План работы по самообразованию по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)

Московкина Наталья Алексеевна

Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план по самообразованию35.39 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

по теме

 «Использование здоровьесберегающих технологий

в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность

           В последнее время проблема ухудшения здоровья населения в целом и, в частности, детей, стала национальной. Подписанное Президентом Российской Федерации Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» подтверждает беспокойство государства за будущее страны. Наше будущее – это наши дети. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

             Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

     Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровления детей является естественным спутником жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка.

        Почему я выбрала данную тему?

       Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

        Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно- оздоровительных, воспитательно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников.

        Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий способствуют повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Цели:

  • Формирование у детей осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накоплении знаний о здоровье.
  • Повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность посредством внедрения здоровьесберегающих технологий;
  • формировать представления о правильном питании и закреплять знания детей о пользе овощей и фруктов;
  • формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
  • формировать у воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни здоровья и здоровьесберегающей компетентности.
  • формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье;
  • подготовить (провести) консультации для родителей и педагогов по теме самообразования;

Предполагаемый результат:

  • Овладение детьми навыками ЗОЖ;
  • Снижение уровня заболеваемости;
  • сформирован интерес к физическим упражнениям и подвижным играм;
  • сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
  • сформированы элементарные представления дошкольников о строении собственного тела;

Для педагога:

  • развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения вопросов сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • разработан учебно-методический комплект: картотеки различных игр, игровых упражнений, ритмических импровизаций и пластических этюдов, сценарии оздоровительных развлечений и праздников, проблемные и игровые ситуации, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации;
  • разработаны педагогические проекты по оздоровлению дошкольников и формированию у них основ ЗОЖ;
  • внедрены в образовательный процесс оздоровительные технологии, современные формы и новые методы работы по формированию здорового образа жизни у детей.

Для родителей:

  • сформированы педагогические знания и практические умения по формированию у детей основ здорового образа жизни;
  • обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок;
  • развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ;
  • установлено единство с воспитателем группы в вопросах оздоровления и физического развития своего ребенка.

Для реализации здоровьесберегающих технологий в группе созданы следующие условия:

  • условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития, а именно спортивные площадки, оборудован спортивный зал, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка
  • в группе оборудован уголок двигательной активности, который оснащен согласно возрасту, всем необходимым оборудованием для группы,
  • составлен режим двигательной активности, с учётом возраста
  • в каждый вид деятельности включены упражнения, игры, физкультминутки, динамические паузы, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей, дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.
  • осуществление профилактики простудных заболеваний; проводятся закаливающие процедуры; ежедневно проводить гимнастику после дневного сна; проводить упражнения на свежем воздухе в разные периоды года.

Информационно - аналитический этап работы над темой самообразования

Таблица №1

Этапы

Пути реализации и формы работы

сроки

Практическая деятельность.

1 этап - диагностический

1.Выбор и определение темы самообразования.

2. Подбор методической литературы, работа с картотекой методического кабинета, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах

3.Изучение нормативных документов.

4.Анализ состояния учебно-воспитательного процесса.

5.Диагностика знаний и умений детей в данной области, выявление противоречий, нуждающихся в коррекции

сентябрь

1.Оформление плана работы по самообразованию.

2. Выявление и обоснование актуальности проблемы по результатам диагностики детей.

3.Сообщение на вводном родительском собрании на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

4. Анкетирование родителей по здоровому образу жизни детей дошкольного возраста.

2 этап - прогностический

1.Определение цели и задач работы над темой.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы (подбор методов и приемов).

3.Прогнозирование результатов.

октябрь

1.Составление и оформление перспективного плана работы с детьми по формированию ЗОЖ.

3 этап - практический

1.Разработка рекомендации, памяток для родителей.

2.Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Формирование методического комплекса.

4.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

5.Разработка и проведение здоровьсберегающих мероприятий, бесед, игр по ЗОЖ с воспитанниками.

6. Индивидуальная работа с детьми с использованием дидактических игр, бесед и развивающих упражнений.

В течении года

1.Памятки, консультации для родителей по данной теме.

 2. Подбор практического материала.

3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды (пополнение картотеками подвижных, дидактических игр и другим материалом по тематике).

 4.Выставка поделок, рисунков, аппликаций по данной теме.

5.Изготовление Лэпбука по ЗОЖ.

4 этап – заключительный

1.Самооценка и самоанализ проделанной работы в своей группе.

2. Повторная диагностика детей.

Апрель-май

1.Мониторинг индивидуального развития детей.

2.Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ. (отчет о проделанной работе).

Перспективный план работы по теме самообразования

на 2023- 2024 учебный год.

Таблица №2

Срок

Тема

Форма работы

Задачи

Обогащение

РППС

Подготовительный этап

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.

«Ребёнок и здоровье»

«Здоровое питание»

«Что я знаю о себе. Мой организм»

«Личная гигиена»

«Культура здоровья и безопасный образ жизни» - Ребенок на улице

 

«Культура здоровья и безопасный образ жизни» - Ребенок дома

«Культура здоровья и безопасный образ жизни» - Ребенок и природа

«Физкультурой занимайся и здоровым оставайся!»

Итоговое ООД

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы.

- Беседы: «Моё здоровье», «Как я буду заботиться о своем здоровье»;

-Просмотр презентаций на тему: «Здоровым быть – себя любить», «Закаляйся - если хочешь быть здоров»;

-Самомассаж: биологических активных точек «Неболейка»; с мячиками Су-Джок;  

- Д/игра: «Что нужно для укрепления здоровья»

- Квест-игра «Здоров будешь – все добудешь».

- Беседы: «Полезные продукты»,  «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»;

 - Просмотр презентации «Витамины и здоровый организм»

Д/игры: «Где живут витамины», «Полезные и вредные продукты»; «Узнай по описанию», «Разложи на тарелках полезные продукты»;

- Викторина «Правильно питаться - здоровья набираться»;

- Чтение: С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», С.Михалков «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», «Про девочку, которая сама себя вылечила».

Беседы: «Как устроено тело человека?», «Как растёт человек?», «Внутренние органы человека», «Здоровые зубы. Красивая улыбка»,

- Рассматривание детских энциклопедий, иллюстраций.

- Презентации: «Части тела человека», «Наши помощники – глаза», «Орган слуха. Забота о своем здоровье»

- Чтение: сказки «Птичка Тари» из книги Б.Зуходера «Ма-Тари-Кари».

- Беседа и рассматривание иллюстраций по теме «Как и для чего человек дышит».

- Дыхательная гимнастика (ежедневно)

- Беседа «Личная гигиена - залог здоровья», «Каждой вещи — своё место»;

- Д/игры: «Угадай предмет личной гигиены; «Общие и индивидуальные предметы гигиены»

-Познавательно-исследовательская деятельность:

Опыт с носовым платком.

-  Презентация «Чистота и здоровье»

- Игра «Воспитываем хорошие привычки» (кубик с иллюстрацией гигиенических процедур).

- Практикум «Чистка зубов»

Чтение: стихотворения С.Михалкова «Скверная история», «Про мимозу», Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».

- Игра-драматизация по произведению А. Барто, П. Барто «Девочка чумазая».

- Беседы: «Встреча с незнакомыми людьми на улице», «Безопасная дорога».

- Моделирование ситуации: «Если ты потерялся»

- Игра – КВН «Лучший пешеход»

- Д/игры: «Дорожные знаки – наши друзья», «Четвертый лишний» и др.

- Рассматривание

плакатов: ситуации

«Безопасность на улице», «Встреча с незнакомыми

людьми».

Чтение: С.Маршак «Кошкин дом»; В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо».

- Беседы: Если ты дома один», «Спички детям не игрушка!» - Презентация «Пожар – это опасно»

- Д/игра «Электроприборы», «Загадки из спичечного коробка», «Острые предметы»

- Моделирование ситуации: «Что будет, если не выключить кран с водой».

- Чтение: «Снежная королева» Г. Х. Андерсен, беседа по содержанию, стихотворения Г. Шалаева «Не открывай чужим людям»

- Беседы: «Будь осторожен с животными и насекомыми»

«Осторожно: ядовитые грибы и растения»

- Моделирование ситуации с помощью иллюстраций «Гроза в лесу, гроза в поле, гроза в городе»

- Выставка детских поделок «Грибная поляна»

- Выставка рисунков на тему:

«Лекарственные растения»

- Ситуация «Умеешь ли ты общаться с животными»

- Беседы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»,

«Со спортом дружить - здоровым быть»

- Презентации: «Здоровый образ жизни», «Режим дня».

- Д/игры: «Что нужно для укрепления здоровья»

-Спортивно-развлекательный досуг «Физкультурой занимайся и здоровым оставайся!»

 

Квест-игра «Секреты здоровья»

Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Формировать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни.

Формировать активные позиции в отношении здорового образа жизни. Уточнить, что нужно делать для сохранения и укрепления своего здоровья.

Формировать у детей представление о правильном питании, о вредных и полезных продуктах питания.

Уточнить знания детей о полезных продуктах, их назначении для здоровья и хорошего настроения. Дать детям первоначальные представления о витаминах. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Расширять и закреплять представления об элементарном строении человека. Познакомить детей с основными органами человеческого организма, их названиями, расположением и функциями, забота о них.

Закреплять знания о правилах личной гигиены, поддерживать интерес детей старшего дошкольного возраста к систематическому выполнению культурно-гигиенических навыков, прививать привычку к чистоте, воспитывать положительное отношение к личной гигиене. Развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни

 

Формировать потребность к реализации здорового и безопасного образа жизни;

Учить детей правильно оценивать поступки и поведение людей.

Развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице. Закрепить знания детей о работе светофора, о дорожных знаках и их назначении. Обобщить знания о правилах уличного движения. Воспитывать у детей культуру поведения на улице.  

Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме. Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме, закреплять умение соблюдать осторожность. Закрепить знания о пожароопасных ситуациях. Закреплять умение пользоваться телефонами службы спасения. 

Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность,

формировать у воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни здоровья и здоровьесберегающей компетентности.

Формировать осознанное позитивное отношение к занятиям физической культуры и спортом;

воспитывать стремление заниматься спортом, заботиться о своем          здоровье.

Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни, подвести к пониманию того, что каждый человек должен заботиться о своем здоровье с детства.

Создание здоровье сберегающего пространства

Разработка картотеки «Бодрящая гимнастика после сна»

Сборник пословиц и поговорок о ЗОЖ

Разработка настольной игры «Рецепты полезной и вкусной еды»

Составление картотеки «Пословицы и поговорки о правильном питании»

 

Разработка дидактического альбома на тему: «Правила ухода за зубами»

Подборка детской литературы по данной теме

Разработка картотек: «Гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста»,

«Дыхательной гимнастики»

Разработка настольной игры «Воспитываем хорошие привычки»

Разработка дидактического альбома на тему: «Правила ухода  за зубами»

 

Картотека дидактических игр «О здоровом питании»

Подборка детской литературы по данной теме

Сборник бесед: «Вредные привычки», «Опасные предметы вокруг нас», «Осторожно лекарства» и др.

Картотека подвижных игр

Альбомы «Безопасность», «Чистота – залог здоровья», «Спорт- это здоровье»

Схемы правил поведения в быту, на улице, в детском саду

   

Картотека «Физкультминуки и динамические паузы»

Работа с родителями.

таблица №3

Срок

Содержание работы

Практические выходы

Сентябрь

Анкетирование родителей с целью выявления социально-педагогических условий формирования представления о ЗОЖ в семье.

Анкета «О здоровье

всерьёз».

Октябрь

- Папка-передвижка «Виды здоровьесберегающих

технологий»

- «Что нужно знать о закаливании»

Консультации для

родителей

Ноябрь

 - «Организация закаливающих процедур в домашних условиях»

- Обмен опытом приготовления полезных блюд для

здоровья

Рекомендации родителям

Создание альбома «Рецепты здоровой и вкусной еды»

Декабрь

- «Культурно – гигиеническое воспитание в семье»

- «Берегите глазки»

- «Мой любимый выходной»

- Консультация для родителей

- Памятка для родителей

- Фотовыставка

Январь

Февраль

- «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка»

- картотека игр «Играем вместе с ребенком»

- «Здоровье ребёнка и фундамент культуры будущего взрослого человека».

- «Прогулка и её значение для здоровья ребёнка»

- Консультация для родителей

- Рекомендации

- Консультация для родителей

- Беседа

Март

- «Игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка»

Практические рекомендации

 Апрель

 «Наша здоровая и спортивная семья».

- День открытых дверей

- Выпуск стенгазеты

- показ итогового занятия

Май

- «Здоровье детей и обеспечение их безопасной  жизнедеятельности в детском саду и дома»

- Показ презентации

Выступление на родительском

собрании

- Итог работы по данной теме

Самореализация

Таблица №4

Срок

Содержание работы

Практические выходы

Сентябрь- октябрь

Подготовка плана работы по теме самообразования, поиск литературы к изучению.

План по теме самообразования

Ноябрь- декабрь

- «Виды  здоровьесберегающих  технологий и особенности  методики проведения».

- Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды»

Консультации для педагогов

Январь-февраль

- «Организация  здоровьесберегающего  пространства в группах»

- «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи»

- Консультации для педагогов

Апрель- май

- «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

-Показ презентации Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

- Оформление буклетов для педагогов

- Отчет по теме самообразования

Список литературы

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. – 2004 г.
  2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании – М., Олма-Пресс, 2006 г.
  4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008 г.
  5. Ганул Е.А. Правила поведения на природе - С.П., ИД «Литера», 2010 г.
  6. Жукова О.Г.  «Азбука «АУ!». Методические рекомендации по обучению детей основам безопасности. Санкт- Петербург: Детство - Пресс 2008 г.
  7. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2020 г.
  8. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2022 г.
  9. Поддубная Л.Б «ОБЖ» занимательные материалы. Издательско-торговый дом «Корифей» 2017 г.
  10. Соколова О.В. Правила поведения в опасных ситуациях - С.П., ИД «Литера», 2010 г.
  11. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. – 2007 г.
  12. Фисенко М.А.  «ОБЖ» разработки занятий. Волгоград 2021 г.
  13. Хромцова Т.Г. Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения. Детский сад от А до Я. 2006 г.
  14. Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. – 2018 .  
  15. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности - М., ТЦ «Сфера», 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю вашему вниманию интересный, познавательный и очень эффективный мастер - класс для родителей на тему: использование нетрадиционных техник в изодеятельности с детьми дошкольного возраста.

Пару дней назад я провела мастер - класс для родителей своих воспитанников. В теплой дружеской обстановке я познакомила их с нетрадиционными техниками, которые можно использовать в работе с ...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА «МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА в УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В ДО».

Одним из требований ФГОС ДО является необходимость постоянного совершенствования воспитателями своих профессиональных навыков через самообразовательную деятельность....

Мастер-класс по теме «Использование метода 3-х вопросов с детьми дошкольного возраста»

Имея большой стаж работы с детьми дошкольного возраста, я заметила, что с каждым годом дети становятся менее инициативными и самостоятельными, речь становиться скудной, дети предпочитают гаджеты живом...

Планирование по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Планирование воспитателя по самообразованию по теме "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...

План работы по самообразованию на тему: Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми 3-4 лет

План работы по самообразованию.Воспитатель: Байракова Ольга Алексеевна Тема. «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми 3-4 лет». Цели: повышение свое...