Программа дополнительного образования по развитию связной речи дошкольников «Раз словечко, два словечко». 2023 -2024 уч.год
рабочая программа (подготовительная группа)

Касирова Лариса Олеговна

      Данная рабочая программа нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 19 «Василек»»

Программа дополнительного образования

по развитию связной речи дошкольников

«Раз словечко, два словечко»

Составитель:

воспитатель

 Касирова Л.О.

2022 – 2024 г.

         

           

СОДЕРЖАНИЕ

         

I. Пояснительная записка

1. Направленность дополнительной образовательной программы

2. Актуальность программы

3. Цель и задачи

II. Сроки и этапы реализации программы

III.  Перспективный план

IV.  Особенности организации педагогической диагностики

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Пояснительная записка

        Направленность дополнительной образовательной программы

Рабочая программа кружка «Раз словечко, два словечко» разработана на основе образовательной программы ДОО, а также основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.  Комаровой, М.А. Васильевой.

    Программа «Раз словечко, два словечко» - способствует развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию мелкой моторики, развитию памяти, внимания, мышления с учетом возрастных и индивидуальных способностей.

    Актуальность программы

       В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети порой умеют пользоваться сложной, современной техникой, а связно изложить свои мысли не могут. Стоит отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Родители с детьми стали реже посещать библиотеки, читать книги, рассматривать иллюстрации и рассуждать о прочитанном.

      При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение связной речи.

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности и является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.                        

   Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

      Данная рабочая программа нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Цель программы : Создать условия для развития речи детей средствами литературного творчества

Задачи программы:

 Обучающие:

1. Обучать детей правилам передачи текста, учить понимать суть стихотворения, видеть первоначальный замысел поэта

2. Формировать умение передавать игровые образы в действиях

3. Формировать умение искать выразительные движения, тембром голоса передавать отличительные особенности героев сказок, пьес, рассказов, стихов

Развивающие:

1. Развивать связную и выразительную речь детей: чтение стихотворений наизусть, пересказ произведений, творческое рассказывание (на тему предложенную воспитателем, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему), составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин)

2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей

3. Расширять кругозор, развивать память, наблюдательность, воображение, познавательные процессы

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к стихотворному искусству, творческой деятельности

2. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие

3. Воспитывать любовь к творческой деятельности, желание участвовать в выступлениях

4. Воспитывать эстетический, художественный вкус

2. Сроки и этапы реализации программы

Возраст, на который рассчитана программа: 

Подготовительная группа – 6-7 лет

Срок реализации программы – 1 год.

Формы занятий: подгрупповые

Режим занятий:

Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 36 занятий.

Продолжительность занятий:

-подготовительная группа – 30 минут

      Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием основной образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.

Основные формы организации образовательной деятельности: игровые образовательные ситуации, беседы, чтение книг, наблюдения, дидактические игры и упражнения, посещение выставок, рассматривание репродукций картин, слушание музыкальных произведений и т.д.

Методы:

традиционные: наглядные (наблюдения, просмотр иллюстраций, репродукций картин); словесные (рассказ воспитателя, рассказ ребенка, чтение литературы и фольклора, беседа); игровые (дидактические игры и упражнения, музыкальные произведения);

- инновационные: проблемно-поисковый (активные действия по обследованию объектов); использование элементов ТРИЗ; метод наглядного моделирования (мнемотехники, мнемотаблицы, схемы); создание игровой проблемной ситуации, направленной на самостоятельный поиск решения проблемы.

Срок реализации каждого этапа один год.

3.  Содержания рабочей программы

4. Диагностическая карта по развитию речи

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связано и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение.

Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно пересказывает литературные произведения

Определяет место звука в слове. Сравнивает слова по длительности. Находит слова с заданным звуком.

Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Ответы оцениваются по трехбалльной системе, полученные баллы суммируются.

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

3 балла - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Уровень знаний:

- высокий уровень: 13 - 15 баллов;

- средний уровень: 8 - 12 баллов;

- низкий уровень: 7 и меньше баллов.

Перспективно – тематическое планирование

На 2023 – 2024 год

Сроки

Формы работы с детьми

Работа с родителями

Литература

Сентябрь

«Я – будущий первоклассник»

1.Отгадывание загадок  о школе, об осени

2. а)Беседа «Кто нас учит в школе?». «Чем школа отличается от детского сада?»

Б) Рассказывание по картине «В школу»

3. Чтение стих-й: А.Пушкин, А.Плещеев,  А.Барто, И.Бунин, К.Бальмонт, Н.Огарёв, А.Фет, И.Токмакова, Е.Благинина, С.Есенин и др.

4. Заучивание стих-й наизусть:

5. Словесная игра «Что мне нужно в школе». Рассматривание школьных принадлежностей.

6. Рассматривание пейзажной живописи, составление описательных рассказов

7. Театрализованные игры: кукольный театр «Красная Шапочка»

8.Чтение рассказов Л.Толстого «Два товарища», «Косточка»

9. Чтение сказок С.Михалкова «Как старик корову продавал»

10. Пальчиковые игры

11. Артикуляционная гимнастика

1. Разучивание стихов с детьми

2. Чтение и пересказ рассказов

3. Закрепление материала дома по данной теме (пункт 3,5)

1.Картотека загадок, стихотворений

2. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 6-6 лет», стр.44, зан.№ 2

3. Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.26, 28

4. Наглядный дид.материал

5. Рассказы Л.Толстого

6.С.Михалков «Все самые любимые стихи и сказки», с.394

Октябрь

1. Чтение стих-й об осени

2. Заучивание стихотворений: Е.Трутнев «Осень», А.Твардовский «Лес осень», Л.Разводова «Озорники»

3.Чтение и пересказ: К.Ушинский «Четыре желания»

4. Д/и и упражнения: «Подбери рифму», «Когда это бывает?», «Придумай сам», Кто где живет?»

5. Проговаривание чистоговорок (отработка звука р), скороговорок, пальчиковая гимнастика

6. Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания»

7. Участие в конкурсе чтецов

8. Театрализованные игры: театр настольный «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»

9. Чтение сказок С.Михалкова

10. Пальчиковые игры

11. Артикуляционная гимнастика

1. Совместно с ребёнком: рисование «Золотая осень»

2. Чтение с ребёнком произведения, пересказ, разучивание стихов с детьми

3. Пересказ с детьми дома рассказа К.Д.ушинского

1. Картотека стихотворений

2. Хрестоматия для детей

3. Картотека д/игр, «Раз словечко, два словечко» (с.7,8)

3. Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.35,36

4. Картотека: пословицы и поговорки о временах года

5. Рассказы К.Д.Ушинского

6.С.Михалков «Все самые любимые стихи и сказки», с.404

Ноябрь

1. Чтение стих-й об осени русских поэтов

2. Заучивание стихотворения З.Александрова «Родина», А.Фет «Первый снег»

3. Чтение сказки «Золушка»

4. Д/игра Петрушка угадай мою игрушку»

5. Рассматривание пейзажной живописи, составление описательных рассказов

6. Театрализованные игры: театр настольный «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

7. Чтение и пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

8. Речевая гимнастика «Едем, летим, плывем»

8. Чтение сказки Пузырь, соломинка и лапоть»

9. Рассказывание по картине «Собака с щенятами»

10. Пальчиковые игры

11. Артикуляционная гимнастика

12. Участие в конкурсах чтецов (республиканские, всероссийские)

1. Чтение с ребёнком произведения, пересказ, разучивание стихов с детьми

- учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова

1. Картотека стихотворений

2. Хрестоматия для детей

3. Книга для чтения в детском саду и дома, с.101

4. Наглядный дид. материал

5. Русские народные сказки

6.В.Бианки «Все самые любимые стихи и сказки»

Декабрь

«Зимушка – зима!»

1. Чтение и разучивание : стихотворение И.Суриков «Зима», С.Маршак «Тает месяц молодой», «В декабре, в декабре…», З.Орлова «Скоро, скоро Новый год»

2. П. Соловьева. «Подснежник»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» отрывки)

3. Чтение сказки «Волшебный посох Деда Мороза»

4. Чтение  сказок «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

5.Отгадывание загадок о зиме. Работа с пословицами, поговорками:

6.Рассказывание по картине «Таня не боится мороза»»

7. Проговаривание чистоговорок (отработка звука р), скороговорок, пальчиковая гимнастика

8. Театрализованные игры: театр настольный «Двенадцать месяцев»

9. Импровизация русской народной сказки «Теремок». Показ сказки «Теремок» в младшей группе

10. Д. Мамин – Сибиряк – знакомство с творчеством. «Медведко» -чтение рассказа.

11. Речевая гимнастика «Что вы видите вокруг?»

12. Чтение сказок С.Михалкова «Волшебное слово», «Белые перчатки»

13. Пальчиковые игры

14. Артикуляционная гимнастика

15. Участие в конкурсе чтецов (республиканские, всероссийские)

1. Совместно с ребёнком: рисунок (аппликация) на тему «Зимушка-зима»

2. Разучивание стихов с детьми

2.Пересказ сказок

- уточнить представления детей о названии предметов

1. О.С. Ушакова с. 99; В.Ю. Дьяченко с. 207.

2. Картотека стих-й

Н.В.Нищева «Система коррекционной работы…», с. 295

3.Картотека: загадки о временах года, пословицы и поговорки о временах года

4. Картотека д/игр, «Раз словечко, два словечко» (с.5)

5. Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.39, 40

Январь

1.Чтение: Чтение сказки «Волшебный посох Деда Мороза»

2. Заучивание стихотворений: К.Бальмонт «Снежинка», В.Черняева «Мы слепили снежный ком», С.Есенин «Береза»

3. Д/и и упражнения: «Закончи

предложение»

4. Речевая гимнастика (дифференциация звуков с-з)

5. Театрализованные игры: Показ пьесы «Колобок»

6. «Стрекоза и муравей» -чтение басни

И.А. Крылова.

7. «Семь Симеонов – семь работников»,

обр. И. Карнаухова - чтение русской народной сказки.

8. Г. Скребицкий «Как галчонок есть научился» -пересказ произведения

9.Речевая гимнастика «Скажи, какое»

10.Пальчиковые игры

11. Артикуляционная гимнастика

12. Участие в конкурсах чтецов (городские, республиканские, всероссийские)

1. Разучивание стихов с детьми

2.Пересказ сказки «Волшебный посох Деда Мороза»

-Называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу

1.Книга для чтения в детском саду и дома, с.195

2.Картотека стих-й

3.Картотека д/игр, «Раз словечко, два словечко» (с.6)

4. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.145

5.Басни Крылова

6.Русские народные сказки

Февраль

«Защитники Отечества»

1. П. Воронько «Лучше нет родного края» : Я. Аким. «Апрель»;

П. Воронько  «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака;

Е. Благинина. «Шинель»;

2.Чтение: «Гуси – лебеди» - рассказывание русской народной сказки.

3.Рассматривание иллюстраций «Жизнь животных зимой», «Лес зимой», беседа по содержанию

4.Д/и и упражнения: «К нам пришёл волшебник: я могу только слышать»

5. Л. Фадеев «Зеркало в витрине»

чтение стихотворения

6.С. Алесеев «Первый ночной таран» -

пересказ рассказа. 

7. Е. Воробьев. «Обрывок провода»;

М. Зощенко. «Великие путешественники»;

8. Речевая гимнастика «Найди точное слов»

9. Проговаривание чистоговорок (отработка звука р), скороговорок

10. Театрализованные игры: театр настольный «Три медведя»

11. Заучивание стих-й наизусть: С.Маршак «Дуют ветры в феврале», В.Берестов «Богатыри»

12. Пальчиковые игры

13. Артикуляционная гимнастика

14. Г. Х. Андерсена.

«Гадкий утенок» -чтение сказки.

1. Разучивание стихов с детьми

2. Пересказ рассказов, сказок

- учить детей точно называть предмет, его качества, действия

1. Хрестоматия для детей

2. Наглядный дид. материал

3. Картотека д/игр, «Раз словечко, два словечко» (с.11)

4. Картотека стих-й

5. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.152

6. Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.41, 42

7. Картотека стих-й

Март

«Весна, весна, как воздух свеж!»

1.Чтение и разучивание  стихотворений: Г.Виеру «Мамин день»; Я.Аким «Весна», Е. Благинина «Посидим в тишине»; Л. Квитко«Бабушкины руки». Е.Серова «Подснежники»

2. «Айога» - чтение нанайской сказки.

3.Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций.

4. Речевая гимнастика (дифференциация звук

5. И. Крылов «Ворона и лиса» - чтение басни.

6. Проговаривание чистоговорок (отработка звука р), скороговорок,

7. Инсценировка знакомых сказок (репетиция)

8. Рассматривание пейзажной живописи

9. Пальчиковые игры

10. Артикуляционная гимнастика

11. Участие в конкурсе чтецов (городские, республиканские, всероссийские)

1. Разучивание стихов и песен с детьми

2.Пересказ сказок

-учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу

3. Обсуждение басни

1. Картотека стих-й

2. Хрестоматия для детей

3. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.156

4.Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.42, 43

5. Басни Крылова

6. Картотека чистоговорок, скороговорок

Апрель

Наша Родина Россия

1. Чтение и разучивание :Ф. Тютчев. «Весенние воды»;

А. Фет.«Уж верба вся пушистая» (отрывок); М.Бебина «Российский триколор»; В.Степанов «Космонавт»; С.Маршак «Апрель»

 

2. Рассказ В. Бианки «Три весны», пересказ

3. В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…» - чтение стихотворения.

 А. Прокофьев «Родина», З. Александрова «Родина», М.Ю. Лермонтов «Родина», С.Баруздин «За Родину»

4. Речевая гимнастика «Картина – корзина»

5. К. Ушинский. «Слепая лошадь».

К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;

6. Инсценировка знакомых сказок (показ для младшей группы)

7. Пальчиковые игры

8. Артикуляционная гимнастика

9. Участие в конкурсах чтецов.

1. Разучивание стихов с детьми

2. Пересказ рассказов

3. Чтение стихотворений

- находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию

4. Чтение рассказов

1. Картотека стих-й

2. Хрестоматия для детей

3. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.159

Май

1. Чтение стих-й о весне, заучивание : А.Усачев «Что такое День Победы?»; Е.Серова «Ландыш»; С.Питиримов «Детский сад»; А.Барто «Здравствуй, лето!»

2.Чтение сказок Бажова

3. Речевая гимнастика (подведение итогов)

4. Чтение и пересказ «Сынко-Филипко», Е. Поленовой

4. Инсценировка сказки (показ для родителей на собрании)

5. Работа с пословицами и поговорками

6. Пальчиковые игры

7. Артикуляционная гимнастика

8. Участие в конкурсах чтецов

8. Диагностика

1. Разучивание стихов с детьми

2.Рисование по сказкам Бажова

3. Пересказ рассказов

1. Картотека стих-й

2. Хрестоматия для детей

3. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.163

4. Картотека пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики

        

        СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.

АрушановаА.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. – 96

Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»; Спб., 2004

КартушинаМ.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2005.

Трясорукова Т.П. Игры,загадки, стихи и чистоговорки для развития речи. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2015

КомратоваН.Г. Учимся говорить правильно. Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет, Творческий центр, Москва, 2004

Книга для чтения в детском саду и дома для детей 5-7 лет, Москва Оникс

Картотека стихотворений, дидактических игр и упражнений

Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Умелые пальчики» (для детей 4-5 лет)

Пояснительная записка  Данная Программа разработана на основе следующих нормативныхдокументов:Ø Конституция РФ ст. 43, 72.Ø Конвенция о правах ребенка (1989г)Ø Федеральный закон «Об образова...

программа дополнительного образования по развитию речи для дошкольников (5-6лет)" ОТ ЗВУКА К БУКВЕ"

Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольно -образовательных учреждениях. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 2...

Проектпо развитию связной речи детей «Раз – словечко, два - словечко» в младшей группе

Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Речь пом...

Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности дошкольников посредством песочной анимации "Хочу всё знать"

Обеспечение достижения уровня развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств у детей младшего дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Программа дополнительного образованияпо развитию  мелкой моторики дошкольников«Волшебные пальчики»(для детей 3-4 лет)...

ПРОГРАММА дополнительного образования по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Раз-словечко, два-словечко» на 2022-2023 учебный год

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.Значение фолькло...