Конспект мастер – класса для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста »
материал

Цуканова Валерия Валерьевна

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов по вопросам использования дидактических игр для развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста. Познакомить воспитателей групп раннего возраста с некоторыми дидактическими играми, направленными на познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

  Мастер – класс

для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста».

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов по вопросам использования дидактических игр для развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста. Познакомить воспитателей групп раннего возраста с некоторыми дидактическими играми, направленными на познавательное развитие.

Задачи:

- дать представление о развитии познавательных интересов через дидактические игры;

- показать различные виды дидактических игр, упражнений направленных на познавательное развитие.

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в области использования дидактических игр, направленных на познавательную активность воспитанников.

Ход мастер - класса

   Познавательный интерес позиционирует себя как «активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» .

     Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов, таких как Б. Г. Ананьев, И. И. Бецкой, Н. А., Макаренко, А. К. Маркова, Н. Г.Морозова, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский, Г. И. Щукина и др. изучен достаточно тщательно. Тем не менее, до сих пор остается нерешенным вопрос - как вызвать у ребёнка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу.

     Одним из возможных средств развития познавательного интереса у детей раннего дошкольного возраста является дидактическая игра, так как она имеет важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии.

     Игры активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс привлекательным, интересным. Дидактические игры оказывают большое влияние на развитие познавательной деятельности, так как усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности. Это обеспечивает систематическое усвоение знаний обучаемых и закрепление их.

И я предлагаю вам, уважаемые коллеги, поближе познакомиться с некоторыми дидактическими играми направленные на познавательное развитие.

«Разложи грибы по тарелкам»

Цель: Развивать зрительное восприятие цвета; действовать по инструкции, выделяя цвет и называя его.

Ход игры

В мешочке собраны грибы разного цвета. Предложить детям помочь (ёжику, белочке) разложить грибы по тарелкам.

Дети должны разложить грибы (Красного, жёлтого, зелёного, синего цвета) по тарелкам такого же цвета.

«Какой игрушки не хватает»

Цель: Развитие внимания, памяти.

Ход игры

Взрослый заранее готовит несколько игрушек. Рассматривает их с ребёнком, потом просит закрыть глаза или отвернуться. Когда ребёнок поворачивается или открывает глаза, ему задаётся вопрос: «Какой игрушки не хватает?».

«Найди пару»

Цель: Осуществлять выбор цвета по образцу, закреплять знание названий основных цветов, развивать внимание.

Материал: 4 пары варежек разного цвета (синий, красный, зелёный, жёлтый)

Ход игры

Воспитатель даёт ребёнку варежку, остальные разложены на столе. «Найди такого же цвета». Ребёнок находит вторую варежку и называет, какого они цвета.

«Найди цветок для бабочки»

Цель: познакомить с названиями цветов (синий, красный, зелёный, жёлтый), учить различать цвета.

 Материал: цветы и бабочки соответствующих цветов.

Ход игры.

На ковре раскладываются цветы, детям раздаются бабочки. Дети бегают в разных направлениях (бабочки летают). Вдруг летит птичка, бабочки прячутся (садятся на цветок такого же цвета). Воспитатель поясняет: жёлтая бабочка садится на жёлтый цветок и т. д. Бабочки спрятались их не видно.

«Поиграем с прищепками»

Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

"Тактильная коробка"

Тактильная  коробка  - это   дидактическое пособие, предназначенное для детей раннего возраста.

Сделана из обычной коробки  из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой.   

Коробка наполнена  разными по фактуре  кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д. 

Все  предметы, находящиеся в коробке, дети с большим интересом  исследуют  руками. 

Дидактическое пособие "Тактильная коробка" помогает детям, используя прикосновения,  познавать  окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.

 Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - 

периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.

Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.

Данное пособие можно использовать в непосредственно образовательной  деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей(при условии, что в ней будут находиться безопасные для жизни и здоровья детей предметы). 

«Чудесный мешочек»

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Материал: непрозрачный мешочек, несколько пар предметов  разной формы.

Ход игры

На столе раскладываются предметы разной формы (шар, кубик, кирпичик). Педагог показывает предмет и просит достать из мешочка такой же.

   Сегодня мы познакомились с некоторыми дидактическими играми, которые вы можете использовать при работе с детьми.

    Дидактические игры в полной мере решают как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и являются основной ступенью в развитии познавательных интересов детей раннего дошкольного возраста. Игра помогает нам, педагогам, донести трудный материал в доступной форме.

   В заключении хотелось бы подчеркнуть, что познавательное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А  это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.                                                                                                                         - Благодарю Вас за активное участие и творческую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средство...

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»,

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природо...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра  является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития...

Мастер-класс для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактические игры для детей раннего дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактические игры для детей раннего дошкольного возраста»...

Обобщение из опыта работы на тему: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»...

Мастер – класс для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактические игры для детей раннего дошкольного возраста».

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов по вопросам использования дидактических игр для развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста. Познакомить воспитателей гру...