«Круги Луллия» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)

«Круги Луллия» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Иванина Надежда Васильевна Воспитатель. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ ) «Детский сад № 3» Кромского района Орловской области В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает Интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешными. Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Педагог должен искать интересные детям и в то же время несложные способы развития личностных качеств ребенка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить выучить материал, если цель его изучения непонятна. Одна из самых значимых и главных проблем в нашем современном обществе – это проблема развития познавательной активности дошкольников. В дошкольных учреждениях появляются новые информационные средства обучения и развития детей дошкольного возраста. В последнее время наиболее актуальна проблема внедрения и использования современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных учреждений. Центральное место занимает одноименное многофункциональное пособие - круги Луллия. В XIII веке Раймунд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Этот механизм он использовал для открытия новых истин и умозаключений. которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение . С помощью их стало возможно обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребёнка и его познавательных интересов. Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Они вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Могут быть использованы для индивидуальной, подгрупповой и работе в парах. «Круги Луллия» можно использовать: в организованной воспитателем игровой деятельности вне занятий; на занятиях (НОД) в качестве игровых упражнений и заданий; в самостоятельной игровой деятельности детей. «Круги Луллия» прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они способствуют подготовке дошкольников к самостоятельной работе в тестовом режиме, что необходимо для дальнейшего обучения в школе. Основная цель работы с кругами Луллия – развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы. Круги Луллия как чудесные и загадочные круги. В работе можно использовать пособие с тремя кругами по 8 секторов. Технология работы с кругами заключается в том, круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата. Игры с использованием кругов Луллия могут быть подобраны по двум направлениям: На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний. На развитие воображения, фантазии и творчества. Работать с данным пособием можно с детьми от 4-го года жизни. Авторы методики ТРИЗ предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов: 1-й тип: «Найди реальное сочетание» Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например, солнышко – жёлтое, квадрат жёлтого цвета. Солнышко всегда жёлтое, и зимой, и летом. 2-й тип; «Объясни необычное сочетание» При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия. Например, солнышко и квадрат синего цвета. Солнышко может быть синего цвета, когда на небе тёмные синие тучи. 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку» В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка. 4-й тип: «Реши проблемы» В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению. В познавательном развитии при ФЭМП это пособие позволяет: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание; закреплять умение различать цвета; умение соотносить предмет и цвет; закреплять умение различать и называть пространственные отношения: справа – слева развивать пространственное мышление. закреплять знания цифр и умение пересчитывать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующая ей цифра). геометрических фигур (соединять предмет определённой формы). При ознакомлении детей дошкольного возраста с «Кругами Луллия» с математическим содержанием быстрее формируется интерес к математике и логике, дети лучше запоминают состав чисел, предыдущее и последующее числа, геометрические формы и фигуры, основные математические понятия, потому что эмоционально вовлечены в процесс. Игры на ознакомление детей с окружающим миром нацелены на формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Использование игры при речевом развитии позволяет обогащать пассивный и активный словарь ребенка. Формируют способность решать проблемные ситуации; способствуют развитию связной речи; развивать фонематический слух (соединять картинку с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и считать слоги в словах). Использование кругов Луллия по художественно-эстетическому развитию позволяет закрепить цвета, узнать какие краски надо смешать для получения определённого оттенка. При использовании кругов Луллия по физическому развитию. Помогает закрепить виды спорта, название спортивного инвентаря, получить представление о вредных и полезных продуктах питания и др. В социально-коммуникативном развитии данная методика даёт богатые возможности для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становлению самостоятельности, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, позитивного отношения к различным видам труда и творчества. Таким образом, использовать Круги Луллия можно в любых областях. Варианты использования этой методики безграничны и детям она очень нравится. Все это положительно влияет на развитие личностных проявлений детей – развивается уверенность в себе, способность принимать позицию другого, воспитывается культура общения. Список использованной литературы: 1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2007. 2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». «Просвещение» 1989г. – 127стр. 3.Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2007. 4.Конева В.И. Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений. // Ребенок в детском саду. – 2012. – №4. – 32-33. 5. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания М.: Педагогика, 1986. – 224 с./ Под ред. Л.А. Венгера. /Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugi_lulliya.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Круги Луллия» как средство познавательного развития

детей дошкольного возраста»

Иванина Надежда Васильевна

Воспитатель.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ ) «Детский сад № 3»

Кромского района Орловской области

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить.

Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает Интеграцию образовательных областей, которая способна сделать развитие способностей и умений детей дошкольного возраста более успешными.

Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Педагог должен искать интересные детям и в то же время несложные способы развития личностных качеств ребенка. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить выучить материал, если цель его изучения непонятна.

Одна из самых значимых и главных проблем в нашем современном обществе – это проблема развития познавательной активности дошкольников.

В дошкольных учреждениях появляются новые информационные средства обучения и развития детей дошкольного возраста. В последнее время наиболее актуальна проблема внедрения и использования современных игровых технологий в образовательной практике дошкольных учреждений.

Центральное место занимает одноименное многофункциональное пособие - круги Луллия. В XIII веке Раймунд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Этот механизм он использовал для открытия новых истин и умозаключений. которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение .

С помощью их стало возможно обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребёнка и его познавательных интересов. Круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей.

Они вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Могут быть использованы для индивидуальной, подгрупповой и работе в парах. «Круги Луллия» можно использовать: в организованной воспитателем игровой деятельности вне занятий; на занятиях (НОД) в качестве игровых упражнений и заданий; в самостоятельной игровой деятельности детей.

«Круги Луллия» прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они способствуют подготовке дошкольников к самостоятельной работе в тестовом режиме, что необходимо для дальнейшего обучения в школе.

Основная цель работы с кругами Луллия – развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.

Круги Луллия как чудесные и загадочные круги. В работе можно использовать пособие с тремя кругами по 8 секторов. Технология работы с кругами заключается в том, круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска нужного результата.

Игры с использованием кругов Луллия могут быть подобраны по двум направлениям: На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний. На развитие воображения, фантазии и творчества.

Работать с данным пособием можно с детьми от 4-го года жизни.

Авторы методики ТРИЗ предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов:

1-й тип: «Найди реальное сочетание»

Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например, солнышко – жёлтое, квадрат жёлтого цвета. Солнышко всегда жёлтое, и зимой, и летом.

2-й тип; «Объясни необычное сочетание»

При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия. Например, солнышко и квадрат синего цвета. Солнышко может быть синего цвета, когда на небе тёмные синие тучи.

3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»

В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.

4-й тип: «Реши проблемы»

В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

В познавательном развитии при ФЭМП это пособие позволяет: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание; закреплять умение различать цвета; умение соотносить предмет и цвет; закреплять умение различать и называть пространственные отношения: справа – слева развивать пространственное мышление. закреплять знания цифр и умение пересчитывать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующая ей цифра). геометрических фигур (соединять предмет определённой формы).

При ознакомлении детей дошкольного возраста с «Кругами Луллия» с математическим содержанием быстрее формируется интерес к математике и логике, дети лучше запоминают состав чисел, предыдущее и последующее числа, геометрические формы и фигуры, основные математические понятия, потому что эмоционально вовлечены в процесс.

Игры на ознакомление детей с окружающим миром нацелены на формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.

Использование игры при речевом развитии позволяет обогащать пассивный и активный словарь ребенка.

Формируют способность решать проблемные ситуации; способствуют развитию связной речи; развивать фонематический слух (соединять картинку с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и считать слоги в словах).

Использование кругов Луллия по художественно-эстетическому развитию позволяет закрепить цвета, узнать какие краски надо смешать для получения определённого оттенка.

При использовании кругов Луллия по физическому развитию. Помогает закрепить виды спорта, название спортивного инвентаря, получить представление о вредных и полезных продуктах питания и др.

В социально-коммуникативном развитии данная методика даёт богатые возможности для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становлению самостоятельности, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, позитивного отношения к различным видам труда и творчества.

Таким образом, использовать Круги Луллия можно в любых областях. Варианты использования этой методики безграничны и детям она очень нравится. Все это положительно влияет на развитие личностных проявлений детей – развивается уверенность в себе, способность принимать позицию другого, воспитывается культура общения.

Список использованной литературы:

1. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2007.

2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». «Просвещение» 1989г. – 127стр.

#1050;арпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 2007.

#1050;онева В.И. Развитие познавательной активности старших дошкольников на занятиях по формированию элементарных математических представлений. // Ребенок в детском саду. – 2012. – №4. – 32-33.

5. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания

М.: Педагогика, 1986. – 224 с./ Под ред. Л.А. Венгера. /Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарии "Круга" для детей старшего дошкольного возраста. (коррекционно-развивающая работа воспитателя Карсаковой М.Г.)

Цель: освоение новой педагогической технологии на основе методических разработок Лидии Свирской «Утро радостных встреч» (2010г.) с целью решения коррекционно-развивающих задач с учетом возрастных...

Дидактическое многофункциональное пособие «Волшебный круг знаний» для детей дошкольного возраста

Дидактическое  многофункциональное пособие  «Волшебный круг знаний»  для детей дошкольного возраста...

Краткосрочная образовательная практика "Рисуем животных из круга" для детей младшего дошкольного возраста

Отличный способ увлечь ребенка рисованием – научить его рисовать, исходя из заданного параметра. На этой практике это будет круг. С помощью схем дети будут учиться создавать несложные рисунки жи...

Дидактическое пособие по технологии ТРИЗ "Круги Луллия" для детей дошкольного возраста

Дидактическое пособие по ФЭМП для детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Использование современной технологии "Рефлексивный круг" с детьми старшего дошкольного возраста"

Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе вообще и личностной готовности его к школе, в частности....

Описание движений танца "Детский круг" для детей старшего дошкольного возраста

В данной статье опубликовано описание движений к танцу "Детский круг" для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект утреннего круга для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жить и не ссориться»

Цель: расширение представлений о «прощении» как об одной из важнейших духовных и нравственных ценностей человека Программные задачи:Образовательные:-Учить видеть нравственну...