Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Лаборатория Бионика» по научно-исследовательскому направлению.
рабочая программа (старшая группа)

Щербина Любовь Александровна

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_do_bionika_1.docx63.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРНАЯ СКАЗКА»

      ПРИНЯТА

педагогическим советом

протокол № 1 от «31» 08.2022

                                                                               

  УТВЕРЖДЕНА

   приказом заведующего

   МБДОУ «Детский сад «Северная сказка»

   от 01.09.2022 115

                                                                     Заведующий _______Т.В. Бурцева

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Лаборатория БИОНИКА»

естественнонаучной направленности

уровень – стартовый

количество часов - 32

                                                                             

                                                                                 Возраст обучающихся: 5 - 6 лет

                                                                   Срок реализации: 1 год

                      Ф.И.О. руководителя: Щербина Л.А.                                                                                  

                                                   Должность: воспитатель первой квалификационной    категории

г. Новый Уренгой,2023

СОДЕРЖАНИЕ

1

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

2

1.1

Пояснительная записка

2

1.2

Цель и задачи реализации программы

7

1.3

Содержание программы

8

1.4

Планируемые результаты

9

2

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

9

2.1

Календарный учебный график

9

2.2.

Условия реализации программы

16

2.3

Формы аттестации

17

2.4

Оценочные материалы

17

2.5

Методические материалы

20

2.6

Список литературы

22

 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

 К. Е. Тимирязев.

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

  1.  Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по научно-исследовательскому направлению «Бионика» (далее Программа), являясь программой дополнительного образования старшего дошкольного возраста.

Программа «Бионика» разработана с учетом нормативно – правовых документов:

  1. - Федеральный законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

-  Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

  1. - Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей);

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  - Устав и локальные акты учреждения;

- Социальным заказом родителей.

Данная программа предусматривает работу с воспитанниками старшего дошкольного возраста по формированию познавательного интереса. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний».  Ведь, дошкольников всегда интересует устройство всего живого на Земле. И одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательного интереса дошкольников является детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы. 

Образовательное учреждение, осуществляя образовательную деятельность в интересах личности ребенка, общества и государства, должно создать благоприятные условия для разностороннего развития личности, формирования эстетических интересов, потребностей, творческих способностей и удовлетворения воспитанника в самообразовании, в связи с этим была разработана образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Бионика».

В аспекте выявленных выше проблем и противоречий было определено направление «Программы»: развитие навыков исследовательской деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации.

Актуальность программы обусловлена большими возможностями для развития познавательной деятельности старших дошкольников, потому что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Учитывая исследовательский потенциал ребенка, его стремление к изучению неизведанного, возможности самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами с одной стороны, и большое поле деятельности, которое предоставляет данная программа, с другой, актуальность программы «Бионика» не вызывает сомнений.

Новизной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности и развитие умственных способностей детей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формированию методам самостоятельного добывания знаний. О преимуществах данных технологий говорили многие выдающиеся педагоги и психологи: Джон Дьюи, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и многие другие, поэтому программа позволит дошкольникам самостоятельно приоткрыть дверь в мир естественных наук.

Отличительные особенности программы: данная программа построена на личностно-ориентированном подходе к обучению: поддержка индивидуальных образовательных интересов ребенка через предоставление права выбора содержания и способа деятельности, что создает благоприятные условия для развития самостоятельной познавательной деятельности посредством микробиологии и лаборатории «Наураша». Изучение материала происходит по разделам, в совместной с педагогом и другими детьми деятельности, или полностью самостоятельной деятельности ребенка.

Адресат программы – Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и реализуется в течение года, принимаются все желающие без специального отбора.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы: 1 год, с октября по май  (32 учебные недели)

Максимальная наполняемость группы — 8 - 10 человек.

Форма обучения — очная.

Формы проведения занятий: подгрупповые, индивидуальные.

Режим занятий.

Возраст детей

Продолжительность занятий

Периодичность в  неделю

Количество занятий  в год

Старшая     группа 6-7 лет

25 мин.

1 раз

(1 условный час)

32

 (32 условных часа)

Занятия дополнительного образования осуществляются -  1 раз в неделю, 4 раза в месяц (32 часа в год).

Продолжительность одного занятия -  25 мин с проведением физкультминуток и музыкальных пауз, в соответствии с требованиями СанПиН(а), занятия проводится во второй половине дня во время совместной деятельности детей и педагога.

Форма контроля – наблюдение, беседа, практическое занятие, опрос.

Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы.

Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок экспериментов и дома).

Виды занятий:

«Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования                      с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка –  манипуляции с определённым предметом на основе сюжета.                                                      

 «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию входе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.                                                                  

 Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».      Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение.                             

Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).                                                              

Особенности организации образовательного процесса.

 В процессе работы по программе используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

  • в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
  • в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
  • они практически безопасны;
  • при организации опытнической деятельности используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование

  1. Цели и задачи программы

Цель программы создание условий для развития познавательной активности через поисково - исследовательскую деятельность детей.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Формировать у детей представления об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
  • Совершенствовать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента;
  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие:

  • Развивать познавательные процессы и познавательную активность в процессе

экспериментирования; интерес к поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

  • Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность;
  • Развивать умение делать выводы, планировать работу и разделить обязанности между собой при коллективном труде

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту;
  • Воспитывать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Дополнительная программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей.

Принципы и подходы к реализации Программы.

При разработке программы учитывались следующие принципы:

  1. Принцип научности
  2. Принцип целостности
  3. Принцип систематичности и последовательности
  4. Принцип доступности
  5. Принцип активного обучения
  6. Принцип наглядности обучения
  7. Принцип результативности
  8. Принцип интеграции 

  1.  Содержание образовательной деятельности

Содержание Программы конкретизирует средства оптимального достижения поставленных целей при условии гарантий прав субъектов образовательного процесса и базируется на детских интересах и запросах родителей.

Предоставление дополнительных образовательных услуг  осуществляется только по желанию родителей (законных представителей) на основе заявления.

Данная программа  предлагает использование игрового оборудования «Занимательная лаборатория», лаборатория  «Наураша» как инструмента для обучения дошкольников. интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям.

Лаборатория «Наураша» очень точно вписывается в стандарты нового поколения, важнейшей отличительной особенностью которых является их ориентация на результаты образования на основе системно-деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Программное  обеспечение «Занимательной лаборатория и цифровой лаборатории «Наураша  дает прекрасную возможность учиться ребенку получать бесценный опыт: ставить перед собой цель и достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Организация образовательного пространства с помощью всех модулей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами.

Мы активно развиваем познавательный интерес, самостоятельность в решении поставленных задач, проблемных ситуаций.

Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог  лишь консультирует его.

Основная цель использования лаборатории – это социальный заказ общества: сформировать личность, способную самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. То есть формирование ключевых компетентностей обучающихся.

Программа дополнительного образования детей старшего и подготовительного дошкольного возраста разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта.

1.4 Планируемые результаты освоения программы

  1. Сформированы естественнонаучные знания и представления об окружающем мире;
  2. Умеет высказывать предположения и делает простейшие выводы;
  3. Планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается нужного результата

Личностные:

  1. Сформированы исследовательские умения, применяет знания на практике в процессе экспериментальной деятельности;  
  2. Проявляет самостоятельную познавательную активность, инициативу к детскому экспериментированию;
  3. Планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается нужного результата

 Метапредметные:

  1. Сформированы  элементарные общепринятые правила взаимоотношений с детьми и взрослыми, умение работать в коллективе
  2. Сформирован интерес к окружающей среде

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

  1.   Учебный план

Учебный план является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных услуг и объём учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности, отражает специфику работы ДОУ по оказанию дополнительных образовательных услуг. Содержание учебного плана может быть представлено в объединениях дополнительного образовании детей, прием воспитанников в объединения дополнительного образования осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями (законными представителями) дополнительных образовательных услуг.

Учебный план, является документом, определяющим распределение учебного времени, отведенного на освоение дополнительной общеобразовательной программы – общеразвивающей программы «Бионика».

Непосредственно образовательная деятельность проводятся по подгруппам по 5 – 10 человек и  организуются во вторую половину дня за рамками освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Максимальный допустимый объем образовательной нагрузки  не превышает нормы, установленной СанПиН  2.4.1.3049-13 продолжительность организованной образовательной деятельности: для детей от 5 до 6  лет – не более 25 минут.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Возраст детей

Количество занятий  

Продолжительность одного занятия

Старшая     группа 6-7 лет

в неделю

 в месяц

в год

в неделю

 в месяц

в год

1

4

32

25 мин

1 ч 40 минут

13 ч 10 мин

Календарный учебный график программы

Раздел, тема

Количество учебных часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

Вводное занятие

1

1

2

Микробиология

2

10

12

Кислотность

3

3

Температура

1

1

Электричество

0,5

2,5

3

Свет

1

1

Звук

2

2

Сила

1

1

Магнитное поле

0,5

2.5

3

Пульс

1

1

Зеркало

1

1

Радуга

1

1

Итоговое занятие  игра «Что? Где? Когда?»

1

1

Итого

4,5

27,5

32  часа

Учебно – тематический план

 №

Наименование тем

учебных занятий

Кол-во часов

Месяц

Форма занятия

Форма контроля

1

«Лаборатория»

Цель: Дать представление о том, кто такие учёные (люди, изучающие мир и

его устройство). Дать представление о правилах поведения в детской

лаборатории, технике безопасности, требований к внешнему виду для

проведения занятий.

2

октябрь

Беседа,

Демонстрация видео.

Предварительная совместная деятельность по оборудованию лаборатории.

2

«Что такое микробиология. Кто такие микробы?». «Как выглядят микробы»

Цель: формирование элементарных представлений детей о науке микробиологии.

1

Беседа, Опыт «Грязные руки» с толченым углем и мылом.

Опыт с зеркалом зеркала

Обсуждение результатов опыта. С опорой на результаты опыта делаем выводы о назначении микробиологии как науки.

3

 «Невидимая вселенная. Где живут микроорганизмы?»

Цель: формировать представление о бактериях, которые живут во рту.

1

Экспериментальная деятельность, беседа, диалог, практика: рассматривание плесени под микроскопом.

«Мир в капле воды».

Опрос,  самостоятельная работа

4

 «Грибы- домоеды»

Цель: формирование представлений об одних из представителей микромира – плесневых грибах

1

Беседа, диалог, сказка, экспериментальная деятельность – рассматривание плесени под микроскопом.

Решение   изобретательской задачи

5

«Гриб - Пекарь»

Цель: формирование представлений ещё об одном представителе низших грибов – дрожжевых грибах

1

ноябрь

Познавательное видео. Игра «Верю -не верю», экспериментальная деятельность «Замесим тесто»

Обсуждение фильма. Беседа.

6

«Ровесники планеты».

Познавательное видео. Игра «Верю - не верю»

Цель: формирование элементарных представлений детей о низших водорослях.

«Зеленый заменитель мяса». 

Цель: формирование представлений о значении водорослей для человека. Просмотр познавательного видео об использовании водорослей человеком.

2

Познавательное видео о водорослях.

Практика: Игра «Верю -не верю» об интересных фактах, о низших водорослях.

Экспериментирование: приготовление временного препарат из хлореллы и рассматривание его в микроскоп.

Обсуждение фильма. Беседа.

7

 «История о «маленьких зверьках»

Цель: познакомить с научной сказкой «Маленькие зверьки Левенгука» с показом познавательных слайдов, с историей открытия первых микроорганизмов

1

Беседа, диалог, опыт. Чтение, диалог, сказка, эксперимент

Обсуждение сказки.

8

«Микробы и микроорганизмы

– это одно и тоже?..»

Цель: закреплять знания о микробах и микроорганизмах, продолжать учить анализировать и систематизировать полученную информацию.

1

Обсуждение, просмотр видео, работа с микроскопом.

Аттракцион «Нет микробам!»

Обсуждение фильма. Беседа.

9

«Рассеянный профессор» Как вырастить пенициллин».

Цель: создание условий для развития познавательной деятельности детей через экспериментирование

1

декабрь

Экспериментальная деятельность

Опрос

10

Просмотр видеофильма «Кого на Земле всех больше?»

Цель: формирование элементарных представлений о бактериях.

1

Обсуждение, просмотр видео, работа с микроскопом, опыт «Сквашивание молока»,

Формулирование   гипотез, опрос

11

Встреча с врачом- стоматологом «Почему зубы крепкие и здоровые?»

Цель: формировать представления детей о бактериях, которые живут во рту. Познакомить с полезными и вредными бактериями. Закрепить знания о гигиене рта.

1

Беседа, просмотр видео.

Экскурсия в стоматологический кабинет

формулирование  гипотез, опрос

12

«Почему, чихая или кашляя, надо закрывать рот или нос платком?»

Цель: познакомить детей с разнообразными формами передачи инфекции и правилами защиты от вирусов и микробов.

1

Экспериментальное наблюдение.

Опыт. Как  передаются микробы и вирусы (болезни грязных рук).

формулирование  гипотез, опрос

13

«Как спастись от микробов»

Цель: формировать у детей элементарные представления о микробах, о том как можно защищать себя от них.

1

январь

Опыты с водой и лимонной кислотой. Эксперимент «Вкусная кислинка», «Создай свой вкус»

Опрос

14

«Кислая лаборатория»

Цель: познакомить с понятием «кислотность», кислота и щелочь.

1

Опыты с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком.

Опрос

«Домашний лимонад»

Цель: формировать представления о способах приготовления пищи (технология приготовления лимонада).

1

Опыты на снижение кислотности. Эксперименты с разбавлением и добавлением соды

опрос

15

Волшебница сода  Цель:  изучить свойства пищевой соды, развивать умение делиться своими знаниями, проводя опыты

1

февраль

Опыты на снижение кислотности

опрос

16

«Температура. Градус. Термометр». 

Цель: закреплять представление детей о термометрах, их назначении, строении.

Познакомить с понятием «температура», «градус, «ноль градусов». Градусники. Продолжать раскрывать некоторые факторы воздействия (влияния) неживой природы на живые организмы; показать зависимость мира живой природы от тепла.

1

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерение температуры тела, воздуха в помещении и за окном. «Тепло или холодно».

Формулирование  гипотез, опрос

17

«Электричество.

 Лампочка.

Цель: изучение электрической лампочки.

1

Беседа. «Знакомство с лампочкой»

Опыт: «Сколько электричества в разных батарейках?»

обсуждение

18

«Чудо батарейка»

Цель: познакомить детей с получением электричества с помощью батарейки. Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи.  Воспитывать познавательную активность

1

Опыты:

 «Электрояблоко», «Электролимон»,
«Картофель под напряжением».
- Можно ли использовать электроплоды вместо
батарейки?

Обсуждение

19

Электричество в природе

Электроплоды».

Цель: познакомить детей
с получением
электричества разными способами.

Водное электричество

1

март

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: «Водное электричество».

формулирование  гипотез, опрос

20

Свет. Свет и растения Цель: познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света, показать зависимость мира живой природы от света.

1

Опыт: «Сила света».

Опыт «Волшебные лучи

Обсуждение

Опрос, Зарисовывание.

21

 Звук «Как появляется песенка»

Цель: познакомить с причиной возникновения звука, с понятием «звуковая волна» - обобщать и расширять знания детей о функциях органов слуха на основе опытов; тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования 

1

Практическая часть.

Опыт «Поющая струна», «Почему мышонок не слышал щуку», «Спичечный телефон

Формулирование   гипотез, опрос эксперимент.

22

Звуки в воде

Цель: выявить особенности передачи звука на расстоянии (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

1

Опыт «Почему не слышно?»

Формирование гипотез, выводы.

23

Сила. 

Цель: знакомство детей с понятием сила как физическая величина.

Способствовать развитию у детей познавательной и

исследовательской активности, любознательности, стремления к

самостоятельному познанию и размышлению.

Познакомить с физическими понятиями «сила», «трение», «инерцией».

1

Опыт 1. С помощью прибора измеряет и сравнивает силу.

Опыт 2. Измерение веса (весы) один ребенок взвешивается на весах другой с

помощью программы Наураша.

Опыт 3. Измерение силы удара

Опыт 4. Сила пальцев

Форма контроля: эксперимент.

23

Пульс. 

Цель: обогащать  и уточнять представления детей об устройстве и функционировании системы кровообращения (сердце, кровеносные сосуды, их функции и расположение в теле человека; кровь, её назначение);расширение представлений детей о сердце как об органе, его роли в организме человека, ознакомление с понятиями «сердцебиение», «пульс» 
- учить измерять пульс человека.

1

апрель

Опыт «Что-то бьётся в груди»

Опыт «Измерение пульса себе, другу» как замедлить пульс, как его ускорить. Фиксация полученных результатов.

Форма контроля: эксперимент.

24

Магнитное поле

Цель: познакомить детей с тем, что магниты обладают разной магнитной силой. Сформировать представления о сторонах света и северном и южном полюсах.

Познакомить с принципом работы компаса.

Познакомить с понятием «проводник электричества»; показать, что некоторые вещества могут быть проводниками

2

Опыт «Поймай, рыбку»,

Опыт «Полярное сияние»

Опыт: «взаимодействие двух магнитов»

Опыт «Магнит и расстояние»

Формулирование   гипотез, опрос

25

«Компас».  

Цель: познакомить с устройством, работой компаса и его функциями. Материал: Компас.

1

май

Опыт «Компас». Игра «Где Север, а где Юг?»

Формулирование   гипотез, опрос

26

«Разведчики (зеркало)»

«Почему отражает зеркало?»

 Цель: исследовать историю зеркала. Выяснить опытным путем, как появляется отражение

Солнечные зайчики - понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). закрепить умение работать с микроскопом.

1

Игра «Солнечные зайчики» понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Опрос

27

Радуга. 

Цель: познакомить детей с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира. Формировать навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.

1

«Опыт «Радуга в стакане»– смешение цветов,

Опыт  «Радуга из воды»

Формулирование   гипотез, опрос

28

Итоговое занятие игра «Что? Где? Когда?

Цель: подведение итога.

1

Закрепление пройденного материала

                                                  Всего: 32 условных часов

2.2. Условия реализации программы

В процессе реализации работы в рамках данной Программы используется групповое помещение, кабинет экологии.

 Создана мини-лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами.

 Методы, используемые для реализации работы кружка:

 1.Вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность.

 2.Игровые

 3.Практические

 4.Наглядные

Форма организации учебного образовательного процесса:

 - фронтальные (одновременная работа педагога со всеми детьми);

- индивидуально – фронтальные (индивидуальные и фронтальные формы работы

чередуются);

 - групповые методы (организованная работа детей в группах);

 - индивидуальные (индивидуальное выполнение заданий и учебных проблем детьми).

2.3. Формы аттестации 

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раз в год.

Особенности организации образовательного процесса – очная.

  1.  Оценочные материалы

Оценка индивидуального развития осуществляется с использованием метода наблюдения, беседы, организации игровых и проблемных ситуаций. 

Для диагностики уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью используется методика Л.Н.Прохоровой.

Диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей     5 —6 лет 

Мотивированность исследовательской деятельности рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

0- низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты еѐ решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности

Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту

0- низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты еѐ решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности

Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.

0- низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. 1- характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты еѐ решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое. 2- проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности

         

Общий        уровень   детей оценивается по сумме баллов:

-высокий уровень: 5 - 6 баллов;

-средний уровень: 4 - 5 баллов;

-низкий уровень: 0 – 3  балла.

  1.  Методические материалы

Для реализации программы «Бионика» имеется просторное помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, а также требованиям техники безопасности.

Учебное оборудование включает комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий.

Основное оборудование:

  • Лупы, микроскопы;
  • Фотоаппарат, бинокль, часы;
  • Пластиковые стаканчики, одноразовые чайные и столовые пластмассовые ложки для сыпучих продуктов;
  • Пластиковые бутылки разного размера, формы и цвета;
  • Палочки, трубочки для коктейля;
  • Небольшие подносы или клеенчатые салфетки, на которых размещаются оборудование и материалы для опытов;
  • Песочные часы;
  • Резиновые и матерчатые перчатки, одноразовые шапочки, экраны для глаз;
  • Лейки разного размера;
  • Ножницы, клейкая лента;
  • Лопатки, совочки;
  • Видеофильмы, слайды, иллюстрации, картины, настенные календари о природе;
  • Фонарики;
  • Емкости для фильтрования воды;
  • Металлические и пластиковые ситечки разного размера, бумажные и тканевые фильтры;
  • Тазики, миски;
  • Линейки;
  • Воронки;
  • Полиэтиленовые мешки разного размера, в том числе прозрачные;
  • Пульверизаторы;
  • Специальное детское оборудование для экспериментирования;
  • Столы песок – вода;
  • Салфетки, губки для уборки и проведения опытов;
  • Электронный образовательный ресурс (ЭОР) «Наураша в стране Наурандии» – игровой мультимедийный продукт для дошкольников, с использованием датчиков в качестве контроллеров.
  • Ноутбуки
  • Интерактивная панель

Дополнительное оборудование:

  • специальная одежда (халаты, фартуки, защитные очки);
  • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
  • карточки-схемы проведения эксперимента;
  • индивидуальные дневники экспериментов;
  • правила работы с материалом

  1.  Список литературы:

Литература для педагогов.

1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

2. Зебзеева, В. А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного образования. В. А. Зебзеева. // Приложение к журналу –Управление ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Иванова, И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. / И. А. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004с.

5. Короткова, Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду / Т. А. Короткова. // Учитель. – 2009.

6. Куликовская, И. Э. Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. / И. Э.Куликовская. – М., 2003 – 76 с.

7. Куликовская, И. Э. Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир – М.: Педагогическое общество России, 2010.

8. Мартынова, Е. А. Сучкова, И. М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. / Е. А. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2011.

9. Москаленко, В. В, Крылова, Н. И. Опытно – экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология. / В. В. Москаленко, Н. И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009.

10. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М., 2011.

11. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа / Н. А. Рыжова. // Дошкольное воспитание. – 2000 – №7.

12. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. / А. И. Савенков. – Ярославль, 2002.

13. Савенков, А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. И. Савенков // «Дошкольное воспитание» – № 4 – 2006

14. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. / А. И. Савенков. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.

15. Тугушева, Г. П. Чистякова, А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. / Г. П. Тугушева. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Литература для родителей.

1. Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: Сфера, 2011.

2. Жутова, Е.А. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Электрон. ресурс] / Е.А. Жутова.–Североморск,2012

http://www.myshared.ru/slide/340377/  - 24.10.2016.

3.Кайе, В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методическое пособие [Текст] / В.А. Кайе. – М.: Сфера, 2015 – 128с.

4. Кривоножкина, Е.Ю. Эксперименты и опыты в детском саду [Электрон. ресурс] / Е.Ю. Кривоножкина. – Абаза, 2014

http://festival.1september.ru/articles/502923/  - 25.11.2016.

5.Мамаева, О.В. Развитие исследовательских способностей детей старящего дошкольного возраста через эксперименты с физическими явлениями [Текст] / О.В. Мамаева // Дошкольная педагогика, 2014 - №3 (98) март.

6.Павлович С.А. «Микробиология с микробиологическими исследованиями». Учебное пособие // Минск: Высшая школа, 2009. -502 с.

7.Плерников С.Н., Корзяк А.Б. Удивительное рядом. // Познавательная энциклопедия, 2005.

8.Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М. : издательство «Ювента», 2015.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).
  2. http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
  3. https://rosuchebnik.ru
  4. http://list.priroda.ru 

(Каталог Интернет сайтов о природных ресурсах и экологии).

  1. http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )
  2. https://fishki.net как вырастить пенициллин.
  3. https://www.1urok.ru/categories/19/articles/20265 - Путешествие в мир бактерий.

Литература для детей

  1. Большая энциклопедия знаний // М: ЭКСМО, 2012. – 344 с.
  2. Детская энциклопедия «Почемучка» // Москва: Педагогика-ПРЕСС, 2000.
  3. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» // М.: Аванта+, 1999.
  4. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Животные» // М.: АСТ; Астрель, 2005. – 477 с.
  5. Остер Г.Б. «Петька - микроб» // Москва: Астрель, Харвест, 2013. – 128 с.
  6. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы // Москва: Просвещение, 2000.
  7. Энциклопедия «Планета Земля» // Москва: РОСМЭН, 2009.
  8. Научно-популярные передачи: «Среда обитания», «Контрольная закупка».
  9. Научно-познавательные мультфильмы: «Фиксики», «Смешарики. Пин-код».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Английский с малышами"

Программа "Английский с малышами" рассчитана на 2 года обучения, по 2 занятия в неделю для детей 3-7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ детей дошкольного возраста «Затейники» 6-7 лет.

Рабочая программа "Затейники" для подготовительной группы с одаренными детьми....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ Предмет «Развитие речи»

Целью курса «Грамотейка» является практическая подготовка к обучению чтению и совершенствование устной речи старших дошкольников, создание условий для осознанного чтения и воспитание эмоционального чи...

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...