Самообразование на 2019-2020
методическая разработка

Брагару Лидия Афанасьевна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_na_2020-2022.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

План по самообразованию

Брагару Лидии Афанасьевны

на 2020-2022 учебные года

Тема: «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества»

г.Мегион 2020г.

«Не навязывать ничего такого, что не соответствует возрасту и методу обучения

…учитывать при обучении возрастные особенности детей …двигаться вперед, не спеша…от простого к сложному»

(Я.А.Каменский).

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей.

По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей с ОВЗ. Творчество даёт человеку переживание своей целостности, оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.

Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Роль творческой деятельности. Детское искусство носит экспрессивный характер – ребёнок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому работы детей субъективны и часто не понятны. Работа с ребёнком – это процесс, который требует осторожности и деликатности.

Поэтому моя цель помочь ребёнку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.

Н.П.Сакулина отмечала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Необходимо использовать разные техники: традиционные (аппликация, лепка, рукоделие). И нетрадиционные: рисование пластилином, свечой, витраж, коллаж с применением стружки, крупы, семян, пуговиц, скорлупа, декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация, изонить. Применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.

В.П.Кащенко известный ученый, педагог отмечал большую значимость трудовой терапии. Он неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности

ребенка в радости, значит, все его пребывание в детском саду нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни – воспитание ребенка должно быть трудовым.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Декоративно - прикладное искусство не утратило своей актуальности в наши дни, так как тесно связано с искусством дизайна.

В процессе выполнения работ прикладного творчества у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.   Формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

Моя специфика работы в детском саду заключается в том, что я работаю с детьми ОВЗ различной тяжести. Поэтому мне приходится подбирать направления и формы работы индивидуально к каждому ребёнку.

Почему я применяю направления развития творческой деятельности декоративно- прикладное творчество, потому что в нём можно выбирать разные направления и методы и приёмы. В декоративно-прикладное направление включены различные виды творчества: изобразительное искусство, аппликация из ткани, соломки, бисероплетение, папье-маше, лепка из соленого теста, поделки из природного материала, кожи, поделки из ниток (изинить). Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству, и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.

Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2020 сентябрь - 2022 год май

  Цель и задачи самообразования по теме «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества»

Тема: «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ, через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества»

Цель: «Изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей с ОВЗ через нестандартные методы декоративно-прикладного творчества»

Задачи:

  1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
  2. Изучить процесс развития творческого воображения.
  3. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по теме самообразования.
  4. Разработать перспективный план работы с детьми.
  5. Подготовить диагностику на начало и конец года.
  6. Раскрыть особенности творческого воображения детей с тяжелыми нарушениями речи.
  7. Определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческих способностей.
  8. Разработать        комплексную        методику        диагностики        и        развития        творческих способностей детей дошкольного возраста.
  9. Определить возможные пути развития творческих способностей детей в процессе изодеятельности.
  10. Разработать рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей.
  11. Провести консультацию для педагогов на тему: «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через нестандартные методы декоративно- прикладного творчества»

План работы по самообразованию на 2020-2022 учебный год.

Тема

Содержание работы

Сроки

Методы и формы

Изучение методической литературы        и нормативно-правовой документации

  1. ФГОС        дошкольного образования
  2. Список литературы.

Сентябрь- Ноябрь

Организация образовательного процесса        и

развивающей предметно-

пространственной среды

Работа с педагогами

Участие в мероприятиях посвященных        теме самообразования

  1. Подготовить консультацию для педагогов.
  2. Выступление        на

педагогическом часе.

По ДОУ

плану

Консультация Использование        ИКТ (презентация)

Представление работы по теме

опыта

Проведение для педагогов

мастер-класса

По ДОУ

плану

Мастер-класс

Предоставление консультаций по данной

теме

1.Подготовить консультацию для педагогов

В

года

течение

Консультация

Работа с родителями

Предоставление        данной

консультации по данной теме

Буклеты,        консультации, открытое мероприятие

В течение года

Консультация

Совместное оформление

выставок

  1. Творческий отчет
  2. Выстовка работ

Апрель

Выставка

Совместное        участие        в конкурсах

1.   Предоставление        и отбор        творческих

работ для конкурса

В течение года

Конкурс

Работа с воспитанниками

Диагностика детей

  1. Проведение диагностики творческих способностей у детей с ОВЗ
  2. Проведение диагностики на реализацию воображения

Сентябрь-май

Диагностика

и фантазии.

3.Проведение        диагностики на        развитие                детского

экспериментирования.

Перспектива:

Продолжить работу по освоению новых нестандартных методов декоративно- прикладного творчества.

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,

- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2019-2020 год Бекетовой В.Н.

Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в связи с введением ФГОСДО.»...

Перспективный план работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год «Ознакомление детей 4-5 лет с родным краем посредством нетрадиционных техник рисования»

Рисование с помощью нетрадиционных техник является эффективным средством развития не только творческих способностей, но и таких важных качеств личности ребенка как активность, самостоятельность, умени...

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»

Тема самообразования на 2019-2020 учебный год«Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»...

План по самообразованию на 2019-2020 уч. год.

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерс...

Программа по самообразованию на 2019-2020 уч.год

Тема "Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"...

План самообразования за 2019 - 2020 уч. год

План повышения квалификации работника...

План по самообразованию на 2019-2020 учебный год

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога...