Практикум «Толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями.»
материал

Пугачева Елена Владимировна

практикум

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Администрации городского округа Подольск

Городское методическое объединение

воспитателей северной и южной территориальных зон

Сценарий практикума

«Толерантное отношение к людям

с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

дошкольного отделения МОУ СОШ №22

Пугачева Елена Владимировна

Г.о. Подольск, 2023 г.

Цель:

 Определение и расширение уровня знаний педагогов о правильном и корректном выстраивании общения с людьми с ОВЗ и инвалидностью.

Задачи:

-Дать представление о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями в современном обществе.

-Формировать   позитивное отношение  к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам

-Формировать  специальные навыки для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

-Актуализация знаний педагогов по теме

Оборудование: ноутбук, проектор,  тест (печатная версия).

Ход практикума

Вводная часть.

В нашем обществе можно выделить разные группы людей, но есть категория, требующая особого внимания общества и государства, – инвалиды, люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые могут проявляться как в физических, так и психических особенностях. Это отражается в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ», где указано: «Инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты».

Сейчас в современном обществе происходит осознание того, что в мире существует большое количество инвалидов и что они тоже являются частью общества и имеют с всеми равные права.

По статистике в России сегодня проживает 10,4 млн. человек с инвалидностью. Это 13% населения страны. Люди с ограниченными возможностями здоровья наверняка есть среди наших знакомых, соседей, одногруппников, коллег, родственников.

Но, к сожалению, вдруг оказалось, что многие из нас не умеют и не знают, как правильно общаться с людьми с инвалидностью. Мы теряемся, сталкиваясь с человеком с ограниченными возможностями, чувствуем себя неловко и даже можем обидеть его неосторожным высказыванием.

 Кроме того, такие люди, находясь в общественных местах, часто нуждаются в помощи, которую мы, опять же по незнанию, не можем им правильно оказать.

Основная часть.

Я хочу сейчас предложить вам тесты, в ходе работы над которыми можно проверить свои знания о правильном и корректном выстраивании общения с людьми с ОВЗ и инвалидностью.

1. Какая формулировка наиболее корректна для использования в общении? (Можно выбрать только один вариант).

  • Инвалид.
  • Человек с инвалидностью.
  • Лицо с ограниченными возможностями.

2. Как лучше поступить при знакомстве с человеком, у которого протез руки? (Можно выбрать только один вариант).

  • Исключить рукопожатие, если у человека протез.
  • Выдержать достаточную паузу, чтобы передать инициативу рукопожатия собеседнику.
  • Протянуть руку для приветствия, не акцентируя внимание на инвалидности.

3. Как наиболее корректно назвать человека с инвалидностью по слуху? (Можно выбрать только один вариант).

  • Глухонемой.
  • Глухой или слабослышащий человек.
  • Человек с патологией слуха.

4. Допустимо ли незрячему человеку заходить в учебное заведение, больницу, театр или транспорт с собакой-проводником? (Можно выбрать только один вариант).

  • Допустимо в любом случае, поскольку именно собака позволяет человеку с инвалидностью ориентироваться в пространстве.
  • На усмотрение охраны или владельцев – всё зависит от правил, установленных в конкретном месте.
  • Недопустимо, собаку необходимо оставлять у входа.

5. Как обозначить незрячему человеку свое присутствие рядом с ним? (Можно выбрать только один вариант).

  • Заговорить с ним.
  • Дотронуться до плеча или предплечья, а затем представиться.
  • Встать напротив и установить зрительный контакт.

6. Как построить общение со слабослышащим человеком? (Можно выбрать только один вариант).

  • Говорить четко и естественно.
  • Смотреть прямо на человека, не загораживая лицо.
  • По возможности, уменьшить окружающий шум.
  • Все перечисленные варианты.

7. Что следует сообщать незрячему человеку при сопровождении по улице? (Можно выбрать только один вариант).

  • Ничего не говорить.
  • Описывать архитектуру, вывески магазинов и все остальные объекты, мимо которых вы проходите.
  • Сообщать о ступенях лестниц, препятствиях и интересных объектах.

8. Чего следует избегать при общении с человеком с расстройством аутистического спектра? (Можно выбрать только один вариант).

  • Прикасаться к человеку, держать за руки.
  • Использовать визуальные подсказки (рисунки или фотографии), чтобы объясниться.
  • Повторять имя человека в начале каждой фразы, обращенной к нему.

9. Дети с расстройствами аутистического спектра могут учиться в обычном классе по школьной программе? (Можно выбрать только один вариант).

  • Только на домашнем обучении.
  • При условии, что занятия проходят один на один с учителем.
  • Только по специальной программе в коррекционной школе.
  • Могут учиться вместе со сверстниками в обычной школе.

10. Если вы видите, что человек с инвалидностью не может встать со скамейки самостоятельно, как лучше поступить? (Можно выбрать только один вариант).

  • Наблюдать и ждать, когда человек сам попросит помощи.
  • Предложить помощь и поинтересоваться, как лучше эту помощь оказать.
  • Постараться не обращать внимание на неловкую ситуацию или отвернуться.

11. Что нельзя делать, если человек с инвалидностью поставил трость или костыли в проходе, и они мешают окружающим? (Можно выбрать только один вариант).

  • Задавать вопрос о том, куда вы можете переставить костыли, чтобы они не мешали другим.
  • Обращаться к человеку с инвалидностью с просьбой переставить костыли.
  • Самостоятельно переставлять костыли в более подходящее место.

12. Как начать общение с человеком с расстройством аутистического спектра? (Можно выбрать только один вариант).

  • Сначала аккуратно дотронуться до плеча или ладони, чтобы обратить на себя внимание.
  • Начать разговор первым.
  • Лучше подождать, пока человек с аутизмом подойдет и начнёт разговор первым.

13. Какая просьба по отношению к человеку, использующему кресло-коляску, будет корректной? (Можно выбрать только один вариант).

  • «Проходите».
  • «Проезжайте».
  • Оба варианта некорректны.

14. Как построить общение с человеком, у которого выраженные нарушения речи? (Можно выбрать только один вариант).

  • Допустимо помогать человеку, договаривая за него фразы.
  • Переспросить, если непонятно.
  • Постараться говорить в ответ медленно и громко.

15. Какие правила актуальны, если вы разговариваете с человеком, который пользуется инвалидной коляской?

  • Не опираться на инвалидную коляску.
  • Не катить коляску без согласия человека, который ей пользуется.
  • Располагаться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне.
  • Все перечисленные варианты

Далее проходит проверка правильности ответов педагогов и обсуждение вариантов

Заключительная часть.

Рефлексивно-оценочный этап.

Наше мероприятие подходит к концу. Теперь, когда мы закончили, я предлагаю поделиться своими впечатлениями о практикуме.

Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем помогать им. А если Вы не знаете как повести себя в той или иной ситуации с человеком с ограниченными возможностями, то лучше уточнить у него, чем ему помочь, чтобы не обидеть и не оскорбить.

И закончить нашу встречу я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья «Открой свое сердце»

Данное мероприятие разработано с целью приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми с ОВЗ....

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....

Краткосрочная образовательная практика по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья «И глаза вам скажут «Спасибо!»

   Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встре...

«Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья»

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Направления формирования толерантности в детском саду, формы работы по формированию толерантности у дошкольников, методические приемы...

Статья: «Изучение темы «Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями»»

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка. Период дошкольного детства очень ...

материал к занятиям, посвящённым толерантному отношению к людям с ограничениями здоровья

Дети, встречаясь в жизни с детьми или взрослыми с теми или иными  ограничениями здоровья, не знают и не понимают, как себя вести, как реагировать на проблемы других. Задача взрослых привлечь вним...