Конспект родительского собрания в младшей группе
материал (младшая группа)

Дементей Татьяна Александровна

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка.  Начинать работу по развитию мелкой моторики рук надо с самого раннего детства. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки.  Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой рукой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_sobranie_motorika.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №9 «РОДНИК» (МБДОУ «Детский сад№9 «Родник»)

        __________________________________________________________________

238321, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Константиновка,

ул. Березовая, д.1, тел. и факс (8-401-51) 3-77-93, 89211036698

Родительское собрание в младшей группе

Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Выполнил:

Воспитатель: Дементей

Татьяна Александровна

п. Константиновка, 2022г.

Цель: повышение компетентности родителей  в вопросах воспитания и  развития детей младшего возраста.

Задачи:

• Вызывать у родителей позитивное отношение к детскому саду;

• Добиваться сплоченности родительского коллектива;

• Вызвать интерес родителей к занятиям с ребенком по развитию  мелкой моторики рук дома.

Оборудование:

• мультимедийная установка для показа слайдов;

• мультимедийная презентация к собранию;

• памятки для родителей.

Предварительная работа:

В родительском уголке размещены статья о развитии мелкой моторики рук, примеры игр, направленных на развитие мелкой моторики рук, примеры пальчиковой гимнастики. Заранее розданы приглашения родителям с указанием темы собрания. Оформлены выставки поделок из пластилина, природного материала, рисунков детей.

 Основная часть:

Добрый  день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время   и   пришли на родительское собрание.

Воспитатель. Уважаемые родители, я предлагаю вам отгадать загадку:

Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором.

Тема нашего собрания посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка. Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук то есть

 разнообразные движения пальчиками  и ладонями. . Как Вы думаете, насколько развитие мелкой моторики рук у ребенка важно,  Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?         (Обмен мнениями)

 

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка.  Начинать работу по развитию мелкой моторики рук надо с самого раннего детства. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки.  Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой рукой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

 А роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение  и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.

Действительно, работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:

- косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

- готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

        Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь, иначе говоря, чем лучше развиты мальчики малыша, тем проще ему будет освоить речь. В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста и регулярно.

       Уже с младенчества мамы  развивают мелкую моторику ручек у ребенка. Каким образом это делают, как вы думаете? (Обсуждение)

       На самом деле, это так, мамочки выполняют массаж пальчиков и ладошек малыша, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Потом ребеночек учится держать в руках предметы, изучая при этом мир вокруг себя через тактильные ощущения. Позже малыша обучают знакомым с детства потешкам с движениями. Какие потешки из детства, в которых задействованы ручки, помните Вы? В какие из них Вы играете со своим ребенком? (Родители называют потешки)

потешки с движениями называются пальчиковой гимнастикой. Примеров таких игр очень много. Такие упражнения стимулируют не только двигательную активность, но и развитие речи. Ребенок учится подражать взрослому, вслушиваться в его речь, понимать её смысл, концентрировать свое внимание. Вместе с тем, сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

Конечно, это пальчиковая гимнастика.

В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Вот почему психологи и детские педагоги так настойчиво советуют родителям детей  почаще играть в игры развивающие мелкую моторику рук. А именно пальчиковая гимнастика про которую мы только что говорили  решает множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает внимание, память, мышление;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными.  Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках.

 Попробуйте и Вы с ребенком поиграть в такие игры, но для начала мы предлагаем вам поиграть с нами. Давай  разомнем наши уставшие ручки.

И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук.  В группе есть много различных развивающих пособий, , дети могут  взять их  в любое время и заниматься — это  различного вида вкладыши, пирамидки, мозайки, кубики, пазлы и т.д.,   карандаши, листы для рисования.

-Уважаемые родители, что на ваш взгляд может развивать мелкую моторику? — Ответы родителей.

Мелкую моторику рук развивают:

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать — наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать — откручиватьи т.д.;

Рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т.д.;

Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т.д.;

Одевание и раздевание игрушек;

Лепка из пластилина и теста.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать в работу их.

Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

— Давайте познакомимся, чем же в свободной деятельности занимаемся с малышами мы (просмотр презентации приложение №1):

1. Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.

2.Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.

«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук, не требующее затрат»

                                              Игры с пуговицами

Из пуговиц разного размера и цвета выложите рисунки (бусы, снеговика, цветочек и т. д.) и попросите малыша сделать такой же рисунок.

Можно предложить разложить пуговицы по размеру, по цветам.

                                  Игры с бельевыми прищепками

развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь; учим основные цвета;

1. Предложите своему ребёнку вам помочь – пусть развешивает трусики, носочки, носовые платочки и закрепляет их прищепками. И эту работу можно сопровождать словами:      Прищеплю прищепки ловко  Я на мамину верёвку.

2. Скажите малышу, что жёлтые прищепки – это маленькие сказочные рыбки, а кружочек, выполненный из картона – это кормушка. Предложите ему помочь рыбкам пообедать: прикрепить их по периметру фигуры.

Очень интересно для детей приделывать лучики для солнышка, вырезанного из картона, иголки ёжику, лепесточки для цветка.

                                             

                               Игры с макаронами

Отлично развивает  руку разнообразное нанизывание рожек, макарон  на ленточку. Кроме того можно предложить малышу рассортировать их по размеру.

                                   Игры с крупами

На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте манную крупу и покажите ребёнку, как можно, проведя пальцем по крупе, нарисовать линию, круг. После этого можно уже рисовать и предметы – волны, солнышко, заборчик и т. д.

В ёмкость с высокими бортиками высыпьте фасоль или горох и спрячьте в неё маленькие игрушки. Пусть ребёнок запускает в сухой бассейн руку и находит там игрушки.

                                       Упражнения с карандашом

Пусть малыш покатает карандаш между ладонями, прокатит его по столу одним, двумя пальчиками. Можно использовать вместо карандаша – массажный шарик, грецкий орех.

«Сенсорная клавиатура» -развиваем моторику рук, речь; учим цвета, формы;

 «Найди в домиках …» — развиваем моторику рук, речь, познавательные способности;

«Веселые мячики» — массажируем ладошки, пальчики; развиваем мелкую моторику рук ;

«Коллекция камней» — развиваем мелкую моторику рук, воображение, речь, тактильные ощущения;

«Перебираем и раскладываем красную и белую фасоль» — развиваем мелкую моторику рук, зрение;

 «Пересыпаем зерно ложками разного размера» — развиваем мелкую моторику рук, глазомер;

 «Рисование на манке» — развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность;

 «Подбери крышечки» — развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; изучаем размеры;

  • Развитию мелкой моторики рук очень хорошо способствует художественная деятельность детей. Мы стараемся использовать в работе много различных  творческих приемов — рисуем пальчиком, ватными палочками, кисточками,  а также толстыми и тонкими карандашами. Хороши в рисовании восковые мелки, причем когда они ломаются  на маленькие кусочки — это тоже польза для пальчиков и не торопитесь их выбрасывать, ребенку приходится брать их щепоткой, при этом формируется правильный пальчиковый захват карандаша, ручки.

Детишки любят работать с  различными трафаретами,  обводить свои ладошки, раскрашивать.

Потихоньку стараемся подружиться с пластилином — но задача пока сложная, руки у детей слабые, но желание работать с пластилином  есть  у всех; используем приемы: отщипывание маленьких кусочков от большого, раскатывание столбиков  и шариков.

Во всех наших творческих работах  — пальчикам детей  всегда приходится потрудится.

— Уважаемые родители, а как вы пытаетесь дома развивать мелкую моторику, какие  используете  для этого игры и занятия?  — Ответы родителей.

Мелкую моторику развивают так же физические упражнения. Это разнообразные висы и лазания ( на спортивном комплексе, по лесенке и т.д) Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы.

                                  Уважаемые родители!

Многие из вас  слышали о том, что очень важно развивать у ребенка «мелкую моторику рук». О том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Да, действительно, нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Предлагаем вам наиболее простейшие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук ваших детей, которые можно провести, практически не отрываясь от домашних дел.

Вы можете предложить своим детям  выполнить следующие упражнения:

«Разложим по порядку»

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое — все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка — только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

«Выловим из воды»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски.

«Лепим колобки, колбаски и блинчики»

Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно «собрать» фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию — победите соблазн лепить вместо него.

«Открой и закрой»

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки.

«Была лужа — и нет ее»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа — пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

«Ну-ка, вылови»

Поставьте на поднос две тарелки: слева — глубокую, а справа — мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду — собрать губкой.

 «Посыпаем дорожки»

Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их «щепоткой»), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками т.п.

Маленькие дети очень любят «запихивать» разные предметы в дырочки. Просто возьмите жестяную или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой (от кофе, чипсов и т.д.) или картонную коробку. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько), соответствующие предметам для вкладывания и игрушка готова. Вкладышами могут служить:  небольшие шарики, например, от пинг-понга;  коробочки от «киндер-сюрпризов»;  крупные и средние бусины, пуговицы,  монетки;  карандаши, крышки от старых фломастеров;  фасолины, горошины; кубики, кирпичики, другие детали от строительного набора;  детали любых конструкторов, детали от пирамидок; любые фигуры, вырезанные из пенеплена (туристический коврик).

Как только малыш освоил игрушку или она ему надоела — уберите  ее или отдайте соседям. Сделайте новую игрушку — ее изготовление не отнимет у вас много времени. Чем больше разнообразных по форме и размеру предметов он будет проталкивать в отверстия, тем лучше.  Желаем вам удачи!

 Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук. Они также развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева; формируют навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

       Так вот, наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с Вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук, подготовить детей к письму, способствовать развитию речи. Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что Вашим детям с нашей общей помощью таких трудностей удастся избежать.

Протокол родительского собрания

 МБДОУ «Детский сад №9 «Родник» Младшая группа  

                                                                                                Дата: 08.12.22

Присутствовали: 13 человек

Тема «Развитие мелкой моторики рук»

Повестка дня:

1. Выступление воспитания ДементейТ.А.« Повышение компетентности родителей  в вопросах воспитания и  развития детей младшего возраста.»

4. Презентация для родителей «Развитие мелкой моторики рук»

5. Разное

Ход собрания:

  1. По первому вопросу слушали воспитателя (Дементей Т.А) рассказала о педагогической работе, целях и задачах воспитания  в дошкольном учреждении, вызывала у родителей позитивное отношение к детскому саду.
  2. Посмотрели презинтацию  «Развитие мелкой моторики рук». Провели игру с родителями.
  3. По третьему вопросу обсудили организационные моменты.

Постановили: Развивать воспитанников согласно возрасным особенностям, что бы в дальнейшем у ребят не возникало трудностей ни в самообслуживании, ни в каких либо других действиях, поощрять стремление детей к самостоятельности. Работать в тесном взаимодействии : родители-дети-воспитатели.

Родители единогласно решили помогать группе в организации мероприятий, изготовлении атрибутов,проведении конкурсов, акций и т.п.

Родителям учесть рекомендации по организации режим дня.

Председатель: Дементей Т.А _______________/расшифровка подписи/

Секретарь: Лебедь В.Н _______________/расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

План:1.     Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.2.     Решение проблематичных ситуаций.3.     Сов...

Конспект родительского собрания в младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитание самостоятельности у детей младшего д/о возраста”....

Конспект родительского собрания в младшей группе«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».Родительское собрание...

Конспект родительского собрания в младшей группе. Тема «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в младшей группе.Тема «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»...

Конспект родительского собрания 2 младшей группе «Мы рады знакомству» Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Рафикова Э. Т.

Конспект родительского собрания 2 младшей группе«Мы рады знакомству»Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Рафикова Э. Т.  Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; ...

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему «Формирование навыков самообслуживания у детей в младшем возрасте»

Обсуждение с родителями проблемы формирования навыков самообслуживания у детей младшего возраста (сообщение воспитателя по теме собрания, анализ родительских анкет "Навыки самообслуживания у дете...