Статья "Организация игровой деятельности в детском саду" из опыта работы
статья

Севастьяненко Татьяна Владимировна

Статья содержит обобщение педагогического опыта по организации игровой деятельности дошкольников разного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация игровой деятельности в детском саду.

(из опыта работы)

В работе ДОУ по организации игровой деятельности особое внимание воспитатели уделяют анализу психолого-педагогических условий развития игры:

  •  использованию в педагогическом процессе всего многообразия игр (сюжетно-ролевых, режиссёрских, театрализованных, строительно-конструктивных, дидактических, развивающих, подвижных, спортивных игр);
  • установлению баланса между разными видами игр;
  • обогащению жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре через различные источники информации. С этой целью проводится виртуальные экскурсии по городу в зоопарк "Роев ручей»,  регулярно проводится просмотры спектаклей, игры на прогулках, наблюдения, беседы, обсуждение событий и многое другое.

Особое значение придаётся построению предметно пространственные развивающей среды для содействия развитию детской игры:

  • Стимулирование детской самостоятельной активности внутри игровой зоны, что позволяет всем детям организовывать разные игры в соответствии  со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.
  • Созданию условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр с тем, чтобы каждый ребёнок мог найти удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния.
  • Воспитатели учитывают среду, окружающую ребёнка в группе, чтобы она была безопасной для его жизни и здоровья при одновременном проведении различных видов игр.
  • Своевременному изменению предметно - игровой среды ( внесению атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложнением игровых умений детей.
  • Оптимальному отбору игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству, так как недостаточное количество игрового материала может тормозить его игровую инициативу.
  • Предоставлению детям возможности самостоятельно менять предметно - пространственную среду в соответствии с их настроением игровыми замыслами интересами посредством многофункциональных, мобильных элементов (поролоновых модулей конструкторов ширм низких устойчивых плоскостей и многого другого).
  • Учитываются и половые различия детей при организации игровой среды.  Педагоги стараются по возможности отражать интересы, как мальчиков, так и девочек.

Роль взрослого самостоятельной игровой деятельности детей не ограничивается своевременным изменением РППС. Воспитатели планируют и реализуют своё непосредственное участие в свободной игровой деятельности,  побуждают детей к самостоятельному использованию новых способов решения игровых задач, воплощению полученных впечатлений и знаний путём использования игровых проблемных ситуаций, участия воспитателя в игре с принятием главной или второстепенной роли, разрешения конфликтных ситуаций.

Каждый вид игры отвечает своим целям задачам, определяет организацию игрового пространства в группе, поэтому в младших группах сосредоточены мебель ширмы строительные материалы крупных размеров атрибуты для ролевых игр предметы заместители дидактические игры и игрушки дающие опыт разнообразного использования объектов.

В группах среднего дошкольного возраста сосредоточены помимо игрушек, предметы – заместители, так как задача педагога научить отражать роль словесно без опоры на реальные предметы.

В старшем дошкольном возрасте необходимости в большом количестве атрибутов нет. Ребёнок проявляет свои игровые умения, самостоятельно сочиняя игру, моделируя для неё среду, изменяя её в ходе развития сюжета. Дети двигаются от роли к роли, соблюдая правила игры. Опорой для них служит не только образные мелкие игрушки, но и разнообразные предметы ( кусочки меха, ткань, брусочки, шарики и т.п.), а также умение детей рисовать, фантазировать (игра-рисование, игра-фантазия, создание бумажных атрибутов).

Таким образом, роль взрослого в игровой деятельности детей по мере их взросления меняется. Сначала педагог выступает как носитель игровых умений, затем как партнёр в игре двух-трёх детей, далее он становится помощником детей в организации игровой деятельности и регуляции игрового общения и, наконец, выступает как наблюдатель за детской игровой деятельностью оказывая при этом не директивную помощь.

В нашем детском саду регулярно проводятся педагогические советы “Создание развивающей среды детства”,  “Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей детей”, консультации «Режиссерская игра, как средство речевой активности детей», «Создание условий для развития игровой деятельности» и другие.

Педагоги нашего детского сада имеют возможность посетить открытые просмотры специально организованной игровой деятельности,  наблюдать самостоятельную игровую деятельность в различных возрастных группах.

Из своих педагогических наблюдений хочется отметить, что сегодня дети, как и раньше, играют в магазин, в больницу, в семью, в детский сад. К сожалению, новых современных профессий и ситуаций не прослеживается в сюжетах игр. Мы думаем, что это объясняется тем, что изменились условия жизни, когда родители не могут доступно рассказать детям о своей профессии, они порой не могут рассказать, чем они занимаются на работе. Ребёнок не может понять смысл работы: «Папа работает на бирже». Родители не могут сводить детей как раньше на экскурсию к себе на работу. Нет информации, нет эмоционального проживания,  а значит, детям  нечего и отражать в игре. Всё чаще дошкольников устраивают компьютерные игры, игры на смартфонах. Игры по сюжетам современных мультфильмов зачастую сводятся к стрельбе или уничтожению чего-либо. Страдают и ролевые игры в семью, так как родители проводят больше времени на работе,  дома предпочитают пассивный отдых и не вместе с ребёнком, а рядом без совместных игр бесед и других домашних дел.

Одним из путей восполнения подобных пробелов могут стать регулярные консультации, гостиные, дни открытых дверей, где родители увидят возможные формы игровых взаимодействий со своими детьми, поймут важность игры в дошкольном возрасте.

Воспитатель первой квалификационной категории Севастьяненко Т.В. 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в детском саду». Трошева О.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №19» г. Сыктывкара.

В данной статье представлен обзорно опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Организация театрально-игровой деятельности в детском саду". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современн...

Выпускная аттестационная работа «Современная организация игровой деятельности в детском саду»

Работа выполнена в рамках профессиональной переподготовки по программе "Психолого-педагогическое образование: дошкольная педагогика и психология в соответствии с профессиональным стандартом...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Организация детской проектной деятельности в ДОО (из опыта работы)» в банк данных на уровне образовательной организации» от 14.05.2021...

Дидактическое и игровое пособие. ЛЭПБУК «БЕЛКА» (Из опыта работы)

Это закрепляющее, систематизирующее дидактическое и игровое пособие для детей 4-5 лет по теме "Лесные звери. Белка". Наш лэпбук «Белка» – это коллективная (для всех де...

Развитие игровых умений у дошкольников посредством театрализованной деятельности, игр-драматизаций (из опыта работы)

Развитие игровых умений у дошкольников посредством театрализованной деятельности, игр-драматизаций (из опыта работы)...

Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. По мнению Н.Ф. Губановой, она выполняет роль комплексного развити...