Мастер - класс «Сказка - как метод нравственного воспитания младшего дошкольника»
методическая разработка

Павина Галина Филаретовна

Мастер класс в рамках конкурса "Педагог -наставник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогический дуэт – 2020»

Педагог- наставник

Мастер - класс

«Сказка - как метод нравственного воспитания младшего дошкольника»

(Слайд 2)Цель мастер-класса: обновление педагогического процесса с использованием разнообразных приемов и средств, в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраст со сказками.

Задачи мастер-класса:

• расширить знания педагогов о сказке, как средство нравственного воспитания дошкольников

• обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми

• познакомить с формой и методами знакомства детей со сказкой

(Слайд 3) Форма проведения:

Время проведения:

Участники: педагоги

Предполагается, что в процессе мастер-класса участники смогут расширить свои представления по данной теме, применить полученную информацию при проведении НОД с детьми в дошкольном учреждении.

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

(Слайд 4)

Воспитательно - образовательные задачи:

• Приобщение к духовному и нравственному уроку сказки через восприятие сказочной проблемной ситуации. Научить ребенка через восприятие сказки понимать нравственный урок.

• Развитие эстетического чувства прекрасного через восприятие художественных образов сказки, эмпатии по отношению ко всему живому, созданному природой.

• Развитие активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства.

• Развитие вербального воображения ребенка на приемах работы со словом и сказкой.

(Слайд ..) Модель работы со сказкой – /это образец, на котором отрабатывается механизм работы педагога со сказочным материалом.- говариш/

Модель работы со сказкой:

1. название сказки

2. чтение сказки

3. речевая зарядка

4. беседа по содержанию

5. пересказ сказки (с опорой на наглядность)

6. рассматривание иллюстраций

7. работа с обучающими презентациями

8. создание сказки (продуктивная деятельность)

9. сказка и познание.

Образовательный процесс осуществляется:

• в ходе непосредственно образовательной деятельности,

• в ходе режимных моментов,

• в процессе совместной деятельности педагога с детьми,

• при организации самостоятельной детской деятельности.

ХОД:

Сегодня на примере одной сказки я покажу различные формы работы с детьми мл. дошк. Возраста.

Игр. Момент: Превращение (под муз.) выбрать участников Я надуваю мыльный пузырь (надувает), а вы подуйте на него (пузырь лопается) Пузырь лопнул, а вы превратились в малышей. Здравствуйте ребята!

#1050;артинка-ребус

Приглашаю вас в уже знакомую вам сказку. А в какую угадайте…внимание на экран.

(картинка : крыша от домика, лягушачьи глаза, мышкин хвост и т.д.)

(дети «думают», коментарии для педагогов)

Можно использовать не только картинку- ребус, но и пазл, кубики

Цель приёма: заинтересовать детей….и т.д.

#1044;.И: «Волшебный сундучок» для подгр. детей

Выберите героев этой сказки, выложите на стол.

(коментарии для педагогов)

Можно использовать фигурки для фланелеграфа, настольного театра, театр-карандаш (ложки, стаканчики), пальчикоый и мн.др.

Цель: воспитывать дружелюбие, выдержку, терпение. При этом дети учатся совместно, выполнять задание, развивать внимание, наглядное мышление,

3. Включение в расскзывание речевых игр-«опиши одним словом», «угадай, по описанию»; подвижных- «покажи, какая» «покажи как»

Цель: вовлечение каждого ребёнка в активный познавательный процесс; развитие интереса, творческих способностей, воображения, мышления, логики, поисковой активности; формируются навыки взаимодействия со сверстниками, заботливое отношение к окружающим.

Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Бежит мимо мышка-норушка, какая? Света, «опиши одним словом» (маленькая, серенькая, и тд) .

Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Никто не отзывается.

Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка. Женя, покажи как она прискакала?

Прискакала и спрашивает: Что спрашивает?

— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик, Остановился и спрашивает, а у него от страха голос дрожит. Оля, как зайчик спрашивает?

— Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

Идёт лисичка-сестричка. Айана, покажи какая лисичка

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

А сейчас, Лена, угадай кто к теремку прибежал серый, зубастый…(волк

Прибежал волчок — серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка. А ты кто?

— А я волчок — серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.

Вот они все в теремке живут, песни поют.

4. игра: «Угадай по музыке»

Цель: воспитывать умение по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев.

А кто живёт в теремке угадайте по музыке./ музыкальное сопровождение, дети отгадывают: мышка- норушка, лягушка- квакушка и т.д./

Вдруг идёт мимо…/музыка для медведя/Как ты думаешь, Нэля, кто идёт? /медведь /. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок — серый бочок. А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок.

Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— Я лучше у вас на крыше буду жить.

Влез медведь на крышу.

Только уселся — трах! — раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился.

Еле-еле успели из него выскочить:

мышка-норушка,

лягушка-квакушка,

зайчик-побегайчик,

лисичка-сестричка,

волчок — серый бочок,

Загоревали звери, жалко им стало свой теремок

#1069;тюд: «Горе»./дети изображают горе героев: вытирают глаза от слёз, брови сдвинуты, качают головой, пожалеть/

Цель: Вызвать сочувствие, побуждать к выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональное состояние героев

6. Игры-тренинги: Как померить всех животных? Использовать детские мерилки,….и т.п.

Цель: формировать очень важное умение в жизни – умение прощать, восстанавливать лад и мир .

Тёплый лучик

Солнце выйдет из-за тучек,
Нас согреет тёплый лучик.
А ругаться нам нельзя,
Потому что мы друзья.

Померили всех животных, а вот где же они жить будут? /ответы детей/

7. Моделирование построить теремок для животных из больших модулей, конструктора, кубиков ит.д.

Цель:

Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

8. Игра импровизация – является средством выражения, самореализации ребёнка. Привлечение других тетей. На новоселье теремка гости приходили, угощение приносили/петушки на палочке/. Песни, пляски заводили.

Цель: создать благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия.

Спасибо, дорогие коллеги за активное участие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семейные альбомы и книжки-малышки как метод нравственного воспитания младших дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО.

Описание долгосрочного проекта по нравственному воспитанию в первой младшей группе "Любим Родину с пелёнок"....

Методическая разработка (2 младшая группа) на тему: План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....

ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. БАРТО В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (В ПЕРВОЙ МЛАДШЕ ГРУППЕ)

Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения. Стихи для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Они формируют пре...

Мастер-класс «Сказка как средство организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах воды.Задачи:Объяснить детям такие явления как взаимодействие воды с бумагой, с деревомПознакомить со свойствами минеральной водыВызвать инт...