«Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников»
презентация

Бернс Ольга Вадимовна

Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.

 

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.

Оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды.

 Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ детский сад №7 «Радуга» «Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников» Воспитатель:Бернс О.В.

Слайд 2

Современный подход к интеллектуальному развитию ребёнка. Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития. Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. Оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию .

Слайд 3

Интеллектуальное развитие предполагает: - дифференцированное восприятие; - аналитическое мышление (способность воспроизвести образец) ; - рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ; - логическое запоминание; - интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; - овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов; - развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.

Слайд 4

Цель: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей. Задачи: 1. Формировать приемы умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умение обдумывать и планировать свои действия. 2. Развивать у детей вариативное мышление, фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 3. Вырабатывать умение у детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих

Слайд 5

Система дидактических принципов: - создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса ( принцип психологической комфортности ) ; -новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми ( принцип деятельности ) ; -обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом ( принцип минимакса) ;

Слайд 6

-при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира ( принцип целостного представления о мире ) ; -у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора ( принцип вариативности) ; -процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности ( принцип творчества ) ; -обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения ( принцип непрерывности)

Слайд 7

Методы и приемы: - практические (игровые) ; - экспериментирование; - моделирование; - воссоздание; - преобразование; - конструирование ;

Слайд 8

Дидактические средства: Наглядный материал (игры, демонстрационный материал, схемы, символы, модели)

Слайд 9

Форма организации детской деятельности: - индивидуально-творческая деятельность; - творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек) ; - учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия

Слайд 10

1. Математические развлечения: игры на плоскостное моделирование ( Танграм и т. д.) ; - игры-головоломки; - игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера ; - задачи-шутки.

Слайд 11

2. Дидактические игры: - сенсорные; - моделирующего характера; - специально разработанные воспитателем для обучения детей;

Слайд 12

3. Развивающие игры это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

Слайд 13

Основные типы интеллектуальных игр Викторины Стратегии Тестовая викторина (ТВ-игра) Сюжетная викторина (СВ-игра) Ролевая стратегия Экономическая стратегия Боевая стратегия «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?» «Полундра!» Импро-визационная «Экспромт- театр» Сценар-ная «Яхта» «Менеджер» Шашки, шахматы

Слайд 14

Тестовые викторины являются формой интеллектуальных игр. Дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», « Брейн -ринг».

Слайд 15

Сюжетные викторины более интересные. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т.д. Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо истории» и др.

Слайд 16

Стратегия – форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху. В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника ( шахматы, шашки). В экономической – через действия приобретения и продажи («менеджер», «продавец» и т.д.). В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью ((«Яхта» и т.д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.

Слайд 17

Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр Продуктивные Условно допустимые Недопустимые На сообразительность: «Ответ в вопросе ». Вопросы-шутки: «Оригинально о банальном ». Вопрос-подсказка: «Известное об известном». На логическое и ассоциативное мышление: «На удачу». «На приближение» Воспроизводящие . Воспроизводящие с «уловкой». Перечисление Вопросы-лекции . Вопросы-розыгрыши . Неэтичные вопросы.

Слайд 18

1. Вопросы на сообразительность. Позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок в полной мере проявил мыслительные способности.

Слайд 19

1.1. Ответ в вопросе. Вопрос на сообразительность, где ответ содержится в самом вопросе. Тренируется чутьё игроков верного ответа.

Слайд 20

1.2. Вопросы-шутки. Они не предназначены для подшучивания над игроком. Вопросы остроумные, в них скрывается сущность.

Слайд 21

1.3. Оригинально о банальном Вопросы на сообразительность. Ответ прост и очевиден.

Слайд 22

1.4. Вопрос-подсказка Ведущий говорит первую подсказку. Отгадавший получает балл.

Слайд 23

2. Вопросы типа «Неизвестное об известном» В вопросах даётся удивительно занима тельная и малоизвестная информация о вещах. Такие вопросы увеличивают интерес к игре.

Слайд 24

3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление Эти вопросы очень интересны игрокам, потому что задают необходимость выстраивать «цепочку» рассуждений. Это вопросы-задачи, задания.

Слайд 25

4. Вопросы на удачу. Вопросы с вариантами ответов. Можно задавать самый «заумный» вопрос, у игрока есть шанс ответить. Но такие вопросы монотонны.

Слайд 26

5. Вопросы «на приближение» Важно, чтобы факты, положенные в основу вопроса, были интересны и занимательны.

Слайд 27

Условно допустимые для интеллектуальных игр вопросы и задания

Слайд 28

1. Вопросы на воспроизведение полученных знаний (воспроизводящие). Вопросы, низшие по ценности для интеллектуальных игр. Они рассчитаны на память, практически не нуждаются в обсуждении. Все вопросы задаются по пройденному участниками игры материалу. 2. Воспроизводящие вопросы «с уловкой». Вопросы требуют не только памяти, но и внимания

Слайд 29

3 . Перечисление. Задания-вопросы, требующие перечислить что-либо. Например, общий признак: башни Кремля, станции метро, имена мальчиков и т.д. 4. Вопросы-лекции. Вопросы требуют развёрнутого ответа, что сразу снижает интерес к игре.

Слайд 30

Недопустимые в интеллектуальных играх типы вопросов и заданий. 1. Вопросы-розыгрыши Требуют от игрока заученного ответа на этот вопрос, в случае ошибки участник испытывает чувство неловкости и унижения. 2. Неэтичные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников"

   Цель: Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску....

Педсовет" Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников"

Данный педсовет проводился с целью использования нетрадиционных технологий в работе с педагогами и дошкольниками для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствования интеллекту...

Консультация для педагогов. Презентация "Современный подход к математическому развитию дошкольников".

     Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном детстве. Математика является универсальным методом познания окружающего и предметного мира и ее роль в современн...

Консультация для педагогов : "Поиск современных подходов к речевому развитию дошкольников посредством художественной литературы, художественного слова и театрализации с учётом ФГОС».

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасныеобразцы русского литературного языка...

Современные подходы к речевому развитию дошкольников

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитани...

Консультация для воспитателей "Современный подход к интеллектуальному развитию дошкольников"

Хорошими помощниками в деле интеллектуального развития ребенка станут всевозможные интеллектуальные развивающие игры, задачки; творческие занятия по лепке, оригами, моделированию.Творче...