Консультация для педагогов на тему: «Немного о математики и не только о ней»
консультация

Свешникова Екатерина Александровна

Мы часто задаемся вопросом «зачем же мы изучаем математику?». И чтобы ответить на этот вопрос, нам достаточно оглянуться вокруг себя. Нам не раз приходилось слышать фразу о том, что математика - страна без границ. Несмотря на свою банальность, фраза о математике имеет под собой очень веские основания. Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu_matematika.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Немного о математики и не только о ней»

Подготовила воспитатель: Свешникова Е.А.

Мы часто задаемся вопросом «зачем же мы изучаем математику?». И чтобы ответить на этот вопрос, нам достаточно оглянуться вокруг себя. Нам не раз приходилось слышать фразу о том, что математика - страна без границ. Несмотря на свою банальность, фраза о математике имеет под собой очень веские основания. Математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько срослись с ней, что попросту не замечаем её.

А ведь с математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.

Дошкольник отличается удивительной активностью в познании окружающего, а интерес к математике проявляете и довольно рано. Кругозор складывается сначала из того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось наблюдать у взрослых, получить самому путем проб и ошибок. Затем горизонты расширяются. Ребенок усваивает то, о чем рассказывают, читают. Сам строит догадки, фантазирует. У него начинают складываться представления о предметах, их назначении и свойствах, величине и численности, форме и составе, о действиях, которые можно производить с ними: уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, сопоставить, измерить. Появляются суждения, отражающие накопленный опыт. Ребенок движется от незнания к знанию, от непонятного к понятному, отчетливому. Он постепенно поднимается в своем развитии все выше. Каждая новая ступенька расширяет его возможности, обогащает представления, совершенствует способы их применения. Возникают связи между новыми и уже имеющимися знаниями. Происходит их своеобразное «распределение» по понятиям, т. е. систематизация.

Однако умственное развитие становится полноценным не только при движении от незнания к знанию, но и, по мысли известного детского психолога академика Н. Н. Подцьякова, тогда, когда возникает противоположное направление движения — от понятного, определенного, объяснимого к непонятному и неопределенному. Это выражается в том, что в представлениях детей об отдельных сторонах окружающего вдруг возникают противоречия. Привычные аргументы становятся неубедительными, отчетливые знания — размытыми. Чтобы найти ответы на возникшие вопросы, необходима активная познавательная деятельность самого ребенка. Эти же закономерности обнаруживаются и при усвоении математических представлений.

Как и где дошкольник может изучать математику?

Достижения материальной и духовной культуры, в том числе и математической сферы, которые усваивает ребенок, чрезвычайно многообразны. В ходе организованного обучения ему передается лишь небольшая часть социального опыта. Багаж знаний пополняется и обогащается благодаря любознательности и активности ребенка, удовлетворению его познавательных интересов.

Дошкольник воспринимает представления об окружающем, общаясь с взрослыми, детьми старше себя и сверстниками. Казалось бы, готовые знания, которые он получает от других, ребенку нужно только запомнить и использовать в нужное время и в нужном месте. Что может быть проще? Однако этого не происходит. Рассказанное взрослым становится для ребенка ясным, но... формальным.

А что же сам ребенок? Его-то как раз интересует многое, если не сказать все, что вокруг, — и далекое, и близкое. Но познавать это и решать все противоречия он хочет сам, а затем поделиться «своими открытиями» с другими: мамой, плюшевым мишкой, товарищем.

Многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Однако это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, сведений, информации, пройти программу первого класса в пятилетнем возрасте. Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развить самостоятельность, независимость суждений и оценок. Не только научить воспроизводить знания, а помочь находить наиболее адекватный путь решения, объяснять свой выбор, устанавливать зависимости.

Период дошкольного детства — важный этап в жизни человека. Это центральное положение мировой научной педагогики прошлого и настоящего. Реализовать его необходимо своевременно и эффективно.

Необходимо поддерживать познавательный интерес и активность ребенка. Учеными подмечено, что в словаре пяти-шестилетнего ребенка наиболее употребляемое слово — «почему». С этого начинается открытие мира. Размышляя над увиденным, ребенок стремится объяснить его, используя свой жизненный опыт. Иногда логика в детских рассуждениях наивна, но она позволяет увидеть, что ребенок пытается связать разрозненные факты и осмыслить их.

 Как отмечал К. И. Чуковский, ребенок пытается применить, результаты жизненного опыта, добытые в других областях, к пониманию новых для него явлений.

Необходимо тактично относиться к высказываниям и вопросам ребенка, не иронизировать, не навязывать набор готовых знаний и суждений, ибо грубое вмешательство взрослой может резко затормозить мыслительную активность ребенка. Взрослые должны уметь понять и поддержать процесс и знания.

Важно научиться распознавать возникающий формализм в математических понятиях дошкольников и преодолевать его. Порой взрослые поражаются, как быстро ребенок усваивает некоторые довольно сложные математические представления: легко узнает трехзначный номер автобуса, двузначный номер квартиры, ориентируется в «нулях» на денежных купюрах, умеет отвлеченно считать, называя числительные до ста, тысячи, миллиона. Это само по себе хорошо, но не является абсолютным показателем математического развития и не гарантирует школьные успехи в будущем. Вместе с тем у ребенка может вызвать затруднение простой вопрос, где надо не просто воспроизвести знания, а применить их в новой ситуации.

А дошкольники? Они еще не знают, что математика трудна. И не должны об этом узнать никогда. Задача взрослых — дать ребенку почувствовать, что он справится, что он сможет усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное, познать радость от преодоления трудностей и гордость за свои достижения.

Содержание элементарных математических представлений, которое усваивают дети дошкольного возраста, вытекает из самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий, составляющих математическую действительность. Каждое направление наполняется конкретным, доступным для детей содержанием и позволяет формировать представления о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира; упорядочивать представления об отношении объектов по отдельным параметрам (характеристикам): форме, величине, количеству, пространственному расположению, временной зависимости.

На основе развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами происходит развитие мышления и элементов поисковой деятельности.

Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, формировать частные и обобщенные способы познания и необходимо в процессе обучения и познавательного общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования детей.

Исследования и практика обучения дошкольников показали, что на успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

Важное место в обучении отводится поисковой деятельности детей. Нередко в семье взрослые не позволяют ребенку изучать свойства предметов, экспериментировать, так как боятся, что они замочат рукава, испачкают стены или стол, насорят на полу, разобьют что-то, чрезмерно долго будут увлечены какими-то действиями, тогда как занятие имеет свои временные границы, и т. д. Все эти опасения обоснованны. Однако они не должны явиться препятствием для детского экспериментирования.

Необходимо и дома, и в группе детского сада создать специальную обстановку, чтобы ребенок мог посредством практических действий (иногда многократных) подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании протяженности, формы, численности, тяжести, равенства и других свойств: например, измерение объема жид кости в сосудах разной формы, сыпучих продуктов (муки, сахарного песка, соли, крупы) при приготовлении пищи, использование измерения при перестановке мебели, подготовке обоев для ремонта, раскрое материала.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов

у дошкольников необходимо использовать следующие методы:

• элементарный анализ (установление причинно-

следственных связей);

• сравнение;

• метод моделирования и конструирования;

• метод вопросов;

• метод повторения;

• решение логических задач;

• экспериментирование и опыты.

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых

методов, образовательная деятельность с воспитанниками может проводится

в различных формах:

• организованная образовательная деятельность (фантазийные

путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный

марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)

• демонстрационные опыты;

• сенсорные праздники на основе народного календаря;

• театрализация с математическим содержанием;

• обучение в повседневных бытовых ситуациях;

• беседы;

• самостоятельная деятельность в развивающей среде

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их

деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов

Федерального государственного образовательного стандарта -

реализация программы происходит, используя различные формы,

специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме

игры.

Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через

которое в духовный мир ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности.”

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в

развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой

являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических

представлений можно разделить на следующие группы.

1 Игры с цифрами и числами

2 Игры путешествия во времени

3 Игры на ориентировку в пространстве

4 Игры с геометрическими фигурами

5 Игры на логическое мышление

В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет,

классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит

доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Картотека занимательных дидактических игр по

математике для детей старшего дошкольного

возраста

1. Раскрась шары

Цели игры: способствовать выявлению представления о

форме, цвете, обучить счёту.

2. Самый внимательный

Цели игры: способствовать совершенствованию восприятия

пространства и цвета.

3. Палочки - считалочки

Цели игры: способствовать запоминанию и быстрому

воспроизведению образца.

4. Кто где?

Цели игры: способствовать формированию пространственной

ориентации на листе бумаги.

5. А ну-ка, отними

Цели

игры: выявление

графических

наблюдательности; воспитывать интерес к рисованию.

6. Весёлые числа

Цель: развивать быстроту, мышление, слуховое внимание.

Игра поможет вспомнить прямой и обратный счёт; усвоить

последовательность первых десяти натуральных чисел;

7. Чего не стало?

Цель игры: упражнение в счёте; воспитание внимания,

сообразительности, развитие памяти.

8. Сложи целое из частей

Цель: развивать глазомер, координацию сметливость.

9. Сделай поровну

Цель: развивать внимание, мышление.

рядах стало поровну, и объяснить полученный результат.

10. Куда пойдёшь, что найдёшь

Цель: закрепление пространственных ориентировок.

Воспитание внимания, мышления.

11.Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое,

узкое)?

Цель: уточнить представление детей о величине предметов,

учить находить сходство предметов по признаку величины.

Материал: мяч.

12. Конструктор

Цель: формирование умения разложить сложную фигуру на

такие, которые у нас имеются. Тренировка в счёте до десяти.                                                 13. Угощение кукол

Цель: закрепление знаний и умений делить предмет на 2 - 4

части.

14. Живое число

Цель: закрепление навыков прямого и обратного счёта  в

пределах 10 Выработка быстрой реакции на слово.

15. Вчера, сегодня, завтра

Цель: упражнять детей в активном различении временных

понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал: мяч.

16. Магазин без продавца

Цель: развивать мышление, сообразительность.

17. Два бассейна

Цель: закрепление понятий «широкий» ориентироваться в пространстве. Воспитывать внимание, сообразительность.

18. Ты вокруг оглянись, ко всему присмотрись

Цель: развивать, внимание, память, деятельность.

19. Потерянный домик

Цель: развивать, внимание, память, деятельность.

20. Большой - маленький

Цель: закрепление слов противоположного большой - маленький, низкий - высокий, длинный - короткий. Воспитывать внимание, сообразительность.

21. Пройди в ворота

Цель: закреплять умение считать, знание состава числа,

воспитывать внимание, сообразительность.

22. Когда это бывает?

Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года.

23. Подбери нужную карточку

Цель: закрепление счёта, умение соотносить количество

предметов с кружками, находить одинаково расположенные

в пространстве разные предметы.

24. Достань названный предмет

Цель: определить уровень развития моторной сферы и

уровень развития мыслительной деятельности ребенка.

Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие

ребенка.

Материал: мешочек, разные предметы геометрических форм.

25. Исправь ошибку

Цель: развивать память, логическое мышление у детей.

26. Сосчитай и построй

Цель: развивать мышление, сообразительность.

27. Услышь и посчитай

Цель: учить одновременно, считать звуки и отсчитывать

игрушки.

28. Матрешки

Цель: упражнять в порядковом счете, развивать внимание,

память.

29. В какой руке сколько?

Цель: упражнять детей в умении составлять число из двух

меньших чисел.

30. Игра с кубом

Цель: упражнять в прямом и обратном счёте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕМНОГО О МАТЕМАТИКЕ И НЕ ТОЛЬКО О НЕЙ

Статья содержит рекомендации по формированию у дошкольников элементарных математических представлений, воспитанию у детей интереса к самому процессу обучения математике; советы родителям и педаг...

Консультация для педагогов на тему: «Роль педагога в организации театрализованной деятельности».

 В организации театрализованной деятельности в ДОУ особая роль принадлежит педагогу, использующему различные технологии, обеспечивающие положительную динамику в развитии детей.  Испол...

Консультация для педагогов на тему: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?» педагог-психолог: Диденко М.В.

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему ...

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для педагогов на тему: «Математика для малышей»

На занятиях и в повседневной жизни широко используется дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, мы закрепляем, углубляем и расширяем математические представления детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для педагогов по теме: «Актуальность темы: «Наставничество» в работе с педагогами»

В консультации отражены цель и задачи наставничества,основные принцыпы наставничества, а также этапы наставничества...