Статья "Организация игровой деятельности в детском саду" из опыта работы
статья
Статья содержит обобщение педагогического опыта по организации игровой деятельности дошкольников разного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация игровой деятельности в детском саду.
(из опыта работы)
В работе ДОУ по организации игровой деятельности особое внимание воспитатели уделяют анализу психолого-педагогических условий развития игры:
- использованию в педагогическом процессе всего многообразия игр (сюжетно-ролевых, режиссёрских, театрализованных, строительно-конструктивных, дидактических, развивающих, подвижных, спортивных игр);
- установлению баланса между разными видами игр;
- обогащению жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре через различные источники информации. С этой целью проводится виртуальные экскурсии по городу в зоопарк "Роев ручей», регулярно проводится просмотры спектаклей, игры на прогулках, наблюдения, беседы, обсуждение событий и многое другое.
Особое значение придаётся построению предметно пространственные развивающей среды для содействия развитию детской игры:
- Стимулирование детской самостоятельной активности внутри игровой зоны, что позволяет всем детям организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.
- Созданию условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр с тем, чтобы каждый ребёнок мог найти удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния.
- Воспитатели учитывают среду, окружающую ребёнка в группе, чтобы она была безопасной для его жизни и здоровья при одновременном проведении различных видов игр.
- Своевременному изменению предметно - игровой среды ( внесению атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложнением игровых умений детей.
- Оптимальному отбору игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству, так как недостаточное количество игрового материала может тормозить его игровую инициативу.
- Предоставлению детям возможности самостоятельно менять предметно - пространственную среду в соответствии с их настроением игровыми замыслами интересами посредством многофункциональных, мобильных элементов (поролоновых модулей конструкторов ширм низких устойчивых плоскостей и многого другого).
- Учитываются и половые различия детей при организации игровой среды. Педагоги стараются по возможности отражать интересы, как мальчиков, так и девочек.
Роль взрослого самостоятельной игровой деятельности детей не ограничивается своевременным изменением РППС. Воспитатели планируют и реализуют своё непосредственное участие в свободной игровой деятельности, побуждают детей к самостоятельному использованию новых способов решения игровых задач, воплощению полученных впечатлений и знаний путём использования игровых проблемных ситуаций, участия воспитателя в игре с принятием главной или второстепенной роли, разрешения конфликтных ситуаций.
Каждый вид игры отвечает своим целям задачам, определяет организацию игрового пространства в группе, поэтому в младших группах сосредоточены мебель ширмы строительные материалы крупных размеров атрибуты для ролевых игр предметы заместители дидактические игры и игрушки дающие опыт разнообразного использования объектов.
В группах среднего дошкольного возраста сосредоточены помимо игрушек, предметы – заместители, так как задача педагога научить отражать роль словесно без опоры на реальные предметы.
В старшем дошкольном возрасте необходимости в большом количестве атрибутов нет. Ребёнок проявляет свои игровые умения, самостоятельно сочиняя игру, моделируя для неё среду, изменяя её в ходе развития сюжета. Дети двигаются от роли к роли, соблюдая правила игры. Опорой для них служит не только образные мелкие игрушки, но и разнообразные предметы ( кусочки меха, ткань, брусочки, шарики и т.п.), а также умение детей рисовать, фантазировать (игра-рисование, игра-фантазия, создание бумажных атрибутов).
Таким образом, роль взрослого в игровой деятельности детей по мере их взросления меняется. Сначала педагог выступает как носитель игровых умений, затем как партнёр в игре двух-трёх детей, далее он становится помощником детей в организации игровой деятельности и регуляции игрового общения и, наконец, выступает как наблюдатель за детской игровой деятельностью оказывая при этом не директивную помощь.
В нашем детском саду регулярно проводятся педагогические советы “Создание развивающей среды детства”, “Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей детей”, консультации «Режиссерская игра, как средство речевой активности детей», «Создание условий для развития игровой деятельности» и другие.
Педагоги нашего детского сада имеют возможность посетить открытые просмотры специально организованной игровой деятельности, наблюдать самостоятельную игровую деятельность в различных возрастных группах.
Из своих педагогических наблюдений хочется отметить, что сегодня дети, как и раньше, играют в магазин, в больницу, в семью, в детский сад. К сожалению, новых современных профессий и ситуаций не прослеживается в сюжетах игр. Мы думаем, что это объясняется тем, что изменились условия жизни, когда родители не могут доступно рассказать детям о своей профессии, они порой не могут рассказать, чем они занимаются на работе. Ребёнок не может понять смысл работы: «Папа работает на бирже». Родители не могут сводить детей как раньше на экскурсию к себе на работу. Нет информации, нет эмоционального проживания, а значит, детям нечего и отражать в игре. Всё чаще дошкольников устраивают компьютерные игры, игры на смартфонах. Игры по сюжетам современных мультфильмов зачастую сводятся к стрельбе или уничтожению чего-либо. Страдают и ролевые игры в семью, так как родители проводят больше времени на работе, дома предпочитают пассивный отдых и не вместе с ребёнком, а рядом без совместных игр бесед и других домашних дел.
Одним из путей восполнения подобных пробелов могут стать регулярные консультации, гостиные, дни открытых дверей, где родители увидят возможные формы игровых взаимодействий со своими детьми, поймут важность игры в дошкольном возрасте.
Воспитатель первой квалификационной категории Севастьяненко Т.В. 2023г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в детском саду». Трошева О.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №19» г. Сыктывкара.
В данной статье представлен обзорно опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Организация театрально-игровой деятельности в детском саду". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современн...
Выпускная аттестационная работа «Современная организация игровой деятельности в детском саду»
Работа выполнена в рамках профессиональной переподготовки по программе "Психолого-педагогическое образование: дошкольная педагогика и психология в соответствии с профессиональным стандартом...
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021...
Дидактическое и игровое пособие. ЛЭПБУК «БЕЛКА» (Из опыта работы)
Это закрепляющее, систематизирующее дидактическое и игровое пособие для детей 4-5 лет по теме "Лесные звери. Белка". Наш лэпбук «Белка» – это коллективная (для всех де...
Развитие игровых умений у дошкольников посредством театрализованной деятельности, игр-драматизаций (из опыта работы)
Развитие игровых умений у дошкольников посредством театрализованной деятельности, игр-драматизаций (из опыта работы)...
Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. По мнению Н.Ф. Губановой, она выполняет роль комплексного развити...