Выступление на региональном вебинаре с презентацией опыта. Сообщение на тему: «Фольклор как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста»
материал

Современная педагогика призвана пробуждать в детях интерес к народной культуре, приобщать к истокам русской народной культуры; учить дорожить достоянием, оставленным нам предшествующими поколениями; нести чистоту народного искусства и творчества во имя духовного возрождения России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veretina_e.v._g._voronezh_.docx41.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №167»

Выступление на региональном вебинаре

с презентацией опыта

Сообщение на тему:

«Фольклор как средство развития певческих навыков у детей дошкольного возраста»

 

                                       

                                               Подготовила:

                                                                               Музыкальный руководитель

                                                Веретина Е.В.

г. Воронеж

«ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Введение

Народное творчество является основой начального воспитания детей, базовой ступенью, подводящей к познанию мировой художественной культуры. Поэтому освоение ребенком родного фольклорного наследия - одно из приоритетных направлений современной педагогики.

         Современная педагогика призвана пробуждать в детях интерес к народной культуре, приобщать к истокам русской народной культуры; учить дорожить достоянием, оставленным нам предшествующими поколениями; нести чистоту народного искусства и творчества во имя духовного возрождения России. Неоценимы возможности народного творчества в музыкальном воспитании детей. Знакомство с народными мелодиями, участие в праздниках, обрядах пробуждают у детей интерес к национальным традициям и ко всей русской истории в целом.

         Советский педагог Виктор Николаевич Сорока-Росинский указывал на то, что «человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству». Поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. 

           Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: с молоком матери, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через народные песни, колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, обрядовые действия, произведения народно-декоративного искусства.

                        Ознакомление детей с живым музыкальным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней. Одно из ярких произведений русского музыкального фольклора – народная песня, которая должна входить в жизнь детей как основа русской музыкальной культуры. Помимо всего прочего, музыкальный фольклор, являясь исключительно ценным дидактическим материалом, оказывает неоценимую помощь в работе над формированием вокально-певческих навыков детей.

                 На протяжении многих лет, жизнь детей нашего детского сада строится по народному земледельческому календарю, с использованием русского фольклора. Мы не акцентируем внимание детей на православном смысле праздников, а рассказываем им лишь о том, чем в прошлом занимались наши предки. Какую начинали или заканчивали работу в поле, саду, огороде, какие примечали события в природе. Для более глубокого знакомства детей с народным искусством и проведения праздников и развлечений в соответствии с земледельческим календарем, в нашем детском саду была создана студия «Посиделки», где  дети с удовольствием знакомятся с лучшими образцами  русского фольклора.

Основная цель и задачи педагогического процесса по формированию вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста.

     Принимая во внимание важность проблемы, стоящей перед современным обществом, проблемы утраты народных ценностей, оскудения нравственных понятий, актуальность темы, необходимо приобщать детей дошкольного возраста к народному музыкальному искусству. Исходя из вышесказанного, считаю, что так же необходимо использовать детский музыкальный фольклор в формировании вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста, из чего вытекает основная цель: создание педагогических условий, способствующих формированию вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к русскому музыкальному фольклору.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Способствовать воспитанию устойчивого интереса и любви к народному искусству средствами  русского музыкального фольклора.

2. Подобрать и систематизировать фольклорный материал в соответствии с возрастными особенностями детей.

3. Построение системы педагогической работы по формированию певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством восприятия, исполнения русского музыкального фольклора, а также регулярная проверка соответствия данной системы реальным достижениям.

4. Выбор наиболее адекватных методов и приемов работы с детьми, отбор содержания обучения с учетом возрастных особенностей детей, подбор репертуара.

5. Выявление особенностей развития певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством русского музыкального фольклора.

6. Посредством музыкального фольклора способствовать развитию основных вокально-певческих навыков:

- чистого интонирования;

- правильного дыхания;

- правильной дикции и артикуляции;

- чувства ритма, темпа;

- выразительности пения;

- навыки пения в ансамбле.

Организация работы по формированию вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.

    Для осуществления поставленных задач по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской музыкальной культуры и формированию у них вокально-певческих навыков средствами музыкального фольклора необходима целенаправленная и последовательная работа в этом направлении.

На подготовительном этапе необходимо:

1. Изучение методической литературы, теоретических основ, парциальных программ, целью которых является приобщение детей к русскому музыкальному фольклору. («Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханёва, музыкальная программа «Горенка» М. В. Хазовой, «Оберег» Е. Г. Борониной – программа, предлагающая комплексное изучение музыкального фольклора в детском саду.

2. Подбор фольклорных жанров, как средства формирования у детей вокально-певческих навыков: календарный фольклор (колядки, веснянки, заклички); потешный фольклор (потешки, прибаутки, небылицы, дразнилки); игровой фольклор (игры с пением, хороводы); народная песня (колыбельные, частушки, хороводные песни, игровые и плясовые песни).

3. Подбор музыкального репертуара на материале русского народного музыкального фольклора по всем видам музыкальной деятельности.

4. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Посиделки» составленная на основе русского земледельческого календаря А.Ф. Некрыловой, где предусматривается непосредственная вокально-певческая работа с опорой на фольклорное наследие. Музыкальные занятия должны включать все виды музыкальной деятельности, основанные на песенно-фольклорном материале: слушание-восприятие русских народных песен, разучивание и пение детского певческого фольклора, игры с пением, хороводы.

5. Тематическое планирование сезонных народных праздников с включением музыкально-фольклорного репертуара во все виды музыкальной деятельности.

6. Разработка циклов музыкально-фольклорных занятий и народных праздников с использованием русского музыкального фольклора, где наряду с изучением народно-обрядовой культуры России проводится вокально-певческая работа.

7. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды (элементы народного быта, насыщение его подлинными предметами крестьянского быта, традиционными игрушками, народными костюмами, народными музыкальными инструментами, коллекция CD-дисков,USB-флеш-накопителей с произведениями народной музыки и песенного фольклора, с звучанием русских народных инструментов, картинки с изображением русских народных инструментов, музыкально-дидактические игры, пособия).

    Работа по формированию вокально-певческих навыков должна строиться на основе общепедагогических принципов, т.е. основных положениях педагогики:

— принцип воспитывающего обучения – в процессе обучения пению одновременно прививается любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащается духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление.

— принцип доступности – заключается в том, что содержание и объем знаний, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития.

— принцип постепенности, последовательности и систематичности — это постепенный переход от легкого знакомого песенного материала к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и вокальных навыков, придает уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям по пению.

— принцип наглядности – в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство, или «щупалы» (по выражению И. М. Сеченова) дополняют, усиливают слуховые восприятия. Сочетание слухового и зрительного восприятия возможно, когда педагог показывает высоту звуков.

— принцип сознательности и активности – знания, умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо поняты детьми. Сознательность детей неразрывно связана с их умственной активностью. На сознательность и активность влияет заинтересованность детей пением. Поэтому музыкальные руководители должны стремиться разнообразными приемами создать у детей интерес к пению.

— принцип прочности – систематическое повторение, чтобы не утратить певческие навыки. Закрепление песенного материала – не механическое повторение, сознательное его воспроизведение. От сознательного повторения знакомого материала зависит и прочность усвоения вокальных навыков.

           Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей. Пение является основным средством музыкального воспитания. Песни, благодаря тексту, более доступны детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Дети любят петь и охотно поют. Народные песни вызывают положительные эмоции у ребёнка. Иногда только при одном упоминании названия песни лица у детей освещаются улыбками, и они с удовольствием исполняют её. В работе над напряжённостью звука что может быть лучше, чем русская народная песня, ведь широкая напевность характерна для всех жанров русской песни – от протяжной до плясовой.  

Для того чтобы развить певческие навыки у детей дошкольного возраста необходимо проводить активную работу со специально подобранным песенным репертуаром. Народная песня обогащает речь детей, пополняет словарный запас, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи, а также на развитие льющего легкого звука. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор, создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Ритмический рисунок народных песен, небольшие по объему и равные по длине фразы способствуют развитию певческих навыков. Необходимо знать возрастные особенности голосового аппарата детей дошкольного возраста, использовать в работе по развитию певческих способностей унисонное пение во время пения песен и попевок. При этом эффективно формируется певческое дыхание, так как в напевных песнях используется много звуков большей длительности. При исполнении напевных песен углубляется вдох и удлиняется выдох, это активизирует диафрагму, ребенок учится постепенно расходовать воздух. Поэтому русские народные песни и попевки напевного характера являются необходимым материалом для развития певческих навыков у дошкольников. В работе с детьми        при формировании певческих способностей необходимо разнообразить занятия и заинтересовать ребенка, для этого используются игры, хороводы, пляски, чтоб каждый ребенок мог проявить свои творческие способности и заинтересованность.

Знакомство с песней следует начинать с выразительного исполнения, затем проводятся беседы.

Следующий этап - разучивание песни, для этого мелодию необходимо пропевать, трудные мелодические обороты пропеваем и повторяем несколько раз. Детям очень нравятся фольклорные мелодии: маленькие потешки, скороговорки, считалки. Во время разучивания народных песен развиваются вокальные навыки – чистое интонирование, дыхание, дикция, выразительное исполнение. Дети овладевают хоровым, сольным и ансамблевым пением. Для развития ритмического навыка используем народные мелодии (попевка – «Андрей воробей не гоняй голубей», «Барашеньки - крутороженьки», «Дин-дон) и т. д., во время пения дети ходят в такт хороводной песне, и выполняют различные музыкально-ритмические движения, (хлопки в ладоши, приставные шаги и т.д.) которые помогают воспитанию чувства ритма. «Мама била, била, била», «Ладушки» используется различный ритм хлопков. Дети в народных песнях хорошо запоминают интонационный символ и откладывают его в долговременную память, он всегда на слуху у ребят, пример (считалки, дразнилки и т. д.). На занятии мы так же применяем разучивание попевок, считалок, потешек, так как попевочная формула проста и удобна для формирования правильного дыхания, артикуляции, и чувства ритма (попевка – «За высокими горами…»,

«Лежебока рыжий кот», «Ах, ты, совушка-сова», «Заяц Егорка»). Для того, чтобы развивать звонкость и силу голоса, эмоциональность, используются различные заклички («Ой кулики-жаворонушки», «Зазимка-зима», «Дождик лей, лей, лей», «Нам весну гукать» и т.д.)

Одним из важных моментов в народном пении является хорошая дикция. При формировании певческих навыков необходима яркая и выразительная дикция, четкое произношение согласных и гласных, как в разговорной речи. Для развития артикуляции, дикции также необходимо подбирать различные упражнения и распевки. Необходимо использовать упражнения, которые будут убирать дефекты речи у детей, затем нужно выравнивать гласные и согласные. Прекрасными упражнениями, помогающими добиться чистоты произношения звуков, являются скороговорки и чистоговорки.

Не менее важно в работе по формированию певческих навыков, чтобы дети научились правильно дышать во время пения. Вдох должен быть одновременно через нос и рот, выдох должен быть спокойный и медленный до конца музыкальной фразы. В пении у детей существуют тенденции «перебирания» дыхания, дети неровно дышат, словно захлёбываясь, поднимая при этом плечи, такое поверхностное, ключичное дыхание  не дает возможности хорошей подачи звука. Музыкальная фраза должна быть плавной и неразорванной на маленькие кусочки. Поэтому, для формирования правильного дыхания используются специальные упражнения.

        В пении так же применяется «мягкая атака» звука (голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним) так как «твердая» вредит голосу и искажает правильное звучание. Особое внимание детей обращаем на то, что петь нужно напевно, протяжно, лёгким, светлым  звуком, без выкриков. Певческие навыки вырабатываются во время распеваний, которые помогают разогревать и подготавливать голосовой аппарат. На занятиях певческие навыки формируются от простого к сложному. В фольклоре разучивание и исполнение песен происходит «на слух», удобные по диапазону. Чистоты интонации можно добиться благодаря слушанию исполнения песен чисто интонирующих детей, взрослых, исполнения песен сольно и ансамблем. Также необходимо применять систематическое повторение выученных песен, поем (а капелла). Детей, которые нечисто интонируют следует рассаживать с детьми, которые поют правильно, также ближе к инструменту, чтобы слышали и видели правильное исполнение.

        После всех этапов работы над песней, над формированием у детей вокально-певческих навыков наступает конечный этап - выразительное исполнение песни. Это достигается чистотой интонирования, динамическими оттенками, четкостью дикции, точностью выбранного темпа, выразительностью мимики лица, артистичностью. Варианты исполнения могут быть разными, но повторение песен на праздниках и в повседневной жизни способствуют закреплению их в памяти детей.

        Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим. Дети с удовольствием выступают на праздниках перед детьми, а самое главное перед родителями, участвуют в районных конкурсах, в театральной деятельности.

        Концертная деятельность – это своеобразный итог проведенной педагогической работы за определенный период времени, способный отразить как результаты проделанной работы, так и степень усвоения материала детьми. Так как у нас детский сад комбинированного вида, то функционируют группы разной направленности, общеразвивающие, комбинированные, где находятся дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), группы компенсирующей направленности для детей ЗПР и РАС, и структурное подразделение «Лекотека». Дети из этих групп ежегодно принимают участие в городском инклюзивном фестивале творчества детей «Мы вместе», в открытом городском конкурсе фольклорных коллективов «Истоки», и в других конкурсах, а также участвуют в утренниках и развлечениях детского сада. Вместе с детьми в конкурсах и фестивалях принимает участие ансамбль педагогов детского сада «Родники России».

        Большое значение имеет работа с семьёй. Совместная работа с родителями – предполагает расширить работу по развитию певческих навыков в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора не только в детском саду, но и в домашних условиях. На консультациях родители больше узнают о возможностях своих детей, и могут помочь создать благоприятную среду дома и в детском саду.

Заключение

        Дошкольный         возраст        является        важнейшим         этапом развития познавательной деятельности ребенка, которая формируется и развивается на основе        познавательной        активности. Несомненное   воздействие на формирование и развитие познавательной активности ребенка оказывает музыкальное искусство. Познавательная активность     в        музыкально-познавательной деятельности ребенка представляет собой стремление к самостоятельной     деятельности,        направленной на    усвоение     ребенком музыкальных знаний, развитие музыкального опыта, музыкального восприятия, роль которого универсальна, поскольку оно связано со всеми видами музыкальной деятельности детей. Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что использование русского музыкального фольклора является уникальным средством для формирования вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста. В результате целенаправленной систематической и последовательной работы в этом направлении достигнута положительная динамика. 

Таким образом, используя русский музыкальный фольклор в своей работе с детьми,        педагог добивается следующих результатов: дети исполняют произведения напевно, чистым, протяжным голосом, владеют различными средствами выразительности голоса, у детей развивается ритмический слух, гибкость голосового диапазона, артикуляционная моторика, дети заинтересованы в исполнении народных песен, хороводов, игр.

Параллельно с работой по формированию вокально-певческих навыков на материале русского музыкального фольклора дети дошкольного возраста знакомятся с народными праздниками, традициями и обрядами. У детей формируется устойчивый интерес и любовь к народному искусству.

Основываясь на свой опыт, можно сделать вывод, что русский музыкальный фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, русское поэтическое слово, способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту. 

    На нас на педагогах, лежит большая ответственность за изучение традиционной культуры и передачи этого знания следующим поколениям для того, чтобы наши дети были РУССКИМИ, чувствовали себя РУССКИМИ, гордились и любили свое Отечество, свою веру и традиции.

Список используемой литературы:

1. Алмазов Е. И., Орлова Н. Д. О некоторых причинах плохого интонирования // Известия АПН РСФСР. 1958. Вып. 100. С. 49.

2. Аникин В. П. Детский фольклор // Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983.

3. Асафьев Б. В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. – Л.: Музыка, 1987.

4. Виноградов Г. С., Детский фольклор и быт, стр. 16

5. Войнова, А. Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. – М. Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. – 138 с.

6. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж. – СПб, 1997.

7. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под. ред. Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика – Синтез, 2005.- 152 с.

8. Картушина М. Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду» М. Издательство «Скрипторий 2003», 2017 г.

9. Князева О. Л., М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Н. Новгород, 1997.

10. Метлов, Н. А. Музыка – детям: пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада [Текст] / Н. А. Метлов. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

11. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь»: пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство развития певческих навыков у детей и нравственно-эстетическое воспитание.

Данный материал  дает полную характеристику фольклорному пению в детском саду....

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...

Формирование и развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. Поэтому считаю изучение данной проблемы весьма актуальной, т. к. в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональну...

Обобщение опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Обобщение опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»Представленные материалы могут быть использованы музыкальными рук...

Выступление на педагогическом совете с опытом работы по теме: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст-  важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества....

План по самообразованию «Развития певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора»

laquo;Развития певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора»...

Выступление из личного опыта на ММО «Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Игровые модели детского фольклора как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста....