Сценарий квиз-игры для педагогов "Знатоки родной земли"
план-конспект занятия

Костарнова Екатерина Алексеевна

Материал направлен на

  • повышение педагогической компетентности педагогов по вопросам нравственно- патриотического воспитания;
  • обобщение знаний педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;
  • повышение  интереса педагогов к этой проблеме. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Колокольчик»

СЦЕНАРИЙ КВИЗ-ИГРЫ для педагогов

«Знатоки родной земли».

2023 год

Целевая аудитория: педагоги дошкольного учреждения.

Форма проведения: квиз - игра

Продолжительность: 50 мин.  

Цель:

  • повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно- патриотического воспитания;
  • обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;
  • вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

Задачи:

  • Совершенствовать работу ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.
  • Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности  по нравственно-патриотическому воспитанию.
  •  Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе.
  •  Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию  нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе.
  • Развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

     

План проведения семинара:

1 часть: Информационно – теоретическая.

     Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.

2 часть: Практическая «Квиз – игра».

Раунд № 1. «Бой пословиц»

Раунд № 2 «Черный ящик»

Раунд № 3 «Ботанический»

Раунд № 4 «Живописный»

    Раунд № 5 «Мозголомы»

Раунд № 6 «Знатоки русских сказок»

Раунд № 7 «Ребусы»

Рефлексия

Материально – техническое обеспечение: ноутбук, экран, карточки с заданиями, ручки, предметные картинки.

Ход  

       1 часть: Информационно – теоретическая.

       Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на сегодняшнем квизе, посвященному патриотическому воспитанию.

В.В.Путин: «Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

Воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность российского общества. Быть патриотом значит любить свою Родину, уважать славное историческое прошлое, ценить культуру, любить свой родной язык, природу родной страны и ее несметные богатства. Патриот – это человек, готовый защитить свое Отечество, постоянно осознающий себя частицей своего народа.

Ведущая роль в формировании нравственно – патриотического воспитания принадлежит педагогу. Именно педагог несет ответственность не только за знания, но и за воспитание будущего поколения.
     Работая в данном направлении, педагог ставит перед собой цель – создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина и патриота своего Отечества
.
       Основная цель формирования нравственности, патриотизма в дошкольном возрасте включает в себя:

  • формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;
  • формирование гендерной семейной, гражданской принадлежности;
  • воспитание любви к Родине, гордости за её достижения, патриотических чувств.

Современная  система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, реализация которой проводится по основным направлениям: 

  развитие основ нравственной культуры;

  формирование основ семейных и гражданских ценностей;

  формирование основ гражданской идентичности;

  формирование основ социокультурных ценностей;

  формирование основ межэтнического взаимодействия;

  формирование основ информационной культуры;

  формирование основ экологической культуры;

  воспитание культуры труда.

       Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются: систематичность,  последовательность и взаимосвязь различных образовательных деятельностей: коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной.

   Организованная образовательная и воспитательная деятельность педагогов с детьми по формированию нравственно - патриотических чувств  дошкольников ведется через следующие формы работы с детьми:

  • тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций;
  • развлечения, народные праздники, игровая деятельность;
  • культурно-познавательные (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
  • нравственно-трудовые (продуктивная деятельность, организация труда детей).

Для реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.

1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных

образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.

2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение, знать традиции своей Родины, своего края. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки, др.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ.

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!

Ведущий: Коллеги, теоретическая часть закончена, мы переходим к практической части, и проведем её в форме квиз – игры.

2 часть: Практическая  «Квиз – игра»

Ведущий: - Коллеги, при входе в зал вы все выбрали себе картинки, и рассаживались за столы  согласно изображению на картинке. Изначально у нас образовались 2 команды. Выберите, пожалуйста, капитанов своих команд. «Как корабль назовешь, так он и поплывет!»  прошу придумать название команд. Наша игра состоит из 7 раундов, в каждом раунде вам нужно ответить на вопросы или выполнить задание. Ответы на задания оформляются на карточках, которые затем передаете жюри. Задания выполняются за определенное количество времени.  За правильно выполненное задание команда получает от 1 до 2 баллов.

      Итак, начинаем:                      

Звучит песня «Отчего так в России березы шумят».

Ведущий читает стихотворение:

Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых.

Начинается с русской истории, Что описывал Нестор-монах,
Благовеста с степными просторами, Шапки той, что носил Мономах.

Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна,

Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.

Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви,

       Школьной парты, букетов цветистых, что учителю мы принесли.

Небольшое лирическое вступление в игру, но прежде чем начать, проведем небольшую разминку.

Предлагаю командам-участницам  размяться и по очереди отгадать загадки.

  1. Как в старину называли дом? (Изба)
  2. Один из главных православных праздников? (Пасха)
  3. Короткая шутливая песенка? (Частушка)
  4. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
  5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
  6. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
  7. Население определенной стороны? (Народ)
  8. Страна, в которой человек родился? (Родина)
  9. Где хранилось зерно у крестьян? (Амбар)
  10. Человек любящий свою страну? (Патриот)
  11. Как назывался старинный женский головной убор замужней  женщины? (Кокошник)
  12. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)
  13. Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)

 Ведущий:  Разминка прошла успешно и  нас ждет первый раунд «Бой пословиц».

       Раунд № 1.

«Бой пословиц». (Бой в бубен!!!)

                1 команда.

                Восстановите пословицы

Нет в мире краше

когда над ней крыша одна.

Глупа та птица,

будет Родина крепка.

Если дружба велика,

которой свое гнездо не мило.

Семья сильна,

хорошие дети растут.

В хорошей семье

Родины нашей.

2 команда.

Восстановите пословицы

Человек без Родины,

дороже всякого богатства.

В своем доме и

счастье дорогу не забывает.

Народное братство

что соловей без песни.

В семью, где лад,

а в ленивом доме пусто.

В прилежном доме – густо

стены помогают.

Ведущий: Предлагаю жюри проверить правильность ответов. Следующий раунд у нас «Черный ящик».

Раунд № 2  «Черный ящик». (Бой в бубен!!!)

( Слайд) Внимание! Вопрос!

В черном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это…..(Самовар).

(Слайд)

 Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)

Раунд № 3  «Ботанический»

Ведущий: 

- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишнее из списка…». Задания находятся в листочках в конвертах с названием станции.

Задание команде № 1

1. Исключите птиц, которые не водятся в центральной полосе России: дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, фламинго, соловей, тукан., дятел, сова, кукушка, киви, куропатка, глухарь, колибри.

Задание команде № 2

2. Исключите растения, которые не растут в центральной полосе России: шиповник, росянка, мята, полынь, пальма, элеутерококк, верблюжья колючка, календула, баобаб, лимонник, пустырник, перекати-поле (катун)

(Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток.

Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.)

Сейчас передаем свои ответы жюри.

Раунд № 4 «Живописный»

Любой человек стремится к прекрасному, и помогает нам в этом творчество. Чтобы формировать у детей эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве, мы обращаемся к произведениям живописи.

4-ый раунд называется «Живописный». На экране вы увидите репродукции известных картин. Вам предстоит назвать картину и ее автора.

В.А. Серов «Девочка с персиками»

М.А. Васнецов «Три богатыря»

И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

И.И. Левитан «Март»

В.И. Суриков «Боярыня Морозова»

И. Репин «Бурлаки на Волге»   

Завершился 4-й раунд . Прошу передать карточки с ответами жюри.                        

   Раунд № 5 «Мозголомы». (Бой в бубен!!!)

В этом раунде командам предстоит разгадать кроссворд за 2 минуты. Команда, давшая как можно больше правильных ответов, получает 2 балла.

1.Область в которой мы живем?

2. Столица России.

3. Ячейка общества.

4. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

5. Место рождения, происхождения кого – нибудь или чего – нибудь.

6. Город в Нижегородской области, градообразующим предприятием которого является металлургический завод.

7. Населенный пункт.

 8. Река в Нижегородской области.

 9. Страна, в которой мы живем

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

г

о

р

о

д

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

2

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

м

 

 

 

3

 

р

 

 

 

 

1

н

и

ж

е

г

о

р

о

д

с

к

а

я

 

 

 

 

 

н

 

 

 

с

 

 

 

е

 

ж

 

6

в

ы

к

с

а

 

9

 

к

 

 

 

м

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

в

 

 

 

ь

 

а

 

 

 

 

 

 

 

8

о

к

а

 

 

 

я

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 раунд «Знатоки русских сказок».

За каждый правильный ответ в этом раунде также начисляется по 2 балла.  Сейчас  я вам зачитаю текст, в котором собраны небольшие сюжеты сказок.

Задание: написать название этих сказок. Время выполнения 60 секунд.

Жили-были дед да баба, и была у них избушка не ледяная, а лубяная. Жили они в ней тридцать лет и три года. Жили, не тужили, и всё было хорошо, да не дал Бог им деточек. Вот и говорит старуха старику: «Ступай-ка ты, старик, к золотой рыбке. Поклонись рыбке, повинись ей, да выпроси у нее яичко не простое, а золотое». И отправился старик к синему морю. А старуха у окна села ждать его одна. Ждет-пождет с утра до ночи, даже очи разболелись.

А старик в это время не шутит; руки, ноги он рыбке веревками крутит. Зубы острые в самое сердце вонзает и яичко у нее выпрошает. А старуха в избе усмехается и Ивана-дурака дожидается. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Вот уж и зима прошла, весна наступила. Стало солнышко припекать и захотелось старухе ключевой воды испить. Пошла она к колодцу, зачерпнула воды, да вот беда – оступилась. Упало ведро на самое дно колодца. Плачет старуха, слезами горькими умывается. Глядь – лужица. Дай, думает старуха, напьюсь из этой лужицы.

А тут мышка бежит, молвит голосом человеческим: «Не пей, старая, козленочком станешь». Не послушалась старуха мышку, напилась  из лужицы. Вдруг грянул гром, засверкали молнии, и превратилась старуха в лягушку. Сидит себе да поквакивает. А на ту пору Иван-дурак возвращается с охоты. Глядит – лягушка сидит. Натянул он лук, прицелился… Тут взмолилась лягушка: «Не губи меня, Иванушка, я тебе пригожусь». Так и вышло, по-лягушачьи.  Принес Иванушка лягушку во дворец к царю-батюшке. И велел тут же государь приготовить три котла: с водою ледяною, водою вареною и с парным молоком. Выкупалась лягушка в трех котлах и стала красавицей писаной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. И детушки не заставили себя долго ждать. Народилось у них детей великое множество:  в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря.

А старик у синего моря по сей день ходит. Пойдет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит ту, которую вы сейчас услышали. Вот и получается, что сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам и старикам урок.

Подошёл к концу шестой раунд. Передаём ваши ответы.

 «Заюшкина избушка»,
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Снегурочка»,
«Курочка-ряба»,
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,
«Муха-цокатуха»,
«Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке»,
«Мороз Иванович»,
«Царевна-лягушка»,
«Конек-горбунок»,
«Сказка о царе Салтане»,
поэма «Руслан Людмила».

7 раунд «Ребусы»

В каждом ребусе зашифрованы понятия, относящиеся к нашей теме. Задача команд расшифровать ребусы. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Память C:\Users\smako\Desktop\для квиза\45759_d0d15e49d749aaa798797d33720c93c4.png.jpg 

Ордена C:\Users\smako\Desktop\для квиза\45759_557e71a8728fd932ffd3324bb571fa1c.png.jpg 

Честь C:\Users\smako\Desktop\для квиза\45759_af91e358738f17080d592ee08af2249b.png.jpg 

РоссияC:\Users\smako\Desktop\для квиза\45759_557e71a8728fd932ffd3324bb571fa1c.png.jpg 

РодинаC:\Users\smako\Desktop\для квиза\45759_15eaf06a434b21c7dcc76be4b4501700.png.jpg

Ведущий: А сейчас предлагаю жюри подвести итоги нашего квиза. Пока жюри занимается подсчетом, мы с вами проведем небольшую рефлексию.

Рефлексия «Душевная»

Песня душа народа. Много песен сложено о великой России, её красотах…Предлагаем песенный блиц. Каждая команда должна пропеть несколько строк из полюбившихся песен о России.

Подведение итогов. Выступление жюри. Спасибо всем участникам за игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Россия – родная Земля». Сценарий музыкального развлечения в подготовительной группе.

Цель.Воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, к Родине, чувство гордости, уважение к государственной символике.Задачи.Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру че...

Сценарий « Край родной- земля Воронежская»

Сценарий      « Край  родной-  земля  Воронежская»  ...

Сценарий экологического праздника в старшей группе «Земля-наш дом родной».

«Земля-наш дом родной». Это совместный с родителями экологический досуг....

Сценарий праздника "Край родной, земля Кубанская!"

Сценарий праздника посвящен 80 образования Краснодарского края. Предназначен для детей старшей возрастной группы....

Сценарий досуга. Тема: "Верность родной земле".

ЦЕЛИ:1.Освоение духовно- нравственных категорий.2.Развитие мотивации на общение в группе.3.Овладение умением приходить к согласию, сотрудничеству; взаимодействовать, слушать друг друга.4. Формировать ...

Сценарий развлечения для старших дошкольников в рамках проведения экологической недели «Наш общий дом, наш дом родной, Земля, где мы с тобой живем»

Цель: формирование экологической культуры у дошкольников.Задачи:Образовательные:расширять знания об обитателях родного краязакреплять правила поведения на природеспособствовать осознанию того, чт...