Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
учебно-методический материал (средняя группа)

Смородина Алена Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная

 программа познавательной направленности

«Умный ребёнок»

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Российская Федерация

Калининградская область

Балтийский городской округ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Теремок» города Приморска

            УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ д/с № 2

_______________ Е. А. Белых

            «____»                              20   г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная

 программа познавательной направленности

«Умный ребёнок»

Возраст детей: 3 – 4 года

Срок реализации: 1 год

                                                                                                                       

                       Разработчик:

                              Смородина А. В.

                                            Воспитатель I категории

г. Приморск 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Направленность программы.                                                      

Программа дополнительного образования «Умный ребенок» по формированию у детей 3-4 лет полноценного восприятия окружающей действительности через обучение детей сенсорным эталонам учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей младшего дошкольного возраста, дополняет и расширяет задачи по образовательной области «Познавательное развитие».

Новизна программы

Новизна данной программы заключается в том, что в содержании изучаемого курса выделен раздел «Работа с родителями», предполагающий разнообразные формы и виды деятельности  педагога совместно с законными представителями обучающихся детей, также  имеется список литературы, рекомендуемой для совместной деятельности родителей и детей в домашних условиях.

    Отличительные особенности программы

Сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития. Данные статистики говорят о том, что при отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство, а также стремление к удовлетворению потребности законных представителей детей младшего дошкольного возраста в проведении занятий, расширяющих задачи по образовательной области «Познавательное развитие» привели к необходимости создания программы сенсорного воспитания детей.

 Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 3 -4 лет, посещающих МБДОУ д/с №2 г. Приморска.

 Объём и срок освоения программы

Срок освоения программы –12 месяцев

На полное освоение программы требуется 42 часа

Форма обучения

Форма обучения – очная

Особенности организации образовательного процесса

Работа ведется с детьми хорошо и недостаточно хорошо, усваивающие программу. Работа по восприятию цвета, величины, формы проводится с учетом индивидуальных особенностей детей Возможности детей выявлены в ходе повседневной работы. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.

Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Сначала на занятиях дети знакомятся с сенсорными эталонами (сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия). Затем, когда появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов; наконец, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов в самых различных ситуациях. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность освоению материала в данной программе.  

Последовательность освоения содержания носит концентрический характер, который заключается в том, что один и тот же учебный материал одного тематического модуля представлен в программе не сразу, а в течение всего курса, при этом возвращение к изучению модуля предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Такая последовательность изучения материала обусловлена прохождением соответствующих тем, содержащихся в основной образовательной программе ДОУ, в определённом порядке (дополнительная образовательная программа «Умный ребенок» позволяет дополнить и расширить задачи образовательной области «Познавательное развитие», решаемые основной образовательной программой). Также очерёдность прохождения  материала обусловлено  и объективными  условиями: так занятие «Окраска воды» целесообразно проводить в холодный период учебного года, а занятие «Бусинки большие и маленькие» в предновогодний период.

Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.  

Состав группы 7 - 8 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов – 42. Продолжительность занятия исчисляется в академических часах – 25 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 1 час.

Занятия проходят во вторую половины дня. Во время занятий предусмотрена динамическая пауза-  в начале занятия рекомендуется проводить массаж пальчиков и кистей рук, пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки.

      Педагогическая целесообразность

     Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Именно от сенсорного развития зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребенка. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий, игровой характер. Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Проведение занятий по этой программе способствует формированию сенсорной культуры у ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировки в нем, развитие тактильно – двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие речевого и неречевого слуха. Развивает мелкую моторику. Воспитывает уверенность в своих способностях к творчеству.

         

    Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Восприятие ребёнка 3 – 4 лет носит предметный характер, например - цвет, форма, вкус, величина и др. не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять, свойства от самого предмета.

    Практическая значимость программы 

Позволяет детям воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии. Оформлять чувствительное впечатление, уточнять название предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами)

                Цель программы

Целью программы «Умный ребенок» является создание условий для развития и совершенствования сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление, развитие мелкой моторики рук) у детей 3-4 лет.

         Задачи программы.  

Обучающие задачи, которые решаются в ходе реализации программы:      

- обучить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине;

-обучить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов;

-закрепить представления о разновидностях каждого свойства;

-формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее);  

- учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

 Развивающие задачи, необходимые для достижения цели в ходе реализации программы:

- развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение);

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (потрогать, просунуть, погладить и другие), качества и свойства;

- развивать мотивацию личности ребенка к познанию.

 Воспитательные задачи, решаемые при реализации программы «Умный ребёнок»:  

- формирование у воспитанника нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

- воспитание усидчивости, целенаправленности.

   

         Принципы отбора содержания:

    - Принцип опоры на внутреннюю мотивацию ребенка, который позволяет включить его в образовательный процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

          - Принцип постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

    - Принцип индивидуальности, предполагающий индивидуальную работу с детьми с проблемами в развитии, часто болеющими, неусидчивыми.

    - Принцип комфортности для каждого ребёнка, предполагающий создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, которые будут благоприятствовать формированию для каждого ситуации успеха.  

    - Принцип сотрудничества, позволяющий в ходе продуктивной деятельности создать доброжелательное отношение друг к другу и способствовать взаимопомощи

      Основные формы и методы

Методические рекомендации

Формы работы с детьми: (групповая) специально организованная деятельность педагога с детьми.

Основными видами детской деятельности при реализации программы дополнительного образования являются:

-игровая (вся непосредственная познавательная деятельность носит игровой характер);        -коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

-познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),

-восприятие художественной литературы и фольклора;

-конструирование из разного материала, включая конструкторы, и иной материал, изобразительная (рисование, лепка);

-музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах).

Методы проведения занятий:

При проведении занятий педагогом используются следующие методы:

  • словесные - источником знания является устное или печатное слово: рассказ, объяснение, беседа;
  • наглядные - источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия: показ детям иллюстрированных пособий, плакатов, карточек и пр.;
  • игровые - позволяют заинтересовать детей предстоящей деятельностью, облегчают определение замысла будущей работы;
  • практические - дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия: упражнения, эксперименты и практические работы;
  • метод пояснения - применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о предмете;
  • метод обследования включает в себя обучение обследованию и проводится как специально организованное восприятие предмета в целях обнаружения тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Чтобы использовать этот метод нужно составить схему-алгоритм при его осуществлении;
  • игровой приём (отдельные действия воспитателя внутри конкретного метода);
  • приём развития способности детей к подражанию («повтори за мной», «сделай как я»).

Сенсорное развитие детей дошкольников тесно связано с другими разделами программы воспитания и обучения детей.

  1. Развитие эмоций, создание положительного настроя на занятии:
  • психогимнастика;
  • сюрпризные моменты;
  • «Чудесный мешочек»;
  • «Волшебный сундучок».
  1. Развитие речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем:
  • стихи, загадки, дидактические игры на развитие слухового внимания, подражания звукам, словам, игры типа лото, пальчиковая гимнастика.
  1. Развитие движений, гимнастика:
  • игры, развивающие координацию движений;
  • физкультминутки;

        Структура проведения занятий

I часть: организационная часть (ритуал приветствия, разминка).

II часть: основная часть включает в себя дидактические игры и задания, направленные на решение задач занятия (игры на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, игровые упражнения на развитие сенсорных функций. На занятиях предполагается чередование видов деятельности: переход от дидактической игры к подвижной деятельности.

III часть: заключительная часть (подведение итогов, ритуал прощания) проводится заключительная игра по теме, либо расслабляющий массаж на ковриках. Ритуал прощания позволяет создать у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляет положительные эмоции, полученные от работы.  

Планируемы результаты

 

    В результате освоения программы воспитанники будут:

    - знать:

    - шесть основных цветов спектра и их названия, оттенки цветов и их названия, систему цветов;

    - пять геометрических форм (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник) и их названия;

    - вкусовые качества овощей и фруктов.

    - уметь:

    - идентифицировать цвета, геометрические фигуры, вкусовые особенности;

    - подбирать предметы по образцу;  

    - группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина);

    - сравнивать оттенки цвета, предметы по величине;

    - чередовать предметы по величине;

    - расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей;

    - сопоставлять формы предметов с эталонами формы, цвета предметов с эталонами цвета;

    - обозначать величину предметов словами;

    - воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы;

    - находить зрительно фигуру по осязательно воспринимаемому образцу;

    - словесно описывать формы предметов.

    - владеть:  

    - приёмами обследования формы;

    - действиями подбора по образцу;  

    - способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), зрительно по осязательно воспринимаемому образцу.

 

    В результате реализации программы кружка «Умный ребёнок» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.

     

     Механизм оценивания образовательных результатов

     В образовательном процессе используются следующие виды контроля эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка уровня сформированности следующих умений:

    - различать предметы по величине (большой – маленький, больше

    - меньше);

    - различать предметы по форме (кубик, шарик);

    - образовывать группы однородных предметов;

    - выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый).

     Диагностика деятельности дошкольников осуществляется по четырехбалльной шкале

Педагогический мониторинг.

Задание № 1

Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же - не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Инструкция: Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”. После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок.... Все бабочки спрятались. Молодец!”

Оценка: 3 балла - Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет. 2 балла - Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл. 1 балл - Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку. 0 баллов - Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 2 Дидактическая игра “Занимательная коробочка”

Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)

Пособия: 1. Куб - ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы. 2. Фигуры - кубик и шарик.

Инструкция: Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя) Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.

Оценка: 3 балла - Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры. 2 балла - Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал. 1балл

  • Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку. 0 балл - Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 3 Дидактическая игра “Собери пирамидку”

Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой

  • маленький, больше - меньше), различать понятия “один - много”.

Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.

Инструкция: 1. Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: “Много колечек”. 2. Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самое большое колечко, затем - колечко поменьше. и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна”. 3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.

Оценка: З балла - Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога. 2 балла - Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы. 1 балл - Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился. 0 баллов - Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Критерии оценки уровня сформированности умений по результатам выполнения заданий:

высокий уровень - 3 балла;

средний уровень - 2 балла;

низкий уровень - 1 балл;

умение не сформировано - 0 баллов.

Мониторинг результатов сенсорного развития

у детей

Ф.И. Ребёнка

Результаты выполнения заданий

1 задание

2 задание

3 задание

Итого

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Коне

года

Средний балл:

 Формы подведения итогов реализации программы:

- проведение выставок детских работ

- проведение открытого мероприятия

- создание презентации (фото- видео) для родителей

                                                                                                       

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

модулей, разделов и

тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Мониторинг на начало учебного года.

1

1

2

Шесть цветов и оттенки.

11

2.1

«Спрячь мышку»

1

1

2.2

Лото «Цвет»

2

1

1

2.3

«Окраска воды»

2

1

1

2.4

«В царстве царя-Разноцвета»

2

2

2.5

«Магазин»

2

1

1

2.6

«Радуга»

2

1

1

3

Геометрические формы

14

3.1

«В царстве фигурок – человечков»

2

1

1

3.2

«Кто где спит?»

2

1

1

3.3

«Гости»

2

2

3.4

«Найди предмет такой же формы»

2

2

3.5

«Чудесный мешочек»

2

2

3.6

«Составные картинки»

2

2

3.7

«Какой формы предметы в нашей группе»

2

2

4

Величина

5

4.1

«Бусинки большие и маленькие»

2

2

4.2

«Три квадрата»

2

2

4.3

«Достроим домики»

1

1

5

Вкусовые качества

2

5.1

«Кислое, сладкое, соленое»

2

1

1

6

Расположение фигур на плоскости.

2

6.1

«Орнамент»

2

1

1

7

Мониторинг на конец учебного года.

1

1

8

Лето

6

8.1

«Цветочная поляна»

1

1

8.2

«Разноцветное путешествие»

1

1

  8.3

«Путешествие на воздушном шаре»

1

1

  8.4

«Потерянные бусы»

1

1

  8.5

«Дом»

1

1

  8.6

«Поможем Золушке»

1

1

Итого:

42

                 8

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Наименование

модулей,

разделов и тем

Содержание

Методы

обучения

Формы

работы

Работа с родителями

Тема №1

Диагностика

Выявление знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.  

Беседа.   Практическое занятие.

Индивидуальная

Индивидуальные беседы по результатам диагностики.

Тема №2

«Спрячь мышку»

Ознакомление   детей с шестью цветами спектра и их названиями.  Обучение идентификации цвет.

Беседа.   Практическое занятие.

Фронтальная

Анкетирование «Вопросы сенсорного  развития и воспитания дошкольников» (Приложение 3)

Тема №3

«В царстве фигурок-человечков»

Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями.  Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.

Беседа.   Практическое занятие.

Фронтальная

Консультирование по проблеме сенсорного развития вашего ребенка по итогам анкетирования «Вопросы сенсорного развития и воспитания дошкольников».

Тема №4

Лото «Цвет»

Закрепление названий основных цветов. Обучение  выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Беседа.   Практическое занятие.

Фронтальная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №5

«Кто где спит?»

Закрепление понятий: круг, квадрат, треугольник. Ознакомление детей с геометрическими формами и их названиями: прямоугольник, овал. Формирование у детей действия подбора по образцу.

Беседа.   Практическое занятие.

Фронтальная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №6

«Гости»

Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

Беседа.   Практическое занятие.

Фронтальная

Ознакомление с программным содержанием занятия, инд. Беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №7

«Окраска воды»

Ознакомить детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Беседа. Эксперимент.   Практическое занятие.

Фронтальная

Фотоотчёт по итогам проведения занятий.

Тема №8

«Бусинки большие и маленькие»

Обучение детей чередованию предметов по величине. Развитие моторики пальцев руки.

Показ, беседа, практическое занятие.

Фронтальная, индивидуальная

Выставка изделий детей (бусы на ёлку).

Тема №9

«Кислое, сладкое, соленое»

Ознакомление детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов.

Беседа, практическое занятие

фронтальная

Оформление консультации «Игровая деятельность в семье».

Тема №10

«Найди предмет такой же формы».

Обучение детей сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Беседа, практическое занятие.

Фронтальная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №11

«Три квадрата»

Обучение детей способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначению величины предметов словами.

Беседа, практическое занятие.

Фронтальная

Консультация по вопросу организации дидактических игр в домашних условиях.

Тема №12

«Достроим домики»

Развитие  и совершенствование глазомера детей.

Беседа, демонстрация, практическое занятие.

Фронтальная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №13

«В царстве царя Разноцвета»

Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.

Беседа, рассматривание, практическое занятие.

Фронтальная

Организация посещения занятия. Открытое занятие.

Тема №14

«Орнамент»

Обучение восприятию взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы, воспроизведению орнамента по образцу.

Рассматривание, объяснение, практическое занятие.

Фронтальная

Выставка работ детей (аппликация).

Тема №15

«Магазин»

Совершенствовать  умение сопоставлять формы предметов с эталонами цвета.

Беседа, рассматривание, практическое занятие.

Фронтальная, парная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №16

«Радуга»

Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.

Рассматривание, беседа, практическое занятие.

Фронтальная

Выставка работ детей (аппликация).

Тема №17

«Чудесный мешочек»

Обучение нахождению зрительно фигуры по осязательно воспринимаемому образцу.

Рассматривание, объяснение, практическое занятие.

Фронтальная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №18

«Составные картинки»

Обучение  расчленению изображения предмета на составные части, воссозданию сложную форму из частей.

Рассматривание, обсуждение, практическое занятие.

Фронтальная

Выставка работ детей (конструирование).

Тема №19

«Какой формы предметы в нашей группе»

Обучение зрительному обследованию предметов в группе. Формирование умения  словесно описывать формы предметов в группе.

Рассматривание, обсуждение, практическое занятие.

Фронтальная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №20

Мониторинг на конец учебного года

Выявление знаний детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Беседа.   Практическое занятие.

Индивидуальная

Индивид. Беседы по результатам сравнительного анализа мониторинга сенсор. Развития детей. Отчёт  о работе кружка. Презентация.

Тема №21

«Цветочная поляна»

Закрепление знаний о сенсорных эталонах. Закрепить умение соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику.

Рассматривание, обсуждение, практическое занятие

Фронтальная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №22

«Разноцветное путешествие»

Способствовать сенсорному развитию детей, закрепление знаний о геометрических фигурах.

Рассматривание, обсуждение, практическое занятие

Фронтальная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №23

«Путешествие на воздушном шаре»

Закрепить у детей понятие что цвет и величина являются признаками разнообразных предметов.

Рассматривание, обсуждение, практическое занятие

Фронтальная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема №24

«Потерянные бусы»

Развивать мелкую моторику рук.

Беседа, практическое занятие.

Фронтальная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии. Выставка работ детей.

Тема №25

«Дом»

Формировать образное и пространственное мышление, продолжать учить рисовать пальчиками, оставляя отпечаток в нужном месте, лепить из пластилина приемом прямое раскатывание, точно наклеивать детали изображения в нужное место.

Беседа, практическое занятие.

Фронтальная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Тема № 26

«Поможем Золушке»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах, их цвете, о качествах предметов, величине, развивать внимательность. Способствовать развитию мелкой моторики, эмоций детей по средствам использования игр.

Практическое занятие

Фронтальная

Ознакомление с  программным содержанием занятия, индивидуальная беседа о результатах работы детей на занятии.

Календарный учебный график

                1. Продолжительность учебного года

                  Начало учебного года – 13 сентября 2021 года

                  Окончание учебного года – 31августа 2022 года

                  Продолжительность учебного года (аудиторные занятия) – 42 недели

           

                2. Календарь занятий

1 полугодие

Зимние праздники

2 полугодие

Всего недель

13.09.2021-30.12.2021

16

недель

01.01.2022 09.01.2022

10.01.2022–31.08.2022

26

недель

42

недели

4.  Объем образовательной нагрузки

Количество максимальной аудиторной нагрузки на одну группу - 1 час в неделю, что составляет 42 часа за учебный период.

Занятия не проводятся в дни государственных праздников

5. Родительские собрания проводятся в группах не реже двух раз в год.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Материально-техническое обеспечение

столы

стулья по количеству детей

магнитная доска

сухой бассейн

сенсорные столы

            гуашь, непроливайки, кисти, клей, цветная бумага

            интерактивная песочница

                                                           

- Дидактические игры:  

          - «Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д.  

- Картотеки:  

«Геометрические фигуры», «Цвета».

        - Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки и т.д.

       - Раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе):  

 игровые поля, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов), баночки, гуашь, кисти, бумага, шнурки, бусинки.

- Игрушка Деда Мороза, игрушки и предметы игровой комнаты различных цветов и их оттенков.

- свежие фрукты и овощи: мандарины, лимоны, соленые огурцы

 - ноутбук  

- телевизор

 - аудиколонка

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13. - с.14.

2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.

3. Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, - 2008. - №12. - с.29 - 34.

4. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа Пресс. -2001.

5.  Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- М: Просвещение, 2007.

6. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни  - М.: Модэк, 2007.

7. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, - 2003. - №6. - с. 21 - 26.

8.  Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, - 2002. - №12. - с. 20 - 21.

9.  Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - с 2-6.

10.Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. -М.: Академия педагогических наук, 2003.

11. Бортникова Елена Развиваем мелкую моторику детей 3 – 5 лет, 2016 г. Издательский    дом «ЛИТУР»- с. 48

12.  Земцова О. Н. Тесты для детей 3 – 4 лет М. Махаон, Азбука – Аттикус, 2018г. С.112  

13. Шевелев К. В. Развитие мелкой моторики М. Ювента,2016г с. 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «ВЕСЬ МИР В ОДНОЙ КОРОБКЕ…»

Программа по дополнительному образованию и организации кружковой работы. Для воспитателей и педагогв ДО....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности "Математические шаги"

Данная программа предназначена для детей 6 -7 лет. Она  развивает потребность активно мыслить, формирует у детей инициативность и самостоятельность. Более глубокое изучение математики позвол...

Дополнительного общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-речевой направленности «АБВГДейка» для детей 5-7 лет

Дополнительная программа кружковой работы по  звуковой культуре  речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Занимательная математика» (базовый уровень) Возраст 5-6 лет

Основная цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержан...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности " Умная пчелка". Возраст обучающихся: 5 - 7 лет

Пояснительная записка. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают инте...