Сообщение из опыта работы «Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной технологии"
материал (младшая группа)

Шагиева Инна Анатольевна

 «Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной  технологии».

 «Быть готовым к школе – не значит уметь

читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть

готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук
Леонид Абрамович Венгер

 

Вторая годовая задача нашего образовательного учреждения над которой мы сейчас работаем - «Современные образовательные технологии в реализации преемственности ФГОС дошкольного и начального образования».

 

Преемственность — связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Под понятием преемственности понимают углубление и расширение знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_okonchatelnoe_1.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2083»

Сообщение из опыта работы на методическом объединении для воспитателей младших и средних  групп.
Тема:

«Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной  технологии».

Сообщение подготовили воспитатели

Шагиева И.А., Подшибякина М.П.

                             

Дата проведения 4 февраля

 2020 года.

 «Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной  технологии».

 «Быть готовым к школе – не значит уметь

читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть

готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук
Леонид Абрамович Венгер

Вторая годовая задача нашего образовательного учреждения над которой мы сейчас работаем - «Современные образовательные технологии в реализации преемственности ФГОС дошкольного и начального образования».

Преемственность — связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Под понятием преемственности понимают углубление и расширение знаний.

В соответствии с ФГОС ДО, образование в дошкольном учреждении рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка.

Дошкольный возраст - это благоприятный период для  расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира.   Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

       Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Как сказал Альберт Эйнштейн - «Дети сами любят искать, сами находить.  В этом их сила».

Ребёнок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать.

Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Дети любят задавать вопросы, они способны удивляться всему, что они видят и воспринимают. Во второй младшей группе особенно важно заложить и поддержать в ребёнке такие качества, как любознательность, интерес к исследованию. Важно, чтобы предметы, через которые ребенок познает мир, вызывали у него эмоциональный отклик. Запоминается то, что заинтересовало.

Эффективный метод познавательного развития дошкольников - проектная деятельность. В младшем дошкольном возрасте эффективно познание «через эмоцию» ребенка. Дети интересуются всем, что происходит вокруг, познают новые предметы, их названия, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Чтобы поддержать интерес детей, нужно подвести их от наблюдения к пониманию. Малышам еще сложно сформулировать проблему, добыть знания в процессе исследования, поэтому мы это делали вместе с детьми (вводили детей в проблемную игровую ситуацию, вместе искали пути разрешения проблемной ситуации; проверяли на практике предположения).

Несколько краткосрочных проектов, которые мы проводили в этом году («Волшебная корзинка», « Вода и ее свойства», «Знакомство со свойствами снега»),  возникли в результате совместных обсуждений, бесед.  Проблема, на решение которой были направлены проекты, была одна - недостаточный запас знаний и представлений у детей младшего дошкольного возраста по данным темам.

Все группы нашего детского сада работают по выбранному направлению. Тематическое направление нашей группы- «Правила дорожного движения». Долгосрочный проект по ПДД «Дорожная грамота» мы начали еще осенью.  В процессе работы при обсуждении темы «Транспорт», мы обратили внимание на то, что дети пользуются различными видами транспорта, но в речи не используют слова, их обозначающие.

Возникновению краткосрочного проекта «Транспорт» способствовала еще и следующая ситуация. После окончания новогодних праздников, во время утреннего круга, дети делились впечатлениями о том, как провели каникулы, рассказывали о своих путешествиях. Большинство ребят ездили на елки. Настя рассказала о том, что ездила к бабушке с семьей на машине. А Сафина   с родителями летала на самолете к морю. Чтобы спровоцировать возникновение проблемы, задали вопрос: почему одни люди до пункта назначения едут на машине, а другие летят на самолете. Был затронут личный опыт детей.

Мы разработали кратковременный проект по данной теме «Транспорт», определили его цель: развитие познавательного интереса детей младшего возраста через ознакомление с транспортом.

Задачи: Познакомить детей с понятием «транспорт», его основными видами, назначением, учить различать основные части транспорта (кабина, кузов, колеса и т. д.)

Познакомить с профессией «водитель».

В беседах совершенствовать лексический запас по теме "Транспорт", закреплять обобщающее понятие "Транспорт".

Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за транспортом; Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог, общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.

Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.

Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, аппликации; развивать творческие способности.

Способствовать возникновению сюжетно-ролевых игр.

На первом этапе подготовки изучили методическую литературу, подобрали познавательную, художественную литературу для детей, иллюстрации, игрушки, дидактический материал по данной теме, составили план работы, конспекты НОД и бесед, сделали картотеку загадок, атрибуты для подвижных и СР игр.

Во втором этапе мы перешли к практической деятельности с детьми. Знакомство с транспортом начали с наземного, наиболее знакомого детям: рассматривали, называли их основные части, сравнивали, что есть общего у всех автомобилей, чем отличаются, определяли их назначение. В словарь добавили слова «легковая», «грузовая», «кабина», «кузов», «пассажиры», «водитель».

С воздушным транспортом познакомились после того, как «пришло письмо из Африки», где заболели все животные. Возникла проблема: как добраться? П

Пополнить свой багаж знаний помогли детям:

 обсуждение ситуации «Поможем щенку добраться в гости к петушку», беседы «Правила поведения в автобусе», «Самолет», «Лодочка, плыви», НОД «Виды транспорта», рассказы воспитателя о грузовом и пассажирском транспорте

На занятии по ФЭМП мы с ребятами учились сравнивать фигуры, возили морковку для зайчиков на грузовой машине, ездили на велосипеде в гости к зайчику по длинной и короткой дорожке.

На занятии по развитию речи обогащали словарь детей по теме «Транспорт». Описывая машину, подбирали ответы на вопрос: «Какая? Что делает?» В вечернее время читали стихи и рассказы о транспорте (Н. Найденова «Машина», Т. Волгина «Паровоз» «Скоростные машины» М.Минакова, «Едем в гости» М.Дружинина), заучивали стихотворения А.Барто «Самолёт», ««Грузовик», «Кораблик». В беседах «Транспорт - зачем он нужен?», «На чем передвигаются родители?» совершенствовали лексический запас по теме "Транспорт", закрепляли обобщающее понятие "Транспорт", развивали умения детей слушать и отвечать на вопросы воспитателя, активизировать речь детей в процессе рассматривания предметов и иллюстраций.

Выявили сложности при отгадывании загадок. Поскольку процесс отгадывания загадок является своеобразной гимнастикой, которая активизирует мышление, развивает сообразительность, быстроту реакции, привычку более глубоко и разносторонне воспринимать окружающий мир, решили поработать отдельно в проекте «Загадки».

Важным приёмом в добывании знаний о транспорте стало наблюдение. Поставив задачи: «Сравним грузовой и легковой автомобили по размеру», «Рассмотрим части автомобиля», «Какие колеса у машин», «Понаблюдаем за машиной, привозящей продукты», мы с ребятами наблюдали за машинами, пробовали сравнить, размышлять, вместе делали простые выводы. Наблюдение, информация из личного опыта помогали ответить на некоторые вопросы. И если до начала проекта на наши вопросы «Какая машина?» ребята отвечали, ориентируясь на цвет и размер: « Красная - синяя, большая- маленькая». То в процессе работы в группе и дома с родителями, появились качественно новые варианты ответов.  

Задачи познавательного развития можно включать в любую деятельность в ДОУ, однако основным видом познавательной деятельности для дошкольников является игра. Игра – это удовольствие и радость для ребенка, с ее   помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение детей. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, даже не догадываясь об этом.

Для малышей познавательное развитие возможно через совершенствование конструктивных умений: играя с кубиками, ребята сооружали из них гаражи для машин. В ходе постройки решали проблему «Как надо изменить гараж, чтобы на место маленькой машины въехала машина выше?»

Для постройки моста, по которому двигается транспорт, дети использовали бросовый материал. Введение в игровую ситуацию вопроса: «Сможет ли большая машина проехать по узкому мосту?» подтолкнуло к поиску возможностей расширения моста.

Закрепить названия частей автомобиля помогло плоскостное конструирование из геометрических фигур. Дети с удовольствием создавали поделки по образцу и проявляли своё творчество, придумывая новый транспорт.

В продуктивную деятельность были включены занятия по лепке «Колеса  автомобиля», «Автомобиль»,  аппликации «Наклеим окна на автобус»,  где дети совершенствовали навыки и умения в работе с пластилином и бумагой.

В свободной деятельности дети использовали раскраски и трафареты «Разные виды транспорта».  

Мы проводили с детьми такие дидактические игры и упражнения: вкладыши «Транспорт», «Сложи транспорт из частей», «Цветные автомобили», «Выложи транспорт из геометрических фигур», «Найди лишнее».  Для малышей сложно было начать играть в эти игры, поэтому мы выстраивали упражнения  по принципу «от простого к сложному», предлагали задания, соответствующие способностям и возрастным особенностям ребёнка, показывали образец рассуждения. В результате таких упражнений у детей формируются и закрепляются практические навыки и умения.

Игровые ситуации: «На дороге», «Перевези груз», «Мы едем в автобусе», «Ремонт автомобилей» помогли внести разнообразие в самостоятельные игры детей, наметился переход от манипулятивной игры к ролевой.

На занятиях по физической культуре и на прогулках играли в подвижные игры: «Самолеты», «Воробушки и автомобиль».

Во время бесед, НОД использовали физкультминутки: «Автобус», «Едет, едет паровоз»; дыхательное упражнение «Плыви, кораблик»; пальчиковая гимнастика «Транспорт».

В рамках проекта мы запланировали и провели работу по взаимодействию с родителями:

1. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми (беседы, просмотр видео-сюжетов, домашнее чтение по теме «Транспорт»).

2.Совместное творчество детей и родителей (изготовление транспорта из бросового материала).

3.Подготовка фотоматериалов «Ребенок и транспорт» для создания альбома.

4.Консультации для родителей по данной теме.

В результате проведенного проекта:

У детей появилась заинтересованность темой, они научились правильно называть виды транспорта, проявляют активное желание играть (приносят из дома игрушки, играют в дидактические игры), умеют организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний, понимают элементарные правила поведения в транспорте.

Перспектива: На основе полученных знаний в дальнейшем расширить представления о транспорте специального назначения.  

Изучить более подробно железнодорожный транспорт. (по желанию детей).

Вовлечение детей в проектную деятельность происходит постепенно- наблюдение, эпизодическое участие, сотрудничество.

Организация совместной с педагогом проектной деятельности помогает малышам познавать новые свойства и качества предметов, их сходство и различия, развивает любознательность, познавательную мотивацию, а в дальнейшем- интерес к учебной деятельности и желание учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС НОО И ФГОС ДО"

В стаье рассматривается на сегодняшний день актуальная проблема - преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования....

ОСОБЕННОСТИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Вопросы преемственности дошкольного и начального общего образования были и остаются актуальными в настоящее время. Подтверждение этому можно увидеть в федеральном государственном образовательном станд...

Организация работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального уровней образования в условиях функционирования подготовительных к школе групп на базе гимназии

В статье представлен  материал из опыта работы по обеспечению преемственности дошкольного и начального уровней образования, выражающейся в сохранении и постепенном изменении содержания,...

ОСОБЕННОСТИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Статья посвящена особенностям дошкольного и начального уровней образования. Рассматривается принцип деятельностного подхода, который лежит в основе ФГОС. Проанализированы основные задачи со...

Сообщение из опыта работы " Преемственность дошкольного и начального образования"

Сообщение из опыта работы " Преемственность дошкольного и начального  образования"....

Сообщение из опыта работы на методическом объединении «Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной технологии»

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому решение задачи  преемственности дошкольного и начального уровней образования относится к числу ...

Опыт работы "Преемственности дошкольного и начального общего образования, посредством адаптированной воспитательной программы «Возрождение».

                                Опыт работы на тему:«Образовательное пространство в рамках преемственн...