Доклад по теме «Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)

Бурова Жанна Юрьевна

Каждый ребёнок от рождения наделён огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии.

Период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_sensoriki.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 108 общеразвивающего вида «Зазеркалье

/МКДОУ д/с № 108 «Зазеркалье»/

_____________________________________________________________________________________

630024, г. Новосибирск, ул. Мира, 39/1, тел.: 361-10-00, 353-55-68.

Доклад по теме

«Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста»

Разработала:

воспитатель первой квалификационной категории

Бурова Ж.Ю.

2023 год

Каждый ребёнок от рождения наделён огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии.

Период первых трех лет – это период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Вашему вниманию представляются несколько игр, направленных на развитие сенсорики.

Игры с бельевыми прищепками.

Цель: развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Ход игры:

Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Дети: это ежик.

Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам).  Ой!  Какой ежик стал колючий!

Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку.  Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Игра-шнуровка

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики рук, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

В этой игре не забыто и развитие воображения: «вышивание» условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, «видения сути предмета».

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкой играю.

Тренирую логику

И мелкую моторику!

Бусы

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости

Материалы: бусины разной формы, величины, материала; тонкая нитка.

Ход игры:

Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а бусины подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

«Чудесный мешочек»

Цель: обогащение чувственного опыта детей в играх с дидактическим материалом.

Материалы: мешочек из плотной ткани, муляжи овощей, игрушечный заяц.

Ход игры

Ребенок не должен видеть предметы, находящиеся в мешочке. Хотя ранее он с ними знаком хорошо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (Зайчик) Что же он нам принес? (Чудесный мешочек)

Воспитатель: что у тебя в мешке, Зайчик? (Овощи). Ребята, вам интересно какие овощи у Зайчика в мешке?

Детям предлагается на ощупь определить, какие овощи лежат в чудесном мешочке Зайчика. Достать из мешка овощ, рассмотреть его и ответить на вопросы: что это? какого цвета?

Содержимое чудесного мешочка может меняться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Большая стирка» для детей раннего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Большая стирка» предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Она поможет детям развивать зрительное восприятие, умение выделять цвет, форму, называть пр...

Презентация "Дидактические игры своими руками для детей раннего дошкольного возраста"

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру....

Дидактические игры с прищепками для детей раннего дошкольного возраста

Игры с прищепками очень хорошо развивают мелкую моторику рук, познавательную активность, внимание, творческое воображение. Надеюсь, что данный материал поможет моим коллегам, они воспользуются им и, в...

Дидактическая игра "Домашние животные" для детей раннего дошкольного возраста.

Познакомить детей с домашними животными. Обогатить словарь детей по теме. Развивать мышление, зрительное и слуховое сосредоточение, мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма...

Дидактические игры своими руками для детей раннего дошкольного возраста

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру....

Доклад на тему : Детский сад и семья в вопросах трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Данный доклад представлен в рамках проекта " Секреты бабушки Ирины", представлен на конкурсе ВИРО "Пчелка".  В докладе говорится о взаимодействии с родителями в трудовом воспи...