиция детей во время развивающего диалога

1.Должен принять участие каждый ребенок

2.Свою версию ребенок обязательно должен обосновать, аргументировать.

6

Участие родителей

1.Не обязательно, но возможно.

Воспитатель сам решает, в какой форме.

2.Возможно домашнее задание — при условии, что развивающий диалог будет продолжен на следующий день с детьми.

7

Антикритерии развивающего диалога

(чего НЕ должно быть)

1.Дети все делают по инструкции и подсказке воспитателя.

2.Воспитатель указывает детям, какой вид творческой деятельности выбрать

3. Воспитатель говорит детям, что именно что рисовать, лепить, и т. д.,

4.Воспитатель говорит, какая версия правильная, а какая неправильная

5.Воспитатель дает детям готовые ответы.

6.Некоторые дети не приняли участие и не записаны в «соавторы» версий.

7.Скучный развивающий диалог, интерес быстро иссяк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология развития речи дошкольников через театрализованную деятельность

Данный материал освещает цели, задачи, основные направления и технологии в работе по развитию речи дошкольников через театрализованную деятельность....

Статья "Определение работы старшего воспитателя по внедрению технологий развития у дошкольников временных представлений"

Методическая служба в дошкольном образовательном учреждении призвана направлять работу педагогического коллектива на решение задач образовательной программы. Процесс организации методической работы ци...

"Риторика как технология развития речи дошкольника"

в данной статье рассмотрены некоторые компоненты и приёмы технологии риторизации....

Презентация "Развитие инициативности дошкольников" для подготовительной группы

Презентация "Развитие инициативности дошкольников" для подготовительной группы...

"Особенности организации среды для развития инициативности дошкольников"

Организация предметно-пространственной среды для развития инициативности дошкольников....

Развитие инициативности дошкольников

Конспект родительского собрания«Как воспитать инициативного и самостоятельного ребенка»...

Технология поддержки детской индивидуальности и развития инициативности дошкольников - "Утренний круг"

Для облегчения подготовки к проведению утреннего круга в дошкольной группе и самоконтроля соблюдения всех необходимых требований предлагаю чек-лист для подготовки и проведения утреннего круга. Чек-лис...